Четверг, 02.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Архив материалов

Около тридцати лет правил Фет-Али-хан Лезгинский (Кубинский). В течение всего этого времени неустанно и настойчиво он стремился к политическому объединению лезгинских ханств. Оценка деятельности Фет-Али-хана, как политики объединения лезгинских  ханств под одной властью и воссоздания крупного лезгинского государства, была дана еще в прошлом столетии.

 

 

 Ахмед - бек Джеваншир в своем сочинении по истории Карабаха, отмечая, что Фет-Али-хан является одним из могущественных владетелей в Закавказье, назвал его «собирателем своей земли».

 

 

 Десятки раз Фет-Али-хан поднимал оружие на владетелей, боровшихся против его политики. Свои дипломатические способности, военные и государственные таланты посвятил он делу ... Читать дальше »

Просмотров: 739 | Добавил: Администратор | Дата: 07.02.2012 | Комментарии (0)

По данным переписи 2002 года, численность лезгин в городе Дербенте составила 32955 чел., что составляет -32,62 %, от общего числа населения. Отметим сразу, что почти все переписи проводимые в Советском Союзе, фиксировали большой прирост числа лезгин, причем как в численном, так и в процентном соотношении, вызвано это было, как миграционными процессами – приток населения с прилегающих сельский районов, так и высокой рождаемостью лезгин.

 

В период, между переписью 1989- 2002 , численность  лезгин в Дербенте почти удвоилась. Если же говорить о переписи 2002 года, отметим, что она явилась единственной официальной, в которой впервые лезгины, оказались доминирующими  этносом Дербента. Немало важная деталь, представителями лезгинской общественности,  данное, несомненно, историческое событие, воспринимается как «возвращение исторической справедливости». Учитывая тот факт ... Читать дальше »

Просмотров: 727 | Добавил: Администратор | Дата: 07.02.2012 | Комментарии (0)

        Связи дагестанских народов с грузинским восходят к глубокой древности. Народы Дагестана и Грузии - коренные жители Кавказа и ближайшие соседи. Дагестанские горцы и грузины знали друг друга под различными этнонимами. По данным письменных источников «Матиане Картлиса», «Картлис Цховреба» и других, предки дагестанских горцев заселяли часть территории Алазанской долины. Академик Г. А. Меликишвили отмечает присутствие в некоторой части Восточной Грузии в древности предков вайнахов и дагестанских народов. В раннем средневековье некоторые дагестанские и северокавказские племена занимали горные районы Восточной Грузии. Академик И. А. Джавахишвили на территории Восточной Грузии, кроме множества древних грузинских топонимических названий, находит такие, для которых нужно подыскать этимологию на материале дагестанских и бацбийско-кистинских языков, что, по мнению исследователя, дает возможность найти в топонимике следы пре ... Читать дальше »

Просмотров: 4319 | Добавил: Администратор | Дата: 07.02.2012 | Комментарии (0)

Официальный Баку, азербайджанская элита, и историки, обслуживающие их, со  всех информационных трибун причисляют Дербент, к числу так называемых «исконно азербайджанских городов», а азербайджанскую общину города к единственной правопреемнице этнокультурного наследия края. 

 

 

 На фоне этих заявлений,  уже несколько лет во всемирной сети работает азербайджанский государственный сайт, с претензиями ни много немало на четверть территории республики. А пока Москва хранит гробовое молчание, изредка прерывая его, чтоб заявить о «стратегическом партнерстве» с шустрым соседом, Дагестан от геополитических нападок отбивается, как может. Однако чем же могут быть вызваны такие претензии на средний по российским меркам приграничный город?

 

... Читать дальше »

Просмотров: 669 | Добавил: Администратор | Дата: 07.02.2012 | Комментарии (0)

В процессе исламизации Дагестана при халифе Абу Джафар ал-Мансуре (754-775) правитель Дербента Йазид ибн Асад по велению Халифа построил в районе Дербента ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность Дербента и для охраны своих северных границ от набегов хазар.

 

 

 Эти арабские крепости близ Дербента – Камак, ал-Мухаммадийа, Бабвак – превратились в так называемые религиозные центры, которые в дальнейшем с распространением суфизма превратились в суфийские центры - рабаты, откуда с дальнейшим распространением ислама идеи суфизма проникли в другие районы Дагестана. М. Казембек отмечает, что суфийское учение вошло в Дагестан с первыми миссионерами ислама: оно развилось там хоть медленно, но прочно и в значительной степени.

