Суббота, 24.06.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Январь » 23 » Взаимодействие Илисуйского султанства с другими государствами
12:23
Взаимодействие Илисуйского султанства с другими государствами

Вот как описывает в своей книге  Э. Летифова, взаимоотнощение илисуйского султанства с другими государствами. К сожалению, внешняя политика является одной из самых неизученных страниц в истории Илисуйского султанства. Русские историки XIX в. в своих трудах освещали лишь некоторые события во внешней политике султанства, происходившие в конце XVIII — первой пол. XIX вв. В попытках исследования более ранних периодов истории султанства они были склонны опираться на народные предания и легенды, хотя имеются очень ценные источники для изучения этой проблемы.

 

Ценнейшим источником, использованным при исследовании взаимоотношений Илисуйского султанства с соседними государствами, являются материалы Актов Кавказской Археографической Комиссии, а именно: благодарственные фирманы сефевидских шахов на имя султанов Илисуйских за участие последних в походах против гру­зинских феодалов, часто нарушавших северо-западные границы. Фирманы турецких султанов, свидетельствующие об уси­лении влияния Илисуйского султанства среди соседних государст­венных образований. Большое значение для изучения политических взаимоотношений и родственных связей султанов Илисуйских с соседними ханствами и владениями имеет также Генеалогическая таблица Илисуйских султанов, приведённая в АКАК.

 

Ценные сведения об антииранском движении в Азербайджане, в том числе и в его северо-западных пределах, имеются в сочинении Есаи Хасан Джалаляна «Краткая история страны Албанской», составленном в XVIII в..Сам автор являлся потомком знаменитого албанского велико­княжеского рода Михранидов, занимавшим албанский патриарший престол в Гандзасаре в 1702—1728 гг. (18, 4—5).

Ценность труда Есаи Хасан Джалаляна заключается в том, что он сам был очевидцем описываемых событий, хотя его «История» охватывает небольшой период (1702—1722).

 

Определённый интерес для изучения внешней политики Илисуйского султанства в XVIII в. представляет составленная анонимным  автором «Хроника войн Джара в XVIII столетии». «Хроника»  проливает свет на взаимоотношения Джарских обществ и Илисуйского султанства и их совместную борьбу против кахетинских феодалов и завоевательных походов Надир-шаха. Нужно отметить, что к сведениям, имеющимся в «Хронике», следует подходить с осторож­ностью, так как некоторые из них противоречат данным рассмотренных нами выше источников.Большое значение имеют также эпиграфические данные, почерпнутые из книги Л. И. Лаврова  «Эпиграфические памятники Северного Кавказа X — XVII в.в.».

 

Как пишет Э. Летифова, при исследовании взаимоотношений Илисуйского султанства с  соседними государствами были использованы также труды азербай­джанских и зарубежных историков, содержащих какие-либо сведения по данной проблеме и на которые мы будем ссылаться по мере необходимости.

Обобщая сведения, имеющиеся в указанных выше источниках,  а также в некоторых исследованиях, попытаемся конкретным образом рассмотреть внешнюю политику Илисуйского султанства с  другими  феодальными образованиями,  соседними государ­ствами.Во взаимной связи с двумя вышеуказанными направлениями следует рассматривать также отношения Илисуйского султанства с государством Сефевидов, вассалом которого являлось султанство, а; также и с Османской Турцией.

 

Илисуйское султанство,  как  государственное  образование, возникшее на территории бывшей Кавказской Албании, в дальнейшем  активно участвовало в  политической  жизни средневековых феодальных государств: Шекинского ханства, Джаро-Белоканских обществ, Ширвана и т.д.

 

Еще до возникновения Илисуйского султанства, его территория и население непосредственно оказывались активными участниками политических событий. Об этом свидетельствует надпись на стене мечети в с. Цахур, датируемая 1432 годом: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного и просим  у него помощи. Построена эта крепость после приговора Аллаха по его предопределению в дату: начало мухаррама восемьсот придцать шестого года. Причина строительства этой крепости: пришли три войска, (в том числе) два войска тюрок и одно войско Рутула. Войско Рутула с одним войском тюрок (пришло) снизу, а одно войско тюрок сверху. И сразилось войско Цахура тремя сражениями, и убито из этих трёх войск двести человек, а одно из них убежало... Произошло это сражение в четвёртый (день) месяца зи-л-хиджжа упомянутого года» (128, с.133—134).Сведения об этой надписи в Цахуре имеются также в работе М- X. Нейматовой «К истории изучения Ширвана XIV—XVI веков» (141, с. 87—88).

