Понедельник, 23.10.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 5 » История и современное состояние мусульманского мистицизма в Дагестане
06:51
История и современное состояние мусульманского мистицизма в Дагестане

На территории современной Российской Федерации впервые мусульманский мистицизм - суфизм начал распространяться с тер-ритории Дагестана. Суфизм проник на Северный Кавказ, в Дагестан еще в раннее средневековье. Нам кажется неверным утверждение Аликберова А.К, о том, что "широкое внедрение мусульманской идеоло-гии на Северном Кавказе происходило в форме суфизма" [1, с. 34; 2]. Суфизм - это сложное религиозно-философское учение, для усвоения которого требуется определен-ный уровень религиоз-но-духовной подготовки адепта. Поэтому суфизм никогда не был и не является сейчас преобладающей формой бытования ислама на Северном Кавказе, в Дагестане. Тем более он не мог быть домини-рующей формой бытования мусульманской идеологии на первона-чальном этапе своего распространения в данном регионе.

Суфийские общины действовали в Дербенте с XI в. Об этом свидетельствует памятник раннего суфизма на Северном Кавказе - монументальный труд Мухаммада б. Ал-Фараджа Абу Бакра аш-Шафии ас-Суфи ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII в.) "Рай-хан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" /"Базилик истин и сад тонко-стей"/ [3]. О ши-роком распространении к этому времени суфийских идей в Южном Дагестане свиде-тельствует то, что в формировании взглядов ад-Дарбанди большую роль сыграли мест-ные шейхи - Абу Йакуб Йусуф ал-Баби ал-Лакзи (ум. до 1089-90 г.), Абу Исхак Ибра-гим ал-Гадаири (ум. в начале XII в.), Абу Закарийа Йахйа ал-Гадаири (ум. после 1098 г.) и Абу Абдаллах Маммус Ал-Хасан ад-Дарбанди ал-Лакзи (ок. 1040-1110 гг.). Ад-Дарбанди долго путеше-ствовал, в Амуле (Табаристан) окончил Мадраса ан-Низамийа, по-бывал в Мекке, Медине, Багдаде, Исфахане, Хамадане и других го-родах Халифата.

Ад-Дарбанди завершил свой труд в 1098/99 гг. Он представля-ет собой сводный энциклопедический словарь суфийских техниче-ских терминов, морально-этических категорий, трактующихся в ду-хе идеологии умеренного суфизма, некоторых важней-ших с точки зрения теософии терминов и предписаний ритуального порядка. Ад-Дарбанди систематизировал суфийское учение, закрепил специфи-ческую суфийскую терминологию (истилахат ал-каум), внес новое осмысление в учение о "стоянках" ("макамат") и "состояниях" ("халь") - мистического пути. Высшей формой познания он считает экстаз, который часто приводит к ишраку - откровению, озарению, просвет-лению души. Он также сторонник теории эманации, соглас-но которой сверхприродная первосущность (Аллах) порождает из себя все сущее. В учении о таваккуле - уповании на бога, ад-Дарбанди доходит до квиетизма. Большое место в его работе зани-мают проблемы морально-этического воспитания суфия. Ад-Дарбанди настоящий свой труд составил с целью "сосредоточить в одно целое подвиги и достоинства людей ис-тины, их высокие доб-родетели, их поведение, их поступки, их позиции, их пути и на-прав-ления в рамках истины, их убеждения, их принципы, правила в бо-гослужении, их рассказы, их разнообразные высказывания и выра-жения, разбив их в алфавитном по-рядке, чтобы легче было читате-лю пользоваться ими и найти желаемое в нем быстро и чтобы руко-водствоваться ими в своей повседневной жизни и при исполнении религи-озных обрядов" [4, с.24-25].

В своей работе ад-Дарбанди показывает хорошее знакомство с творчеством крупнейших деятелей суфизма IX-XI вв., таких, как Бишр б. Ал-Харис (ум. в 814 г.), Маруд ал-Кархи (ум. в 815 г.), ал-Мукабиси (781-837 гг.), Зу-н-Нун ал-Мисри (ум. в 861 г.), Абу Йа-зид ал-Бистами (ум. в 875 г.), ал-Джунейд (ум. в 910 г.), аш-Шибли (861-996), ас-Сулами (ум. в 1021 г.), Абу-л Касим ал-Кушайри (986-1072), Абу-Хамид ал-Газали (1059-111) и др.

К XI-XII вв. в Дербенте возникло суфийское культовое место - Дар ал-Кийамат или Баб ал-Кийамат ("Ворота Воскресения"), рас-положенное у одной из башен север-ной городской стены, на кото-рой имеется надпись 814 г. х. / 1412 г. эмира Исфандияра, сына эми-ра Кара-Юсуфа Кара-коюнлу о строительстве "благословенного здания" [5, с. 131; 6, с. 89; 7, с. 493]. О наличии в Дербенте в X-XI вв. суфийских братств свидетель-ствуют известный востоковед, вы-ходец из Дербента М.А.Казем-Бек, краткие сведения о суфиях в различных районах Дагестана приводят Г.Алкадари, А.Каяев, Ш.Эрел [8].

О распространении суфизма в средневековом Дагестане сви-детельствует эпи-графический материал из с. Татиль Табасаранского района, где находится могила шей-ха-аскета Джамалутдина Йахйа ибн Шейх Юсуфа, датированная 583 г.х /1187 г. [9, с 33] и в Дер бенте - надмогильная плита Шейха Ахмада ибн ал-Хусайна датиро-ванная примерно XI-XII в. [9, с. 168]. Шихсаидов А.Р. также описал надписи о смерти шейха Джунейда (ум. в 651 г.х/1253-54 г) шейха Мир-Сулеймана ал-Багдади (ум. в 680 г.х./1281-1282 г) шейха За-ман ибн шейх Ашур ибн Исмаил (ум. в 1171 г./1757-1758 г) [9 с 242-244]. В сел. Орта-Стал имеется большое купольное здание Пир шейха Ибрахи-ма с указанием надписи о смерти шейха Ибрахима в 940 г.х./1541-1542 г. [10, с. 88].

