Народы Дагестана 13 ноября 1920 года получили автономию. Границы этой автономии были установлены так, что ныне мы имеем проблемы разделенных лезгинских, аварских, ногайских, цахурских народов на юге и севере Дагестана, это постоянный источник межнациональной напряженности. С распадом СССР напряженность усилилась во много раз. Одним из древнейших народов Дагестана и всего Кавказа являются лезгины, которые, подобно осетинам, оказались в двух республиках (теперь уже государствах). В прошлом лезгины имели свои государственные образования – это Кавказская Албания в древности, государство Лакз в средневековье, ханства и вольные общества в XVI–XIX веках. Колониальная политика царской России оказалась трагической не только для убыхов, которые в результате неравной, бескомпромисной борьбы исчезли с карты мира. Последние убыхи умерли в изгнании, в Турции, куда их вытеснили царские генералы. Трагической оказалась политика “белого царя” для некогда могущественного черкесского (адыгского), а также балкарского, карачаевского, чеченского, аварского и лезгинского народов. Царские власти силой оружия подавили национально-освободительное движение этих народов и присоединили их к России. В 1859 году Шамиль сдался русскому генерал-фельдмаршалу Барятинскому, и Кавказская война фактически закончилась (некоторые адыгские народы воевали против царских солдат до 1864 года). Новые колониальные власти в 1860 году разделили единый лезгинский народ между административными единицами – вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией. Так, более 140 лет назад вбили клин во взаимоотношения лезгин и азербайджанцев, Дагестана и Азербайджана. Последствия этого акта оказались для лезгин трагическими. Лезгины до сих пор пытаются решить эту проблему, которая с годами стала еще острее и превратилась в мину замедленного действия. После социалистической революции 1917 года в России стало возможным образование Республики Азербайджана и ДАССР. Лидеры и патриоты лезгинского народа с первых дней Советской власти на разных уровнях поднимали вопрос о судьбе своего народа, необходимости территориального единства лезгинских земель. Однако, как и при царской России, лезгины оставались в составе Дагестана и Азербайджана. А между тем в постановлении ВЦИК от 20 января 1921 года и резолюции вседагестанского Учредительного съезда Советов в 1921 году указывалось на необходимость воссоединения в прежних, до 1860 года, границах лезгинского народа . Конечно, задача эта была нелегкая, но все-таки выполнимая. Но она осталась нереализованной по многим причинам и как незаживающая рана постоянно дает о себе знать. Лезгины (также аварцы и цахуры), проживая теперь уже в двух государствах со своими особенностями в исторических, культурных традициях и нравственно-психологическом укладе, развиваются по-разному. Правительства Российской Федерации, Дагестана и Азербайджана не приложили достаточных усилий для совместного цивилизованного решения проблем, возникших из-за разделенности лезгин, а также аварцев и цахуров. На III съезде лезгинского народа 28 сентября 1991 г. подчеркивалось: “В Юждаге самый большой процент безработных. Только в одном селе Ахты, по официальным данным (по неофициальным данным эти цифры в два раза больше), имеется более двух тысяч безработных, столько же, сколько в Ботлихском, Гумбетовском, Казбековском районах вместе взятых. В прошлом правительство Дагестана уделяло недостаточное внимание строительству заводов, фабрик в Юждаге. Более того, там разрушаются старые производства. На грани закрытия находятся фабрика Дагюн. Долгие годы она обеспечивала весь Дагестан пряжей. Фабрика нуждается в реконструкции. Вместо нее по решению правительства строится мощное аналогичное предприятие около Махачкалы с использованием валюты, заработанной табасаранскими и лезгинскими ковровщицами. В будущем там будет сконцентрирована переработка шерсти, кожи, мехового сырья и т. д. Многие в Юждаге выражают озабоченность тем, что все это “окажется в руках представителей других народов, опять властные структуры будут использованы против Юждага” . В настоящее время положение дел в отношении обеспечения безработного населения в Юждаге обстоит крайне неудовлетворительно. Там ничего не строится для обеспечения людей работой, а редкие и маломощные производства, которые были построены в 20–30-е годы, планомерно разрушаются. Это вызывает озабоченность и тревогу у лезгин, табасаранцев и других лезгиноязычных народов Юждага. Такая тревога непосредственно сказывается на межнациональных отношениях, на