Впервые текст этой важной надписи был переведён Н. В. Ханыковым, который правильно считал, что упомянутые в этой надписи «тюрки» являются армией султана Искендера Кара — Коюнлу, воевавшего в те годы с ширваншахом Халилулахом I (156, № 53).

 

Это мнение поддерживает и М. X. Нейматова (там же).Это предположение подтверждается сообщением автора XV века Фомы Мецопского, который пишет, что Искендер Кара—Коюнлу в 1432 г. «собрал войско и выступил в поход на город Шемаху и его область. Он в течение 15 дней беспощадно вырубал деревья и сады и причинил не поддающиеся описанию разрушения... он прошёл дальше Дербентских ворот, разрушил много стран и безжалостно истребил мечом много горцев и степных. Оставаясь там целый год, он пролил столько невинной крови, что невозможно и описать» (74,с. 73).

 

Действительно, один из многочисленных походов Искендера Кара-Коюнлу на Ширван имел место в 1432 г.. Поводом для него явился конфликт из-за сына Искендера Иар-Али, который, поссорившись с ним, бежал в том же году в Ширван к Халилуллаху I, а в действительности же Искендер Кара-Койюнлу хотел подчинить себе всю территорию государства Ширваншахов (88, с. 247—248). Сообщение Фомы Мецопского позволяет утверждать, что действительно султан Искендер Кара-Коюнлу после взятия Шемахи двинулся к границам Илисуйского султансва.

 

Поход войск Искендера Кара-Коюнлу на Цахур в августе 1432 г. позволяет предположить, что цахурцы в тот период находились в сфере влияния государства Ширваншахов. Естесственно, что Цахур выступил в этом сражении на стороне ширваншаха Халилуллаха I. Из надписи становится ясно; что нападение на Цахур было произведено с двух сторон: один отряд Искендера Кара-Коюнлу напал через горный перевал, ведущий из Сарыбаша в Цахур, а другой отряд — со стороны Рутула вдоль по течению р. Самур. Как видно, отряды Искендера потерпели поражение, потеряв 200 человек убитыми, после чего вынуждены были стступить.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

После этих событий почти сразу же в Цахуре было сооружено укрепление в   целях обороны от возможных нападений противника. Рассмотренный нами выше эпиграфический памятник имеет огромное значение для исследования истории Илисуйского султанства.

 

Эта надпись служит неопровержимым доказательством того,  что территория Илисуйского султанства испокон веков входила в сферу влияния— государства Ширваншахов.Как известно, в 30-х гг. XVI в. при шахе Тахмасибе I Ширван был полностью подчинён Сефевидам. В 1538 году государство Ширваншахов перестало существовать и вошло в состав Сефевидского государства (160, 82).

 

После этого важного исторического события Цахурское владение вместе с другими территориями государства Ширваншахов также вошло в состав государства Сефевидов.С этого времени Цахурские владетели (впоследствии султаны Илисуйские) начинают принимать самое активное участие в борьбе с внешними врагами Сефевидского государства и строго охранять его северо-западные границы.

 

Так, Али-султан Цахурский совместно с Юсуф-ханом Ширванским в 1616 году принимал участие в походе сефевидских войск против грузинских феодалов, часто нарушавших северо-западные границы (89, с. 120). Героизм и преданность Али-султана в этом походе была замечена Шах Аббасом I, который отправил Али-султану благодарственный фирман: «... Ваша усердная служба к нашему престолу вновь сделалась нам известною. Хвала и благодать вам,  — да будет лицо ваше было!... Мы желаем, чтобы вы на пути преданности продолжали ваши деяния и дейст­вовали согласно всему приличествующему нашей державе. Когда же Юсуф-хан,  Ширванский беглярбек,  прибудет в ту сторону, то совместно с ним продолжайте службу нашему двору с подобающим усердием, без упущения» (61, с. 1085—86).Из содержания этого фирмана также видно, что и после включения государства Ширваншахов в состав Сефевидского государства в качестве одного из его беглярбекств, сохранились тесные взаимоотношения между ширваишахами и илисуйскими султанами.