О распространении суфизма в Дагестане свидетельствует большое коли-чество сочинений по суфизму, в основном Абу-Хамида ал-Газали, переписанных в разное время. Рукопись его зна-менитого труда "Ихйа' улум ад-Дин" - "Оживление ре-лигиозных наук", найденная в Дагестане, была переписана в Багдаде в 589/1191 И, с. 35]. Сочинения аль-Газали переписывались в Дагестане вплоть до XVIII в. В таких на-селенных пунктах, как Акуша Ахты Дусрак, Мискинджа, Ихрек, Кудали, Кумух, Коро-да, Обода Со-ратль, Башлы, Урада, Усиша, Хунзах, Эндери и др. создавались множе-ство копий популярных трактатов и учебников на арабском языке, в том числе и по су-физму. Шихсаидов А.Р. считает что Зирихгеран располагал в середине XV-XVI в. не просто переписчика-ми, а переписчиками-профессионалами, специализировавшимися в основном на переписке суфийских трактатов и толковых словарей арабского языка [12, с. 7]. Из более 3 тысяч рукописей, хранящихся в рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, 27 написаны по суфизму 15 по мистике [13, с. 76], что, в свою очередь, свидетельству-ет о зна-чительном распространении среди дагестанцев идей суфизма

В Дагестане получило широкое распространение одна из глав-ных особенностей суфизма - наличие культа, связанного с могила-ми святых. Такие захоронения суфиев (зияраты) стали объектами массового паломничества верующих. Считается, что от зияратов ис-ходит огромная духовная сила и благодать. Особо следует отметить древний зиярат в с. Орта-стал (датируется XIII-XIV в.), зиярат в с Хнов (XV в.), в с. Мачада (XV в.), зиярат шейха Ибрахима в с Ах-ты, зиярат шейха Асилдара в с. Аркас, трижды совершившего хадж и происходившего, как рассказывают, из курайшитов [14 с 29] и др. Во многих населенных пунктах есть зияраты, датируемые XIX-XX в., некоторые из них принадлежат суфийским шейхам

В XII-XV вв. Иран и Азербайджан предпринимали активные попытки внедре-ния суфизма в горных районах Дагестана. В конце XII -начале XIII в. в Ираке возник суфийский орден сухравардийа, который был разработан одним из наиболее видных деятелей этого ордена Умаром ас-Сухраварди (1097-1168). Его главный труд "Ава-риф ал-Маариф" - "Книга даров познания", распространенный во всех странах Ближнего Востока, был известен и в Дагестане. В XIV-XV вв. представители суфийского тарика-та сухравардийа из Ирана и Азербайджана предпринимали попытки распространять свой та-рикат в Нагорном Дагестане. Так, в с.Кубачи похоронены шейх Ха-сан ибн Мухаммад (1306 г), сын одного из известных шейхов тари-ката сухраварди, Ходжа Джамшид (втор. пол. XV в.), сын суфийско-го шейха Джунейда из ардебильских Сефе-видов. Сам шейх Джу-нейд убит в 1460 г. на берегу р. Самур, в 1488 г. в Табасаране убит его сын, шейх Хайдар. Попытки распространить тарикат сухравар-дийа в Дагеста-не закончились провалом. Суфизм распространялся в Дагестане и в последующие XV-XVIII вв.

Суфизм и народно-освободительная борьба горцев в XIX в.

В начале XIX в. в Дагестан через шейха Гаджи-Исмаила Кюр-дамирского, его ученика Хас-Магомеда Ширванского проник на-кшбандийский тарикат суфизма. По нашему мнению, широкому распространению на Северном Кавказе идей накшбандий-ского та-риката способствовала специфика данного течения суфизма. На-кшбандийа - единственное суфийское братство, где контактирова-ние с властями, с целью влияния на их политику, возведено в обя-занность суфия. Другая специфика -отрицание аскетизма, все суфии - миряне, для которых необязательно жить в обители. Выдвижению исламских, суфийских лозунгов в борьбе горцев способствовало то, что ислам к этому времени был господствующей формой идеологии у горцев; мусульманское духовенство выполняло полифункцио-нальную роль в горском обществе; ислам, особенно в его суфийской форме, с его интегрирующей функцией, стал мощным объедини-тельным и мобилизирующим фактором против завоевателей, испо-ведующих христианство [15]; суфизм, распространившийся к этому времени в отдельных районах Северо-Восточного Кавказа, имел четко разработанную организационную структуру: мюршид (шейх) - суфий (мюрид), с идеей безусловного подчинения последнего пер-вому; в суфизме детально разработана также система о харизмати-ческой личности руководителя - мюршида, которому приписывается особая божественная сила, с помощью которой можно решать как внутренние, так и внешние проблемы общины . Первым дагестан-ским шейхом нового тариката стал Мухаммад-Эфенди ал-Яраги. Продолжительная борьба горцев в 20-50-е годы XIX в. выдвинула на первый план политизированный суфизм в виде наибского суфиз-ма, идеологию которого разработал Мухаммад-Эфенди ал-Яраги. Этому способствовала сама специфика накшбандийского тариката, которая, отвергая аскетизм, считает обязательным установление контактов с властями. М-Э. ал-Яраги стал идейным вдохновителем народно-освободительной борьбы горцев в XIX в. Он говорил: "Ес-ли нас объединит вера в Аллаха и в заветы его пророков, нам нечего бояться людей и их угроз. Для нас не может быть друго страха, чем рабство. И другого позора. Чем стать добычей неверующих... Итак, смерть или победа! Здесь нас привлекает свобода, там - рай, нужно сделать выбор, почему мы медлим? Боритесь и вы будете свободными, - умрете, и вы будете счастливы. Вашим первым же-ланием должна быть свобода, а последним - ненависть к неверным! Сколько бы ни было врагов, мы должны победить" [Цит. по: 16, с. 46].

В XIX в. разработкой накшбандийского вероучения в Дагеста-не кроме Мухам-мада-Эфенди ал-Яраги [17] занимались такие из-вестные шейхи, как Джамалутдин ал-Гумуки [18], Абдурахман ас-Сугури [19, с. 213-230], Ильяс ал-Цудахари [20] и др.

В Дагестане со второй половины XIX в. распространился че-рез Кунта-Хаджи Кишиева (ум. в 1867г.) кадирийский тарикат, по-лучивший в литературе название "зик-ризм". В условиях поражения горцев в народно-освободительной войне, когда усили-лись песси-мистические настроения, проповеди Кунта-Хаджи с осуждением войны, с призывом к установлению мира получили широкое рас-пространение в Чечне и оттуда распространились и в Дагестане.

Суфизм в Дагестане в XX в.: потери и обретения.

С начала XX в. через Сайфулла Кади Башларова (ум. в 1918 г.) в Дагестане рас-пространяется и шазилийский тарикат. К началу XX в. в Дагестане действовали сотни суфийских братств накшбан-дийского, кадирийского и шазилийского тарикатов, во гла-ве кото-рых стояли десятки шейхов.

