Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2011 » Май » 16
Установление точного списка селений, в которых проживают азербайджанские лезгины, остается пока нерешенной задачей. Один из наиболее полных списков был опубликован в [Clifton 2002: 24]. Более развернутый список составил в 1970 году (он включен в работу «Лезгинские говоры Азербайджана», рукопись) ныне покойный Ш. М. Саадиев. Этот список воспроизведен А. Г. Гюльмагомедовым в книге «М. М. Гаджиев (из лингвистического наследия)» (Махачкала, 1997. – С. 23-28). Воспроизводим этот список полностью (названия приводятся на азербайджанском [в кириллической орфографии], лезгинском и русском языках). Варташенский район 1.Йеникент Йеникаьнд Йеникент 2. Тупкент Топ Топкент 3. Филифар Филфили Филфили Исмаиллинский район
...
Читать дальше »
|
С IV века до нашей эры почти вся территория нынешнего Азербайджана и Южного Дагестан называлась Кавказской Албанией, она была в основном государством лезгиноязычных народов.Этноним «лезги» появился в III веке нашей эры от племенного названия «лезги,лазги,лекзи,лакзи,лагзи и т.д.» после захвата Кавказской Албании Ираном. В транскрипции фарсидскго языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы употребляли этноним «лек,лек» с этим суффиксом-«легз,лекз»,превратившимся позже в «лезги»,«лезги».По мере распада Кавказской Албании на северных территориях проживания лезгин образуются царства Лакз (VI-XI вв.),Ширван(VI-VIII вв.).«Стан» по-фарсидски означает «страна».Поэтому по мере ознакомления с подвластными территориями иранцы не ограничиваются общеизвестными наименованиями: Кавказская Албания,Лакз,Ширван- и интерприцируют их по правилам своего языка-Лезгистан.По утверждению этнографа М.Ихилова,уже в VIII веке терри
...
Читать дальше »
|
Арабские завоевания принесли покоренным странам, особенно на начальном этапе, неисчислимые бедствия. Арабские и местные хроники вполне наглядно иллюстрируют последствия арабских завоеваний на Кавказе, в частности, в Албании - колоссальных размеров разрушения, огромный ущерб ресурсам, экономике и культуре покоренных народов в целом. Массовый угон населения привел к разрушению производительных сил, сельское хозяйство пришло в упадок, хозяйственная жизнь оказалась на грани деградации. Многие города и села подверглись разрушению. Беспрерывные войны, которые арабские завоеватели вели в этот период на албанской земле, не только не способствовали влиянию арабской культуры, но разрушили и уничтожили ту культуру, которая в стране существовала до них. Арабские завоеватели разрушили храмы и культовые памятники, уничтожили христианские рукописи, прививали населению ненависть к иноверцам-немусульманам. Трудности духовного развития
...
Читать дальше »
|
В столице Дагестана на 17 мая намечен официально разрешенный митинг, где будут озвучены требования по защите интересов дидойского народа. Об этом сообщила организатор мероприятия, жительница поселка Шамхал, Кировского района Махачкалы Халисат Гамзатова. "Дидойцы - отдельный этнос. У нас своя культура, язык и история. Кроме того, нас в 1944-1957 годах вслед за выселением ингушей и чеченцев в Казахстан насильственно переселили на территорию Чечни, ликвидировав административный район, а с восстановлением Чечни возвратили обратно. Переселение шло под дулами автоматов, на сборы давался минимум времени, с собой разрешалось взять минимум имущества, дома на глазах переселяемых поджигались. В процессе переселения многие погибли от болезней и лишений", - сообщила Гамзатова. Она считает, что митинг отчасти поможет решит
...
Читать дальше »
|
Народы Дагестана 13 ноября 1920 года получили автономию. Границы этой автономии были установлены так, что ныне мы имеем проблемы разделенных лезгинских, аварских, ногайских, цахурских народов на юге и севере Дагестана, это постоянный источник межнациональной напряженности. С распадом СССР напряженность усилилась во много раз. Одним из древнейших народов Дагестана и всего Кавказа являются лезгины, которые, подобно осетинам, оказались в двух республиках (теперь уже государствах). В прошлом лезгины имели свои государственные образования – это Кавказская Албания в древности, государство Лакз в средневековье, ханства и вольные общества в XVI–XIX веках. Колониальная политика царской России оказалась трагической не только для убыхов, которые в результате неравной, бескомпромисной борьбы исчезли с карты мира. Последние убыхи умерли в изгнании, в Турции, куда их вытеснили царские генералы. Тр
...
