После развала СССР и возникшего идеологического вакуума свои позиции в Азербайджане начали укреплять отдельные религиозные направления. Важную роль в этом вопросе сыграл внешний фактор, что проявилось в иранском, турецком и арабском направлениях. В этом аспекте примечательно арабское направление, которое характеризуется распространением вахабизма в Азербайджане. Вахабизм или салафизм? Методологическая сторона вопроса Во все периоды истории ислама эталоном организации мусульманского общества и государства считался период Медины (622-632гг.), когда сформировалась первая мусульманская община, связанная с деятельностью пророка Мухаммеда. Почти во все времена истории этой религии возникали мусульманские религиозно-политические движения, призывающие вернуться к истокам раннего ислама. Одним из таких религиозных направлений, взывающих к исламскому возрождению, является салафизм (термин ас-салааф – прародитель, арабск.). Именно с позиций салафизма выступал религиозный проповедник 18 века Мухаммед ибн Абд Аль-Вахаб, учение которого и получило название вахабизм. Исторически вахабизм сыграл решающую роль в формировании официальной идеологии Саудовской Аравии. Начиная с 1970-х годов беспрецедентные финансовые успехи Саудовской Аравии фактически способствовали экспорту вахабизма из этой страны, которая вознамерилась превратить ислам в свою главную силу для обоснования собственного главенства в мусульманском мире. Саудовская Аравия выделила значительные средства на вахабистскую пропаганду в исламском мире, что проявилось в организации обучения молодых мусульман в саудовских образовательных учреждениях, в строительстве мечетей, создании исламских центров, подготовке миссионеров. Эту практику Саудовская Аравия использовала и в постсоветском пространстве, в том числе и в Азербайджане. В настоящее время термин вахабизм имеет двоякое значение. С одной стороны, его можно рассматривать как государственную идеологию современной Саудовской Аравии (идея теократического государства), с другой стороны, выйдя из под контроля Эр-Рияда, вахабизм стал радикальным религиозно-политическим течением, которое нередко отождествляется с терроризмом, экстремизмом и фанатизмом. Утверждение вахабизма в Азербайджане: основные побудительные причины Вахабизм проник в Азербайджан в основном в результате Карабахской (1991-94гг.) и русско-чеченской (1994-96гг.) войн, стараниями дагестанских, чеченских и арабских проповедников, чеченских беженцев, обосновавшихся в Азербайджане, а также через азербайджанскую молодежь, обучавшуюся в Саудовской Аравии и других арабских странах. Присутствие в регионе радикальных исламских направлений было обусловлено геополитическими реалиями, проявившимися в результате развала СССР. За влияние в новом независимом Азербайджане боролись Турция и Иран (некоторым образом – и Саудовская Аравия), каждая из которых стремилась сделать свою идеологию доминирующей в этой стране. В идеологическом плане в азербайджанской светской действительности вахабизм стал новым явлением. После приобретения независимости, несмотря на национально-религиозное пробуждение, религия в азербайджанском менталитете не стала компонентом первостепенной важности. А идея создания исламского государства в Азербайджане никогда не пользовалась массовой поддержкой. Однако примечательно, что власти Азербайджана, ожидавшие значительной финансовой и политической помощи от стран Залива (особенно в Карабахском вопросе), в начальный период к присутствию вахабизма в стране относились положительно. По «заказу» президента Гейдара Алиева 1000-1500 афганских моджахедов участвовало в войне против Нагорного Карабаха. В начале 1990-х годов в Баку, при содействии Саудовской Аравии, был основан исламский университет. В 1991г. Азербайджан начал интеграцию в организацию «Исламская конференция» (ОИК). В 1994г., после паломничества Г.