Во время революции в начале XX в. происходит политизация суфизма - часть руководителей суфийских братств выступили про-тив советской власти шейхи Узун Хаджи ас-Салты (ум. в 1919 г.) Магомед Балаханский (ум. в 1925 г.), другие поддержа-ли новую власть (шейхи Али-Хаджи Акушинский (ум. в 1930 г.), Хасан Ка-хибский (ум. в конце 30-х гг. XX в.).

Активная антирелигиозная пропаганда среди дагестанского населения, админи-стративные и уголовные преследования активи-стов суфийских братств привели к тому, что к 40-м годам XX в. ле-гальная деятельность суфийских братств в Дагестане была прекра-щена. Несмотря на преследования властей, нелегальная деятель-ность суфийских братств продолжалась.

Возрождение религиозной жизни, в том числе и суфийских братств, в респуб-лике началось со второй половины 80-х годы XX в. Новые законы РФ и РД о свободе совести, значительно расширив-шие права верующих, способствовали резкой активиза-ции деятель-ности религиозных организаций, в том числе и суфийских братств в Даге-стане. В современном Дагестане представлены три разновидно-сти тарикатов: накшбан-дийский, шазилийский и кадирийский. По национальному составу накшбандийский тарикат исповедуют: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы. Кади-рий-ский тарикат исповедуют чеченцы, андийцы. Шазилийский тарикат распространен среди аварцев и в меньшей степени - среди кумыков и даргинцев.

В современных условиях в Дагестане действуют 16 шейхов, из которых 4 отно-сятся к накшбандийскому и шазилийскому тарика-там, 11 - к накшбандийскому тари-кату и 1 - к кадирийскому тарика-ту. Некоторые из них свободно владеют арабским языком - это И.Ильясов, М-Г.Гаджиев, С.Исрафилов, М-М.Бабатов, М.Акаев, А.Гамзатов, М.Рабаданов, Г.Тагиров. Р.Газимагомедов, М-Х.Ботлихский. Многие из них пишут труды по вероучению и этике ислама, суфизма. К ним относятся шейхи М-А.Гаджиев, С.Ацаев, И.Ильясов, М-М.Бабатов, А.Гамзатов М-Г.М-А.Гаджиев и др.

I. Шейхи накшбандийского и шазилийского тарикатов.

Ацаев Саид - аварец, родился в 1937 г. и проживает в с.Чиркей Буйнакского района. Имеет более 10 тыс. мюридов во многих рай-онах и городах республики. Кады-ров Батрудин, аварец, родился в 1919 г. и проживает в с.Ботлих Ботлихского района. Имеет около 3 тыс. мюридов в Нагорном Дагестане. Гамзатов Арсланали - кумык, ро-дился в 1956 г. в с. Параул Карабудахкентского района. Является председателем Совета алимов Духовного Управления мусульман Дагестана, ректором Исламского универси-тета им. С. Кади в г. Буй-накске. Имеет более 1 тыс. мюридов. Абдулвахид Афанди Кака-ма-хинский (70 лет), даргинец, родился и проживает в с.Какамахи Ле-вашинского района. Имеет 100 мюридов.

II. Шейхи накшбандийского тариката.

Бабатов Магомед-Мухтар - кумык, родился в 1954 г. в г. Ма-хачкале. Проживает в поселке Кяхулай, где является имамом джу-ма-мечети. Имеет более 3 тыс. мюридов. Исра-филов Серажудин -табасаранец, родился в 1956 г. и проживает в с. Хюрик Табасаран-ского р-на, где является имамом джума-мечети. Имеет более 5 тыс. мюридов во всех районах и городах Южного Дагестана. Гаджиев Магомед-Гаджи, даргинец, родился в 1956 г. в с. Кая-кент Каякент-ского района, проживает в с. Параул Карабудахкентского района. Является проректором Дагестанского Исламского университета им. имама Шафии в г. Махачкале. Имеет более 3 тыс. мюридов. Акаев Мухаджир (70 лет), кумык, родился и проживает в с.Доргели Кара-будахкентского района. Имеет 500 мюридов. Магомедов Абдулва-хид- ава-рец, родился в 1950 г. в с.Апши Буйнакского района. Про-живает в г.Махачкала. Имеет 300 мюридов. Ильясов Ильяс - кумык, родился в 1947 г. с. Аданак Карабудахкентского района. Проживает в г.Махачкала, является имамом джума-мечети "Сафар". Имеет 100 мюридов. Пата-Мухаммад Доргелинский, (60 лет) кумык, родился и проживает в с. Доргели Карабу-дахкентского района. Имеет 100 мю-ридов в родном селении. Рамазанов Газимагомед - ава-рец, родился в 1948 г. в с. Гимры Унцукульского района. Является председателем совета алимов Унцукульского района. Имеет около 100 мюридов. Рабаданов Магомед - даргинец, проживает в с. Ново-Костек Хаса-вюртовского района, является имамам местной джума-мечети. Име-ет около 5 тыс. мюридов. Тагиров Гамбулат (60 лет), аварец, имам джума-мечети с.Муцалаул Хасавюртовского района. Имеет 500 мю-ридов. Карачаев Муртазали - кумык, родился в 1949 г. и проживает в п.Тарки. Является ректором Дагестанского Ислам-ского универси-тета им. Имама Шафии в г.Махачкала. Имеет около 50 мюридов.

III. Шейх кадирийского тариката.

Рамазанов Магомед-Хабиб (60 лет), аварец, родился в с.Ботлих Ботлихского рай-она. Проживает в г.Хасавюрте, является проректором Исламского университета им. С.Даитова. Имеет более 1 тыс. мюридов [21, с. 47-56].

Кроме них в Дагестане имеются мюриды, которые почитают своими шейхами умерших шейхов, таких, как шейх Магомед из с.Обода (ум. в 1896 г.) - около 200 чел. в с. Обода Хунзахского рай-она, Али-Хаджи Акушинский (ум. в 1930 г.) - около 200 мюридов в Аку-шинском районе, г. Избербаш, Кунта-Хаджи Кишиев (ум. в 1867 г.) - около 500 мюридов в Хасавюртовском и Новолакском районах, Вис-Хаджи Зангиев (ум. в 1969 г.) около 200 мю-ридов в Хасавюр-товском и Новолакском районах, Амай Хидирлезов (ум. в конце 30-х годов XX в.) - около 200 чел. в Бабаюртовском и Карабудахкент-ском районах, п. Тарки, Магомед-Амин Гаджиев (1916-1999 гг.) -около 200 чел. в Карабудахкентском районе, г.Махачкале. Иногда в центральной прессе появляются сведения о несуществующих в при-роде дагестанских шейхах. Так, М. Гаджиев в "Независимой газете" писал о каком-то ми-фическом шейхе Багаутдине Рамазанове из г. Кизилюрта, имеющем порядка 3 тысяч мюри-дов [22, с. 4].

