Суббота, 20.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 14 » ФАКТОРЫ УСПЕХА ПЕРВЫХ МУСУЛЬМАН
11:08
ФАКТОРЫ УСПЕХА ПЕРВЫХ МУСУЛЬМАН

�В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас� (Сонмы, 21); �Скажи: �Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной� (Семейство Имрана, 31).

Это всего лишь два аята из огромного числа, в которых Всевышний определил для мусульман программу постижения Ислама, построения исламского общества и развития исламского призыва. Это программа, которую в полной мере реализовал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Кроме того, Аллах призвал людей к рациональному осмыслению и анализу Своего Слова, Своего Закона и программы для человечества: �Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?� (Мухаммад, 24).

Этот призыв к размышлению, согласно толкованиям Корана, состоит в размышлении над путем, предначертанным Аллахом человеку. Над путем, полной мере реализованным Посланником Аллаха (мир ему и благословение), который, как известно, был живым воплощением Книги Аллаха.

Таким образом, неукоснительное следование пути Пророка (мир ему и благословение), а также размышление над этим путем – есть два непременных условия успешного призыва людей к Исламу, воспитания полноценных исламских личностей и построения исламского общества.

Глубокий анализ пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение) открывает перед нами восемь факторов, которые способствовали беспрецедентному успеху исламского проекта под его руководством:

1. Социальный и моральный статус Мухаммада (мир ему и благословение) в обществе

Всем нам известно, что Мухаммад (мир ему) еще до начала своей пророческой миссии занимал в курайшитском обществе высокое положение. Это положение Мухаммада (мир ему) в обществе было обусловлено его невероятной праведностью и честностью.

Он никогда не потреблял спиртного, никогда не кланялся идолам, никогда не посещал непристойных мероприятий, никогда не лгал и хранил данное обещание. Обычно меткие на колкие прозвища соплеменники Мухаммада (мир ему) по достоинству оценили его нрав, окрестив его именем �Амин� (верный, надежный, честный). В дальнейшем, по началу пророческой миссии, именно этот высокий кредит доверия со стороны своих соплеменников позволил Мухаммаду (мир ему) завоевать призывом сердца людей.

Кредит доверия и уважения со стороны родственников и соплеменников к призывающему, а также его высокое моральное положение в обществе – обязательное начальное условие для осуществления успешного призыва к Исламу. В условиях сегодняшней России этот высокий статус завоевывается как и во времена Посланника Аллаха (мир ему) кристальной честностью, праведностью и надежностью. Мы должны помнить, что прежде наших слов об Исламе, до людей доходит молва о наших поступках и нашем нраве.

Если призывающий к Исламу не отличается высоким нравом, если он не держит данного слова, если он груб с людьми, мы должны быть уверены в том, что никакой его сосед, однокурсник или коллега по работе не заинтересуется этим призывом и не будет верить ни одному его слову.

Кроме совершенствования своего нрава, призывающий к Исламу в сегодняшних условиях должен всеми силами добиваться высокого социального положения в обществе. Опять-таки речь идет не столько о богатстве, хотя и этот фактор весьма важен для мусульман. Мы говорим о том, что мусульманин в той сфере, в которой он трудится – в торговле, в науке, в спорте, в образовании, – должен добиваться самых высоких результатов и позиций: �Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом� (Хадж, 78).

Этот и многие другие аяты призывают мусульман к усердию на пути Аллаха во всем, чем они заняты в своей жизни – в призыве людей к Исламу, в воспитании детей, в образовании, в науке, торговле и в подготовке своего тела и духа к предстоящим испытаниям. Мусульманин во всем, что он делает, должен помнить о милости Аллаха, о смысле своего усердия и о том, что в этом усердии, в каждом деле, верующий должен выкладываться полностью.

