Арчиб — основное селение арчинцев, которое обезлюдело и превратилось к 1944 году в груду «полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовавшихся своими контурами по верху гребня». В нем оставалось всего 45 из 258 хозяйств. Позже, их обитатели перешли на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в поселения. Это К1ала, Лъатта, Къесер, Хилихъ, Алшуна, Къубакъ (в русской транскрипции соответственно Калиб, Хитаб, Кесер, Хилих, Алчуниб, Кубатль), за которыми до сих пор сохранилось название «духхурум», несмотря на то что они крупнее сел. Арчиб.
После советской коллективизации и раскулачивания одна часть арчинцев (около десятка семей) была выселена в Гунибский район (селения Салта, Кудали, Кегер и др.), четыре семьи были отправлены в Киргизию. Другая часть, обеднев за послевоенные годы, была вынуждена искать приют за пределами родного селения. Таким образом, около 30 семей живут в настоящее время в Киргизии, Азербайджане, а также в Гунибском, Тляратинском и Хивском районах Дагестана. Еще с XIX в. арчинцы оседали в селении Кумухе и других лакских селах, куда они обычно прибывали в качестве служителей культа, овцеводов, ремесленников (каменщики, столяры). Ныне в Лакском районе живут более 10 семей арчинцев. С начала 1960-х годов арчинцы стали селиться в городах Махачкале, Буйнакске, Кизляре.
Арчинский язык относится к числу хорошо изученных дагестанских языков. По мнению исследователей, парадоксальность положения арчинцев среди своих соседей состоит в том, что по языку их сближают с лезгинами, по этническому самосознанию — с аварцами, по культуре — и с аварцами, и с лакцами.
Арчинцы — мусульмане-сунниты. Ислам, судя, но сведениям о наличии здесь арабоязычных куфических памятников, они приняли не позднее X в. В античных и средневековых письменных источниках сведения об арчинцах отсутствуют. В исторической хронике Мухаммада ар-Рафи‘ аш-Ширвани (XIV-XVI вв.) наряду с большинством других сельских обществ Дагестана упомянуты и арчинцы. В свое время лингвист П.К. Услар (1816–1875) в письме к востоковеду А.А. Шифнеру (1817–1879) от 19 октября 1863 г. писал:
«Я полагаю, что никогда ни одного слова не было записано на языке Арчи».
Однако до нас дошли сочинения религиозно-нравоучительного содержания, написанные в прозаической и стихотворной форме в начале XIX в. на этом языке. Историк М.А. Агларов (род. 1935) обнаружил письменные памятники XIX в. на андийском языке. Вполне вероятно существование аналогичных письменных текстов и на других «бесписьменных языках». Правда, такие опыты не превратились в письменную традицию. Причина здесь, по-видимому, в степени практической потребности, необходимости подобного рода письменности. Носители так называемых «бесписьменных языков», как показывают приводимые ниже письменные памятники, не были «бесписьменными». В религиозно-обрядовой, культурной, творческой жизни они пользовались и обходились письменностью, созданной на языках более многочисленных народов Дагестана: аварской (андо-цезские народы и арчинцы), лакской (арчинцы, аварцы обществ «Рис-ор», Шангода, Шитлиб, Бухты и др.), даргинской (кубачинцы, кайтагцы), тюркской (цахуры, рутульцы). Ниже приводятся следующие известные арабографические прозаические и поэтические сочинения, написанные авторами из общества Арчи (Рочи) в XIX в.:
1. «Иман — Ислам» («Основы религии», на арчинском языке);
2. «Рочиса ГIабдулмутIалибил назму» («Песня Абдулмуталиба из Арчи», на аварском языке);
3. Касыда шайха Мамма-Дибира ар-Ручи (1778–1878) «МухIмиди лан авжиду абйати мин гIадами» («Достойных не найду стихов», на арабском языке);
4. Харда ар-Ручи «Зэду-ль-магIад» («Эликсир от мук», на арабском языке);
5. Мухй ад-Дина ар-Ручи (ум. 1887) «Истинные и ложные последователи тариката» (сочинение Мугеддина Магомедханова, перевод с арабоязычного оригинала на русский язык А. Омарова);
6. «Дунилу эз ххарра этти» («Мир бренный этот возлюбил», на арчинском языке);
7. «Гьай гъапуллуб гIаси черх» («О неистовое тело», на арчинском языке);
8. «Ят панаттут дунил» («Сей бренный мир», на арчинском языке).
