Четверг, 20.07.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Февраль » 7 » Суфий Южного Дагестана: шейх Джабраил ал-Цахури
12:40
Суфий Южного Дагестана: шейх Джабраил ал-Цахури

В процессе исламизации Дагестана при халифе Абу Джафар ал-Мансуре (754-775) правитель Дербента Йазид ибн Асад по велению Халифа построил в районе Дербента ряд пограничных крепостей и поселил в них арабские гарнизоны с семьями, чтобы усилить обороноспособность Дербента и для охраны своих северных границ от набегов хазар.

 

 

 Эти арабские крепости близ Дербента – Камак, ал-Мухаммадийа, Бабвак – превратились в так называемые религиозные центры, которые в дальнейшем с распространением суфизма превратились в суфийские центры - рабаты, откуда с дальнейшим распространением ислама идеи суфизма проникли в другие районы Дагестана. М. Казембек отмечает, что суфийское учение вошло в Дагестан с первыми миссионерами ислама: оно развилось там хоть медленно, но прочно и в значительной степени.

 

 

 Знаменитый везирь Меликшаха – Низам ал-Мулк основал медресе ан-Низамийе, в которой получили подготовку многие дербентские богословы правоведы и суфии, в частности Абу-л-Хасан ал-Басри и Маммус ал-Лакзи (т. е. из страны лезгин).

 

 

 В ан-Низамийе преподавали известные ученые-шафииты Абу Исхак аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шами, ал-Мустазхири и известный ученый и мистик Абу Хамид ал-Газали. Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях, что объясняется еще и тем, что сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, так как ислам среди тюрок в степи распространялся именно суфиями. Поэтому власти поощряли создание суфийских обителей и щедро их субсидировали.

 

 

 Известным суфием эпохи сельджуков был дербентский ученый Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди (ум. в первой пол. XII в.). По мнению Али Каяева, ад-Дербенди получил образование в Багдаде и там же получил свои знания о мистицизме и мюридизме. Аликберов А.К. пишет, что ад-Дербенди изучал исламские науки в Дербенте у известных ученых, таких как Абу-л-Касим ал-Варрак, Абу-л-Хасан ал-Басри (ум. в кон. XI в.), Абу Мухаммад ал-Лакзи (ум. в кон. XI в.) которые приобщили его к суфизму.

 

 

 Ад-Дербенди являлся также одним из учеников Абу Абдаллаха Маммуса ал-Лакзи – знатока хадисов, историка династии Хашимидов, одного из влиятельных лезгинских шейхов, автора исторической хроники «Тарих Баб ал-Абваб ва Ширван» (история Дербента и Ширвана). Ему ад-Дербенди обязан знакомством со многими багдадскими учеными, в частности с ал-Газали, ибн Хадибой и другими. Ад-Дербенди написал объемистый труд по суфизму «Райхан ал-хакаик ва Бустан ад-дакаик» (Базилик истин и сад тонкостей), который является самым ранним в Дагестане зафиксированным сочинением по суфизму.

 

 

 О распространении суфизма в средневековом Дагестане свидетельствует богатый эпиграфический материал. В с. Татиль Табасаранского района находится могила шейха-аскета Джамалутдина Йахйа ибн Шейх Юсуфа, датированная 583 г.х/1187 г.

 

 

 В Дербенте была обнаружена надмогильная плита Шейха Ахмада ибн ал-Хусайна, датированная примерно XI-XII в. Шихсаидовым А.Р. также описаны надписи о смерти шейха Джунейда (ум. в 651 г.х/1253-54 г.), шейха Мир-Сулеймана ал-Багдади (ум. в 680 г.х./1281-1282 г.), шейха Заман ибн шейх Ашур ибн Исмаил (ум. в 1171 г./1757-1758 г.). (16) В сел. Орта-Стал имеется большое купольное здание Пир шейха Ибрахима с указанием надписи о смерти шейха Ибрахима в 940 г.х./1541-1542 г.

 

 

 Вторая ветвь накшбандийского тариката проникла в Дагестан от Исмаила Курдамири через Мухаммад-Салиха Ширвани.  Шейх  Мухаммад Салих Ширвани род. в 1821 г. Достоверных сведения о его жизнеописании нет. Он передал иджазу Ибрахиму Кудкашани. В 1844 г. он переселился в Стамбул, где и скончался.

 

 

 Его преемником является Хаджи Йунус Лалали (1804-1860), который передал иджазу Махмуду Афанди из с. Алмало (Сев. Азербайджан). Махмуд Афанди родился в 1810 г. Он возвел в ранг муршидов 12 человек. Махмуд Афанди умер в 1877 г. в Астрахани, где находится его зиярат.

 

 

 Среди тех, кому он передал иджазу, были Ахмад ат-Талали, Исмаил ас-Сивакли,  Джабраил  ал-Цахури , Мухаммад-Закир ал-Чистави, через которых еще одна линия накшбандийского тариката проникла в Дагестан. Исмаил ас-Сивакли во время Кавказской войны под предводительством Шамиля переселился cо своими родственниками в Дагестан из Азербайджана.

 

 

 Здесь он встал под духовное наставничество Джамалутдина Казикумухского,от которого в дальнейшем принял иджазу. Исмаил ас-Сивакли объединил в себе две разветвленные цепочки накшбандийского тариката в Дагестане. Одна из них от Исмаила Курдамири через Хас-Мухаммада аш-Ширвани – Мухаммада ал-Яраги -Джамалутдина Казикумухского перешла к Исмаилу ас-Сивакли. Далее, когда  шейх  Джамалутдин переселился в Турцию, Исмаил-эфенди вернулся в свое родное село в Азербайджане, после чего он стал воспитанником Махмуда-афанди из Алмало, от которого также получил иджазу.

 

 

 В дальнейшем Исмаил ас-Сивакли возвел в ранг муршида Хаджи-Кусай Эфенди,который передал иджазу в 1893 г. Шуайбу-эфенди. После ухода из жизни Кусая-эфенди, муршид Шуайб-эфенди принял духовное наставничество Ахмада ат-Талали. Ахмад ат-Талали в 1896 г. также дал Шуайбу-эфенди разрешение быть духовным наставником суфиев – муршидом. Мухаммад-Закир ал-Чистави-преемник Махмуда-эфенди из села Алмало возвел в ранг  шейха  накшбандийского тариката Сайфуллу-кади Башларова.

 

 

 Четвертый муршид  Джабраил  ал-Цахури  родом из села Цахур был мюридом  шейха  Хаджи Ахмада из Алмало. Затем, когда Махмуд Афанди вернулся в свое село (Алмало) из России,  Джабраил-эфенди  вместе с 300 мюридами встал под воспитание Махмуда Афанди и в дальнейшем был возведен им в ранг  шейха. Джабраил   ал-Цахури  передал право наставления мюридов Абдурахману-Хаджи из с. Асаб. Умер  Джабраил-Эфенди  12 джумадал ахира 1307/ 29 октября 1898 году.

 

 

 Известно также, что халифа Махмуда ал-Алмало - Джибраил ал-Цахури, велел своим мюридам совершать рабита только по отношению к душе (руханиййа) алмалинского шайха и запрещали им совершать ее по отношению к его преемникам.

 

 

 

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

 

 

 

 Автор: Али Албанви

 

 

 

 Литература

 

 1.«Из опыта появления в Дагестане и выявления цепочки последователей накшбандийского и шазилийского тариката», Ш. Шихалиев.

 

 2. «К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане», М. Кемпер (Бохум, Германия), «Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе». - М.: Вост. лит., 2003.

 

 

 

 

Просмотров: 500 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017