 

 

 Знаменитый везирь Меликшаха – Низам ал-Мулк основал медресе ан-Низамийе, в которой получили подготовку многие дербентские богослов ... Читать дальше »

Просмотров: 1250 | Добавил: Администратор | Дата: 07.02.2012 | Комментарии (0)

Культура у наших предков была на высоком уровне. Это все благодаря тому, что Всевышний Аллах наделил нас баракатом наших достойных ученых-алимов и шейхов того времени, одним из которых является досточтимый шейх накшубандийского тариката Махмуд-афанди  из Алмалы.

 

Махмуд-афанди это человек большой духовной степени, приблизившийся к Всевышнему Аллаху. Это духовный наставник и ученый – суфий, за наставлением и советом которого приходили верующие из российских губерний, из Турции и из арабских стран. Махмуд-афанди это сын цахурского народа, про которого написано много касыд (поэмы), книг на различных языках, одна из которых вышла в свет в Махачкале в исламской типографии «Ихлас». Книга на арабском языке и называется «Тухфат аль-ахбаб аль-халидият», что в переводе означает «Подарок любимцам   халидитам (т.е. мюридам   накшубандийского тариката)». Книга содер ... Читать дальше »

Просмотров: 1210 | Добавил: Администратор | Дата: 23.01.2012 | Комментарии (0)

Джабраил был родом из селения Цахур, а жил он в свое время в селе Лакити. Сначала он был мюридом Шейха Аль-Хаджи Ахмада-эфенди из Алмали. Когда Махмуд-эфенди возвратился из Сибири, то он со своими 300 мюридами стал под его духовное воспитание. Джабраил совсем не думал о мирском.

Махмуд-эфенди очень любил его и хвалил Джабраила перед людьми. Видя его совершенство, Махмуд-эфенди дал ему разрешение на наставление людей. Он был добрым, благонравным, приятным в общении человеком. Джабраил-эфенди обращался с мюридами как со своими детьми. Шуайб-эфенди пишет про него так: "Когда я работал имамом в Цахуре, туда  на зиярат к могиле Шейха приехали Джабраил-эфенди, Аль-Хаджи Хамзат-эфенди, Аль-Хаджи Кусай-эфенди. Я от них не отлучался ни на шаг, пока они были в селении. Цахурский джамаат принял их с уважением, и даже приглашал их кушать 5 раз в день.

Однажды Джабраил-эфенди посадил меня на ... Читать дальше »

Просмотров: 923 | Добавил: Администратор | Дата: 23.01.2012 | Комментарии (0)

История распространения ислама в высокогорном Куруше начинается со дня основания села святым шейхом Шах-Альбурзом. Как известно, первые арабы-миссионеры, пропагандировавшие ислам, начали свою миссию с народов восточного Кавказа.

Курушец, первый лезгин профессиональный ученый-исто­рик Нажмудин Эфендиев (Самурский) писал: «Как народ высококультурный, арабы легко подчиняли своему моральному влиянию примитивные горские племена и утвердили среди них свою магометанскую веру. Ислам с его воинствующей религиозностью, с его принципом распространять истинную веру силой оружия как нельзя больше пришелся по душе экзальтированным горцам».

А профессор Ахед Агаев объясняет причину восприятия лезгинами мусульманской веры тем, что «они уже испытывали внутреннюю потребность в более разработанной, идеологизированной вере, чем вера мифологического характера».

Сильное ... Читать дальше »

Просмотров: 832 | Добавил: Администратор | Дата: 23.01.2012 | Комментарии (0)

В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Лезгистана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений.

 

В создании материальной культуры лезгин были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медно-чеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т.д. Художественные произведения народных мастеров отличаются многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства лезгинских народов.

 

... Читать дальше »

Просмотров: 1163 | Добавил: Администратор | Дата: 23.01.2012 | Комментарии (0)

Вот как описывает в своей книге  Э. Летифова, взаимоотнощение илисуйского султанства с другими государствами. К сожалению, внешняя политика является одной из самых неизученных страниц в истории Илисуйского султанства. Русские историки XIX в. в своих трудах освещали лишь некоторые события во внешней политике султанства, происходившие в конце XVIII — первой пол. XIX вв. В попытках исследования более ранних периодов истории султанства они были склонны опираться на народные предания и легенды, хотя имеются очень ценные источники для изучения этой проблемы.

 

Ценнейшим источником, использованным при исследовании взаимоотношений Илисуйского султанства с соседними государствами, являются материалы Актов Кавказской Археографической Комиссии, а именно: благодарственные фирманы сефевидских шахов на имя султанов Илису ... Читать дальше »

Просмотров: 1176 | Добавил: Администратор | Дата: 23.01.2012 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 135 136 »
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024