Среда, 23.08.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Январь » 23 » Искусство ковроделия в Южном Лезгистане
12:26
Искусство ковроделия в Южном Лезгистане

В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Лезгистана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений.

 

В создании материальной культуры лезгин были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медно-чеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т.д. Художественные произведения народных мастеров отличаются многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства лезгинских народов.

 

Сегодня стало очевидным, что богатое наследие лезгинского народного искусства - ковроделие, основанное на вековых традициях, стало неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Закавказья. В свою очередь ковроделие – старинный народный художественный промысел. Существующий с древнейший времён, с тех пор, как человек научился вырабатывать пряжу и ткани из волокнистых материалов. О древности культуры ковроткачества свидетельствуют памятники глубокой старины –  записи историков и географов, ковры, хранящиеся в музеях, коллекциях, а также в художественных фондах.

 

Ковроделие Южного Лезгистана (Северо-Восточный Азербайджан) занимает особое  место в истории национальной культуры лезгинского народа. С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественным качествам, ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, использовались  для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.

 

По дошедшим до нас литературным источникам, изготовление ворсовых ковров было широко развито в Средней Азии и Китае. Самый старинный ворсовый ковёр был найден профессором  Руденко в 1949 году в  Алтае при раскопках 5 Пазарыкского кургана, данный ковёр датируется (V в. до н.э.). Не смотря на то, что ковёр пролежал около 2500 лет во льдах, он оказался почти не повреждённым и хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.

 

Ковроделием в этом регионе  занимались еще в бронзовом веке (конец II – начало I тысячелетия до н.э.). В ходе археологических раскопок в Мингячевире из катакомбных захоронений, относящихся к I-III векам, обнаружены остатки паласов и ковров. О развитии ковроделия в Южном Лезгистане сообщают Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки.Следуя археологическим материалам  и письменным источникам,  можно говорить о том настолько древней историей обладает ковровое искусство Южного Лезгистана.

 

Ткань ковровых изделий была единственным материалом годным для предохранения жилища от резких колебаний температуры. Ковры служили для внутреннего убранства. Из ковровой ткани делались завеска входа. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврики подстилались во время молитвы. Изделия из ковровой ткани – служили для украшения вьючных животных. Материалом для ковра служила шерсть, а красители доставляла окружающая природа. Так в обстановке натурального хозяйства возникло ковровое производство, которое, претерпев ряд видоизменений дожило до наших дней.

 

В эпоху Сасанидов (3 – 7 века) ковровое искусство Южного Лезгистана прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. Начиная с 6 века н.э. в исторических и литературных памятниках о лезгинском ковре уже можно найти довольно обширные и ценные сведения, которые давали такие историки, как Моисей Каланкатуйский (7 век), арабские авторы Масуди, Табари, Аль-Мукаддаси, Ибн Хаукаль, Аль-Истахри (9 – 10 века), фламандский путешественник и монах Рубрук (13 век) и венецианский путешественник Марко Поло (13 век). Все эти люди безмерно восторгались красотой и красочностью лезгинских ковров.

 

Начиная  с 13 века и на протяжении 14 века  лезгинские ковры и различная ковровая продукция из Южного Лезгистана в большом количестве экспортировались в зарубежные страны.

Многие известные европейские художники на своих картинах изображали лезгинские ковры. К примеру, итальянский художник эпохи Возрождения Пинтуриккьо в «Сцене из жизни Энея» изобразил ковер «Гянджа-Газахской» зоны. Нидерландский художник 15 века Ганс Мемлинг сразу в нескольких своих произведениях, в том числе в известном триптихе, посвященном Деве Марии, дал изображения лезгинских ковров.

 

Они также встречаются в картине немецкого художника Ганса Гольбейна «Послы» 16 века и на картине венецианского художника Карло Кривелли «Возвещение» 15 века, что говорит о высокой репутации художественных достоинств этих ковров. Лезгинские  ковры можно увидеть также на картине итальянского художника Антонелло да Мессина (15 век) – «Святой Себастьян», на фреске собора Санта Мария в городе Сиене («Свадьба Финдлинга») художника Доменико ди Бартоло, на картине Доменико Мороне – «Рождение святого Фомы».

 

Ковры из Южного Лезгистана начинают приобретать особую популярность в  начале 19 века, когда территория Закавказья была присоединена к Российской империи. Ковры, произведенные в Баку, Гяндже, Ширване, Кубе, в огромном количестве продавались в соседних странах, экспонировались на различных выставках в России.

 

С конца 20 века ковроткачество становится одной из ведущих отраслей экономики уже в современном Азербайджане. Во многих регионах искусство ковроткачества успешно развивается  в настоящее время. В городах Куба, Гусар, Гянджа, до сих пор продолжают развивать древние традиции искусства ковроделия. На территории современного Азербайджана  насчитывается свыше 20 крупных и средних ковроткацких комбинатов.   Лезгинские ковры можно найти также в частных коллекциях в США, Германии, Франции, Турции, России, Италии, Австралии, Японии, Швеции, Норвегии, ЮАР.

 

По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям лезгинские  ковры условно делятся на несколько школ:

 

 - Кубинская

 

 - Бакинская

 

 - Ширванская

 

 - Гянджинская

 

Отметим, лезгинские ковры по технике изготовления делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства. Немецкий искусствовед Г. Роп в разделе «Кавказские ковры» своей книги «Восточный ковер» доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры – килимы. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на несколько видов - Палас; Сумах.

 

В традиционных мотивах ворсовых ковров мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда. Все эти узоры – многообразный мир символов – язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения. Изображение на коврах фигур животных и людей имело раньше магический смысл, связанный с древними культами и обрядами. Но постепенно он утратился, и узоры стали носить лишь декоративный характер.