 

Сефевидские шахи в походах против Грузии, как правило, ис­пользовали союзные силы Джарских обществ и Илисуйского султанства. Большое значение при этом имел исламский фактор: джарцы и илисуйцы, будучи мусульманами, являлись надёжной силойв войне против «христианской» Кахетии. Сефевиды видели в них мощную военную силу, способную в случае необходимости привести в покорность кахетинских феодалов.

В начале XVIII в. Сефевидское государство переживало полосу политического и экономического кризиса. В 1698—1701 гг. была произведена всеобщая перепись населения в целях пополнения государственной казны. Уже в 1702 г. приказано было собрать с народа подушный налог за эти истекшие три года в новом размере. Было приказано наряду со всеми взимать налог также и с духовных лиц (18, с. 19).С другой стороны, по наущению шиитских богословов, шах Султан Гусейн проводил политику религиозной дискриминации, которая проявлялась в гонениях против суннитов (137, с. 19).

 

Усиление феодального гнёта и экономической эксплуатации, а также политика религиозной дискриминации, вызвали волну народных восстаний во свех областях Сефевидского государства. Современник этих событий каталикос албанский Есаи Хасан Джалалян дал весьма точное описание ситуации, сложившейся в сефевидском государстве в период правления Шаха Гуссйна (1694— 1722): «Известно, что когда приходит в ветхость дом или вообще какое-либо здание большое или малое, оно близится к разрушению. Сначала, поколебавшись, рушатся фундамент и стены, потом падает потолок, а затем разваливается вся крыша и дом окончательно разрушается. То же случилось и с царством персидским» (18,с. 23).

В самом начале народное негодование выра­жалось главным образом в пассивной форме сопротивления — массовым бегством крестьян в отдалённые места (85, с. 16). В дальнейшем эти недовольства стали принимать весьма активную форму и выливаться в крупные восстания.

 

Самое крупное антииранское восстание началось в северо-западном Азербайджане в 1707 году (18, с. 23). Активное участие и восстании принимали джарцы, илисуйцы и шекинцы. Об этом восстании писал и основоположник азербайджанской научной историографии А. Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Иран»: «... джарцы (Джарское общество), соединившись с цахурцами (Верхняя часть Елисуйского нладения), совершили набег на Ширван» (89, с. 124). Руководил этим восстанием Али-султан Илисуйский (18, с. 23).

Однако вскоре восстание было подавлено, а с. Джар сожжено неверными, как пишет анонимный автор «хроники войн Джара» (75, 9). Автор «Хроники», будучи суннитом, под «неверными» подразумевает шиитов.

 

Восстание первоначально носило характер антишиитского движения. Оно явилось ответом на политику религиозной дискриминации, проводившейся сефевидским двором по отношеннию к мусульманам-суннитам. Но постепенно эти восстания начали принимать характер освободительной борьбы.

В 1711 году объединённые силы илисуйцев и джарцев вновь подняли восстание. Руководство восстанием вновь осуществлялось Али-султаном Илисуйским, объявившим свои владения самостоятельными. Восставшие напали на сефевидские военные силы, находившиеся в Шеки, оттуда направились на Кабалу, Акстафу, Шамшаддил, Загам, Гянджабасар, Кюракбасар и Барду (18, с. 23).

 

В 1720—1721 г.г. отряды Али-султана, насчитывавшие около 8000 человек, подступили к Гяндже и заняли местечко Сутёкюлян (там же). Но когда они вступили в город, то были перебиты и вынуждены отступить. Несмотря на приказания шаха «находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах сефевидским войскам выступить против них, однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения» (18, с.24).

 

Так, по приказу шаха Гусейна, Гасан—Али, хан шемахинский, с 15-ю тысячами воинов дошёл до границ восставших, но последние напав внезапно перебили большую часть войска, а самого хана убили (там же).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Наряду с антииранской освободительной борьбой, объединённым силам джарцев и илисуйцев приходилось параллельно воевать с кахетинскими царями. Так, кахетинский царь Имам Кули-хан (Давид III), используя удачное военно-политическое положение, пытался утвердиться в северо-западных пределах Азербайджана.