2. Предельная богобоязненность и полное упование на Аллаха

Истинная богобоязненность заставляла сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) рыдать так, что бороды и одежды их мокли от слез. Ненароком услышанное Умаром (да будет доволен им Аллах) чтение Корана так потрясло его, что он не смог удержаться на ногах, поскольку вспомнил об ответе перед Всевышний. Тот же самый Умар (да будет доволен им Аллах), которому господом при жизни был обещан Рай, вскидывался на смертном одре каждый раз, как слышал призыв на молитву. Настолько он боялся пропустить очередной намаз.

Таким образом, сердца Посланника (мир ему) и его сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) привязывались к Богу прочной связью. Они любили Его и страшились, стремились к Нему и желали Его, готовили себя к покорности Ему и Его повелениям. В их сердцах была воздвигнута прочная основа, способная нести бремя исполнительности и верности.

Кроме этого, Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники (да будет доволен Всевышний ими всеми) воспитали в своем сердце истинное упование на Аллаха. Они не ждали от Него на этой земле ничего – ни победы, ни власти, ни того, что Аллах обрадует их плодами их изнурительного усердия.

Они желали только милости Аллаха. На этом пути они оставляли свою родину, свои семьи, свое богатство, свои жизни. Потому что они уповали на Господа и верили в то, что Его Милость объемлет усердствующих. Именно эта богобоязненность и упование на Аллаха воспитали в свое время уникальное поколение рабов Господа, подобного которому не было никогда в истории человечества.

Торжество Ислама готовится не �мусульманами-перестраховщиками�, отсиживающимися каждый в своем уголке, под предлогом: �А почему я? Мне больше всех надо, что-ли?� Победа Ислама куется и завоевывается муъминами, целиком и полностью предавшимися Аллаху и восклицающими: �Достаточно мне Аллаха, и Он – лучший Покровитель!�

3. Полное отвержение неверия

Сфера вероубеждений мусульманина – одна из нескольких, в которых недопустимы никакие уступки или компромиссы с неверием: �Скажи: �О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы...� (Неверующие, 1-2).

Только полное очищение своего сердца от всех ложных убеждений и идеологий, полное подчинение сердца Всевышнему – залог истинного, правильного поклонения и усердия. Ведь, когда сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) принимали Ислам, они оставляли на пороге все свое прошлое, связанное с языческим невежеством. В момент, когда они приобщались к Исламу, они чувствовали, что начинается новая эпоха, совершенно отличная и отделенная от жизни, которую они прожили в язычестве.

Они окончательно отделялись от язычества и навсегда связывали свою судьбу с мусульманской средой. Это отделение от языческого мира не означало, что мусульмане переставали общаться со своими соплеменниками-язычниками. Наоборот, мусульмане вторгались с призывом к Исламу в самую гущу языческого общества, в места собраний язычников, встречали их на всех путях и коммникациях, беседовали с ними на рынках и в их же домах.

Отделение от языческого общества происходило в другой сфере – в сфере окончательного и бесповоротного отказа мусульман от восприятия языческих вероубеждений, обрядов поклонения, языческих моделей построения общества и языческой культуры.

Однако сегодня мусульмане забыли об этой важной грани полного и окончательного размежевания с языческими, ложными идеологиями и моделями социального устройства и переходят красную черту. Причем многие неосознанно, а многие осознавая, но не придавая тому большого значения. Даже на мно�гом из того, что мы считаем исламской культурой и исламскими принципами, стоит печать языческого невежества, ложных идеологий и социальных моделей.

Далее просто навскидку и списком: ежегодное празднование Навруз-байрама, униженное положение женщины в обществе, разделение окружающей действительности на �светскую� и �исламскую�, пренебрежение естественными, гуманитарными и обществоведческими науками, мужская сексуальная вседозволенность, беспричинная жестокость к иноверцам, увлечение мусульман идеями и общественными моделями коммунизма, �исламского социализма�, �здорового национализма�, религиозно-политического экстремизма и т.д.

