Суббота, 20.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Февраль » 7 » ЧТО СТОИТ ЗА НЕОЖИДАННЫМ «ОМОЛОЖЕНИЕМ» ДЕРБЕНТА?
12:44
ЧТО СТОИТ ЗА НЕОЖИДАННЫМ «ОМОЛОЖЕНИЕМ» ДЕРБЕНТА?

Официальный Баку, азербайджанская элита, и историки, обслуживающие их, со  всех информационных трибун причисляют Дербент, к числу так называемых «исконно азербайджанских городов», а азербайджанскую общину города к единственной правопреемнице этнокультурного наследия края. 

 

 

 На фоне этих заявлений,  уже несколько лет во всемирной сети работает азербайджанский государственный сайт, с претензиями ни много немало на четверть территории республики. А пока Москва хранит гробовое молчание, изредка прерывая его, чтоб заявить о «стратегическом партнерстве» с шустрым соседом, Дагестан от геополитических нападок отбивается, как может. Однако чем же могут быть вызваны такие претензии на средний по российским меркам приграничный город?

 

 

 Дербент – один из самых древних живых городов мира. Его пятитысячелетняя история - отражение всех значимых событий и вех в развитии европейских и азиатских цивилизаций этого периода.  Современное название происходит от персидского Дарбанд («дар» – ворота, «банд» – узел). Античные историки называли его Каспийскими или Албанскими воротами, кавказские авторы – Чара или Чола, арабы – Баб ал-абваб (Ворота ворот), русские летописи – Железные ворота, позже – Дербень. И неслучайно все названия включают в себя слова ворота и дверь. Выстроенный в самом узком месте прохода между скалами и морем, город-крепость с мощными фортификационными сооружениями, стенами и башнями, массивными железными воротами был высшим достижением военно-инженерного искусства.

 

 

 В VI веке, когда Кавказская Албания подпала под власть Персии как марзбанство, персидский царь Хосров I Ануширван (531-579), чтобы укрепить северную границу Персидской державы, согнал со всей Албании строителей и вместо сырцового укрепления воздвиг грандиозные сооружения. Албанский историк Моисей Каганкатваци (VII в.) писал: «Цари персидские (имея в виду Хосрова и его отца Кубада) изнурили страну нашу, собирая строителей и изыскивая разные материалы для построения великого сооружения».

 

 

 На северной стене крепости имеется албанская лезгиноязычная надпись, что подтвердил академик Акакий Шанидзе. Как следует из исторических данных, крепость построена албанами-лезгинами в VI веке, когда предки современных азербайджанцев ещё кочевали на Алтае (Алатау). По этому поводу арабский энциклопедист Якут Хамави, побывавший на Кавказе в XII веке, писал: «Ранее Ширван лекзов теперь заселён как саранчой туркменами-сельджуками». При этом не только дербентская земля, но и Ширван был лезгинским. Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины». В районе до 552 г. Дербента в Чоре находился лезгинский (албанский) патриарший престол.

 

 

 Появление в регионе инородного этнического компонента, было связано, в первую очередь с переселенческой политикой иранских завоевателей. Вследствие чего, местное городское население было разбавлено, а национальный "ландшафт" изменился до неузнаваемости. Всего, история города зафиксировала несколько этапов такой политики. Первое упоминание о массовых переселениях в исторических летописях зафиксировано в 509 году, когда персидский шах Исмаил I захватил Дербент и переселил  из Тавриза  500 семейств. Историки отмечают, что в 736 году население Дербента  значительно увеличилось, так как Маслама поселил   в город 24 тыс. сирийских воинов, а так как многие из них происходили главным образом из Дамаска, Химса, Куфы и ал-Джезиры, и город был соответственно разделен на 4 части.

 

 

 Упоминаются также мусульманское  ополчение в Дербенте, которое  прибыло из Иордании, Палестины, Дамаска, сирийского города Хомса, Кайсарии, Междуречья, иракского города Масула и других мест. Необходимо подчеркнуть, что это деление города на кварталы, именуемые ныне магалы (от араб. махалла), до сих пор сохраняется в старой ее части. В каждом квартале была возведена мечеть, названная по имени жителей, живущих в нем – Хазарская, Палестинская, Дамасская, Химсская, Кайсарская, Джазирская, Мосульская.

 

 

 В 1603 году одолев  турок, шах Аббас I подчинил  себе Шемахи, Ширван и Дербент. Овладев Дербентом в 1606 году, Аббас I занялся его укреплением, восстановил городские стены и башни, а недалеко от берега вместо старой разрушенной морской части стены возвел большую башню и соединил её с северной стеной, чтобы предотвратить обход крепости по берегу моря. В среднюю часть города, в специально выстроенный резервуар, была подведена родниковая вода и построено еще 7 фонтанов. Население Дербента в этот период было увеличено за счет переселения из Персии 400 семейств. Спустя несколько веков за потомками, всех этих этнических групп, в Советский период было закреплено название «азербайджанцы», с предоставлением  им статуса коренного народа республики Дагестан.