 

Следует отметить, что все типы ворсовых ковров, независимо от характера рисунка, строятся по единому композиционному принципу, т.е. ковер состоит из центрального поля и бордюра – двух основных компонентов. Это придает композиции замкнутость, где полосы каймы (бордюр) ограничивают со всех сторон центральную часть ковра. Удачное решение композиции ковра, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия орнаментального рисунка и подбора гармоничных цветовых сочетаний.

 

По своему характеру, орнамент ковровой композиции можно разделить на центрический (для центральных крупных фигур – медальонов); фоновой (заполняющий свободные от крупных фигур места центрального поля); каймовый (ленточный) для заполнения бордюра.

 

Орнаментальное искусство ворсовых ковров слагается из простых форм геометрических мотивов (прямые, зигзагообразные линии, треугольники, ромбы, многоугольники, спирали, крестики и т.д.), геометризированных растительных мотивов (листья, цветы, колючки и т.д.), зооморфных мотивов (собачки, лошадки, птицы, козлики и т.д.), антропоморфных мотивов (фигурки человека, отдельные части фигуры: глаз, рука, усы) и геометризированные формы небесных светил, предметов (звездочка, луна, солнце, вода, снег, земля, меч, лампа, сани и т.д.).

 

Многие элементы коврового орнамента имели конкретные названия, которые исходили из соответствия содержанию «яру бубу» – «цветок мака», «гъед» – «звезда», «гъил» – «рука» и др.Или от сходства с реальной действительностью «кацин пац» – «кошкин след», «мекер» – «чубчик», «кIирер» – «крючкообразный», «хаш» – «крест» и др. А некоторые мотивы назывались в зависимости от места расположения узора на ковре («юкьван фур» – «центральный медальон», «къерехъ» – «кайма») или даже от цвета («цIару къерехъ» – «пестрый край», «чIулав къерехъ» – «черный край»).

 

 

Цветовое решение ворсовых ковров является одним из ведущих компонентов композиции, где на фоне традиционного синего или вишнево-красного цвета располагался узор от 7 до 24 цветов и оттенков. Цветовая гармония ковровой композиции достигалась путем создания равновесия ярких и темных пятен, крупных и мелких деталей форм узора, на сочетания тепло-холодности. Особую выразительность, силу и звонкость основному цвету в узорах придает контурная линия черного или другого цвета.

 

Безворсовые ковры – это еще и великолепные лезгинские гладкие ковры «сумахи». По мнению исследователей, название этого ковра происходит от одноименного селения в Южном Лезгистане. Между тем лезгины эти ковры называют по-другому – «гам» (множественное «гамар»).

 

«Сумахи», как и ворсовые ковры, имеют утилитарное назначение и художественные особенности, которые иногда и превосходят последних. Особенность этих ковровых изделий – довольно большой размер, широкое использование в быту, в основном для покрытия пола, так как он мягок из-за подковрового слоя длинных шерстяных ниток, которые образуются благодаря технике плетения. Обычно «сумахи» ткут горизонтальными рядами стежков, переплетенных с нитками основы, а концы пряжи длиной около 10-12 см выпускаются с изнанки ковра.

 

Композиция «сумахов», как и ворсовых ковров, состоит из центральной части и бордюра. Обычно центральное поле занимают несколько основных медальонов с узкими просветами фона, которые заполняются редкими мелкими узорами. Медальоны бывают в основном ромбовидной ступенчато-образной формы, хотя встречаются и других очертаний. Вся центральная часть ковра замыкается бордюром, состоящим из ведущей широкой центральной каймы и сопутствующих вспомогательных полос. Традиционно широкая полоса бордюра решается более крупными однотипными элементами, разными по цвету, ритмически повторяющимися. Край ковра обычно завершается узором «кIекер» – «петушки», который образует динамичную замкнутую композицию.

 

Контурность и графичность геометризированного орнамента придают композиции «сумахов» строгий, сдержанный вид. Узорообразующие элементы «сумахов» имеют почти ту же основу, что и ворсовые ковры.

Это геометрические формы (треугольники, ромбики, прямоугольники, квадратики, зигзагообразные фигурки, многоугольники и т.д.), стилизованные растительные мотивы (стебли, цветы, листья и т.д.).

 

Кроме этого, встречались схематичные изобразительные мотивы (кони, горные туры, всадники, фигурки людей, птицы). В узорах «сумахов» встречаются также мотивы, характерные другим видам народного искусства: S-образные узоры, кресты, меандр, звездочки и др.

 

Как и в ворсовых коврах, элементы узора «сумахов» имеют свои названия, в некоторых из них с трудом можно угадать сходство с реальной действительностью: «куьлегар» – «замок», «цацар цуьк» – «цветок колючки», «чапрасар» – «косые», «кIирер» – «крючки», «кIекер» – «петушки», «цIапурар» – «лопасти» и др.

 

Цветовое решение «сумахов» старинного образца включало около 24 цветов и оттенков, где преобладали теплые цвета: красно-коричневые, охристо-золотистые. Общая цветовая гамма решалась в сдержанных тонах. А в современных коврах преобладает колорит холодных сине-голубых тонов в сочетании с красно-коричневыми, вишнево- красными и красными цветами. Традиционными для «сумахов» являются темно-красный, темно-синий цвета фона.

 

 

Отметим, что современное лезгинское ковровое искусство – это не просто традиция, которую лезгинский народ соблюдает вот уже многие столетия. Для многих это уже смысл жизни, семейное ремесло, навыки владения которым веками передаются от одного поколения к другому, и от занятия которым они ни за что не откажутся.

 

 

 

 

Автор: Али Албанви

 

http://www.proza.ru/2012/01/21/858

 

 

Просмотров: 564 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017