социально-политическом комфорте в Дагестане. Теперь уже не секрет, что и в Дагестане допускались грубейшие ошибки и просчеты в национальной политике. Вследствие грубейших ошибок руководства республики некоторые народы, в том числе и лезгины, оказались в тяжелом экономическом положении. Это стало одной из причин того, что многие лезгины вынужденно покидали свои исконные земли, бросали свою родину и уезжали в поисках работы в дальние края. Сотни и тысячи лезгин, таким образом, осели в Казахстане, Туркмении, на Украине, в Северной Осетии и России. Соответственно количество лезгин сокращается в границах своей этнической территории. Сокращение численности лезгин за 1979–1989 годы в местах исконного расселения в Дагестане видно из нижеследующих данных: 1. Агульский район – на 24,5% (2,6 тыс. человек); 2. Ахтынский – на 5,8% (1,8 тыс. чел.); 3. Курахский – на 26,2% (3,8 тыс. чел.); 4. Сулейман-Стальский – на 11,2% (6,0 тыс. человек); 5. Рутульский – на 15% (3,6 тыс. человек); 6. Табасаранский – на 1% (2,0 тыс. человек) . В 1979 году в Дагестане проживало 53 процента от общей численности лезгин, а в 1989 году – только 44 процента. За эти годы численность лезгин в Северной Осетии, Казахстане, Туркмении и России значительно возросла. Так, например, в Саратовской области в 1979 году проживало 684 лезгина, 118 табасаранцев, 14 агульцев, 5 рутульцев, а цахуров не было. В 1989 году лезгин там стало 4952, табасаранцев – 866, агульцев – 393, рутульцев – 258, цахуров – 65 . Таким образом, наряду с некоторыми объективными причинами, создаются предпосылки для того, чтобы лезгины и лезгиноязычные народы покидали родные места в поисках куска хлеба. Многие лезгины нашли работу и место жительства в Казахстане. Однако два года назад, в силу обострившихся межнациональных отношений, около 10 тыс. лезгин, оставив свои квартиры, дома и недвижимое имущество, бежали из Гурьевской области Казахстана в Дагестан. До сих пор эти беженцы, как и кварельские дагестанцы (беженцы из Грузии, в основном аварцы), испытывают определенные трудности: без жилья и работы с мизерными средствами существования. Конечно, все это не может не затрагивать сферу межнациональных отношений. Положение лезгин и лезгиноязычных народов еще хуже в Азербайджане. В Конституции Азербайджанской ССР, принятой в 1936 году, государственным языком в республике был утвержден азербайджанский язык. Он стал, таким образом, “родным” не только для тюркоязычных народов, но и для лезгин, крызов, будухов, цахуров, рутульцев, хиналугцев, удин и других малочисленных народов. Добавим к этому, что школ на лезгинском языке почти не было. Не было также газет, журналов, книг на лезгинском языке. Название республики быстро превратилось в этноним десятков народов, населяющих Азербайджан. Уже тогда начали обменивать паспорта. Обмен носил политический, конъюнктурный характер. Бакинские власти, используя всевозможные средства, постарались записать максимальное количество народов азербайджанцами. Помимо этого (при поступлении “на работу”, в вузы и учебные заведения, при “раздаче” депутатских мест и т. д.) тем неазербайджанцам, которые “добровольно” отказывались от своих народов и в официальной документации записывались азербайджанцами. В результате такой политики многие представители тюркоязычных народов записывались азербайджанцами. Тысячи и десятки тысяч лезгин и лезгиноязычных народов также стали азербайджанцами. Некоторые ираноязычные народы (или какая-то их часть) также приняли новое этническое название. Без преувеличения можно сказать, что десятки и сотни тысяч лезгин испытывали и продолжают испытывать притеснения, дискриминацию, иногда и гонения. Последнее зависит от “поведения” самих лезгин. Если они в Азербайджане требуют открытия лезгинских школ, газет, журналов, книг, культурно-национальной автономии (не говоря о национально-территориальной), значит они представляют большую “опасность” для азербайджанцев, их единства, мощи, авторитета на международной арене. Если лезгины вспоминают и тем более напоминают высокопоставленным чиновникам в Баку о своей древней истории, самобытности, оригинальности, о своих культурно-национальных запросах и о том, что не хотят быть азербайджанцами, тогда власти усиливают в отношении “младших братьев” шовинистическую политику. До недавнего времени лезгинский язык не преподавался в школах Азербайджана. Отметим, что в отдельных школах, особенно Кусарского района, он преподается, но почти символически. Кусарский район является лезгинским (из 67 тыс. человек более 60 тыс. являются