Пятница, 18.08.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 1 » Борьба лезгинского народа за место под солнцем
11:18
Борьба лезгинского народа за место под солнцем

Много веков Кавказ держался на дружбе и взаимоподдержке его народов. Об их совместной борьбе с полчищами Рима, Сасанидского Ирана и других завоевателей писал гениальный албанский поэт Низами в поэме «Искандер-наме». Дружба народов Кавказа и всей страны еще более укрепилась в годы Советской власти, где, как пел великий Сулейман, «каждый равен, каждый - брат в семье счастливой Родины». В конце XX столетия дружбу народов СССР внешние и внутренние силы методично разрушили: на здоровом теле Кавказа появились «горячие точки» - Нагорный Карабах, Чечня, Южная Осетия, Абхазия...

Такой точкой мог оказаться и Лезгистан. В мире бунты, волнения, восстания и революции происходят по одной главной причине - когда народу становится трудно жить. Особенно когда одному народу становится трудно жить под властью другого народа, когда малочисленный народ подвергается дискриминации и ассимиляции, когда у него отнимают право жить свободно под солнцем и заставляют отказаться даже от своей национальности (речь идет о лезгинском народе). По этой причине с 60-х годов прошлого столетия в Азербайджане и Дагестане возникли различные объединения, движения и автономии лезгин: «РикIин гаф» («Сердечное слово») в Кусарах и Баку, «Михьи рикIер» («Чистые сердца»), «ЛАР». («Лезгинская автономная республика») в Махачкале и Дербенте, «Садвал» («Единство») в Дагестане и Азербайджане, «Алпан» и «Хаджи-Давуд», Совет старейшин лезгинского народа, Союз лезгинских писателей и Ассоциация деятелей науки, литературы и искусства в Дагестане, национально-культурные автономии в России.

«Сердечное слово» - литературное объединение - возникло в 1959 г в г. Кусары АзССР по инициативе поэта и общественного деятеля Забита Ризванова. Оно оказалось первым официальным объединением лезгин при Советской власти, потребовавшим от власти соблюдения прав своего народа и серьезно боровшимся за них. Активисты литературного объединения И. Шарифов, Л. Нямет, Б Салимов и другие во главе с 3. Ризвановым неоднократно обращались устно и письменно в советско-партийные органы АзССР и СССР посещали ЦК КП Азербайджана и ЦК КПСС в Москве. Они добились отмены «лезгинского налога», принятия специального постановления ЦК КП АзССР, в котором разрешены обучение детей-лезгин на родном языке, издание район ной газеты в Кусарах и др. «Лезгинский налог» под давлением Кремля отменили, однако насилие продолжалось другими методами, с помощью которых у лезгин отнимали духовную культуру, попытались лишить их исторической памяти.

На все возражения и жалобы представители власти отвечали стандартным выражением: «Какая разница, лезги кардаш? Мы же мусульмане!» Под мусульманином они подразумевают азербайджанца-тюрка. Лезгины Баку считают албанским городом и гордятся тем, что в его центре, в квартале Ичери-шехер, рядом с Девичьей башней, находится Лезгинская мечеть, здание XII века, охраняемое государством. В начале 80-х годов надпись «Лезги мечеть. 1169 г» со стены соскоблили и вместо него повесили табличку «Мечеть XII века», что вызвало бурю негодования лезгинской общественности. После того, как журнал «Наука и жизнь» в первом номере 1989 г напечатал критическую статью о противоправных действиях Минкультуры АзССР, на древнем здании опять появилась надпись «Лезги мечеть. 1169 г.». Это было победой членов объединения «Сердечное слово». По этому случаю, поэт Байрам Салимое написал стихотворение «Лезгинская мечеть». Результаты дискриминации и ассимиляции лезгин в АР и РД анализированы в этнодемографическом очерке «Лезгины в Дагестане и Азербайджане» азербайджанского публициста М. Меликмамедова. В частности, он пишет: «В 1979 г. в АР проживало 158 тысяч лезгин, их численность за прошедшие 20 лет выросла на 60 тысяч человек. В статистике указано, что за 1939-1979 годы численность лезгин выросла на 75 %. Однако за этот же период численность народа под названием «азербайджанец» выросла от 2 млн 275 тысяч до 5 млн 447 тысяч - на 250 %! Получается, что коэффициент рождаемости у азербайджанцев в 3,5 раза выше, чем у лезгин, а семьи их состоят из 15-20 человек. В 1989 г. в АР лезгин стало 171,4 тысяч чел., в 1999 г. - 178 тысяч.

