Село Ялак расположено высоко в горах, в Южном Дагестане, на стыке двух речушек — Суван кIам и Гъвали кIам, в объятиях трех скал, семи дорог, на солнечной стороне самой безопасной скалы. Село находится на уровне высоты 1650-1700 метров. С севера на юг рельеф постепенно идет на снижение. Из села, особенно его центральной части, открывается изумительный пейзаж. В обзор попадают лесистые горы Гельмец-Ахтынского хребта. Село раскинулось по дну двух ущелий — одно тянется с северо-запада на юго-восток, а другое с северо-востока на юго-запад. В месте их пересечения и берет свое начало село, идя далее на юг по дну ущелья «северо-восток — юго-запад». В верховьях этого ущелья имеются горные склоны, покрытые лесами, что является большой редкостью как для Самурского хребта, так и для Ахтынского района. Это березовая роща («ПIирен верхер»). А верховья другого ущелья примечательны тем, что ручей Ялак-кам, идущий через село, берет в них свое начало. Уже в черте села он принимает в себя воды ручья, текущего из второго ущелья. Ближайшим соседним селением ялакцев является расположенный на трассе в Самурской долине — Хрюг. Исторически сельчане имели много соседских сельских джамаатов, расположенных в горах — Кахул, Лакун, Иче, Играх, Гогаз, Усур.
Господствующей высотой в округе является вершина одноименной горы Ялак (3004 м), расположенной на гребне Самурского хребта, по которому проходит административная граница между Ахтынским и Курахским районами. К слову, по ту сторону горы от Ялака, расположено селение Ашар, находящееся уже в соседнем — Курахском районе. Помимо горы Ялак, основными вершинами местности являются Таарзинкиль (2777 м), на склоне которого находятся кошары; гора Тунуга (2908 м), также расположенная на гребне Самурского хребта, но немного восточнее горы Ялак. От соседнего заброшенного села Кахул ялакцев отделяет гора высотой 2415 метров, что на 700 метров выше самого селения. Относительно недалеко от селения имеется два небольших озера. Примечательны они тем, что находятся практически на самом гребне Самурского хребта. Расположены они между горами Тунуга (2908 м) и Барза (2751 м), к верху от села Гогаз. Визитной карточкой селения является уникальный природный памятник — скальная плита Тахар высотой около десяти метров. Она интересна тем, что ее лицевая сторона изрезана полосами, находящимися под прямым углом, и образует таким образом квадраты и прямоугольники. Близ села расположены урочища Кирач, Чибжи, Агьа кар, Зегье кам, Зегье ник, ИвичIар, Камун ник, Къаях дагъ, Кьвалар кьил, Фаризар мигьий, Рудран дагъ, Суван дагъ, Тунуг дагъ, Туьлуьс, Узар дагъ, ЦIаруз ник.
В дальнейшем к основному населению села присоединились жители, переехавшие из Шейх-Кафлан долины Азербайджана — Квасаяр, из селения Хрюг — ЦIурар, из селения Иче — Сенекар, из МихетIа — Салманар, из сел. Ашар — Гьайдарар. Они образовали пять кварталов: Сурар магьле, Агъа магьле, Кьулан магьле, Вини магьле, Гирги магьле. Население села делится на сихилы (родовые патронимы): Квасаяр, ЦIурар, Мегьреванар, Салманар, Чкибар. Сельские кварталы: Берги, Сурар, ЦIурар. Из села в четыре стороны идут исторические пешие тропы, по которым ялакцы сообщались с джамаатами окрестных сёл. Первая тропа ведет из сел. Ялака на север, огибая гору Ялак с запада, ведет мимо озера Чехивир к селу Ашар. Вторая ведет на северо-восток, выше в горы к селу Гогаз. Третья тропа ведет на плоскость, к селениям Зрых и Хрюг. А по четвертой ялакцы, совершая немалый круг к югу, огибая горную вершину высотой 2415 метров, добирались к селу Кахул.
В середине ХVIII века селение входило в состав Рутульского союза сельских общин. К концу ХVIII века сёла Ялак и Луткун, находившиеся под властью казикумухских ханов, перешли под власть какинских беков. В 1839 г. сел. Ялак вошло в состав Самурского округа. Село образовывало Ялакское сельское общество в составе Ахтыпаринского наибства. В 1865 г. в сел. Ялаке насчитывалось 132 двора, а в 1873 г. — 140 дворов, по переписи 1886 г. — 163 двора. По данным на 2009 год в селе проживало 520 человек и имелось 114 дворов. В 1886 г. в Ялаке проживало 911 человек, что и сейчас является достаточно немалой цифрой для горного селения. До революции 1917 г. в сел. Ялаке было пять мечетей.