Общее число - более 30 тыс. чел., из них накшбандийа и шазилийа - около 20 тыс. чел., накшбандийа - более 10 тыс. чел. и кадирийа - 1 тыс. чел. Более 85 % суфиев прожи-вают в Северном и Западном Дагестане.

Точные данные о составе, количестве мюридов, их распреде-лении по населенным пунктам республики, организационной струк-туре и лидерах получить весьма трудно. Это связано с тем, что каж-дая суфийская община - эта закрытое для непосвященных корпора-тивное объединение. Кроме того, представители каждой суфийской общины преувеличи-вают число своих сторонников.

Как правило, суфийские общины предпочитают действовать самостоятельно. Взаи-моотношения друг с другом характеризуются конкуренцией за влияние на умы верующих. Традиция изолирован-ного существования от общества, характерная для суфийских об-щин, амбиции суфийских лидеров, мононациональный состав мно-гих суфийских общин являются факторами, препятствующими их сближению и объединению.

У суфийских общин Дагестана во взаимоотношениях с орга-нами государственной власти и управления, органами местного са-моуправления сложились отношения мирного сосуществования и сотрудничества. Особенно это сотрудничество укрепилось и расши-рилось в последние годы, когда лидеры суфийских общин совмест-но с представителями властных структур и управления республики вели и ведут большую работу по борьбе с идеологией религиозно-политического экстремизма.

За последние годы в республике проведен ряд мероприятий, посвященных крупным суфийским шейхам, таким, как Мухаммад-Эфенди ал-Яраги, Джамалутдин ал-Гумуки, Абдурахман ас-Сугури: Али-Хаджи Акушинский, Сайфулла Кадий Башла-ров, Магомед-Амин Г'аджиев что, в свою очередь, стимулировало в обществе ин-терес к идеологии и практике суфизма.

В последние годы дагестанские суфии возобновили связи с крупными зарубеж-ными суфийскими центрами. Летом 1997 г. в Да-гестане побывал верховный мюршид накшбандийского тариката Низами Купруси с севеного Кипра. Он посвятил в шейхи М. Акаева, А. Магомедова, М. Карачаева, П. Доргелинского. Группа дагестан-цев совер-шила зиярат на могилу шейха Джамалутдина ал-Гумуки в г. Стамбуле (Турция). В Да-гестане имеется ряд святых мест, где по-хоронены крупные деятели суфизма, шейхи: Мухаммад-Эфенди ал-Яраги в с.Согратль Гунибского района, Абдурахман ас-Сугури в с. Нижнее Казанище Буйнакского района, Магомед-устаз и его сын Мухаммад-Хаджи в с. Дейбук Дахадаевского района, Ильяс Цудахарский и Магомед-Амин Гаджиев в с. Параул Карабудахкентского района, Али-Гаджи Бутринский в с.Какашура Карабудах-кентского района, Мухаммад Апшинский в с. Аркас Буйнакского района, Сайфулла Кадий Башларов в с. Верхнее Казанище Буйнакского рай-она и др. Все их могилы явля-ются местами массового паломничест-ва верующих. Суфизм в условиях Дагестана, как и в других регио-нах своего распространения, стал своеобразной народной религией.

За последние 15 лет в республике нескольким исламским ву-зам присвоены имена дагестанских тарикатских шейхов - это ис-ламские университеты им. Сайфулы Кади в г. Буйнакске, в с. Ком-сомольское Кизилюртовского района и им. Сайда Афанди Ацаева в с.Чиркей Буйнакского района. Три мечети в г. Махачкале также на-званы име-нами шейхов Али-Хаджи Акушинского, Сайда Афанди Ацаева и Шарапудина Кику-нинского.

Особенностью современного суфизма в нашей республике яв-ляется то, что не-которые влиятельные шейхи (Саид Афанди Ацаев. Тажудин Рамазанов, Арсланали Гамзатов) модернизируют идеоло-гию суфизма: они выступают в роли шейхов не одно-го, как обычно, а двух - накшбандийского и шазилийского тарикатов - одновремен-но; отводят на второй план авторитет и учения первых дагестанских шейхов накшбандий-ского тариката - Мухаммада-Эфенди ал-Яраги, Джамалутдина ал-Гумуки, Абдурахмана ас-Сугури и отдают предпочтение шейхам, жившим в конце XIX и начале XX в. - Сай-фулле Сади Башларову, Хасану-Афанди Кахибскому и другим шейхам. Цругая специ-фика современного суфизма в Дагестане заключается в том, что суфийские общины имеют, в основном, мононациональный состав. По национальному составу накшбан-дийский тарикат испо-ведуют: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаран-цы. Кадирийский тарикат исповедуют чеченцы, андийцы. Шазилийский тарикат рас-пространен среди аварцев и в меньшей степени - кумыков.

Для исследования современного состояния суфизма, суфий-ской мысли в Даге-стане проанализируем мировоззрение нескольких влиятельных шейхов.

Шейх Саид Ацаев. Самым известным в современном Дагеста-не шейхом являет-ся Саид Абдурахманович Ацаев, который родился в 1937 г. в селении Чиркей Буйнак-ского района. С его рождением связывают различные чудеса. Так, его мать Айшат не-задолго до его рождения видела сон, где "она вместе с люлькой сына взлетает в небо и оттуда видит на земле города, словно они размером с му-равьиные горки. Она также говорила, что рождение сына прошло для нее совершенно безболезненно, очень легко" [23, с. 6]. Верую-щим был с детства, исламские науки начал изучать, когда работал ча-баном. Ближе к тридцати годам стал на путь шазилийского тари-ката. Первым его шей-хом был Абдулхамид-афанди из с. Инхо Гум-бетовского района. После его смерти он иджазу получил от Мухаммад-афанди Месеясул из с. Хучада Шамильского района.