Подлинники текстов этих сочинений, кроме утерянного в Грузии арабоязычного оригинала сочинения Мухй ад-Дина, хранятся в селении Арчиб Чародинского района Республики Дагестан, в семейном архиве Магомедхановых. В XIX — начале XX вв. арчинцы, например, жили такой же насыщенной духовной жизнью, какая была свойственна всему Дагестану.
Для тех, кто более или менее знаком с историей духовной культуры народов Дагестана, имена богословов Мухаммад-’Амина ар-Ручи (ум. 1714), Харда ар-Ручи (ум. ок. 1860) и Мамма-Дибир ар-Ручи (ум. 1878) немало значат. Все эти три шайха, не говоря уже о других ученых-алимах, — уроженцы сельского общества Рочи. Отметим также, что в пределах современных Лакского, Кулинского, Агульского, Закатальского, Белоканского районов мало найдется селений, в которых когда-то не работал муллой, кадием, преподавателем мактабов и медресе кто-либо из арчинцев. Так, историки-энциклопедисты ‘Абд Ар-Рахман ал-Гумуки (1837–1901), ал-Хасан ал-Алкадари (1834–1910), Назир ад-Дургели (1891–1935) и другие называют имя Харда ар-Ручи среди самых видных ученых эпохи имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871). Биография Харда изучена плохо. Известно, что родился он в сел. Хилих общества Арчи в семье «скрупулезного богослова» Мухаммад-Факира. Сохранились предания о том, что Харда был настолько востребован в арабских странах как преподаватель (мударрис), что в Дагестане он бывал редко. Умер в Египте. Дата смерти неизвестна (предположительно, 1860-е гг.).
В завершении приведём выдержки из сочинения Харда «Эликсир от мук» («Зэду-ль-магIад»):
«Эликсир от мук, в коем нуждаются люди для познания мира Божьего и для служения Вечному [Аллаху]». Харда ар-Ручи, Хаджи [паломник] в священные города Мекку и Медину. Да вознаградит его Аллах высокой [степенью] сорока [святых?]. Завершил. Хвала Аллаху, который наделил раба своего Хасана сына Мухаммада ар-Ручи прощением своим и помощью для завершения переписки «Эликсира от мук» знаменитого шайха, а он — дядя моего отца Харда ал-Ручи. Завершил переписывание двадцать восьмого дня месяца зу-л-када 1319 г. х. Переписал с рукописи сына автора, ученого, мудрого и совершенного раба Божьего Мухаммад Бакъира, сына Хаджи, похороненного в Египте, Хаджи-Харада ар-Ручи.
«Люди делятся на общественные группы, как-то: женщины, мужчины, скотоводы, земледельцы, торговцы и им подобные. Очевидно, что последние, как и первые, независимо от их происхождения и древности следования сунне, невинны [т. е. равны перед Аллахом]. Особенные из них — это ученые. Нет также сомнения в том, что именно они с древности опережают эпохи в следовании Сунне, ведении по праведному пути. Но если обратиться к нынешнему веку, сейчас все они, за исключением тех, кого уберег Всевышний Аллах, предались новшествам. Немногие из них — это те, которые обращаются к чтению Книги Всевышнего Аллаха, следуют сунне Пророка (да благословит Его Аллах и да приветствует), понимают их смысл с арабских подлинников и надежных комментариев, не говорят о том, о чем они умалчивают, и не углубляются в то, чего они не понимают. Они — подлинные сунниты и спасители <…> Именно все последние будут уравнены и воссоединены [Господом] в предопределенное [Господом] время с теми (а их великое множество), кого Господь твой захотел выделить по знаниям, благим намерениям, выделить тех, кто не щадил своей жизни для возвеличения уммы, древних и современных народов Божьих. <…>
Закрыть надо рот тому, кто объявляет всякое дозволенное грешным, как-то: торговля или брак; и тому, кто всякое грешное объявляет дозволенным, как-то: вино, прелюбодеяние, гомосексуализм, убийства, намаз без омовения и наступления времени. [Это] противозаконно и для мусульманина, и для иудея и христианина, находящихся под защитой мусульман. <…> Зависть — это душевное желание получить себе то, что даровано Аллахом другому из преимуществ в вере или мирской жизни. Это потребность в том, чтобы преимущества эти достались бы тебе без всяких на то возражений, невзирая на отсутствие на то права, не боясь того, будет ли это по согласию или по праву. Если ты добился того по согласию, не обернется оно добром. В сердце гнилой след остается
<…> Знай, что зависть вредна тебе в обоих мирах. <…> Наставление, совет [насихIат] — это желание добра другому человеку. Ненавистник — это тот, кто испытывает внутреннюю потребность скандалить с кем-то, испытывает к кому-то неприязнь, желание ему зла. А это грех, если только не является следствием гнета и насилия. <…>
Страстное стремление к власти и постам, высокомерие, самолюбование <…> обладатель этих свойств негодует по поводу недостаточности права распоряжаться всем ему понравившимся, расточает красноречие и ревность ради достижения этого. Но это болезнь сердца и недостаток ума».
