Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Октябрь » 13 » Медресе Атлухан-Эфенди в селе Агъа-Кран
19:27
Медресе Атлухан-Эфенди в селе Агъа-Кран

Недалеко от южнодагестанского села Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), у подножья высокого холма под названием «ЧIурухуьр» во времена Кавказской Албании находилась одна из столиц области Кран, которая играла большую роль в социально-экономической жизни, торговых отношениях с Дербентом, Шеки, Ширваном. Чуть поодаль, у «Холма Чертей» («Жинеррин кIунтI»), при раскопках были обнаружены кремниевые наконечники для стрел эпохи Александра Македонского (356 г. до н. э.–323 г. до н. э.).

Сегодня в центре села Агъа-Кран стоит другой памятник архитектуры — действующая Джума-мечеть. В число архитектурных памятников-святынь села и его окрестностей входят «Латар-пIир», «Цацун-пIир» и мавзолей «Леле-пIир» на северо-западной окраине кладбища села. Согласно легенде «Леле-пIир» принадлежит турецкому командующему Лала Мустафа-паше (ок. 1500–1580), погибшему в бою с храбрыми лезгинами. Кроме того, есть надгробные камни, на которых не сохранились эпитафий. Обнаруживаются и гробницы в несколько ярусов.

Известно, что примерно в X–XII веках село Агъа-Кран было перенесено с местечка «ЧIурухуьр» на нынешнее место. По сведениям, относящимся к XIII веку, когда юг находился под игом династии Хулагуидов, по приказу внука Чингисхана (ок. 1155 или 1162–1227) Хулагу (1217–1265) от реки СтIал проложили каналы к садам, полям и другим угодьям… По переписи 1886 года в сел. Агъа-Кран было 246 домов, количество жителей составляло 1269 человек: 630 мужчин, 639 женщин.

В дореволюционное время в сел. Агъа-Кран функционировали знаменитые медресе (мадраса) ‘Абд ’Аллах-Эфенди (ум. 1862), Атлухан-Эфенди (ок. 1770–1845), а затем и его сына ‘Абд ал-Хамид-Эфенди (ок. 1805–1877), которого известный дагестанский историк ‘Али Каяев (1878–1943) назвал «человеком, обладающим самыми глубокими знаниями» и «большим поэтом». В медресе Атлухан-Эфенди преподавал и его брат ‘Абд ал-Фатах-Эфенди (сер. XIX в.) — крупнейший арабист и знаток восточных языков.

Об богослове Атлухан-Эфенди известно следующее — он знал персидскую, тюркскую и арабскую поэзию, сам писал стихи, увлекался математикой и астрономией. Он учился в медресе у своего отца сельского муллы ‘Абд ал-Вахида, большого ученого-арабиста. Впоследствии Атлухан-Эфенди сам преподавал в этом медресе. Атлухан-Эфенди приходился старшим двоюродным братом шайху Мухаммаду ал-Йараги (1772/73–1838) по матери (их матери были родными сестрами).

Семья Атлухан-Эфенди славилась своей ученостью. Сын Атлухан-Эфенди ‘Абд ал-Кадир был одаренным стихотворцем (умер в 22 года), ‘Абд ал-Хамид-Эфенди (ум. 1877) и ‘Абд ал-Вахид-Эфенди (ок. 1811–1896), также и внук ‘Абд ал-Фатах (сын ‘Абд ал-Хамид-Эфенди) были известными в свое время учеными-арабистами и поэтами. В медресе Атлухан-Эфенди, помимо прочих наук, большое внимание уделялось поэзии, восточной поэтике и стихосложению. В медресе преподавали теологию и астрономию, математику и философию, естествознание и медицину, арабский, тюркский и персидский языки. В медресе переписывались сотни книг по различным научным областям. Здесь учились основатель дагестанского мюридизма, учитель трех дагестанских имамов шайх накшбандийского братства Мухаммад ал-Йараги (приблизительно в 1882–1884 гг.) и мастер любовной лирики, лезгинский поэт Етим Эмин (1838–1884).

Муалимами (учителя-наставники) в медресе были сыновья Атлухан-Эфенди — богословы ‘Абд ал-Хамид-Эфенди (ум. 1877), ‘Абд ал-Вахид-Эфенди (ум. 1896), а также дочки Фатимат (Пакизат?) и Халимат.