лезгинами). На вопрос о том, сколько в Азербайджане школ и на каких языках ведется в них обучение, газета “Бакинский рабочий” 12 мая 1989 года ответила так: “В Азербайджанской ССР функционируют три тысячи пятьсот девяносто три школы с обучением на азербайджанском языке, сто шестьдесят три школы на русском и сто восемьдесят одна школа – на армянском языке” . А несколько сот тысяч лезгин (на третьем общенациональном съезде лезгин 28 сентября 1991 г. называлась цифра 670 тыс.), проживающих на своих исконных землях, входящих в Азербайджан, не имеют школ на родном языке. Ведь лезгины в абсолютном большинстве трудятся на заводах, фабриках, нефтепромыслах и других промышленных предприятиях Азербайджана, укрепляя его экономическую мощь. Сотни и тысячи лезгин, работающих врачами, учителями, инженерами, агрономами, также трудятся на благо Азербайджана и его многонационального народа. Беда в том, что нет перспективы обучения лезгинских детей на родном языке в Азербайджане. Позиция газеты “Вышка” в отношении национальных меньшинств в Азербайджане мало чем отличается от политики Коковцева или Пуришкевича в царской России. “Еще раз обращаем внимание, – пишет газета в номере за 10 ноября 1983 года, – на необходимость овладения азербайджанским языком представителями других национальностей. Потому, что разговоры об этом не прекращаются и пока положение не исправится, они не прекратятся. Мы должны добиться двуязычия (азербайджанско-русского). Обязательно! Только таким путем мы сумеем достойно исполнить стоящие перед нами грандиозные задачи...” Нам эта цитата напомнила шовинистическую отрыжку депутата Государственной думы Коковцева, который хвастливо заявил: “Слава Богу! С трибуны Думы можно говорить только по-русски!” И действительно, депутаты Государственной думы в России могли выступать только на русском языке. Даже украинский и белорусский языки не “котировались”, не говоря о татарском, грузинском, финском и других языках народов тогдашней России. Это было в начале ХХ века в одной из самых мощных колониальных империй. Отдельные деятели культуры, писатели, поэты (В. Белов, Б. Можаев, И. Глазунов, В. Солоухин и др.) пытаются доказать “демократичность” дореволюционной России, строгое соблюдение прав инородцев, отсутствие какого то ни было колониального режима на окраинах огромной империи. Но факты – упрямая вещь, и они убедительно доказывают унтерпришибеевщину дореволюционной России, особенно в отношении национальных меньшинств. Приходится с сожалением констатировать, что и позиция современной азербайджанской прессы в отношении лезгин и лезгиноязычных народов мало отличается уважением и интернационализмом. Ни одна газета или журнал не выступили пока в защиту интересов лезгин. А могли бы. Даже демократическая пресса Азербайджана молчит, видя явное ущемление третьего по численности коренного населения государства. Национальный лезгинский театр в г. Баку функционировал с 1906 года, но сегодня и он прекратил свое существование. Лезгины даже не упоминаются в учебниках по истории Азербайджана, их культурное наследие либо разрушается, либо приписывается азербайджанцам. На указанном третьем съезде лезгинского народа с глубокой болью говорилось: “Разве нормально, когда дед разговаривает с внуком через переводчика, где один из братьев пишется азербайджанцем, другой – лезгином, где у родителей лезгинов “рождаются дети азербайджанские”. Более 300 тысяч лезгин переписано азербайджанцами” . Трудно утверждать, насколько достоверна цифра в 300 тысяч лезгин, переписанных азербайджанцами. Но если даже она преувеличена во много раз, все равно нужно признать негативные перекосы в межнациональных отношениях лезгин и азербайджанцев. Все это относится и к аварцам, и к цахурам. В цивилизованном государстве таких фактов не должно быть. Но в бывшем Советском Союзе, чем больше декларировали дружбу народов, цивилизованном обществе, правовом государстве и национальном суверенитете, тем больше игнорировались права национальных меньшинств. В этом неблаговидном деле виртуозного мастерства достигли в Азербайджане и Грузии. В силу многочисленных видимых и невидимых препятствий и в наше время невозможно знать даже точную статистику талантливых лезгин, аварцев, цахур и Азербайджане и в Грузии, ушедших фактически в безвестность. Эти два народа (и не только они!) потеряли немало ученых, писателей, художников, композиторов, артистов и спортсменов. Из-за той же шовинистической политики Баку и Тбилиси не спеты десятки и сотни песен на лезгинском, осетинском, турецком, абхазском, курдском