Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » Ислам в Лезгистане
Арчиб — основное селение арчинцев, которое обезлюдело и превратилось к 1944 году в груду «полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовавшихся своими контурами по верху гребня». В нем оставалось всего 45 из 258 хозяйств. Позже, их обитатели перешли на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в поселения. Это К1ала, Лъатта, Къесер, Хилихъ, Алшуна, Къубакъ (в русской транскрипции соответственно Калиб, Хитаб, Кесер, Хилих, Алчуниб, Кубатль), за которыми до сих пор сохранилось название «духхурум», несмотря на то что они крупнее сел. Арчиб.
После советской коллективизации и раскулачивания одна часть арчинцев (около десятка семей) была выселена в Гунибский район (селения Салта, Кудали, Кегер и др.), четыре семьи были отправлены в Киргизию. Другая часть, обеднев за послевоенные годы, была вынуждена искать приют за пределами родного селения. Таким образом, около 30 семей живут в настоящее время в Киргизии, Азербайд
...
Читать дальше »
|
Высокогорное селение Рича расположено в южной части Нагорного Дагестана и в западной части Агульского района, в восьми километрах от райцентра, селения Тпиг. Само село стоит на восточных отрогах Самурского хребта, прямо под его гребнем, на высоте 2086 метров. С юго-восточной стороны к селу подступают отроги хребта Чимидаг с господствующей вершиной, название которого созвучно с соседним райцентром сел. Курах, горой Карах, имеющей высоту 2876 м. С востока в сторону села течет река Урсурари — правый приток реки Чираг. А до селения Чираг от Рича всего-то десять километров вверх по долине, образованной Самурским хребтом и горами Хургабека. Последний примыкает к Рича с восточной стороны.
В местной арабской литературе село Рича упоминается как «Баб ал-Кист ар-Риджа», что означает «Ворота справедливости». Точная дата основания села неизвестна, однако сохранились письменные упоминания о селе XI и XIII вв. Точно известно, что Рича появилась задолго д
...
Читать дальше »
|
Недалеко от южнодагестанского села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), у подножья высокого холма под названием «ЧIурухуьр» во времена Кавказской Албании находилась одна из столиц области Кран, которая играла большую роль в социально-экономической жизни, торговых отношениях с Дербентом, Шеки, Ширваном. Чуть поодаль, у «Холма Чертей» («Жинеррин кIунтI»), при раскопках были обнаружены кремниевые наконечники для стрел эпохи Александра Македонского (356 г. до н. э.–323 г. до н. э.).
Сегодня в центре села Агъа-Кран стоит другой памятник архитектуры — действующая Джума-мечеть. В число архитектурных памятников-святынь села и его окрестностей входят «Латар-пIир», «Цацун-пIир» и мавзолей «Леле-пIир» на северо-западной окраине кладбища села. Согласно легенде «Леле-пIир» принадлежит турецкому командующему Лала Мустафа-паше (ок. 1500–1580), погибшему в бою с храбрыми лезгинами. Кроме того
...
Читать дальше »
|
Археографическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Дагестанского государственного университета (ДГУ, г. Махачкала, Дагестан) провела в июле–августе 2005 г. полевые исследования в Табасаранском районе в целях выявления новых книжных коллекций. В состав экспедиции тогда были включены опытные специалисты — выпускники востоковедных факультетов Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента, Махачкалы, аспиранты Института ИАЭ и Даггосуниверситета, студенты IV курса факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Экспедиция выявила множество новых, неизвестных в науке книжных коллекций (частные и мечетские), датируемых в пределах XII–XX вв.
В состав экспедиции вошли: проф. А.Р. Шихсаидов (род. 1928, автор, руководитель проекта, руководитель экспедиции), к. филол. н М.С. Киктев (1943-2005), Институт стран Азии и Африки МГУ, научные сотрудники Института ИАЭ ДНЦ РАН и преподаватели факультета востоковедения ДГУ к. и. н.
...
Читать дальше »
|
Хнов — один из отдаленных населенных пунктов Южного Дагестана. Село расположено на юге Ахтынского района, между отрогами Главного Кавказского и Гельмец-Ахтынского хребтов, при впадении рек Кизил-дере и Дали-чай в реку Ахты-чай. Точная дата основания села неизвестна, однако, из местной хроники «Ахты-наме» («Сказание об Ахты») становится ясно, что село Хнов было основано ещё до периода арабского завоевания Южного Дагестана, при объединении пяти сёл: Хнов, Донгуэ-Тала, Нухух, Жилих, Курдул (ныне село в Рутульском районе).
Археологические находки, исторические данные и сохранившиеся в народе предания говорят о том, что территория сел. Хнов издавна была обжита человеком. Со времени основания своего селения хновцы исчисляют более двух тысяч лет и говорят, что он не менее древний, чем г. Дербент. Здесь, как в древнем Дербенте, повсеместно разбросано множество кладбищ и каменных надгробий разновременной эпохи. Население указывают на остатки маленьк
...