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
АГЛАРОВ, МАМАЙХАН АГЛАРОВИЧ (род. 1935) — родился в сел. Ашали Ботлихского района Дагестанской АССР. В 1954–1958 гг. студент исторического факультета Дагестанского ГУ. В 1958–1961 гг. аспирант Института истории, археологии и этнографии Дагестанского филиала АН СССР. Стажировался в ЛЧ ИЭ АН СССР под руководством кандидата исторических наук Л.И. Лаврова, которого считает своим учителем. В 1967 г. защитил в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Андийская группа народностей в XIX–XX вв. (историко-этнографическое исследование)», в 1987 г. там же докторскую диссертацию на тему «Сельская община в нагорном Дагестане в XVII — начале XX в. (исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса)». Со студенческих лет ведет полевые исследования. Участник многих международных конференций, симпозиумов, всесоюзных научных форумов.
АЛ-АЛКАДАРИ, АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД ’АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).
АД-ДУРГЕЛИ, НАЗИР ХАДЖИ НИКА-МУХАММАД АЛ-АЛТУНИ (МАГОМЕД ГАДЖИЕВ) (1891–1935) — дагестанский учёный и энциклопедист из сел. Доргели (Карабудахкентский р-он). Автор труда «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных»).
АЛ-ГУМУКИ (АЛ-КИБУДИ), ‘АБД АР-РАХМАН АЛ-ХУСАЙНИ (1837–1901) — кадий сел. Гази-Кумуха (сел. Кумух, Лакский р-он), сын накшбандийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866).
МАГОМЕДХАНОВ, МАГОМЕДХАН МАГОМЕДОВИЧ — заведующий кафедрой этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Он также является консультантом Дагестанского исторического музея текстильного искусства. Преподаватель Ленинградского государственного университета с 1974 по 1979 год, он посещал Институт этнографии Академии наук СССР с 1980 по 1983 год и изучал этнографию в Оксфордском университете, Гарвардском университете и Санкт-Петербургском государственном университете.
АР-РУЧИ, АР-РОЧИ — нисба указывающая на происхождение из арчинского сел. Арчиб (ныне село на юго-востоке Чародинского района Дагестана).
АР-РУЧИ, ХАДЖИ-ХАРДА ИБН МУХАММАД-ФАКИР (ум. ок. 1860) — дагестанский богослов. Родился в сел. Хилих (ныне село в Чародинском районе Дагестана, входит в сельсовет «Арчибский») общества Арчи в семье «скрупулезного богослова» Мухаммад-Факира. Автор сочинения «Зэду-ль-магIад» («Эликсир от мук»). До нас дошла это рукопись, переписанная Хасаном сыном Мухаммада ар-Ручи. Известно, что у Хаджи-Харда был сын — Мухаммад-Бакир.