О факте учебы поэта Етима Эмина в селении Агъа-Кране в медресе Атлухан-Эфенди, приводимый дагестанским арабистом М.-Г.М. Садыки (1918–2000), говорил еще лезгинский народный поэт Сулейман Стальский (1869–1937). Однако, как показывают последние исследования Етим Эмин действительно учился в сел. Агъа-Кране в 1857–1859 гг., но не у Атлухан-Эфенди, а у его сыновей ‘Абд ал-Хамид-Эфенди и ‘Абд ал-Вахид-Эфенди.

К сожалению, дальнейшая судьба медресе сложилась довольно трагична. После подавления народного бунта 1877 года — медресе и всё её материальное имущество, письменное (научное) наследие было конфисковано, а затем сожжено. Поэта ‘Абд ал-Хамид-Эфенди, как одного из предводителей бунта, казнили через повешение в г. Дербент. В стихотворении, посвященном бунтам 1877 года, Етим Эмин вспоминает о казненном через повешение поэте ‘Абд ал-Хамид-Эфенди:

‘Абд ал-Хамид-Эфенди — знаний море,
Оставив нам мудрые сочинения,
Голову в сторону рая повернув,
В путь к вечности отправился.

А «избравший путь лучезарного отца, брат ‘Абд ал-Вахид-Эфенди, бедных, беззащитных заступник» потерял все свое имущество и был выслан в Сибирь.



Автор: ‘Али АЛБАНВИ





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


‘АБД АЛ-ХАМИД-ЭФЕНДИ (ок. 1805–1877) — ученый-богослов, поэт, владел тюркским, персидским и арабским языками. Историк ‘Али Каяев (ум. 1943) называет ‘Абд ал-Хамид-Эфенди «самым знаменитым и разносторонне одаренным ученым из Кура». Казнен в г. Дербент как один из руководителей восстания 1877 года.

‘АБД АЛ-ВАХИД — ученый-богослов, отец поэта-богослова Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

‘АБД АЛ-ВАХИД-ЭФЕНДИ (ок. 1811–1896) — крупный ученый-арабист, философ и логик, преподавал в фамильном медресе. ‘Абд ал-Вахид-Эфенди, помимо своей преподавательской деятельности в медресе, исполнял также и обязанности кади (судьи). За участие в восстании 1877 г. он был выслан в Сибирь и вернулся через 10 лет. Дома братьев ‘Абд ал-Хамид-Эфенди (ум. 1877) и ‘Абд ал-Вахид-Эфенди со всем их имуществом, книгами и письменными документами были сожжены царскими чиновниками.

‘АБД АЛ-КАДИР — южнодагестанский поэт. Умер в возрасте 22-х лет. Сын богослова Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

‘АБД АЛ-ФАТАХ — приходился сыном богослову ‘Абд ал-Хамид-Эфенди (ум. 1877) и внуком поэта Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

‘АБД АЛ-ФАТАХ-ЭФЕНДИ (середина XIX в.) — ученый богослов, «обладал обширными знаниями в науках». Приходился братом богослова Атлухан-Эфенди (ум. 1845).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; мюршид накшбандийского братства. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахты (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: Хаджи-Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат — была дочерью знаменитого местного алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка. Он был «первым проповедником обновлённого мюридизма в Дагестане», призывавшим, в отличие от своих предшественников, перейти от созерцания и отречения от жизни к практической, вооружённой борьбе. Перу Мухаммада ал-Йараги принадлежит большое число широко известных в Дагестане работ, писем, обращений. В их числе: «Асар аш-шайх ал-Йараги». Темир-Хан-Шура, 1910 г. (на араб. яз.) Это основной суфийский труд ал-Йараги, здесь же — богатая переписка ученого. Скончался шайх в сел. Согратль четвертого сентября 1838 года. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние восемь лет мухаджиром.