В исламских СМИ, находящихся под его влиянием, пишут, что С.Ацаев - это "самый известный сегодня в мире Устаз Накшубандий-ского и Щазалийского тарика-тов" [23, с. 1]. С. Ацаев имеет более де-сяти тысяч активных мюридов, которые прожи-вают в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебиль-ском, Гумбетовском, Казбековском, Левашинском районах, городах Ма-хачкала, Буй-накск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр, Дербент, Москва. Считается, что "среди мюридов шейха - все руководство ДУМД" [24, с. 38]. С.А. Ацаев ведет большую и активную ра-боту по назначению из числа своих мюридов имамов мечетей, преподавателей в макта-бах, медресе, исламских вузах республики. Из действующих в Дагестане к 1 декабря 2002 г. 16 исламских вузов 13 находятся в той или иной форме под влиянием шейха С.Ацаева. Среди этих вузов Северо-Кавказский исламский университет им. М.Арифа (г. Махачкала, 417 студентов), Исламские университеты им. М-С.Абубакарова иС.Даитова (г. Хасавюрт, соответственно - 80 и 85 студентов), Сай-фуллы Кади (г. Буй-накск, 1100 студентов; с. Комсомольское Кизилюртовского района, 260 студентов), Ис-ламский университет "Нурул иршад" им. Сайда Афанди (с.Чиркей Буйнакского рай-она, 85 студен-тов), а также исламские вузы в с. Новый Чиркей Кизилюртовского рай-она (100 студентов), с. Ассаб Шамильского района (35 студентов), Нижний Батлух Шамильского района (310 студентов), с. Гергебиль ;115 студентов) [25] и др.

В "Независимой газете" утверждалось, что число мюридов С. Ацаева "достига-ет 300 тыс., хотя официально власти называют цифру в 10 тыс., что само по себе тоже немало" [22, с. 4]. Количество мюридов у С.Ацаева, которое называют М.Гаджиев в "Независимой газете" - 300 тыс. чел., или другой М.Гаджиев, редактор газеты "Нурул Ислам", - 250 тыс. чел. [26], является сильно преувеличенным. На наш взгляд, количе-ство активных мюридов С. Ацаева превышает 10 тыс. чел. М.Гаджиев в "Независимой газете" утверждает, что его "мюридами считают треть депутатского корпуса республи-канского Народного Собрания. Имеются они и в правительстве, включая министров и некоторых руководителей республики". С. Ацаев выступает за сотрудничество ислам-ских религиозных организаций с органами государственной власти. Он пишет, что "в единстве мусульман самую большую роль играет согласованность в работе (между Ду-ховным Управлением мусульман Дагестана и государственными структурами правле-ния". С. Ацаев выражает надежду на о, что "если... Духовное Управление и Руково-дство государства будут согласно работать,... есть надежда, что в Дагестане и впредь будет мирное единство, братство" [27, с. 6].

М.Гаджиев называет ДУМД "инструментом влияния шейха Саида". Автор ста-тьи считает, что "мюриды шейхов, близких к шейху Саиду, продвигаются в настоящее время на ключевые должноусти в политической и культурно-образовательной сферах республики" [22, с. 4]. Он обвиняет сторонников шейха С.Ацаева в том, что они моно-полизировали доступ к местным СМИ; оказывают давние на Министерство образова-ния Дагестана с тем, чтобы в обязательном порядке ввести в школах преподавание арабского языка преподавателями предполагается ставить только мюридов С. Ацаева; монополизируют подготовку кадров мусульманского духовенст-ва; лоббируют идею назначать на должности имамов только тех, кто закончил подвластные С.Ацаеву ис-ламские учебные заведения и др.

С.А. Ацаев является автором таких трудов, как "Назмаби", "Мажмуг1атул Фа-ваид (Суал ва Жаваб)" "Къисасул Анбияъ" [28], изданных на аварском языке. В этих книгах он наряду с общими во-просами суфизма - его историей, догматикой, культом, этикой раз-вивает интеллектуально-эзотерическую сторону суфизма, обосновы-вает мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия.

Шейх Мухаммад-Гаджи Гаджиев. Число последователей шей-ха М-Г.Гаджиева насчи-тывает примерно три тысячи человек. Они проживают в Карабудахкентском, Каякент-ском, Буйнакском, Хаса-вюртовском, Бабаюртовском районах, поселках Тарки, Хушет и в г.Махачкале. Определенное мнение о мировоззрении шейха Му-хаммад-Гаджи Магомед-Аминовича Гаджиева можно составить на основании анализа его взглядов о роли тариката в нравственном воспитании верующих. С докладом на эту тему [29] он выступил 10 апреля 2002 года на Международном семинаре для российских и за-рубежных журналистов "Дагестан - перекресток религий, культур и цивилизаций", который проходил 9-13 апреля 2002 г. в Махачкале. М-Г.Гаджиева очень волнует современное состояние нравственного уровня дагестанцев, потому, что "в Дагестане процветает пьянство, наркомания, воровство, грабежи, убийства, также имеют место тер-рористические акты, направленные против государственных работ-ников, целью которых является дестабилизировать обстановку в Да-гестане. И о какой нравственности здесь можно вести речь?" Отме-чая тот факт, что в средствах массовой информации - на телевиде-нии, по радио в газетах пишут и говорят очень много о проблемах нравственности, в то же время он правильно замечает, что безнрав-ственность в обществе растет. По его мнению, "мы исчерпали все формы воспитания и в семье, и в школе, и в Вузах, и в обществе. И, несмотря на все усилия Правительства, Министерства образования и правоохранительных органов меры, принимаемые по оздоровле-нию общества, не дают должного и нужного эффекта".

В своем выступлении он акцентировал внимание на роли исла-ма, особенно та-риката, в нравственном воспитании верующих. Он заявляет, что "для мусульман обра-зом их жизни является Ислам". Он считает, что ислам запрещает все то, что вредно для человеческого организма и общества. К религиозным запретам такого рода для верующего он относит "убийство и все то, что лишает разума человека, как, например, спиртное и наркотики, воровство, грабежи, насилия и т. д.".