и других языках. Таким образом, одной из самых трудноразрешимых в Республике Дагестан является проблема государственно-разделенных народов, прежде всего лезгинского. Серьезность ситуации усиливается тем, что вопрос этот из разряда межгосударственных, что требует соблюдения координированности действий РФ, РД и Азербайджанской республики. Добиться этого в условиях, когда реально не функционирует СНГ, которое могло бы стать гарантом справедливого решения лезгинской проблемы, крайне сложно. Между тем положительное разрешение экономических, социальных, культурно-языковых и т. д. проблем разделенных народов зависит не только от Дагестана и федерального центра. Оно зависит в немалой степени от отношений и договоренностей между Москвой и Баку. Поэтому для решения существующей проблемы в интересах развития и благополучия лезгинского и других разделенных российско-азербайджанской границей народов необходимо МИД РФ и особенно Азербайджанской стороне начать переговоры, где был бы найден новый политико-правовой принцип, удовлетворяющий интересам обоих государств, РД и право лезгинского и других народов на сохранение своей самобытности, языка, традиций и культуры. В данном вопросе необходим поиск демократического, нравственно выверенного решения, отвечающего международным правовым нормам. В проблеме разделенных народов центральное место занимает вопрос о государственной границе, который не может не возникнуть в любом варианте его решения. Поэтому мы считаем необходимым остановиться на этом вопросе несколько подробнее. Государственная граница, как и территория, является естественным и непременным атрибутом каждого государства. Поскольку Россия и Азербайджан, как равноправные суверенные государства, субъекты международного права, признают друг друга в этом качестве и хотят строить свои взаимоотношения на основе общепризнанных принципов и норм международного права, достижение договоренности о точном прохождении линии российско-азербайджанской границы отвечает их обоюдным интересам. Определение границы фиксирует лишь ту грань между двумя соседними государствами, которая, ограничивая пространства их территориального верховенства друг от друга, исключает тем самым возникновение между ними по этому поводу каких-либо недоразумений и конфликтных ситуаций. Тем более надо учесть и то обстоятельство, что 15.04.94 г. главы государств – участников СНГ подписали Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества независимых государств. Тем самым де-факто границы между государствами как таковые признаны . “Главным в создавшейся ситуации является волнующий всю общественность Южного Дагестана и Северного Азербайджана аспект, о том, не будут ли местным жителям создаваться препятствия для общения через границу, не усложнятся ли взаимные визиты и переходы” . Как видим, эта естественная озабоченность никоим образом не относится к определению границы, а имеет прямое отношение к режиму этой границы. Поэтому мы считаем, что для положительного разрешения проблемы разделенных народов существенное значение могло бы играть дальнейшее решительное отстаивание республикой режима наибольшего благоприятствования для населения по обеим сторонам границы, чтобы должным образом сохранить и развивать исторически сложившиеся национально-этнические, родственные, культурные, хозяйственные и другие связи между жителями приграничных районов Дагестана и Азербайджана в не меньших объемах, чем они традиционно существовали на протяжении столетий. тем более, что согласно ст. 72, п. 1 Конституции РФ режим государственной границы находится в совместном ведении Федерального центра и субъекта Федерации, на территории которого проходит государственная граница. А значит в данном случае РД правомочна заниматься вопросами режима государственной границы на своей территории, что она впрочем и делает. В создавшейся ситуации видятся два варианта возможного решения вопроса о государственной границе. Первый вариант предполагает установление на границе режима упрощенного пропуска жителей приграничных районов, который предусматривает свободное пересечение границы жителями приграничных районов сопредельных государств на основании специальных пропусков. Естественно, что в этом случае Россия и Азербайджан составлением соответствующего документа должны обязаться обеспечить указанной категории граждан облегченный порядок пересечения российско-азербайджанской государственной границы, который способствовал бы сохранению взаимодействия в хозяйственной и культурной жизни. “Предполагая, что рано или поздно