Алиева в Мекку, сотрудничество со странами Залива углубилось. С 1994г. в Азербайджане, под эгидой Лиги исламского мира, начали действовать несколько саудовских международных исламских организаций и благотворительных фондов, в том числе «Спасение» и «Две святыни», многие филиалы которых, под давлением США, закрылись после 9/11, по причине содействия и финансирования международного терроризма. Пропаганда вахабизма в Азербайджане началась с северных (приграничных с Дагестаном) районов, при этом в отдельных случаях имела определенный успех среди проживающих в этих районах нацменьшинств, проповедующих суннизм, в том числе и среди сепаратистки настроенных лезгин. Начиная с 1995г. география вахабизма расширилась до Баку и его окрестностей, а в дальнейшем – и до центральных и южных районов страны. Важными составляющими пропаганды были распространение литературы, строительство медресе и мечетей вахабистского направления. Обладая значительными финансовыми ресурсами, большего успеха вахабиты добивались в социально необеспеченных районах, юношей же, не имеющих перспективы получить образование на родине, посылали на религиозную учебу в Саудовскую Аравию и другие арабские страны. Мечеть Абу Бакр С помощью азербайджанского филиала кувейтской организации «Возрождение исламского наследия» в 1997г. в Наримановском районе Баку была построена беспрецедентная в плане размеров и архитектуры мечеть Абу Бакр, считающаяся центром вахабизма в Азербайджане. В отличие от местных мечетей, которые могут уместить 300 посетителей, Абу Бакр умещает 5000 верующих. В подчеркнуто светской городской культуре Баку эта мечеть создала некую исламскую атмосферу. Среди посетителей Абу Бакра преобладающее число составляла суннитская масса, необеспеченная социально и настроенная проповедями против властей, еще и выделяющаяся определенным вахабистским имиджем – выражение лица, укороченными брюками и короткой бородой... Посещали мечеть и чеченцы, которые до этого ходили в Лезгинскую мечеть старого города в Баку. В религиозной культуре Азербайджана Абу Бакр придал значимость пятничной проповеди – хутбе, институт которой не был широко распространен в этой стране. За довольно короткое время Абу Бакр получил признание, несмотря на суннитское направление, и большую роль в этом сыграли проповеди молодого имама мечети Хамета Сулейманова, его ораторские способности, подготовленность в вопросах богословия. Религиозное образование он получил сначала в исламском университете Хартума, а потом в Международном исламском университете Медины. Согласно многочисленным фактам, приводимым азербайджанскими властями, мечеть Абу Бакр была вовлечена в вербовку молодых азербайджанцев, которых посылали в Афганистан, Чечню, Ирак. Согласно информации, распространенной в азербайджанских СМИ в марте 2006г., одним из заключенных тюрьмы в Гуантанамо является гражданин Азербайджана – бывший переводчик бен Ладена, завербованный в мечети Абу Бакр. Вахабизм как угроза национальной безопасности Азербайджана Постепенно вахабизм в Азербайджане стал неуправляем и, несмотря на малочисленность последователей, угрожал стабильности ситуации в стране. В мечетях вахабистского направления и в вахабистской пропаганде в целом стала преобладать антиправительственная риторика. Власти обвинялись в политических и социальных провалах, в том числе и поражении в Карабахской войне. Антиправительственный дискурс способствовал определенному сплочению вокруг вахабистских мечетей, все увеличивающихся количественно, и активизации вахабистской общины, насчитывающей 7000-15000 человек. Власть сознавала, что ислам может стать неконтролируемым политическим фактором как во внутренней жизни, так и в среде религиозных этнических меньшинств. Еще в 1995г. было решено, что все исламские организации и мечети должны подчиняться единому центру – Управлению мусульман Кавказа. Согласно решению, принятому парламентом Азербайджана в 1996г., была запрещена деятельность миссионеров, а религиозных предводителей местных общин принудили регистрироваться. В Азербайджане действовали и филиалы ряда радикальных международных исламских организаций (Хизб ат-Тахрир, Джамаат, ат-Таблид, Исламский джихад, Джейш уль-ислам), деятельность которых в основном была обусловлена все усиливающейся активизацией исламского фактора в международных отношениях. С этой точки зрения, Азербайджан, будучи частью исламского мира, рассматривался как компонент всеобщей борьбы против Запада. Территория Азербайджана часто использовалась для