М-Г.Гаджиев дает такое определение тарикату: "тарикат - это путь в исламе. Тари-кат очищает душу от всего невежественного и небрежного. Исламские ученые говорят: Та-рикат - это освобожде-ние души от мирских увлечений и небрежности для полноценного служения Аллагьу. Если Ислам запрещает все вредное организму и обществу, то Тарикат еще сильнее запрещает все невежественное. Тарикат запрещает невежественное отношение с родителями, с близкими, с соседями, со старшими и младшими. Тарикат - это очень стро-гое, строже, чем в исламе, исполнение шариата. Это и ра-бота и жизнь в рамках шариата". Вступивший на путь тариката му-сульманин, по его словам, "обязан еще более строго ис-полнять то, что запрещено в Исламе, и очистить душу от всего невежественно-го. Тарикат - это образец выполнения заповедей Аллагьа, по мере возможности". Говоря о связях ислама и тариката, он утверждает, что "Тарикат всегда имел место в Исламе. Значит Ислам и Та-рикат неразделимы. Веками народ их воспринимал вместе, и нет в этом сомнения".

Высоко оценивая роль тариката в сохранении ислама, он пи-шет, что "в России нет пространства чище и совершеннее для Исла-ма, чем в Дагестане. И это благодаря Тарика-ту".

Шейх Магомед-Мухтар Бабатов. М-М. Бабатов является од-ним из популярных шейхов Дагестане. В мае 1989 г. его пригласили в ДУМСК работать муфтием. Через четыре месяца работы на посту муфтия М-М. Бабатов подает в отставку, т. к. ему не дают нормаль-но работать. Он старается дистанцироваться от сотрудничества как с государственными и муниципальными органами власти, так и с мусульманскими религиозными структурами республики.

Он хорошо владеет арабским языком, на котором в 1995 г. написал трактат "Пись-мо Магомед-Мухтара Параульского Магоме-ду, сыну Али Иорданского - преподавателю исламских наук в с. Карамахи Буйнакского района" [30, с. 59-83]. Магомед Ибн Али из Иордании был ваххабитским идеологом, работавшим в середине 90-х годов XX в. в медресе с. Карамахи Буйнакского района. В письме М-М.Бабатов разъясняет свое мнение по поводу следующих вопро-сов: 1) посредничество через пророков и добрых людей; 2) о чтении мав-лида; 3)чтение Корана над умершим; 4) о "Тарикате" - пути праведных"; 5) о путешествии с намерением посетить могилу Пророка; 6) о пользе "бараката" (обилие); 7) о разделении единоверия на две части; 8)взывание о помощи к кому-либо, кро-ме Бога. По всем этим вопросам мнения М-М.Бабатова и Магомеда Ибн Али разошлись кардинально. Полемизируя с ваххабитским идеологом, он приходит к следующему выводу: "К большому сожалению, обычай салафи-тов-ваххабитов - не принимать доказательства, даже если они при-водятся из Корана, когда они не соответствуют их призыву" [30. с.75].

Шейх Ильяс Ильясов. Шейх Ильяс-Хаджи Ильясов родился в 1947 г. в с. Аданак Карабудахкентского района Дагестана. Он имеет около ста мюридов, проживающих в по-селках Альбурикент, Ленин-кент, г. Махачкале и в Карабудахкентском районе. И.Ильясов после окончания школы в 1969-1972 гг. учился в единственном тогда функционирующем на территории СССР медресе "Мир-араб" в Бу-харе. После его окончания он также учился в единственном в СССР Исламском институте в Ташкенте. И. Ильясов - единственный среди шейхов Дагестана, кто закончил знаменитый "Аль-Азхар" - ислам-ский университет в Каире. Он блестящий знаток арабского языка, исламских наук. В 1990-1992 гг. И.Ильясов работал заместителем председателя Духовного управления мусульман Дагестана. Позже он работал советником по делам религии Председателя Правитель-ства РД, заместителем председателя Комитета Правительства РД по делам религий, являлся имамом джума-мечети "Сафар" г. Махачкалы.

И.Ильясов является активным пропагандистом идей традици-онного ислама, суфиз-ма в Дагестане. Его статьи часто появляются как в религиозной, так и в светской печати. В 90-е годы XX в., когда в республике обострились внутриконфессиональные конфликты ме-жду сторонниками традиционного ислама, суфизма, с одной сто-роны, и ваххабизма, с дру-гой, И.Ильясов так определял задачи му-сульманского духовенства республики: "Наш долг как духовных наставников верующих - донести до сознания каждого из них мысль о ги-бельности дальнейшего обострения обстановки, о кол-лективной ответственности людей за мир в республике и за судьбы других людей. Любыми средствами, всей нашей духовной властью и нашим влиянием в мечетях, в школах, в правящих кругах респуб-лики мы долж-ны приложить все искренние усилия для поддержания стабильности в регионе и братства между нашими народами" [31].

Шейх Муртазали Карачаев. Шейх накшбандийского тариката Муртазали Аб-дулманапович Карачаев родился в 1949 г. и вырос в поселке Тарки, где окончил сред-нюю школу. Исламскую веру унас-ледовал от родителей, хотя до 26 лет не был глубоко верующим че-ловеком. Для более глубокого изучения ислама он становится мю-ридом шейха накшбандийского тариката Мухаммада-Эмина Гад-жиева, который жил тогда в Каякенте. В 1997 году он познакомился с гранд-шейхом накшбандийского тариката Мухаммадом-Назимом Киприси во время его приезда в Дагестан. Муртазали Карачаев при-нял вирд от М-Н.Киприси.

В июле 2001 года он получил иджазу о его назначении мазуном М-Н.Киприси. По словам М.Карачаева, шейх Мухаммад-Назим Киприси сообщил ему, что он являет-ся "единственным мазуном (последователем, преемником) и, таким образом, мое имя включает-ся в Золотую цепь (сильсиля) Накшбандийского тариката" [32, с. 5]. Он счи-тает, что это не только огромное счастье для него, но и "ве-личайшая ответственность".

Интерес представляет отношение Муртазали Карачаева к дру-гим дагестанским шейхам. По его мнению, в современном Дагеста-не "больше 10 шейхов, авторитетней-ших людей в тарикате". Далее он добавляет: "Ни о ком я не могу сказать, что "это не шейх", но если кто-то в свою очередь думает о себе, что он единственный, то это будет большой ошибкой". О себе он говорит, что является "единственным мазуном именно Мухаммад-Назими Киприси, другие же дагестанские шейхи представляют иные от-ветвления, тече-ния".

Он считает недопустимым деление мусульман по этническому признаку, ведь "все мусульмане - братья друг другу". Он призывает также уважительно относиться к христианам и иудеям, потому что "все мы сотворены Всевышним, все произошли от Адама и Хавы (Евы)". М. Карачаев придерживается принципа, что в религии нет при-нуждения. Он говорит: "Всевышний всем указал истинный путь: кто хочет - придержи-вается его, кто не хочет - не признает это. Мы все несем ответственность за свой выбор, и в Судный час эта ответ-ственность наступит" [32].