Однако его захватническим планам не суждено было осуществиться. Имам Кули-хан Кахетинский был трижды обращён в бегство  совместными силами джарцев и илисуйцев под руководством Али- султана (75, с. 9—10, 18, с. 24).

 

Таким образом, на некоторое время удалось обезопасить северо­западные границы Азербайджана.

Как видно, даже в самые смутные периоды истории Илисуйские султаны  совместно с Джарскими  обществами самоотверженно защищали свои территории от внешних посягательств. Следует также отметить, что безуспешная религиозная политика, проводившаяся сефевидскими  шахами, способствовала подъёму и  объединению феодальных владетелей в борьбе против централизованной власти.

 

Постепенно Али-султан вступил в союз с другими предводителями антииранского движения —  Сурхай —  ханом Казикумыкским и высшим духовным лицом Ширвана Гаджи Давудом. В 1721 году  объединённые силы приступили к главному административному центру иранской власти в Северном Азербайджане — Шемахе.

Азербайджанский историк Ф. М. Алиев, подробно исследовавший борьбу азербайджанского народа пртив внешних сил в 20— 40-е г.г. XVIII века, совершенно верно считал это время моментом, «когда судьба Сефевидского государства была, по-существу, пред­решена» (85, с. 28).

 

В августе 1721 года после ожесточённого сражения, повстанцы под предводительством Гаджи Давуда, Сурхай-хана Казикумыкского и Али-султана Илисуйского взяли Шемаху. По словам Есаи Хасан-Джалаляна «Жители города (Шемахи — Э. Л.) делились пополам, но суннитов было больше, поэтому жители района, называемого Сарыторпаг, ночью открыли свою сторону и впустили внутрь города часть неприятельского войска, а на рассвете, присоединившись сами к ним, передали им в руки город» (18, 27). Очевидно, что религиозный фактор играл не последнюю роль в успехе восстания. Взятие Шемахи сопровождалось погромами и грабежами. Очевидец этих событий, секретарь ориентальной экспе­диции России Флори Беневени назвал эти события «Шемахинской трагедией» (150, с.47).

 

Судя по имеющимся источникам, наиболее яркой фигурой среди руководителей антииранского движения в Северном Азербайджане в первой трети XVIII в. был именно Али-султан Илисуйский. Однако эта часть нашей истории не изучена ввиду того, что Гаджи Давуда долго считали агентом Османской Турции. Вследствие этого оставалось в тени и имя его союзника Али-султана.

Так, В. Н. Левиатов, освещая вышеуказанные восстания, отметил об Али-султане лишь следующее: «Наиболее известным предводи­телем этих отрядов был некий Али-султан» (129, с.67).К 1722 году Османской империи удалось укрепить свои позиции в Северном Азербайджане.

 

Турция сумела использовать неудачную религиозную политику Сефеиидского государства и склонить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     значительную часть населения Северного Азербайджана на свою сторону (137, с. 30—31). В связи с этим в сферу влияния Турции попало и Илисуйское султанство. Об этом событии А. Бакиханов сообщает следующее: «Али Султан Цахурский был назначен беглярбеком шекинским и цахурским с званием двухбунчужного паши» (89, с. 126). Автор ошибочно датирует это событие 1712годом (89, с. 125—126).

 

Однако сохранился фирман султана Ахмеда III на имя Али-султана Шекинского со следующим содержанием «В ознаменование нашей монаршей благосклонности к вам, опытному, храброму ш благочестивому Дагестанскому эмиру, в настоящем 1135 году 1-го числа зиль-кадэ назначаем вас беглербеком Шекинского владения с присоединением Захурского санджака, а потому повелеваем получении сего высочайшего нашего фирмана вступить в управление; означенными владением и санджаком...» (70, с. 1091). Согласно датировке этого фирмана Илисуйское султанство вступило в подданство Османской Турции в 1722 году. Как видно из приведённого выше текста фирмана, Али-султан был удостоен титулом беглярбека Шекинского, а Илисуйское султанство вошло в это беглярбекство под именем Цахурского санджака.