Именно по причине замутненности и замусоренности нашего сознания и нашего вероубеждения исламские ценности не держатся в наших сердцах, не прослеживается со всей четкостью в наших умах исламское мировоззрение, не формируется в нашей среде мощное поколение людей, сходных по типу с теми, которых впервые сформировал Ислам.

4. Полное воплощение предписаний Корана в жизни

Для Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) Коран являлся программой жизни, призывом к действию и приказом одновременно. В Коране первые мусульмане находили ответы на все свои смысложизненные вопросы. В Коране они черпали информацию о том, что они должны делать в этой жизни, к чему стремиться, ради чего жить и умирать. Коран являлся для них детально расписанной программой действий и усердия.

Они полностью, с великой готовностью, без тени сомнения или промедления воспринимали повеления Корана, с тем чтобы сразу же приступить к их выполнению, подобно тому, как солдат на поле боя приступает сразу же к выполнению приказа по его получению. Коран сливался воедино с их сущностью, мусульмане чувствовали, что они живут под неусыпным оком Аллаха, под сенью Его могущества.

И в соответствии с этим Небесным Законом они формировали себя в своей реальной жизни: �Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных� (Корова, 2). К подобному же отношению к Корану призывает и хадис Пророка (мир ему и благословение): �Читайте Коран и претворяйте его повеления в жизнь...� (передали Ахмад и Ат-Табарани).

Подобное отношение к Корану как к Высочайшему Повелению, как к Прямой Речи Аллаха, с которой Он обратился к человечеству и непосредственно к каждому человеку, порождало в душах сподвижников (да будет доволен ими Аллах) неуемную жажду познания и подчинения Корану.

При этом Ислам требует от нас не просто претворения Корана в жизнь, но претворения полного: �Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?� (Корова, 85). Коран, как важнейший источник вероубеждения и как программа исламской деятельности не может сформировать полноценную исламскую личность, не может произвести полного переворота в душах людей и в людском обществе, если он реализовывается фрагментарно, частично.

При частичном освоении и воплощении Корана, когда некоторые его положения реализуются на практике (намаз, пост, хадж), а некоторые нет (богобоязненность, смиренность, любовь к ближним, честность и справедливость) в нашей душе и в нашей жизни, в душах и жизнях других людей остаются �мертвые зоны�, неохваченные подчинением Корану. Именно эти �мертвые зоны� и становятся рассадником для семян шайтана – зависти, гордости, невежества, стяжательства и склонности к греху.

Только трепет и благоговение, покорность и послушание, которое испытывали сподвижники (да будет доволен ими Аллах) перед Словом Аллаха может привести к зарождению искорок настоящей веры.

5. Обладание полным знанием об обществе, в котором развивается призыв

Если мы обратим свои взоры к примеру жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то обнаружим, что, кроме того, что он обладал исламскими знаниями, которые ему ниспосылал Сам Всевышний через ангела Джибриля (мир ему), он еще обладал совершенным нравом и детальным знанием нужд, интересов, образа жизни и чаяний того общества, в котором он начинал свой призыв к Единобожию.

Более того, молодой Мухаммад (мир ему) обладал знаниями не только о жизни курайшитского общества. Торговые поездки с караванами Хадиджи (да будет доволен ею Аллах), беседы с паломниками, прибывающими в сезон хаджа к Каабе, позволили ему наблюдать за жизнью и других арабских обществ, поселений и городов. К примеру, он был прекрасно осведомлен о положении подданых негуса в христианской Абиссинии, об образе жизни бедуинов, племен Внутренней Аравии и даже о взаимных претензиях и вражде племен аус и хазрадж в далеком Ясрибе (будущей Медине).

Сподвижники, окружавшие Посланника Аллаха (мир ему и благословение) также отличались праведностью и широчайшими познаниями о современном им арабском обществе. К примеру Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) был лучшим знатоком среди курайшитов генеалогических древ происхождения арабских родов.