РФ и АР в договорно-правовой форме определяет линию прохождения государственной границы, Министерством по делам национальностей и внешним связям был разработан механизм установления облегченного режима пересечения российско-азербайджанской границы для определенной категории граждан” . Данный документ состоит из профессионально и подробно разработанного комплекса предложений, который бы способствовал созданию режима наибольшего благоприятствования на границе для разделенных народов. Поэтому мы считаем, что в основе предлагаемого нами варианта решения вопроса о госгранице могли бы лежать вышеназванные разработки министерства по делам национальностей и внешним связям РД . Итак, первый возможный вариант решения вопроса о государственной границе – создание на основе взаимных договоренностей Россией и Азербайджана границы с упрощенным режимом пересечения для пограничных народов. Во втором варианте решения вопроса о российско-азербайджанской границе Российская Федерация и Азербайджанская Республика договариваются о совместной охране внешних азербайджанских границ с Ираном и Турцией. В данном случае российско-азербайджанская граница оставалась бы абсолютно “прозрачной” или по крайней мере символической. Это послужило бы обоюдным интересам граждан России и Азербайджана и, что самое главное – полностью решило бы проблему разделенности сотен тысяч граждан обоих государств. Известно, что РФ и РД готовы пойти на любой из вышепредложенных вариантов обустройства российско-азербайджанской границы. Но, к сожалению, “несмотря на неоднократные письменные и устные заявления МИД РФ о начале межгосударственного переговорного процесса по всему комплексу двусторонних отношений по проблемам разделенных народов, естественно с участием представителей Дагестана, азербайджанская сторона затягивает обсуждение указанных проблем. На заседании представителей стран СНГ Азербайджан также не дает прямого согласия на совместную охрану своих внешних границ” . Очевидно, что по этой причине не может активно работать и комиссия РФ по демилитаризации границы с АР, заместителем председателя которой является министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Гусаев М.-С. М. В связи с этим РФ и АР необходимо срочно стать на путь тесного экономического и политико-правового сотрудничества, договориться о совместной охране внешних азербайджанских границ. Это снимет проблему разделенности народов в данном регионе и создает обстановку для их дальнейшего процветания. Об этом же говорится и в 13-м пункте резолюции 1 конференции Лезгинского народного движения “Садвал” “О концепции национального развития лезгинского народа”. А именно, здесь указывается, что для решения данной проблемы необходимо “Заключение между РФ и АР специального соглашения по лезгинской проблеме, предваряя его международной конференцией, которая могла бы выработать взаимоприемлемые границы ее решения. Министерство по делам национальностей, информации и внешним связям РД, группа депутатов Народного Собрания РД, Лезгинское народное движение “Садвал” на сегодняшний день выдвинули несколько вариантов решения лезгинской проблемы. Наиболее распространенными из них является вариант, предусматривающий “образование двух национально-культурных автономий лезгинского и других родственных ему по этническому происхождению и языку народов (народов лезгинской группы языков) на юге Дагестана и на севере Азербайджана” . Второй вариант предусматривает “создание в Южном Дагестане и Северном Азербайджане ассоциации социально-экономического развития районов и городов с перспективой образования на этой территории межгосударственной свободной экономической или транснациональной зоны национально-культурных автономий” . По нашему мнению, допустим и третий вариант возможного решения лезгинской проблемы. Суть его заключается в том, чтобы создать в сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана межгосударственную свободную экономическую зону и на ее основе образовать одну межгосударственную национально-культурную автономию для лезгин, табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахур, бабийцев, будухцев, кризов, удин и хиналугов в границах постоянных этнических территорий. Совершенно очевидно, что для реализации любого варианта позитивного решения лезгинской проблемы необходимо подписание на межгосударственном уровне между РФ и АР соглашения о создании национально-культурных автономий (либо межгосударственной национально-культурной автономии) на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. Известно, что