 

Али-султан принимал активное участие в политических событиях, происходивших в 1723 году в Грузии. Дело в том, что в эти годы картлийский царь Вахтанг VI проводил политику лавирования между Россией и Ираном. Узнав об этом, щах Тахмасиб II устранил от власти Вахтанга VI и назначил вместо него кахетинского царя Константина (Мухаммед Кули-хана) (18, с. 37). После этого на­чинается борьба за власть между Вахтангом VI и Мухаммед Кули-ханом (143, с. 18). В этой борьбе Али-султан поддерживал Мухаммед Кули-хана. [Последний заключил союз с Гаджи Давудом, илисуйским Али-султаном (он же беглярбек Шекинский), шамхалом Адиль-гиреем и кайтагским уцмием Ахмедханом (18, с. 38).

 

В мае 1732 года объединенные силы союзников вступили в Тифлис. По сообщению источника «Войска джарцев, талайцев и всей области Цахура распространились по Тифлису до полудня, а утром началось сражение. И заключили с ними мир, согласившись уплатить шестьдесят тысяч туманов» (75, с. 11). Как видно, власть Мухаммед Кули-хана была восстановлена, а взамен этого тифлисцы должны были выплатить дань джарцам и Али-султану. Подробные сведения о взятии Тифлиса объединёнными силами Гаджи Давуда, Али-султана, джарцев и др. имеются также и у историка XVIII в. Абраама Ереванци (17, 13).

 

Необходимо отметить, что Али-султан являлся внуком Сары Али-бека Цахурского, сына основателя династии Илисуйских султанов Ади Куркулу-бека. Во время временного захвата Азербайджана Турцией Сары Али-беку за особые заслуги были пожалованы селения Меше-баш, Ках, Зарна, Кум, Лекит и Алагёз (59, с. 1085). Очевидно, что при назначении Али-султана шекинским беглярбеком, султан Ахмед III принял во внимение заслуги его деда.Таким образом, Али-султан становится одним из сильнейших феодальных владетелей северо-западного Азербайджана.

 

С 1725 года под власть Илисуйских султанов попал Ареш, так как он был пожалован сыну Али-султана Мухаммеду Али Султан-заде с условием, что он по требованию турецких пашей явится к ним с 300 отборных воинов для несения службы в Гяндже, Ширване и др., где понадобится вести военные действия (63, с. 775).

Ввиду назначения Али-султана шекинским беглярбеком, Ках на некоторое время был передан под управление уцмий Мухаммеда, который получил титул Кахского беглярбека (62, с. 1091). Однако в 1731 году Цахурское и Кахское владения были возвращены Али-султану (72, с. 776).

 

Об усилении Илисуйского султанства в период правления Али-султана свидетельствует стремление турецких султанов использовать его войска в военных походах, в подавлении восстаний (70, 72, 73).

Войска Али-султана в военных походах выступали обычно совместно с войсками Гянджинского правителя Ибрагим-паши, Гаджи-Давуда, утверждённого правителем Шнрвана и джарцев (там же).

 

Ситуация изменилась, когда Ирану вновь удалось укрепиться в Азербайджане и вытеснить оттуда турок.

Сурхай-хан, бывший в это время правителем Шемахи, стал готовиться к сопротивлению в Кабалинском магале (89, с.138). На стороне Сурхай-хана самоотверженно сражались и отряды Али-султана (75, с. 18). Сражение произошло в местечке Деве-батан. Несмотря  на проявленный героизм, иранским войскам удалось одержать верх, а Сурхай-хан ушёл в Казикумух (там же).

 

Однако в последующие годы Али-султан Илисуйский, вставши в своё время на сторону Османской империи, всё больше склонялся на сторону Надир-шаха. Когда осенью 1738 г. Ибрахим-хан (брат Надир-шаха) во главе больших отрядов прибыл в Джар для усмирения населения (129, с. 108), Али-султан встал на его сторону вопреки мнению своего народа. Вопреки позиции Али-султана, сын его Мухаммед-бек, совместно с джарцами и шекинцами сражался против кызылбашей (75, с. 31).После ухода иранских войск, как сообщает анонимный автор «Хроники», народ лишил власти Али-султана и «начал взымат штраф с тех, кто признал власть его (Али-султана) и кызылбашей (75, с. 32). Этот единичный факт лишения власти султан свидетельствует о том, что джамаат всё ещё имел широкие полномочия в Илисуйском султанстве.

