Суббота, 23.09.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 15 » Иранские очерки (продолжение)
09:51
Иранские очерки (продолжение)

Национальное и религиозное в Иране

Стоит отметить, что государственность в Иране прочна и ее вряд ли возможно расшатать митингами и выступлениями «оппозиции», связанной с Западом. Это же касается и якобы имеющегося недовольства со стороны национальных меньшинств Ирана. В первую очередь это относится к азербайджанцам — на их политические выступления против Ирана с целью отделения населенных ими районов Госдепартамент США в 2008 году только по официальной линии выделил более 70 млн долларов. Национальные интересы каждого перспективного (численностью около 1 млн и выше) народа удовлетворены как в кадровом отношении, так и в части культурных запросов. Например, в Иране на азербайджанском языке вещают четыре телеканала — три региональных: в Тебризе, Ардебиле и Зенджане, а также один международный — Sahar-2. Такого, к примеру, нет в Дагестане, где национальным языкам уделяется максимум пара часов в неделю, что выглядит скорее издевательством над проблемой со стороны местных властей, чем ее решением. Также на национальных языках издаются газеты и работает радио. Можно сказать, что у национальных меньшинств в Иране не меньше прав, чем, к примеру, у уэльсцев и других коренных народов Европы, не имеющих своих государств. У иранцев есть желание ввести телевещание на иранских языках, распространенных в Азербайджане, — талышском и татском. Обсуждалась даже возможность ведения некоторых телепередач на лезгинском и аварском языках на том же Sahar, вещающем на Азербайджан. Проблем с лезгинами-телеведущими у иранцев нет, поскольку в Куме и других городах в шиитских религиозных вузах учатся несколько десятков лезгин-шиитов, в основном из села Мискинджа.

То же касается и демократичности общества и государства, в чем я сам убедился хотя бы из разговора со студентами Ардебильского университета, которые и в личной беседе, и в ходе публичных выступлений смело высказывались на острые темы, связанные с государственной политикой, национальными отношениями и так далее, чего не встретишь даже в Дагестане или других регионах России.

В Иране, население, которого на 99% представлено мусульманами (90% — шииты), сунниты составляют около 10% жителей, в основном это курды и белуджи. В Ардебиле и Гиляне, соседствующих с Азербайджаном, до распространения шиизма большинство населения было суннитами-шафиитами, как и в Дагестане. Труды по шафиитскому мазхабу, написанные в Ардебиле, в средневековье были распространены в Дагестане и служили руководством по фикху. В этом регионе в горной зоне ираноязычное население (талыши, таты) до сих пор является суннитами-шафиитами. Отношения с шафиитами поэтому носят более доброжелательный характер, нежели с ханафитами (турки, туркмены и прочие кочевые в прошлом народы), с которыми у иранских шиитов исторически сложились прохладные отношения.

Северо-западная часть Ирана, а именно провинции Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан, населены в основном тюркоязычными шиитами, которых этнографы предлагают называть азербайджанцами, но у самого населения в массе своей общеиранское самосознание с превалированием религиозной составляющей. Стоит отметить, что среди руководства страны и преуспевающих бизнесменов много выходцев из этой прослойки населения. Достаточно сказать, что нынешний аятолла Ирана Хаменеи является выходцем из деревни под Тебризом, населенной тюркоязычными шиитами.

Западные, особенно американские ученые и исследователи склонны преувеличивать численность азербайджанцев Ирана, доводя их численность до 30 млн. Однако известно, что большинство они составляют только в трех вышеуказанных провинциях (останах), общая численность населения в которых составляет около 6 млн человек. Если учесть, что в них живут также персы, курды, талыши и другие народы, а за пределами этих трех останов живет не более 1,5 млн азербайджанцев, переходящих постепенно на персидский язык и осознающих себя в массе своей иранцами, то становится очевидным, что общая численность азербайджанцев в Иране никак не может составлять более 7 млн человек, или 9% общего населения, вместо заявляемых 30%. Кроме того, именно в этих трех азербайджанских останах наблюдается наиболее низкий рост населения в Иране, который составляет в среднем 0,4% в год по сравнению с 1,8% у соседних курдов и 1,4% у персов, не говоря уже о 2,5% у белуджей. Таким образом, тактика США и Израиля, направленная на использование азербайджанцев как пятой колонны для развала иранского государства и разделения его на 6—7 стран, не имеет серьезных предпосылок.