в РД подготовлено два проекта соглашения между РФ и АР вышеобозначенного характера. Один подготовлен министерством, другой – профессором Агаевым А. Г. Принципиальных различий между ними нет. Дело стоит за руководством АР. Между тем, подписание такого соглашения способствовало бы осуществлению мероприятий, направленных на развитие национальной жизнедеятельности, культуры, языка, образования, развитию и укреплению контактов между народами, населяющими автономии (или автономию), сохранению или поддержанию связей с этнической родиной в целом и гражданами другой стороны, с которыми их связывают этническое происхождение, родственные узы, культурное наследие или религиозные убеждения. Этим соглашением можно было бы установить упрощенный порядок взаимных посещений. Каждый из вышеобозначенных вариантов решения проблемы разделенных народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана имеет свои сильные и слабые стороны. Тем не менее третий вариант, как мы полагаем, в наибольшей степени мог бы способствовать сохранению исторически сложившихся этнических, родственных, культурных, гуманитарных, хозяйственных и других связей между жителями сопредельных районов РФ (РД) и АР, обеспечению территориальной целостности и суверенитета обоих государств. В решении указанной проблемы положительную во всех отношениях роль сыграло бы, как полагаем, заключение между Российской Федерацией и АР двустороннего договора о двойном гражданстве для жителей обоих государств, этнически связанных с другой стороны. Очень важно то, что в этом случае решаются проблемы и русского населения, и этнических дагестанцев, проживающих на всей территории Азербайджана. Можно предположить, что федеральный центр ожидает именно комплексного решения проблем наших соотечественников. В границах своей этнополитической территории в приграничных районах проживает немногим более 50% лезгин. Здесь они заняты главным образом сельским хозяйством, а более 40% их, в основном квалифицированное рабочее население, занятое в промышленности, и интеллигенция по современным специальностям проживает в городах – от Баку на юге до Хасавюрта на севере. Помимо лезгин, в Азербайджане проживают (по данным переписи 1989 г.) также 44072 чел. аварцев, 13 318 цахуров, 1878 чел. лакцев и т. д. По данным Комитета РД по государственной статистике, на 1 января 1999 года в Дагестане насчитывается 255,8 тысяч лезгин, что составляет 12,2% населения республики. Сельское население (около 64%) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском и С.-Стальском районах они составляют от 93 до 100%, в Хивском – 37,3%, Рутульском – 8%, Дербентском – 26%, Хасавюртовском – 6%. Согласно переписи населения 1989 г. в Азербайджанской Республике насчитывается 171 тыс. человек. Лезгины-горожане, составляющие более трети всех лезгин, сосредоточены в Махачкале (9,5%), Дербенте (26%) и Дагестанских Огнях (22%), а также в Каспийске (16%), Избербаше (8%). Они составляют основное население поселка городского типа Белиджи и около 10% поселка Мамедкала. Расселение и численность лезгин: (данные переписи за 1989 год) 1. Махачкала – 31922 2. Буйнакск – 292 3. Дербент – 23428 4. Избербаш – 2736 5. Каспийск – 10675 6. Кизилюрт – 777 7. Кизляр – 1471 8. Хасавюрт – 665 9. Юж. Сухокумск – 716 10. Даг. Огни – 5712 В поселках городского типа: 1. Белиджи – 10807 2. Мамедкала – 672 В сельской местности: 1. Агульский р-н – 23 2. Ахтынский р-н – 24621 3. Дербентский р-н – 8500 4. Докузпаринский р-н – 10890 5. Курахский р-н – 12945 6. Магарамкентский р-н – 38911 7. Рутульский р-н – 1443 8. С.-Стальский р-н – 44097 9. Табасаранский р-н – 1235 10. Хивский р-н – 7268 Проблема разделенности лезгинского и других родственных им народов одна из тех, вопросы которого, в силу своей сложности, решаются трудно, болезненно и не так быстро, как того хотелось бы. Но тем не менее, сегодня в республике очевидно всем, что вопрос разделенных народов находился и находится в центре внимания Госсовета, Народного собрания и Правительства РД. Кроме того, в последние годы “трезвое восприятие того, что лезгинская проблема, ставшая межгосударственной, может быть решена поэтапно, по мере становления гражданского общества и подлинно правовых государств в Российской Федерации и Азербайджанской Республике включилась в глубинные структуры лезгинского национального самосознания” . Все эти моменты позволяют надеяться на то, что в ближайшей перспективе проблема разделенных народов получит позитивное разрешение. http://www.kavkazweb.net/forum/index.php?showtopic=23814
|