 

Перемена внешнеполитической ориентации Али-султана в пользу Надир-шаха объясняется, на наш взгляд, трениями, возникавшими между Али-султаном и его союзниками—Джарскими обществами Сурхай-ханом Казикумыкским. Эти разногласия были вызваны стремлением каждой из сторон к главенствующему положению регионе. По-видимому, именно с этой целью Али-султан решил заручи поддержкой Надир-шаха. Однако его расчёты не оправдались, в результате он лишился престола.

 

Новым султаном народ избрал сына Али-султана, Мухаммед бека (75, с. 32).

Начало 40-х г.г. XVIII в. было ознаменовано новым подъёмом овободительной борьбы против завоевательной политики Надир-шах в Северном Азербайджане и соседнем Дагестане. С целью покорения повстанцев Надир-шах в 1841 году направил в Джар и Талу войск численность которых по некоторым данным доходила до 100 тыс. человек (97, с. 211).

 

На стороне джарцев сражалось и население  Илисуйского султанства под руководством Мухаммед-бека (75, с.34). Несмотря на героическое сопротивление, иранские войска жестоко расправили с джарцами и их союзниками (152, 99). Военачальники Надир-шаха опустошили также Шекинскую область и часть Ширвана чтобы заморить восставших голодом. Однако, несмотря на неоднократные карательные походы, совер­шавшиеся уже под личным командованием Надир-шаха в последую­щие годы, ему не удалось сломить героическое сопротивление Север­ного Азербайджана и Дагестана.

 

В такой ситуации Турция пыталась вновь склонить разными обещаниями правителей этих областей на свою сторону. С этой целью турецким султаном были выданы этим правителям фирманы и определённая сумма денег: «... сто мешков сыну Сурхая, шесть мешков Сурхаю (Казикумыкскому), двадцать — Джару и Тале, шесть — Мухаммед-беку, сыну Али-бека и восемь Мал-ладжу» (75, с. 41). По сообщению дагестанского историка Г. Ал-кадари султан Махмуд выдал «Цахурцу Магомед-беку два бунжука, власть в том владении (Илисуйском) и некоторое количество денег» (86, с. 83). А. Бакиханов также пишет о пожа­ловании турецким султаном Мухаммед-беку титула султана и двух-бунчужного паши (89, с. 150).

 

Однако Мухаммед-бек, как и соседние правители, оставил послания турецкого султана без ответа.

Политическая обстановка, сложившаяся после смерти Надир-шаха в 1747 году и распада его державы, благо­приятствовала возникновению здесь независимых ханств и султанств и укреплению уже имевшихся.

В таких условиях происходило дальнейшее возвышение Илисуйского султанства.

 

Султаны Илисуйские поддерживали дружественные отношения с соседними государствами. Нередко они выступали посредниками при заключении мира между воюющими сторонами. Так, в 1750 году илисуйский султан Мухаммед-бек по просьбе грузинского царя Ираклия II способстововал заключению мира между ним и предста­вителями Джарских обществ. С этой целью Мухаммед-бек поехал в Тифлис с представителями Джарского, Тальского и Мухахского обществ и добился заключения мира при условии взаимной выдачи аманатов (75, с. 50).Религиозная общность также способствовала в основном друже­ским отношениям между населением, а также отдельными прави­телями  соседних областей.

 

В вопросе о взаимоотношениях между Джарскими обществами и Илисуйским султанством мы считаем необходимым ввести некоторую ясность. Дело в том, что некоторые историки, пресле­довавшие совершенно определённую цель ~ настроить друг против друга два соседних и союзных владения, склонны были утверждать, что Илисуйское султанство находилось в  вассальной зависимости от Джаро-Белоканских обществ. Такой традиции последовал и советский историк востоковед И. П. Перушевский, считая что «Джарское общество в период своего могущества... превратило Катехское и Белоканское общества по существу в таких же вассалов, каким был султан Илисуйский» (146, 56). В действительности, поводом для таких утверждений послужил единичный факт вмеша­тельства джарцев в междоусобицу, происходившую в Илисуйском султанстве в конце XVIII нач. XIX веков.