Отвечая на вопрос "Нет ли в Дагестане угрозы активизации религиозных экс-тремистов, ваххабитов?", М.Карачаев считает, что "они потерпели сокрушительное поражение, после которого прийти в себя будет очень сложно".

Автор данной статьи неоднократно встречался с шейхом Мур-тазали Карачае-вым. При встречах он выказывает свою озабочен-ность падением нравов у современной молодежи. Как ректор ислам-ского вуза, он особое внимание обращает на то, чтобы воспитать своих студентов на принципах исламских духовных ценностей. От-вергая экстремизм в любой форме, М.Карачаев считает, что в усло-виях многонационального и многоконфессионалъного Дагестана особую опасность представляет идеология и дея-тельность ваххаби-тов, сеющих вражду и ненависть между единоверцами.

На вопрос "Мюриды каких шейхов обучаются в вашем вузе?" он ответил: "Мы не выбираем студентов, исходя из их отношения к тарикату. У нас обучаются студен-ты, являющиеся мюридами более десяти шейхов. Никого мы не принуждаем принимать вирд. Это де-ло сугубо индивидуальное. Каждый человек, в том числе и любой студент нашего вуза, сам должен сделать выбор. Этот выбор должен быть абсолютно свобод-ным, ведь человек берет на себя дополни-тельные религиозные обязанности. Он должен все взвесить, сможет ли он выполнить эти обязанности. Исходя из того, что выбор суфий-ского пути должен быть осознанным, мы не рекомендуем желаю-щим студентам принимать вирд с первого курса. Пусть вначале обу-чаются основам ислама. Если он твердо решил принимать вирд, то пусть это делает на старших курсах. Кого он выберет в качестве сво-его шейха - это его личное дело. Никаких конфликтов между сту-дентами, являющимися мюридами разных шейхов, никогда не про-исходило, и, я надеюсь, никогда не произойдет. Все студенты дру-жат между собой" [33].

Шейхи дифференцированно относятся к официальным религи-озным структу-рам республики. Так С.Ацаев является "главным идеологом ДУМД" (Духовного Управления мусульман Дагестана -К.Х.) [24, с. 38]. Его позиции придерживаются шей-хи Б.Кадыров, А.Гамзатов и А.Какамахинский. Оппозиционно настроены по отно-шению к ДУМД, не признают его легитимность шейхи М-М.Бабатов, М-Г.Гаджиев, М.Карачаев, И.Ильясов, М.Акаев, С.Исрафилов, А.Магомедов, Г.Тагиров, М.Рабаданов, П-М.Доргелинский [24. с. 38-39].

У суфийских общин Дагестана во взаимоотношениях с орга-нами государствен-ной власти и управления, органами местного са-моуправления сложились отношения мирного сосуществования и сотрудничества. Особенно это сотрудничество укрепилось и расширилось в последние годы, когда лидеры суфийских общин совмест-но с пред-ставителями властных структур и духовного управления республики вели и ведут большую работу по борьбе с идеологией религиозно-политического экстремизма. Су-фийское вероучение изучается не только у живых шейхов, религиозных активистов, но и в исламских учебных заведениях республики.

Наибольший рост численности суфийских общин Дагестана на-блюдается в 90-х гг. XX века, когда в мюриды вступили даже около 30 принявших ислам русских даге-станцев, которые образовали "Союз новообращенных мусульман" (руководитель Ма-гомед-Али Тверетинов).

Для суфийских общин характерен высокий мобилизационный потенциал, пре-тензии на религиозную исключительность, строжай-шая организационная замкнутость, конкуренция между суфийскими общинами за сохранение и расширение своей сферы влияния, стро-гая дисциплина, полное подчинение мюрида своему шейху, который яв-ляется для него высшим авторитетом не только в религиозных, но и в светских вопро-сах. Сейчас количество суфиев стабилизирова-лось. В ближайшей перспективе ожида-ется небольшой рост их чис-ленности и активизация их религиозно - политической дея-тельности в республике. *

Суфизм в условиях Дагестана, как и в других регионах своего распространения, стал своеобразной народной религией. С конца 80-х годов XX века суфизм в Дагестане столкнулся с религиозно-политическим течением в исламе - ваххабизмом, один из идеологов которого Багаутдин Магомедов подвергал критике следующие ос-новные культовые и догматические положения суфизма: во времена пророка и праведных ха-лифов не было суфизма, тарикатов; суфии не знают тайн, неведомых простым верую-щим; шейхи, устазы су-физма присваивают себе качества, признаки и эпитеты Аллаха; ут-верждение о том, что отдельным суфиям с неба поступает вахъю /знамение/, является ложным; введение всех этих бида /новшеств/ в ислам является большим грехом и др. [34].

Наиболее последовательно против ваххабитской идеологии в Дагестане высту-пали и выступают шейхи М-А.Гаджиев /1916-1999 гг./, Т.Рамазанов /1919-2001 гг/, С.А.Ацаев, М-М.Бабатов, А.Гамзатов, М-Г.Гаджиев, С.Исрафилов, И.Ильясов [См.: 35]. От-стаивая суфийскую идеологию и культ, они доказывали, что суфизм имеет глу-бокие корни в исламе и давно стал одной из традиционных форм вероисповедания в Дагестане, на Северном Кавказе. После во-енного поражения передовых сил ваххабитов в августе-сентябре 1999 года в ходе их вооруженного нападения на Дагестан суфийская идеология начала еще шире распространяться в Дагестане. Этому способствует ряд факторов: устранение их идеологических против-ников в лице ваххабитов с политической арены; усиленная пропа-гандистская работа со стороны суфийских активистов среди населе-ния, особенно через средства массовой информации; поддержка не-которых шейхов со стороны "новых дагестанцев", части руководи-телей государственных и финансовых структур, политических пар-тий.