За 10 лет их численность выросла лишь на 6,6 тысяч. Эти цифры совершенно неверные... По моим подсчетам, количество лезгин снизили на 600 тысяч человек. Такого мнения придерживаются и некоторые газеты Ар как, например, «Миллет» от 13 октября 1994 г. В 1989 г. я провел свое исследование и в справке, поданной в ЦК КП Азербайджана, написал: «В 20 и более районах и городах Азербайджана живут более 850 тысяч лезгин. Общее количество лезгин и лезгино-язычных народностей составляет более 1 миллиона человек».

Если исходить не из фальсифицированных данных государственной статистики, а из реальных данных, то в настоящее время в Азербайджане и Дагестане проживают более 1,5 миллиона лезгин» (Лезги газет. 2006. 3 августа). «Сердечное слово», которое действовало в Азербайджане, получило свое продолжение в Дагестане. В начале 70-х годов в Дагестанском государственном университете возникли подпольные кружки-объединения студентов-лезгин, которые получили названия «Михьи рикIер» («Чистые сердца») и «ЛАР», что расшифровывалось как «Лезгинская автономная республика». Студенты впервые заговорили об ущемлении прав лезгинского народа в Дагестане и Азербайджане, пришли к выводу о необходимости воссоединения лезгинских земель и создании национальной республики – ЛАР. Членов опасных кружков работники КГБ быстро установили и заставили отказаться от своих требований.

Однако идея воссоединения лезгинского народа и создания ЛАР - Лезгинской автономной республики - распространилась и как общая национальная идея пустила корни в различные пласты народа, привлекая новых и новых сторонников. В 1989 г., с началом развала СССР, Дагестан превратился в один из нестабильных и взрывоопасных регионов на Кавказе: органы Советской власти были парализованы, структуры новой власти еще не действовали. На этом фоне появились народные движения: Кумыкское народное движение «Тенглик» («Справедливость»), Лезгинское народное движение «Садвал» («Единство»), Аварское народное движение «Народный фронт им. имама Шамиля» и др., стремящиеся разрешить проблемы своих народов. О проблемах лезгинского народа впервые открыто и громогласно заговорили на митингах и съездах ЛНД «Садвал», на которых принимали различные решения и обращения во властные структуры. Проблемы, поднимаемые «Садвал», были объективные и справедливые, поэтому они привлекали много людей разных профессий. В Леэгистане появилась первая негосударственная газета «Садвал», орган одноименной организации. Она освещала деятельность ЛНД и пропагандировала идеи воссоединения и самоопределения лезгинского народа. В мероприятиях «Садвал» активное участие принимали и писатели, которые 27 октября 1990 г в Махачкале созвали свой первый съезд с участием делегаций из Азербайджана и Дагестана, на нем создали СЛП - Союз лезгинских писателей. Отделения СЛП функционировали в городах и районах Азербайджана и Дагестана, а также в Москве. 9 ноября 1990 г. в поселке Белиджи на съезде представителей лезгинского народа приняли «Обращение к съездам народных депутатов Азербайджана и Дагестана», в котором предлагалось «подтвердить право лезгинского народа на самоопределение и создание комиссии по выработке механизма воссоединения лезгинского народа и уточнению границ двух республик». Никакого ответа не последовало, поэтому лезгины, как было оговорено в Обращении, пошли на следующие шаги. Идеи «Садвала» пропагандировали лезгинские независимые газеты «Лезгистандин хабарар» (учредитель и редактор у Канберов) «РикIин гаф» (учредитель и редактор А. Мирзабеков), «Чубарук» (учредитель Р. Керимханов), «Куьредин ярар» (учредитель и редактор А. Ахмедпашаев) и «Лезгинские вести» (выходила на русском языке, учредитель и редактор М. Мурсалов).

Позже к ним присоединилась первая литературная газета «Шарвили» (учредитель и редактор К. Акимов). Под воздействием общественно-политической обстановки в стране и бурной деятельности ЛНД «Садвал» укрепилась и утвердилась единая национальная идея - воссоединение и самоопределение народа, создание суверенной республики - Республики Лезгистан. Совместно с «Садвалом» интенсивно работали Национальный совет лезгинского народа и его Исполнительный комитет, избранные на первом съезде «Садвала». 28 сентября 1991 г в с Касумхюр на общенациональном съезде лезгинского народа приняли Декларацию «О восстановлении государственности лезгинского народа и создании Республики Лезгистан» (Садвал. 1991. сентябрь-октябрь, № 9-10) Это было историческое решение, воспринятое всеми слоями народа с большой радостью и удовлетворением. В декабре 1991 г Советский Союз, несмотря на положительное результаты референдума о сохранении СССР, прекратил свое существование.

http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?s=43c73ce79bf299936dc8df91eccad000&showtopic=46729&pid=709070&mode=threaded&start=#entry709070

Просмотров: 412 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017