 

Дело в том, что в начале 50-х г.г. XVIII в. Мухаммед-бек был остранён от власти своим братом Ахмед-ханом, который впос­ледствии был провозглашён султаном Илисуйским (23, с. 449). Впоследствии сын Мухаммед-бека Хан-Баба бек сместил с престола своего дядю Ахмед-хан-султана. Алхаз-бек, сын последного, низверг Хан-Баба-султана, однако вскоре первый скончался, оставив престол последнему. Наконец, в 1806 г. Ахмед-хан, сын Алхаз-бека при помощи джарцев выгнал из Илису Хан-Баба-бека и стал впослед­ствии султаном.

И. Линевич ошибочно отмечал, что Ахмед-хан был назначен султаном при посредстве русских (130, с. 5).

Как видно, на протяжении длительной междоусобной борьбы джарцы лишь в конце были привлечены Ахмед-султаном.

 

В пользу того, что Илису некое султанство не зависело от Джара говорит и тот факт, что на собраниях старшин в Агдам — Кяляле селение между Илису и Джаром, в Мухахском ущелье илисуйские старшины и, кевхи участвовали в качестве самостоятельных представителей (75 с, 63). Отношения между Илисуйским сул­танством и Джаро—Белоканскими обществами, скорее всего, можно назвать союзническими, хотя и они не всегда были ровными. Во взаимоотношениях с другими государствами Илисуйское сул­танство также придерживалось политики добрососедства. С некото­рыми из них илисуйские султаны имели родственные отношения. Так, дочь Ахмед-хан-султана была замужем за сыном Гусейн-хана Шекинского (6, с. 1121).

 

Французский писатель А. Дюма, побывавший в 1859 г. в Шеки, встречался там с внуком Гусейн-хана Шекинского и Ахмед-хан-султана Илисуйского — Мухаммед-ханом. Он с сожалением отмечал, что если бы эта область (Шекинская) не была подчинена русским, то она должна была принадлежать Мухаммед-хану (112, с. 119).Помимо этого Муса-султан Илисуйский был женат на дочери Гаджи-хана Шекинского (6, с. 1121). Эти родственные связи свидетельствуют об устойчивых отношениях между Илисуйским султанством и Шекинским ханством.

 

Илисуйские султаны имели родственные связи и с Кубинскими ханами Фатали-хан Кубинский (1758—1786) с 1774 г. был женат на дочери Ахмед-хан-султана Илисуйского Илису-Бике (55, с. 907). Гасан-хан Кубинский, рождённый от этого брака, с 1805 г. являлся Кубинским, Дербентским и Сальянским владетелем.

Илисуйское султанство поддерживало тесные союзнические и родственные связи со своим северным соседом—Казикумухским ханством. Так, Алхаз-бек, правивший Илисуйским султанством в конце XVIII в., был женат на сестре Сурхай-хана Казикумухского, а Ахмед-хан-султан сын Алхаз-бека был женат на дочери Сурхай-хана. От последнего брака был рождён последний Илисуйский султан Даниял-бек (7, с. 326).

Основываясь на приведённые выше данные, можно сделать вывод, что в упрочении взаимоотношений Илисуйского султанства с соседними государствами немалое значение имело заключение междинастических браков.

 

В целом, Илисуйское султанство являлось проводником незави­симой мирной политики в регионе. Оно никогда не претендовало на территории соседних феодальных владений, но стойко защищало свои традиционные владения, и вместе с Шекинскими правителями и Джаро—Белоканскими джамаатами упорно защищало северо­западные границы от внешних посягательств.XVIII век — время острого соперничества России, Турции и Ирана за обладание Кавказом, был периодом возвышения и усиления Илисуйского султанства.Однако на пороге стоял XIX век и Илисуйскому султанству ещё предстояло вступить в неравную и смертельную для себя схватку с Российской империей.

 

 

 

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

 

 

 

Отрывок из книги «Цахуры: прошлое и настоящее»

 

 

Просмотров: 519 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017