Читать дальше »
|
Село Ялак расположено высоко в горах, в Южном Дагестане, на стыке двух речушек — Суван кIам и Гъвали кIам, в объятиях трех скал, семи дорог, на солнечной стороне самой безопасной скалы. Село находится на уровне высоты 1650-1700 метров. С севера на юг рельеф постепенно идет на снижение. Из села, особенно его центральной части, открывается изумительный пейзаж. В обзор попадают лесистые горы Гельмец-Ахтынского хребта. Село раскинулось по дну двух ущелий — одно тянется с северо-запада на юго-восток, а другое с северо-востока на юго-запад. В месте их пересечения и берет свое начало село, идя далее на юг по дну ущелья «северо-восток — юго-запад». В верховьях этого ущелья имеются горные склоны, покрытые лесами, что является большой редкостью как для Самурского хребта, так и для Ахтынского района. Это березовая роща («ПIирен верхер»). А верховья другого ущелья примечательны тем, что ручей Ялак-кам, идущий через село, берет в них свое нач
...
Читать дальше »
|
Профессиональное художественно-словесное творчество лезгин, занимающее ведущее место в их духовной культуре, опирается, прежде всего, на богатейшие традиции родного фольклора. В лезгинском народно-поэтическом творчестве встречаются почти все жанры, известные в фольклористике. В прекрасных образцах художественной словесности ярко отражена жизнь народа на протяжении многих веков во всей ее полноте и многообразии. Заметную роль в лезгинской художественной литературе играет поэзия, которая прошла за длительный путь своего развития несколько этапов, связанных напрямую с историей народа и, в первую очередь, с геополитическими факторами, оказавшими непосредственное влияние на все стороны общественно-политической и культурной жизни, в том числе и на поэзию.
Лезгинская поэзия дореволюционного периода, преимущественно опиравшаяся на фольклор и традиции восточной, арабо-мусульманской культуры, достигла своих вершин в лучших творениях замечательных мастеров художественного слова. В
...
Читать дальше »
|
Ограничительные рамки избирательных законов 1905–1907 гг., а также непосредственное участие центральной и региональной администраций в процессе регулирования избирательных кампаний привели к тому, что за весь период существования дореволюционной Думы в российский парламент было избрано 79 депутатов-мусульман — 25 депутатов в Думу первого созыва, 37 мусульман во вторую, 10 — в третью, и 7 — в четвертую Думу. Поскольку отдельные депутаты избирались дважды и более, то интересы мусульманского населения страны представляли всего 67 персон, объединившихся в самостоятельную «мусульманскую фракцию».
Малочисленность мусульманского депутатского корпуса, незначительность его влияния на думское большинство (следовательно и на общедумскую стратегию) и традиционные бюрократические структуры, отсутствие долгосрочных и главное результативных политических союзов, постепенная потеря надежд и иллюзий на возможность осуществления «мусульманских зак
...
Читать дальше »
|
Южнодагестанские земли породили не мало героев времён Кавказкой войны (1817–1864), таких как ‘Али ат-Табасарани, Шайх-Мулла ал-Ахты, Ага-бек ал-Ратули (ок. 1810–1846), Хасана ал-Кусури (ум. ок. 1856), Насруллах-Эфенди ал-Кабири ал-Курали (1810–1859), Мухаммад ал-Усугви (ок. 1810–1863), Данийал-бек ал-Илисуви (ум. 1870) и многие др. О некоторых из них написано множество статей и заметок, а некоторые остались, к сожалению, вне поле зрения современных историков. Пытаясь, хоть как-то исправить такое положение вещей, мы решили, что будет справедливо посвятить первый наш материал, касающийся данной тематики, одному из храбрых наибов имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) — Мелкум-Раджабу (ум. 1850).
В конце сентября 1850 года известный своими отважными действиями лезгинский наиб Мелкум-Раджаб спустился со своим отрядом из сел. Тлейсеруха (ныне село в Чародинском р-оне, Дагестан) в Даначинские (Таначинские) леса (Закатальский район, ныне
...
Читать дальше »
|
Выдающийся лезгинский учёный-богослов и врач-целитель Ахмад-Кули-Эфенди ал-Ахты родился в начале XVIII века в сел. Ахты Самурского округа (ныне село относится к Ахтынскому району, Южный Дагестан).
Ахмад-Кули получил традиционное мусульманское образование в своём родном селении. По традиции сложившейся в Южном Дагестане Ахмад-Кули совершенствовал свои знания в Ширване, Персии и в Египте. Интересовался он, прежде всего естественными науками и в особенности медициной. Ахмад-Кули изучал выдающихся арабо-мусульманских медиков, таких как Закарийа ар-Рази (ок. 865–ок. 925) из Персии, Ибн Сины (980–1037) из Средней Азии и ’Абу ал-Касима ал-Захрави (936–1013) из Андалусии. Успех в обучении Ахмад-Кули стал возможен благодаря его прекрасному знанию арабского, турецкого и персидского языков.
Сегодня, нам доподлинно известно, что в сел. Ахты в то время была хорошо развита народная медицина, и Ахмад-Кули слыл бо
...
Читать дальше »
| |
|
|
Календарь |
« Декабрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|