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, ХАДЖИ ‘АБД ’АЛЛАХ-ЭФЕНДИ ИБН КУРБАН-‘АЛИ АЛ-КУРИ (ум. 1862) — дагестанский богослов и арабист, отец историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910), и Мухаммада ал-Алкадари, зять шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838). Получил блестящее образование у видных дагестанских учёных и преподавателей медресе. Учился у идеолога народно-освободительного движения Мухаммада ал-Йараги, был женат на его дочери Хафсат (ум. 1857/58) — вдове первого имама Дагестана Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Его отец, Курбан-‘Али, также считался грамотным человеком, знавшим арабский язык. Учился также у Салима ал-Махмуди (ум. 1850/51); имама Гази-Мухаммада ал-Гимрави, известного борца за веру; достойного ‘Али ал-Хараки; тонкого исследователя, «редкости своей эпохи» Махди-Мухаммада ас-Сугури (ум. 1840). По возвращении на родину он построил большое медресе при помощи Мухаммад Мирзы-хана и других. Он преподавал и занимался с мута’алимами и учениками в течение 25 лет. Он совершил хадж и ‘умра, встретил в г. Мекке (ал-Макка) шайха ‘Абд ’Аллаха ан-Накшбанди, получил от него иджазу «на наставление людей на правильный путь». Хаджи ‘Абд ’Аллах-Эфенди был знатоком восточных языков, участником литературного кружка «Гюлистан», организованного просветителем, поэтом и учёным А.-К. Бакихановым (ум. 1847) в г. Кубе (ныне административный центр Кубинского р-она Азербайджана), вместе с Бакихановым и талантливым лезгинским поэтом ‘Амир-‘Али (Эмир-‘Али) из сел. Тагирджала (ныне Кусарский р-он).

АТЛУХАН-ЭФЕНДИ (1770–1845) — южнодагестанский ученый-богослов, знал персидскую, тюркскую и арабскую поэзию, сам писал стихи, увлекался математикой и астрономией. Он учился в медресе у своего отца муллы ‘Абд ал-Вахида, большого ученого-арабиста. Впоследствии Атлухан-Эфенди сам преподавал в этом медресе. Атлухан-Эфенди приходился старшим двоюродным братом Мухаммаду ал-Йараги (ум. 1838) по матери (их матери были родными сестрами).

АЛ-ГУМУКИ, (ЗАМИР-‘АЛИ) ‘АЛИ ИБН ‘АБД АЛ-ХАМИД (‘АЛИ КАЯЕВ) (1878–1943) — дагестанский учёный и религиозный деятель. Родился в сел. Кази-Кумух Лакского района (ныне сел. Кумух Лакского р-она). Рано осиротевший ‘Али воспитался у тёти, которая дала возможность в течение 15–20 лет учиться в мусульманских школах на арабском языке. Ему повезло что учителя-мударрисы оказались на редкость подготовленными и, оценив его способности и трудолюбие, умело направляли ‘Али. После мактаба будущий учёный сменил пять медресе в Дагестане. Он совершенствовал свои знания у известных в то время учёных-арабистов Дагестана — Халила Курахского из сел. Курах (ныне Курахский р-он), Джабра’ила-Эфенди Хотодинского из сел. Хотода (ныне Шамильский р-он), Мирза-Кади из сел. Балхара (ныне Акушинский р-он), Муртаз-‘Али ал-Кудали (1873–1937) из сел. Кудали (ныне Гунибский р-он), Шайх-‘Али-Эфенди ас-Сугури из сел. Согратль (ныне Гунибский р-он). В 1905–1907 гг. учился в египетском «Ал-Азхар» (г. Каир), имел тесные связи с Рашидом Рида (ум. 1935). Автор двух связанных друг с другом биографических трудов. Первый из них «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов») написан на «тюркском» языке. В настоящее время известны два списка этого сочинения, отличающиеся количеством статей и объёмом информации в части из них. Биографии в них структурированы в хронологическом порядке, начиная с дербентских учёных XI в., завершая учёными XIX в. Второй труд создавался ‘Али Каяевым на арабском языке и не был им завершён. Он состоит из текста, написанного на 150 листах, и многочисленных вкладок в виде оригиналов документов и их копий, которые служили источником информации для автора. Каяев стремился придерживаться хронологического принципа, но структуры работа не имеет, как и басмалы и хамдалы, и по сути является незавершённой. Исследователи используют для него условное название «Тараджим ;улама; и Дагистан» («Биографии дагестанских учёных-богословов»).

ЕТИМ ЭМИН Б. САВЗИХАН Б. ДЖАЛИЛ Б. САВЗИХАН Б. АБУКАР (1838–1884) — южнодагестанский поэт. Основоположник лезгинской письменной литературы.