Билял бин Рабах, Сухайб ар-Руми и Салман ал-Фариси (да будет доволен Аллах ими всеми), будучи выходцами из Абиссинии, Византии и Персии, соответственно, являлись носителями знаний об образе жизни в этих странах. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах), по наставлению самого Посланника Аллаха (мир ему) изучил грамоту и книги иудеев, став, таким образом, профессиональным переводчиком с иврита и специалистом по иудаике.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), призывая своих ближайших родственников и друзей в годы тайного призыва, говорил с ними на языке, доступном их пониманию и о тех проблемах, которые их волновали – мерзость поклонения идолам, великая награда от Аллаха праведникам и единобожникам, воспитание своего сердца в подчинении Господу Миров.

Но сегодняшним студентам исламских вузов, имамам и проповедникам подобное же знание о современном им обществе никто не предоставляет. Для этого мусульманам, желающим донести слово Аллаха до людей, придется изучать социологию, политологию, психологию, историю, конфликтологию и все производные от них науки. За этими науками нам придется сидеть также упорно, как и над шариатскими дисциплинами.

6. Поэтапность развития призыва и исламской активности

Воистинну, Аллах не меняет ночь на день в одно мгновение. Для каждого из них определено свое время и свой час. Таким же законам поэтапности и постепенности Аллах подчинил и человеческое общество. Он не меняет исторические эпохи одну на другую в одночасье. Смена первобытной дикости городской цивилизацией происходила постепенно, многие тысячелетия. Смена языческого невежества исламским обществом также происходила постепенно.

Этапами формирования Исламской цивилизации в недрах языческой являлись: подготовка личности Мухаммада (мир ему) к пророческой миссии, внушение ему любви к уединению, начало откровений, короткий перерыв в откровениях для того, чтобы Мухаммад (мир ему) мог привести свои чувства в порядок, осознать масштабы своей миссии и подготовиться к принятию откровений в дальнейшем, начало исламского призыва в кругу ближайших родственников и друзей, период тайного призыва, переход к открытому призыву, терпеливое противостояние нападкам курайшитов, начало призыва за пределами Мекки, переселение в Медину, построение полноценного исламского общества, защита интересов мединского джамаата с оружием в руках, открытие Мекки и полное торжество Ислама.

На каждом из этих этапов Аллах мог бы Своим Могуществом в одночасье даровать победу Мухаммаду (мир ему) и его джамаату: �Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной...�

Однако, Всевышний установил для человеческого общества непреложные законы причинно-следственного, поэтапного развития. Ни один новый этап, ни один качественный прорыв, ни одна победа не падают на нас с небес. Их нужно готовить упорным трудом, изнурительным усердием, подготовкой причин, созданием условий, и после этого Аллах может даровать нам желанное.

И Мудрость Аллаха в том, чтобы человек проходил через эти этапы развития общества из одного состояния в другое. В этом истинный смысл Исламской религии и исламского призыва – в поэтапной подготовке человека и общества к принятию Ислама, к подчинению Слову Аллаха, к изменению окружающего мира. Эта Мудрость Аллаха проявилась и в постепенном (опять-таки, не единовременном!) ниспослании Корана: �И Коран Мы разделили на отделы, чтобы ты читал его людям с расстановками, для того Мы ниспосылали его частями� (Перенес ночью, 106).

Именно с последовательной реализацией и доведением каждого этапа развития призыва и построения исламского общества до логического завершения и связан беспрецедентный стратегический успех джамаата Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

7. Братство и построение сплоченного джамаата

Мы слышали о невероятных степенях любви мусульман друг к другу, но слушали это, скорее всего, как захватывающие дух истории из �жития святых�. И никто из нас не решился сделать первый шаг навстречу своему брату мусульманину и сказать: �Брат, я люблю тебя ради Аллаха�.