Более того, последние действия азербайджанских властей, которые разрушили несколько суннитских и шиитских мечетей в Баку и его пригородах, вызвали не только возмущение среди суннитского населения АР и России, но и более действенные шаги со стороны Ирана. На протяжении всего нескольких дней сразу три влиятельных аятоллы Исламской Республики Иран потребовали от президента Азербайджана не закрывать и не разрушать шиитские мечети. Первым к президенту Азербайджана обратился аятолла Сафи Голпайгани, который в адресованном Алиеву письме подверг последнего резкой критике за разрушение мечетей в Баку. Спустя несколько дней еще один влиятельный иранский священнослужитель, аятолла Макарем Ширази четко заявил: «Если в Азербайджане не прекратится разрушение мечетей, то мы прикажем верующим оказывать сопротивление. Мы также заявляем, что погибшие на этом пути будут считаться шахидами. Власти Азербайджана должны знать о том, что шииты ждут фетву со стороны религиозных лидеров. Если будет фетва, шииты выполнят ее. Мы пока что не выступили с подобной фетвой. Но если не произойдут изменения в отношении проблем, изложенных выше, мы выступим с подобной фетвой». Третье предупреждение Алиеву прозвучало уже в ультимативном виде из уст аятоллы Зейн-ол-Абеддина Горбани. Во время пятничной молитвы он затронул также вопрос шиитских мечетей в Азербайджане и, обратившись к президенту этой страны, заявил: «Я выдвигаю вам ультиматум: не делайте так, чтобы оказаться на свалке истории вместе с шахом Муххамедом Резой и Саддамом Хусейном».

Некоторые иранцы, с которыми приходилось разговаривать на эту тему, высказывают предположение, что гонения на ислам и мечети в АР связаны с происхождением Ильхама Алиева и его отца от курдов-езидов. Езидизм фундаментальные мусульмане называют сатанизмом, а его последователей — молящимися Илбису, который изображается в виде павлина (павлин — верховное божество у езидов). Езиды в Турции и других странах пользуются расположением Израиля и партии сионистов, подчеркивали мои собеседники, говоря о связях клана Алиева с руководством Израиля. По их словам, «иначе чем объяснить столь близкие отношения между официальным Баку и Тель-Авивом и то, что Ильхам Алиев свою старшую дочь выдал за представителя одной из видных семей горских евреев Агаларовых».

Стоить отметить, что отношения Баку и Тель-Авива являются одной из любимых тем иранцев, которые оригинально обыгрывают этот сюжет в разных СМИ. Так, в октябре 2009-го на сайте Национальной телерадиокомпании Ирана был размещен видеоролик, в котором на флаге Азербайджана вместо обычной восьмиконечной звезды была изображена Звезда Давида. Там же появилась аналитическая статья, посвященная связям политиков и представителей СМИ Азербайджана с «сионистским режимом». А в феврале этого года, накануне визита в Баку главы МИД Израиля Авигдора Либермана, уже упоминавшийся нами иранский телеканал Sahar выпустил еще ролик, в котором на фоне тел палестинских детей — жертв «сионистской» агрессии — демонстрировались кадры встреч президентов и официальных лиц Азербайджана и Израиля, их теплые объятия и выражения самых добрых чувств друг к другу. Со своей стороны израильские СМИ, в частности русскоязычный портал «Изрус», предупреждает, что подобные выпады со стороны Ирана и «скандальное заявление аятоллы Ширази… играют на руку в первую очередь израильтянам, способствуя их закреплению на северных рубежах Исламской республики», подтверждая наличие произраильских позиций в руководстве Азербайджана.

автор: Марко Шахбанов

http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=2904

Просмотров: 368 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017