МАКЕДОНСКИЙ, АЛЕКСАНДР (356 г. до н. э.–323 г. до н. э.) — царь Македонии из династии Аргеадов (с 336 года до н. э.), выдающийся полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти.

ЛАЛА КАРА МУСТАФА-ПАША (ок. 1500–1580) — османский военный и государственный деятель, боснийского происхождения. В 1578 году Мурад III принял решение о начале войны с Сефевидами. Главнокомандующим был назначен Лала Мустафа. Летом 1578 года начала боевые действия; османские войска прошли всю Грузию, по пути заняв Тифлис, а к исходу лета оккупировали некоторые части Ширвана. Осенью 1579 года был взят Ереван. На территории Ширвана была образована новая османская провинция, во главе которой был поставлен Оздемир-оглу Осман-паша. Лала Мустафа вернулся в Стамбул, где из-за смерти великого визиря Соколлу был назначен вторым визирем.

САДЫКИ, МАГОМЕД-ГАЛИБ МУХИДДИНОВИЧ (1918–2000) — дагестанский учёный-арабист.

СТАЛЬСКИЙ, ГАСАНБЕКОВ СУЛЕЙМАН (1869–1937) — лезгинский поэт-ашуг, основоположник лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Писал на лезгинском и азербайджанском языках. Русский писатель М. Горький (1868–1936) на 1-м съезде советских писателей (1934) назвал Сулеймана Стальского «Гомером XX века».

ХУЛАГУ (1217–1265) — монгольский правитель и военачальник. Внук Чингис-хана (ум. 1227), сын Толуя (1191–1232) и Сорхахтани (1190–1252), брат каанов Мункэ (1208–1259) и Хубилая (1215–1294). Основатель династии Хулагуидов (1256–1335), правившей в созданном им Иранском ильханате в Передней Азии.

ЧИНГИС-ХАН (ок. 1155 или 1162–1227) — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


КАДИ (араб. «судья;») — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе Шариата.

МЕДРЕСЕ (МАДРАСА) — учебное заведение, в котором преподавались Коран и религиозный Закон — представляла собой чисто суннитское заведение, и одной из главных его задач являлось противодействие проповеди ши‘итов.

ХУЛАГУИДЫ (ИЛЬХАНИДЫ) — потомки Хулагу (1217–1265), внука Чингис-хана (ок. 1155 или 1162–1227); монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине XIII — середине XIV вв. Правители государства Хулагуидов носили титул ильхан («хан народа» / «хан страны») в значении улусный хан.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АШАГА-СТАЛ (лезг. АГЪА-СТIАЛ, также АГЪА-КРАН) — село в Сулейман-Стальском районе, Южный Дагестан. Административный центр сельсовета «Ашага-Стальский». Во времена Кавказской Албании здесь находилась одна из столиц области Кран. В 1610 г. вблизи селений Юхари-Стал, Орта-Стал и Ашага-Стал произошла битва иранцев с южнодагестанцами (лезгинами и табасаранцами), в которой иранцы потерпели поражение. Жители села приняли активное участие в восстании 1877 года. После подавления восстания многие были казнены или высланы в Сибирь. В 1886 году в сел. Ашага-Стал насчитывалось 246 домов, население составляло 1269 человек (630 мужчин, 639 женщин). В 2008 году количество хозяйств 1425, а население — 2749 чел. Село Ашага-Стал является административным центром «сельсовет «Ашага-Стальский». Многие выходцы села переселились и обосновали село Ашага-Стал-Казмаляр (хозяйств 1227, населения 2828 чел.).

КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — древнее лезгинское государство, возникшее в конце II — середине I веков до н. э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана.



ЛИТЕРАТУРА


1. Ашага-Стал (Агъа-СтIал, Агъа-Кран) [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://suleiman-stalskiy.ru/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2018). — Яз. рус.

2. Нагиев Ф. Большие проблемы малых народов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/09/23/1027, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2018). — Яз. рус.

3. Нагиев Ф. Етим Эмин. Биография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2018/08/24/956, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2018). — Яз. рус.

4. Нагиев Ф. Ложная типология и ложная интерпретация творчества Стальского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nagiev.clan.su/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2018). — Яз. рус.

5. Нагиев Ф. Три стала как три капли одного источника [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.odnoselchane.ru/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2018). — Яз. рус.

 

Источник: https://www.proza.ru/2018/11/05/1411

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 624 | Добавил: KIRIBUBA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024