 

 

 Таким вот образом, менялся этнический состав населения Дербента, на его базарах и улицах зазвучала многоязычная речь, рождалась своеобразная синтетическая культура. Напрашивается вопрос: «А на каком языке говорило местное автохтонное население?».  В монографии «Эпоха классического ислама на Кавказе» кан. ист. наук А. Аликберов пишет: «Лакз был связан с Баб ал-абвабом самым тесным образом. «Райхан ал-хакаик» и другие источники сообщают о жителях Дарбанда с нисбами ал-Лакзи. Абу Хамид ал-Гарнати поставил «язык лакзов» на первое место, когда писал о языках, которые он слышал в Баб ал-абвабе в первой половине XII века. По свидетельству арабского географа, «лакзанским языком» владел также и дарбандский амир». Следовательно, как предполагают авторитетные  историки, большинство населения Дербента в XII веке говорило на лезгинском языке, лезгином, соответственно мог быть и эмир города.

 

 

 А что мы наблюдаем на противоположном историческом «фронте»? Интернет так и пестрит различного рода,  историческими притязаниями со стороны «братской» республики, на российский город  Дербент. Особо отличились азербайджанские историки, например, как Амир Эйваз.  Приведем некоторые, противоречивые и не выдерживающие ни какой критики названия его работ: «Древняя тюркская страна Азербайджан»; «Тюркские государства Азербайджана в период  античности»; «Албания Кавказская – тюркское государство на территории Азербайджана в период античности и раннего средневековья» и т.д.

 

 

 При этом выше названный «историк», как бы «забывает» упомянуть, что термин «азербайджанец» и «азербайджанский» был введен в научный оборот по прямому указанию И. Сталина в конце 40-х годов прошлого века. А до этого, самоидентификацией, алтайских кочевых племен тюрков – огузов,  служил этноним «мусульмане», позже - «кавказские татары».  А самопровозглашенное,  и ни кем не признанное азербайджанское государство, с заимствованным названием у провинции соседнего Ирана, поддерживаемая  турецкой армией, была провозглашена лишь в 1918 году.

 

 

 Возвращаясь к теме этнической принадлежности Дербента, отметим, что  одним из многих протестов азербайджанской стороны является Южно-Дагестанский университет им. шейха М. Ярагского. Это учреждение азербайджанцам не нравится из-за того, что здесь преподавание истории региона ведется по книге «Кавказская Албания» (автор Г.А.Абдурагимов), которая, по их мнению, пропагандирует антиазербайджанские идеи.

 

 

 Азербайджанская сторона при этом старается умалчивать про тот факт, что в Дербенте  достаточно успешно функционируют несколько филиалов азербайджанских вузов, плюс ко всему, еще один, был построен в прошлом году. Где, если следовать логике азербайджанских политиков, будут видимо распространяться антироссийские идеи. При этом в дагестанской прессе достаточно часто, печатаются различные статьи на тему, этнической принадлежности города. В одной из них автор статьи отмечает, что: «Много лет власти Азербайджанской республики обращали особое внимание на Дербент, причисляя его к своим городам. Оно усилилось после развала СССР, когда страну делили на части. Из Баку на Дербент начали передавать специальные радиопередачи, называя его «дитя, отнятым от матери».

 

 

 Свое мнение о территориальных претензиях Азербайджана к Дагестану, наконец, высказал тогдашний президент Дагестана Муху Алиев в эфире радио «Эхо Москвы» следующим образом: «Но лидеры национальных движений, некоторые неразумные люди говорят, что Дербент - это азербайджанский город. Но им этого мало. Неразумные люди  открыто портят погоду, сеют вражду между братскими народами и республиками».

 

 

 Опасения местного автохтонного населения, подогреваются последними соглашениями по Самуру и границе,и со сложившейся после этого ситуацией с российскими анклавами на территории Азербайджана – Храх-уба и Ульян-уба. И реакция, на них надо сказать, в республиканских СМИ  была  резкой, столь и однозначной: данные действия российского правительства однозначно рассматривались как внешнеполитическая капитуляция.  Вот как описывает журналист Игорь Бойков ситуацию с договором о «рациональном»  использование  водных ресурсов реки Самур, в своей статье:

 

 

 «Нет никакого сомнения, что это именно так, и данная трактовка подобных шагов российского руководства является, безусловно, правильной – ведь добровольную сдачу территорий сложно считать чем-либо иным. 2-3 сентября в столице Азербайджана Баку, во время встречи между президентами Дмитрием Медведевым и И.Алиевым. И выразилась она в подписании договора о государственной границе между Азербайджаном и Россией, согласно которому она теперь пролегает не по правому берегу реки Самур (как было ранее), а по её середине, следствием чего стало решение вопроса о принадлежности имеющего стратегическое значение Самурского гидроузла в пользу нашего южного соседа».

 

 

 Можно с уверенностью сказать, что не дальновидная политика руководства республики Дагестан, так и в России, в отношении стран ближнего зарубежья, проводимая в ущерб интересам своих коренных граждан, приводит еще большему не доверию, и отчуждению последних от официальных властей. Заметим также, что вся неразбериха с предстоящим юбилеем города Дербента, а точнее путаница с его возрастом, может иметь прямой геополитический подтекст. Так как, на сегодня, неожиданное «омоложение» Дербента, почти в два с половиной раза, как никогда удачно, ложиться в концепцию азербайджанских историков происхождения города.

 

 

 И здесь, не обошлось без подключения Азербайджаном своего лобби в дагестанских научных кругах, которые, к слову, на конференции по определению возраста Дербента, в начале декабря прошлого года в Москве, оказались единственными кто оспаривал прежнюю дату. И где, позиция дагестанских историков, вызвала,  по меньшей мере, удивление и  недоумение.

 

 

 

 Автор: Али АЛБАНВИ

 

http://www.proza.ru/avtor/albanvi

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 668 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024