О происхождении сел. Ялак существуют разные версии. Дагестанский профессор Р.И. Гайдаров рассматривает этот вопрос с точки зрения лингвиста, разделяет название на слоги и поясняет его, сопоставив со словами из языков «Страны гор». Известный лезгинский поэт И. Гусейнов (1936–2014) тоже старается толковать название «Ялак», говоря, что некогда это слово употреблялось как «ял+ахъ». По общему мнению, сел. Ялак образовалось в давние времена из маленьких поселений, приютившихся на отлогих склонах, вдоль ущельев под названиями «ХарапIайрин гуьне» (бук. «Развалины на солнечной стороне»), «Фиризар» (вроде «Позолоченная грива»), «Къванерин хур» («Склон каменной гряды»), «ЭвичIар кам» («Спускающий овраг»), Узар, Вегьре и так далее. Из исторических источников нам известно, что в самые тяжелые времена ялакцы с честью и достоинством защищали свою родную землю и свободу, не приклоняясь не перед местными ханами и беками, ни перед произволом верховных властей, о чем свидетельствуют исторические факты прошлых столетий.
Со времен прибытия, в эти края ’Абу Муслима ал-Гази, поборника мусульманской религии, в сел. Ялак одно за другим стали образовываться т. н. «святые места». Им поклонялись местные жители, как поклонялись во время восхождения святой горе Шалбуздаг. Приведём названия этих святых мест: «Гьазур Эвлия» («Святой, который готов помочь»), «Шавлид кIвал авай кьил» («Гора, где находится дом святого Шавли»), «ЭвичIир кIам» («Балка, в которую спускаются»), «ПIирен верхер» («Святые березки»), «Хидиран пIир ва булах» («Родник и святыня Хидира»), «Къван авай кIам» («Балка, где святой камень»), «Мухтум Эвлия» («Святая Эвлия Мухтум»), «Малла Мисри-Буба» («Малла Мисри-отец»), «Мегьамед Эвлия» («Святой Мухаммад») и некоторые другие. По рассказам старожилов сел. Ялак, на эти святые места совершали зийарат не только жители Ялака, но и соседних селений. По их утверждениям, люди после таких посещений избавлялись от многих недугов.
В селении Ялак Ахтынского района наиболее почитаемыми святилищами являются мавзолеи («пиры»), возведенные на могилах двух ялакских мухаджиров, которые являлись представителями местной духовной элиты — Хизри-Эфенди сына Джамала (ум. 1879/80) и Исмаила-Эфенди сына Ибрахима (ум. 1883/84). Оба духовных деятеля в арабских эпитафиях наделены титулом «известный шайх» (аш-шайх ал-машхур). Исмаил-Эфенди из сел. Ялака упоминается в арабоязычном сочинении «Диван ал-Мамнун» («Сборник Мамнуна») знаменитого ученого, поэта и просветителя Дагестана ал-Хасана-Эфенди ал-Алкадари (1834–1910). Будучи сосланным в июле 1879 г. в городе Спасск Тамбовской губернии, ал-Хасан-Эфенди вел переписку с другими дагестанцами, сосланными в Россию по обвинению в участии в восстании 1877 г. Из этой переписки ал-Хасану ал-Алкадари стало известно, что в местечке Кадум уже шесть лет находился в ссылке «за открытое распространение в Дагестане тарикатско-накшбандийского учения ученый Малла Исмаил из Ялака». Оба ялакца возвратились в родное селение в 1859 г., т.е. в год пленения имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871). Сохранились архивные данные о том, что Хизри-Эфенди ал-Йалаки переселился в Аварию в 1844 г. Именно в этом году вслед за Даниял-беком ал-Илисуви (ум. 1870) в имамат переселилось много мухаджиров из Южного Дагестана и сопредельных районов Закавказья.
Автор: ‘Али АЛБАНВИ
На фото: Село Ялак // Источник: Ялак [Электронный ресурс] Режим доступа: http://foto-planeta.com/np/84896/yalak.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).
АЛ-АЛКАДАРИ, АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД ’АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).
ГАЙДАРОВ, РАЖИДИН ИДАЯТОВИЧ — российский учёный, доктор филологических наук, профессор. Автор более 100 научных работ, 37 книг по изучению дагестанских языков.
АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866) — Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (1863–1951). Дочь имама — Нафиса (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-Дина — ‘Абд ар-Рахмана ал-Гумуки (ум. 1901). В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-Эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры».
ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ (г. Махачкала, Дагестан), старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Дагестан).
АЛ-ИЛИСУВИ — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната.