Читать дальше »
|
После развала СССР и возникшего идеологического вакуума свои позиции в Азербайджане начали укреплять отдельные религиозные направления. Важную роль в этом вопросе сыграл внешний фактор, что проявилось в иранском, турецком и арабском направлениях. В этом аспекте примечательно арабское направление, которое характеризуется распространением вахабизма в Азербайджане. Вахабизм или салафизм? Методологическая сторона вопроса Во все периоды истории ислама эталоном организации мусульманского общества и государства считался период Медины (622-632гг.), когда сформировалась первая мусульманская община, связанная с деятельностью пророка Мухаммеда. Почти во все времена истории этой религии возникали мусульманские религиозно-политические движения, призыв
...
Читать дальше »
|
На фоне ключевого политического события для Азербайджана (референдума по конституционным поправкам) события в Закатальском районе республики остались не слишком заметными. Между тем, их влияние на внутриполитическую стабильность прикаспийской республики нисколько не меньшее, чем всенародная поддержка новелл к Основному закону. Все дело в том, что «закатальская проблема» связана с проблемами этнического меньшинства Азербайджана, аварского. Между тем, именно этот вопрос после распада Советского Союза превратился в ключевой для повестки дня практических всех новых независимых государств Евразии. Во многом именно умение центральных властей любой постсоветской республики грамотно и эффективно решать проблемы этнических меньшинств или напротив отсутствие адекватных подходов могло в разных ситуациях как доводить проблему до конфликта, провоцировать сепаратизм или наоборот достигать межэтнической гармонии. Так в чем же суть последних событий в одном из районов А
...
Читать дальше »
|
Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение. С точки зрения геополитики, Кавказ стоит на рубеже океанического и континентального миров. Это регион, где обозначились барьер и в то же время многовековое взаимодействие христианства, в первую очередь православия, ислама и буддизма; здесь проходили доминантные торговые пути. Поэтому Кавказ всегда оказывался в центре борьбы между великими державами древности, средневековья и нового времени, которые стремились реализовать не только свои военно-стратегические и экономические интересы, но и распространить свои цивилизационно-культурные, ценностные системы. Не менее бескомпромиссной, чем борьба религий, государств и народов, оказывается полемика (часто политизированная) ученых различных школ и направлений по вопросам идентичности Кавказа, его роли в мировой и российской истории. Уже
...
Читать дальше »
|
Лезгинские народы — коренные народы на территории современных юга Дагестана и севера Азербайджана, включенные в одну группу по языковому и историческому признакам. В эту группу входят народы: Агулы, Арчинцы, Будухи, Крызы, Лезгины, Рутульцы, Табасараны, Удины, Хиналуги и Цахуры.[1]Содержание [убрать] Всего в России проживает 615,7 тысяч человек (по переписи 2002 г.), в Азербайджане – 198,2 тысяч (по переписи 1999 г.). По последним официальным данным общая численность лезгинских народов составляет порядка 850 тысяч человек [2]. Реальная численность по разным оценкам колеблется от 1 до 2 млн. Данные по численности лезгинских народов по районам Дагестана, странам СНГ и Балтии (кроме Азербайджана) приведены по Всесоюзной переписи 1989 г., по Азербайджану – по переписи 1999 года, по России – по переписи 2002 года.
...
Читать дальше »
|
Попытку консолидировать мусульман страны российские СМИ постарались превратить в скандал. В четверг в Москве состоялось крупное мероприятие — Всероссийское мусульманское совещание. Еще на этапе его подготовки организаторами было заявлено, что это первое мероприятие российских мусульман такого масштаба после Октября 1917 года. Инициатива его созыва исходила от крупнейшей централизованной организации мусульман страны — Совета муфтиев России во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Организаторы Совещания заявили, что видят одной из своих важнейших задач консолидацию мусульманской общественности перед лицом современных вызовов, с которыми столкнулось российское общество. Однако многие из тех, кого призвали к консолидации, сделали все возможное для того, чтобы ее сорвать. К примеру, из двух остальных централизованных
...
Читать дальше »
| |
|
|
|