В последнее время ряд авторов (Г.Османов, З.Арухов, Г.Мурклинская, М.Гаджиев) считают, что суфийские лидеры ведут активную работу по внедрению своих сторонников в политические структуры дагестанского общества. Так М.Гаджиев утверждает, что "усиливается материальное состояние шейхов, увеличива-ется числен-ность мюридов, территория охвата, глубина проникновения в испол-нительные структуры власти и культурно-образовательные учрежде-ния" [22, с. 4]. Бо-лее того, "как утверждают специалисты, через не-сколько лет суфизм, который на са-мом деле является формой объеди-нения дагестанских мусульман, приведет Северный Кавказ к значи-тельно более радикальным последствиям, чем исламские экстремисты образца 1999 г. Связано это с резким усилением политического по-тенциала религиоз-ных лидеров - шейхов, становящихся самостоя-тельными национально-религиозными силами Дагестана" [22, с. 4]. Политолог Г.Османов пишет о том, что "глубокие поли-тические про-цессы стали происходить в тарикатском исламе", что некоторые из шей-хов "пытаются оказать влияние на различные сферы обществен-но-политической жиз-ни" дагестанского общества, что "под их влия-нием находятся религиозные структуры" [36, с. 2]. Сами суфийские лидеры отрицают это и считают, что им достаточно иметь духовную власть и на светскую власть они не претендуют.

Концепции суфизма получили в прошлом и получают в по-следнее время отра-жение не только в теоретических трактатах, но и в многочисленных поэтических про-изведениях дагестанских авто-ров.

Суфизм за 1000 лет распространения и функционирования в Дагестане стаи своего рода народной религией. Он глубоко проник в сознание и быт верующих, оказал и продолжает оказывать огромное влияние на развитие общественно-политической, духовной и художественной культуры дагестанских народов. Особенно растет роль су-фийской идеологии, крупных его деятелей в переломные моменты истории Дагестана, когда суфизм политизируется. Так бы-ло в 20-50-е годы XIX в., в 1917-1921 гг. и это происходит в конце XX - начале XXI в. В последнее время происходит возрождение су-физма, суфийской идеологии в Дагестане.

http://deg.km.ua/relig3.html

Просмотров: 1417 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 2
2  
https://семечка-джа.com/de/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D 0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/auto-mini-gun.html - Mini Gun auto Hanfsamenstamm Mini-Gun Auto
Производитель “Семечка Джа” занимается продажей качественных семян канабисаэлитных видов и
уже много лет занимает одну из лидирующих позиций в этом сегменте рынка.

Обратите внимание как в Европе сделан рынок марихуаны. Взять хотябы http://www.cannabiscollege.com/ или тут
https://www.cancer.gov/about-cancer/treatment/cam/hp/cannabis-pdq. Легализация проходит во всё большем количестве объектов. Культура постоянно совершенствуется А что мы видим у в Киеве только одинокий интернет магазин соответствующий Европейскому уровню !!! Единственный суперский магазин марихуаны - seedjah.com и тот заблокирован роскомнадзором (((

Мы предлагаем нашим клиентам семена только наиболее высокого качества, которые имеют фантастически высокий коэффициент всхожести. Кроме качества продукции, Вас без сомнения порадуют
наши приятные расценки. Это объясняется тем, что очень высокая конкуренция среди
интернет-магазинов, продающих аналогичнуютовар,
обязываетбороться за идеальное качество товара и сервиса и при этом держать самые низкие стоимость.
Покупая семена марихуаны в нашей компании, Вы можете быть абсолютно уверены, что получите как раз тот сорт, который Вы выбрали. Наш интернет-магазин перевозим
продукт по территории Украины и
по всей России. В случае, если по какой-либо причине заказчик не получаете свой
товар, наш интернет-магазин ручаемся возврат сумму, которую Вы заплатили за товар, в полном объеме. пример http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D 0%BE% D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/auto_power_skunk.html - http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1% 80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/auto_power_skunk.html купити елітні, авто квітучі насіння канабісу Auto Power Skunk
И, наконец, по поводу секретности – наша компания дорожит выбором своих клиентов, поэтому, покупая
семена канабиса у нас, Вы можете быть полностью уверены, что абсолютно вся инфа о покупателе и месте доставки останется не будет обнародована.
мы в социалках
https://plus.google.com/+Seedjah
https://yandex.ua/maps/org/semechka_dzha_seedjsh/1642584941?lang=ru
https://twitter.com/seedjah
https://www.facebook.com/semechkajah/
https://ok.ru/profile/572871626215
https://www.instagram.com/semena_cannabisa/
т. +38(099)76-66-563

1  
https://семечка-джа.com/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/super_bud_auto.html - Super Bud . Купить семена конопли Супер Бад . Семена марихуаны наложенным платежом по Украине
Интернет-магазин “Семечка Джа” занимается продажей высококачественных семян коноплилучших видов и
уже много лет занимает одну из лидирующих позиций в этой области рынка.

Обратите внимание как в Европе реализован рынок канабиса. Как здесь http://www.cannabiscollege.com/ или здесь
https://www.cancer.gov/about-cancer/treatment/cam/hp/cannabis-pdq. Узаконивание происходит во всё большем количестве объектов. Сервис постоянно растет А что мы видим у у нас только единственный магазин хорошего качества !!! Единственный хороший магазин марихуаны - seedjah.com и тот заблокирован роскомнадзором (((

Мы предлагаем Вам семена только превосходного качества, которые имеют очень высокий коэффициент всхожести. Кроме качества продукции, Вас без сомнения приятно удивят
наши доступные расценки. Это объясняется тем, что большая конкуренция среди
компаний, продающих подобного родапродукт,
обязываетбороться за безупречное качество продукции и обслуживания и при этом сохранять минимальные цены.
При покупке семена канабиса в нашей компании, Вы можете быть совершенно уверены, что получите тот самый вид, что был Вами выбран. Наша фирма можем доставить
семена канабиса по территории Украины и России. Если по какой-либо причине заказчик не получаете свой
заказ, наша компания гарантируем вернуть всей заплаченной за него суммы денег. здесь http://семечка-джа.com/ua/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D 1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B8%D0% B5/auto_white_widow_feminised.html - ht tp://семечка-джа.com/ua/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0 %BD%D1%8B%D0% B5_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B5/auto_white_widow_feminised.html купити насіння конопель Auto White Widow фемінізовані, післяплата
И, наконец, касаемо неразглашения – мы дорожит выбором своих клиентов, поэтому, сотрудничая с нами, Вы можете быть на
100% уверены, что абсолютно вся кннтактная информация о покупателе и месте доставки сохранится в
секрете.
социалки
https://ok.ru/profile/572871626215
https://www.facebook.com/jah.seed.568
https://twitter.com/?lang=ru
https://www.instagram.com/semena_cannabisa/
https://www.youtube.com/channel/UCN-p65XvEBa1HA_PeWoQ4bQ
https://plus.google.com/communities/114289740677239650133
т. +38(099)76-66-563

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017