АЛ-ИЛИСУВИ, ДАНИЙАЛ-БЕК (ум. 1870) — последний владетель Илисуйского султаната (1831–1844), наиб Шамиля ал-Гимрави (с июня 1844 г.), российский военный деятель; мудир (правитель нескольких на’ибств) имама Шамиля (ум. 1871), был тестем его сына Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1902). В 1839 г. — активный участник приведения к покорности «вольных обществ» Самурской долины. В 1842 г. в военных действиях в Казикумухском ханстве при взятии сел. Шовкра (село в Лакском районе Дагестана) полковник М.С. Аргутинский-Долгоруков (1797–1855) отмечал его «примерную храбрость, мужество и распорядительность». Кавказское командование, неоднократно отмечая его преданность России, имело намерение использовать Данийал-бека «как влиятельную силу для убеждения казиев и старшин» склониться на российскую сторону. В 1844 г. во время восстания елисуйцев ахтынцев, рутульцев и джаро-белоканцев против царской администрации Данийал-бек перешел на сторону имама Шамиля, став его наибом. В последующие годы Данийал-бек прилагал много усилий для привлечения горцев, все еще остававшихся покорными России, на сторону имама Шамиля. Однако сохранить территорию, охваченную движением, имаму Шамилю и его наибам не удавалось. С 1858 г. многие наибы стали изъявлять покорность России. В августе 1859 г. без боя сдались ряд укреплений, подвластных Данийал-беку, а сам он в конце концов перешел на российскую сторону.
АЛ-ЙАЛАКИ — нисба, указывающая на принадлежность её носителя к сел. Ялак (ныне село в Ахтынском р-оне, Южный Дагестан).
АЛ-ЙАЛАКИ, ХИЗРИ-ЭФЕНДИ ИБН ДЖАМАЛ (ум. 1879/80) — мухаджир, суфийский шайх из сел. Ялак. Сохранились архивные данные о том, что Хизри-Эфенди аль-Йалаки переселился в Аварию в 1844 г. Возвратился в родное селение в 1859 г., т.е. в год пленения имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871).
АЛ-ЙАЛАКИ, ИСМАИЛ-ЭФЕНДИ ИБН ИБРАХИМ (ум. 1883/84) — мухаджир, суфийский шайх из сел. Ялак. Исмаил-Эфенди упоминается в арабоязычном сочинении «Диван ал-Мамнун» («Сборник Мамнуна») знаменитого ученого, поэта и просветителя Дагестана ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910). Отбывал шестилетнюю ссылку в местечке Кадум «за открытое распространение в Дагестане тарикатско-накшбандийского учения». Возвратился в родное селение в 1859 году.
АШ-ШАМИ, ’АБУ МУСЛИМ АЛ-ГАЗИ — легендарный мусульманский полководец, распространитель ислама в Дагестане. В некоторых дагестанских письменных источниках отожествляется с такими историческими личностями как ‘Абд ар-Рахман ’Абу Муслим ал-Хурасани (ум. 755), Маслама ибн ‘Абд ал-Малик (ум. 738) и ’Абу Муслимом ал-Хунзахи (ум. 1312). Заслуживает внимания недавно выдвинутая гипотеза востоковеда А.К. Аликберова (род. 1964). Проанализировав суфийский трактат «Райхан ал-хака’ик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), написанный в конце XI — начале XII веков ’Абу Бакром Мухаммадом ибн Мусой ад-Дарбанди (ум. 1145), он пришел к выводу, что в основу легенды об ’Абу Муслиме легла биография шафи‘итского проповедника (хатиба) и аскета-подвижника, который жил и распространял ислам на Северо-Восточном Кавказе в Х веке. Уже в XI в. имя ’Абу Муслима аз-Захида было включено в состав «разрядов святых» (табакат ал-аулийа). Мистик ад-Дарбанди сообщает о нем ряд кратких, но крайне любопытных биографических данных (апокрифические сказания об ’Абу Муслиме, предания о его духовных связях и т. д.).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
ЯЛАК — высокогорное село в Ахтынском районе Дагестана. Образует сельское поселение «село Ялак», как единственный населённый пункт в его составе.
ШАЛБУЗДАГ (ЭРЕНЛЕР) — горная вершина в Южном Дагестане. Высота 4142 метра. Согласно местным традиционным поверьям Шалбуздаг — святая гора. Сезон посещения святых мест на Шалбуздаге начинается с 20-х чисел июля и заканчивается в 20-х числах августа.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
ЗИЙАРА (мн. ч. зийарат) — посещение шайхов и других святых людей, или мест, живых или покойных с целью: а) духовного общения и б) получения заступничества.
МУХАДЖИР (араб. — букв. «совершивший хиджру» т. е. «вынужденное переселение») — сподвижник пророка Мухаммада, переселившийся в одно время с ним из г. Мекки (ал-Макка) в г. Медину (ал-Мадина).
ЛИТЕРАТУРА
1) Ахты-Паринское наибство (1886 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/axtypara1886.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.
2) Букаров И. Ялак — село и гора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://flnka.ru/glav_lenta/9169-yalak-selo-i-gora.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.
3) Закарияев З.Ш. Эпиграфические памятники на арабском языке по истории Кавказской войны (новые данные) // МавраевЪ. Культурно-исторический журнал 2(7) 2015. С. 48–55.
4) Казимов К. Ялак [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.odnoselchane.ru/?sect=284, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.
Источник: https://www.proza.ru/2018/08/21/1819
|