В битве при Ярмуке четыреста мусульман поклялись умереть, но отстоять свои позиции. После их блестящей и убедительной победы, на поле боя остались лежать три израненных воина: Аль-Харис ибн Хишам, Аййаш ибн Абу Рабиа и Икрима ибн Абу Джахль (да будет доволен ими Аллах). Когда один из них, изнемогая от жажды, попросил воды, Икрима сказал, взглянув на Аль-Хариса: �Напоите его!� А Аль-Харис воскликнул: �Напоите Аййаша!� Когда с водой подошли в Аййашу, то обнаружили, что он уже скончался... Когда люди вернулись к двум остальным бойцам, то увидели, что они также последовали за своим товарищем (да будет Аллах доволен ими всеми).

Братство и любовь друг к другу среди сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были не просто заявлениями о намерениях. Это братство подкреплялось и доказывалось каждым из сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) реальным жертвованием своим имуществом, временем, спокойствием, безопасностью и даже жизнью.

Именно нерушимое братство мухаджиров и ансаров, которых первым же делом по прибытию в Медину побратал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), явилось тем прочнейшим фундаментом, на котором было возведено здание исламского джамаата Избранника Аллаха (мир ему и благословение) и исламской цивилизации, просуществовавшей 1500 лет.

8. Полное и беззаветное усердие на пути Аллаха

Ислам поднимается только на усердии искренних рабов Аллаха. Это аксиома, не требующая доказательств. На усердии не только на поле поля, а на усердии ежедневном, ежечасном. Усердии словом, душами, имуществом и деяниями.

При подготовке похода на Табук, когда мусульмане были в очень тяжелом положении из-за засухи, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел своим сподвижникам делать пожертвования во имя Аллаха. Все мусульмане как один бросились исполнять призыв Пророка (мир ему). Среди первых жертвующих был Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах).

По поводу его поступка Умар ибн аль-Хаттаб сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): �То, что делает Абдуррахман, является грехом. Он же совсем ничего не оставил своим родным и близким�. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: �Оставил ли ты, о Абдуррахман, что-нибудь своим близким?�, на что тот ответил: �Да... я оставил им нечто большее и лучшее из того, что я потратил... Это все обещанное Аллахом и Посланником Его пропитание, добро и награду...�.

Непоколебимая вера в Милость Аллаха, страстное желание своим усердием доказать свою веру и быть в числе первых перед Аллахом, страшная тоска по Раю заставляли сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) совершать невероятные подвиги самоотречения и самопожертвования на пути Ислама. Потому что в их сердцах выжжены были Слова Аллаха: �Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай� (Покаяние, 111), �Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров...� (Скот, 162).

Этот принцип – один из ключевых в успехе джамаата Пророка Мухаммада (мир ему). Именно он заставлял первых мусульман ночи напролет выстаивать в намазах, обильно орошая свою одежду слезами, а днем вскидывал их в седла коней и направлял на край света – доносить до народов Слово Аллаха. Именно он выводил ученых и собирателей хадисов в дальние путешествия, некоторые из которых длились по 15-20 лет. Именно он заставлял великих имамов, несмотря на пытки, избиения и заточения, не склоняя головы, заявлять Слово Истины в лицо несправедливым правителям.

Для торжества призыва Исламу требуется группа с непоколебимой верой и невероятной степенью самопожертвования в усердии на пути Аллаха, подобная описанному выше джамаату Посланника Аллаха (мир ему). И Аллах для победного завершения Своего дела выведет эту группу, которой истинное усердие на пути Ислама будет не в тягость, а в счастье.

�Ecли вы нe выcтyпитe, нaкaжeт вac Aллax мyчитeльным нaкaзaниeм и зaмeнит вac дpyгим нapoдoм. A вы ни в чeм нe пpичинитe Eмy вpeдa: вeдь Aллax мoщeн нaд вcякoй вeщью!� (Покаяние, 39), �О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его� (Трапеза, 54).

Руслан Курахви, кандидат политических наук

http://www.islamnews.ru/news-6216.html

Просмотров: 789 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024