переброски в Чечню оружия, финансовых и материальных средств, боевиков. По данным ФБР, в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998г. участвовал Бакинский филиал Исламского джихада, тесно сотрудничающего с Аль-Каидой бен Ладена. В этот период, а потом и начиная с 2001г. Вашингтон оказывал давление на Бакинские власти, чтобы те боролись против радикальных исламских группировок. В этой борьбе были заинтересованы также Тегеран и Анкара. Начиная с конца 2001г. власти Азербайджана стали более интенсивно преследовать вахабистов. Были закрыты несколько мечетей вахабистского направления, по обвинению в организации террористических актов было арестовано и осуждено множество сторонников вахабизма. Против вахабистов было окончательно сформировано определенное общественное мнение, в чем немалую роль сыграло сановное шиитское духовенство. Вахабитов называли бородачами, чернобородыми, отождествляли с террористами. Согласно заявлению замминистра национальной безопасности Азербайджана Тофика Бабаева, сделанного им в мае 2002г., ряд арабских стран заинтересован в распространении вахабизма в Азербайджане, что осуществляется посредством оказания финансовой помощи предполагаемым активистам, организацией для них спортивных лагерей, использованием экстремистского ресурса в терроризме. Вахабизм накануне парламентских выборов в Азербайджане в ноябре 2005г. и после них Накануне парламентских выборов в Азербайджане, прошедших в ноябре 2005г., власти все больше стали говорить о том, что вахабизм представляет опасность для политической стабильности страны. Такая обеспокоенность была аргументирована. Была запущена в оборот информация об отправке в Баку 14 тонн (а до этого еще и 10 тонн, и тоже на узбекском, казахском, арабском, азербайджанском и русском языках) религиозной литературы в адрес Управления мусульман Кавказа от имени Комиссии мусульман Азии в Кувейте. Власти запретили распространение книг, т.к. во многих из них открыто проповедовался вахабизм, противопоставлялись шиитское и суннитское направления. Накануне выборов власти Азербайджана запретили продолжать свою деятельность всем религиозным служителям, занимавшимся политикой. Примечательно, что оппозиция обвиняла власть в спекуляциях на вахабистскую тему. При этом перед выборами власти пытались заручиться поддержкой населения посредством создания атмосферы страха в отношении к радикальному исламу. По утверждению оппозиции, утрируя угрозу вахабизма, Баку одновременно стремился получить от Запада определенные финансовые средства, мотивируя это необходимостью борьбы против терроризма. Можно сказать, что спецслужбам Азербайджана в основном удалось проконтролировать деятельность радикальных мечетей (в том числе вахабистских) и исламских религиозно-политических радикальных сетевых структур в стране. Уже в феврале 2007г. председатель Комитета по делам религиозных структур Хидаят Оруджов заявил, что в Азербайджане вахабизм существует, но он более не угрожает национальной безопасности. То, что власти терпимо относятся к существованию мечети Абу Бакр, свидетельствует о том, что Сулейманов не участвует в политических дискуссиях и ограничивается лишь вахабистской риторикой, главной составляющей которой является антизападная и антиамериканская пропаганда. Таким образом: Активизации вахабистского фактора способствовали имеющиеся в азербайджанском обществе социальные проблемы, поляризация общества, коррупция, размытые моральные ценности, недостаток демократии, и все это привело к разочарованию в традиционных религиозных институтах и в либеральных ценностях. С другой стороны, деятельность вахабитов в Азербайджане можно рассматривать в качестве составляющей радикального международного исламского движения. Отступлению вахабизма в Азербайджане способствовали поражение Азербайджана в Карабахской войне, нежизнеспособность идеи исламской солидарности, поражение вахабизма в Чечне и на Балканах. Не менее важным фактором в этом вопросе является и то, что вахабизм крайне нетерпимо относился к шиизму, особенно к народному исламу, которые в Азербайджане имеют довольно крепкий базис. Аракс Пашаян http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=2063
|