АР-РУЧИ, МУХАММАД-’АМИН (ум. 1714) — шайх, астроном, математик, один из выдающихся учёных средневекового Дагестана. Известный исследователь биографий средневековых дагестанских учёных М. А. Мусаев считает, что Мухаммад-’Амин и его ученик Дамадан ал-Мухи (ум. ок. 1718) создали «своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками». У него учились некоторые известные учёные ХVII–ХVIII вв., в частности Дамадан аль-Мухи (из сел. Мегеб Андалалского союза сельских общин; ныне Гунибский район Дагестана). Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинения по математике «Шарх ал-мулаххас» Кади-заде ар-Руми (ум. 1437), где Дамадан своей рукой написал: «мною переписано в мадраса моего учителя Мухаммад-’Амина в 1110 г. х.» (1698 г.). Али Каяев пишет, что обнаружил в библиотеке некоего Ахмад-дибира книгу «Шарх ал-ака’ид», переписанную известным учёным Дамаданом ал-Мухи во время учёбы в медресе Мухаммад-’Амина в селении Рисиб (ныне известно, как Дусрах и находится на территории Чародинского района, недалеко от сел. Арчиб) в месяце зу-л-када 1099 г. х. (1688 г.). На полях книги Дамадан пишет, что «родовое начало» его учителя Мухаммад-’Амина находится в «округе Къушан, в селении ХIудугъ». Община Кушан состояла из шести селений, расположенных ныне на востоке Агульского района (Южный Дагестан): Буршаг, Арсуг, Яркуг, Цирхе, Кураг и Худиг. В самом селении Худиг живут ныне около 100 семей, и оно расположено в центре долины Кушан-дере в составе Курагского сельсовета. Таким образом, предки Мухаммад-’Амина происходили из агульского селения Худиг (ХIудугъ) и, вероятно, в начале ХVI в. переселились в селение арчинцев Арчиб, где на правах переселенцев не имели высокого социального статуса, чем, возможно, и обусловлено его второе имя — Хазахилав (Казакилав). Он родился и прожил большую часть жизни в селении Арчиб (авар. Рочиб). Получив начальный курс знаний по исламу и арабскому языку, он, видимо, продолжил образование за пределами Дагестана. По данным исследователя локальной истории ислама К. Мухамадова, Мухаммад-’Амин знал наизусть Коран и 500 хадисов, а также основательно изучил «Сирру ар-Рабан» («Божественные сокровеннее»). Мухаммад-’Амин, согласно данным, собранным в 1960-х гг. известным этнографом Г.А. Сергеевой, «отличался познаниями в медицине, астрономии и математике, долго путешествовал по арабским странам. О Мухаммад-’Амине существует много легенд; рассказывают, что он будто умел гипнотизировать. По его плану в старой части сел. Арчиб была построена мечеть. Похоронен Мухаммад-’Амин в аварском селении Нукуш».
АР-РУЧИ, МАММА-ДИБИР ИБН ХАДЖИ-‘АЛИ АР-РИСУРИ (1778–1878) — накшбандийский шайх из арчинского сел. Арчиб. Нисба шайха происходит от Руч — селение общества Рис‘ар, Рисур (Рис-Ор), в сер. XIX в. — селение и общество в составе Газикумухского округа. Мамма-Дибир знал семь языков: арчинский (родной), аварский, лакский, арабский, даргинский, падарский и азербайджанский. Кроме того, в совершенстве владел наукой целительства (тибб) искусно лечил с помощью трав и их настоев. Но после вступления в тарикат — оставил всё. Получил иджазу от шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866), но при этом скрывал это от всех в течении четырёх лет. Автор касыды на арабском языке «МухIмиди лан авжи-ду абйати мин гIадами» («Достойных не найду стихов»). Мамма-Дибир ар-Ручи покинул этот мир в 1878 г. в возрасте ста лет. Похоронен он в сел. Арчиб Чародинского района Республики Дагестан.
АР-РУЧИ, МУХЙ АД-ДИН (МУГЕДДИН МАГОМЕДХАНОВ) (ум. 1887) — ученый-суфий, автор трактата «Истинные и ложные последователи тариката» (1870). По преданиям, сохранившимся в нашей семье, Мугеддин эмигрировал в Аравию вскоре после ареста в 1868 г.
УСЛАР, ПЁТР КАРЛОВИЧ (1816–1875) — барон, русский военный инженер (генерал-майор), лингвист и этнограф. Один из крупнейших кавказоведов XIX века, автор грамматических описаний абхазского, чеченского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского и табасаранского языков.
ШИФНЕР, АНТОН АНТОНОВИЧ (1817–1879) — филолог, востоковед широкого профиля; экстраординарный академик Императорской Академии Наук и директор II отделения её библиотеки (с 1852); профессор римско-католической духовной академии.
АШ-ШИРВАНИ, ДИЙА’ АД-ДИН АБУ-Л-ФАТХ МУХАММАД Б. РАФИ‘ АР-РАФИ‘ — средневековый переписчик исторического сочинения «Та’рих Дагестан» («История Дагестана»).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
АРЧИБ — село на юго-востоке Чародинского района Дагестана. Расположено в верховьях реки Хатар. Административный центр Арчибского сельсовета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Албанви А. Арчинцы государством забытый этнос [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/05/03/504, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2019). — Яз. рус.
2. Магомедханов М.М. Образцы письменности арчинцев // Антропологический форум №11 Online 2. С. 1–47.
3. Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. Москва: ООО «ДИНЭМ», 2008. С. 216–235.
Источник: https://www.proza.ru/2019/02/03/1987
|