Пятница, 19.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Архив материалов

Основными проблемами, связанными с трактовкой воли в каламе, были вопросы о понятиях человеческой и божественной воли и об отношении между ними. В том и другом случае воля прямо связывалась с понятиями «могущество» (кудра) или «способность» (истита‘а), означавшими способность произвести определённое действие. Му‘тазилиты считали волю Бога «находящейся» или «существующей» в нем «вне места». Бог как обладатель такой воли описывается, как «желающий», что означает наличие «желаемого» Богом, т. е. вещей. Воля Бога, направленная на вещи, трактовалась как их непосредственное создание и отличалась большинством му‘тазилитов от его воли, направленной на действия людей, что было связано с признанием автономии человеческого действия. В последнем случае воля Бога выражена как приказание (’амр) или запрет (нахй), т. е. в форме Закона. Она д ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 543 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 03.02.2018 | Комментарии (0)

В мусульманской доктрине утвердился догмат о Божьем предопределении (кадар) и представление о предначертании всех судеб на небесной «Святохранимой скрижали». В духе этого догмата истолковывается и коранический стих:

«Воистину, Мы абсолютно все сотворили определённо [то есть все имеет свои размеры, границы, сроки, обстоятельства, последовательность, которые выстраиваются и устанавливаются в соответствии с мудростью Творца и Его изначальной осведомлённостью]» («Ал-Камар», 54:49).

Согласно исламскому взгляду на мир, предустановление и предопределение обозначают божественную детерминированность всех тайн мироздания. Все явления, происходящие в мире, включая человеческие действия, предопределены причинами этих явлений, их следованию принципу каузальности. Калам (спекулятивное богословие) воспринимает общеис ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 503 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 03.02.2018 | Комментарии (0)

На протяжении многих столетий мечети были и остаются центрами духовной и общественной жизни народов Дагестана. Среди множества дагестанских мечетей есть такие, которые составляют гордость народа. В первую очередь, это сохранившиеся до наших дней старинные мечети, овеянные легендами. Их по праву можно назвать святынями Дагестана. Ведь это не только места поклонения Всевышнему, но и бесценные памятники дагестанской культовой архитектуры, способные раскрыть нам тайны прошлого, рассказать много интересного о нашей истории и культуре. Многие старинные мечети сохранили прекрасные образцы искусства каллиграфии и декоративной резьбы по камню и дереву. 

Многочисленные надписи на арабском языке, высеченные искусными мастерами-резчиками на стенах мечетей и минаретов, предметах интерьера, сообщают уникальные сведения о политической, общественной, экономической, духовной и идеологической жизни народов Дагестана. Наш рассказ посвящен памятнику культ ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 855 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 30.05.2017 | Комментарии (0)

Над входом в соборную мечеть селения Цахур, что в Рутульском районе Южного Дагестана установлена крупная, богато декорированная квадратная плита 70х70 см. Строительная надпись из шести строк выполнена плотным каллиграфическим почерком «насх» в низком рельефе и помещена в квадратное поле в центре плиты. Центральное поле окаймляют две орнаментальные ленты с изящными растительными мотивами. На широкой ленте высечены медальоны с именами Всевышнего и четырех Праведных халифов. Надписи нанесены также в боковые полукруглые поля. Краткий перевод надписи был впервые опубликован в журнале «Лезгистан» в 1993 г.

Арабский текст и фотография прежде не публиковались. Ниже мы приводим редакцию чтения и перевода надписи осуществленную дагестанским арабистом З.М. Закарияевым. В центральном поле читаем: 

«1) Строят мечети Аллаха те, кто уверовал в Аллаха и Его пророка. А после. Неверные учинили насилие и притесн ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 661 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 30.05.2017 | Комментарии (0)

Прочитав книгу дагестанских учёных-историков «Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв.» (2011) за авторством Т. М. Айтберова (род. 1947) и Ш. М. Хапизова (род. 1979), наткнулся на любопытный перевод, одного  исторического документа под названием «Сведение о переписке книги в сел. Агчай Елисуйского султанства» за 1809 год. 

Данный документ, полученный авторами из сел. Шалиб Чародинского района, написан каламом, почерком насх. Последний представлен, при этом, в своей закавказской разновидности, которая, возникла, по мнению исследователей, под влиянием персидских почерков. В документе (перевод текста ниже) упоминается и имя переписчика «презреннейшего из учеников Исма’ила Куларского», судя по его нисбе выходца из с. Куллар и проживающего на момент переписки в с. Агчае, ныне Кахского района Азербайджана.

Перевод документа: «Завершена переписка данной книги тринадцатого числа ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 841 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 15.03.2017 | Комментарии (0)

Статья посвящена изучению биографии средневекового южнодагестанского ученого с агульскими корнями Мухаммад-Амина ар-Ручи (ум. 1714), известного как специалиста в естественных науках и астрономии. Предметом исследования стали происхождение и основные вехи жизни ученого, его учителя, ученики и сфера научных интересов. За основу взята работа дагестанского исследователя Ш. М. Хапизова.

Мухаммад-Амин ар-Ручи — один из выдающихся учёных средневекового Дагестана. Известный исследователь биографий средневековых дагестанских учёных М. А. Мусаев считает, что Мухаммад-Амин и его ученик Дамадан аль-Мухи (ум. ок. 1718) создали «своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками». У него учились некоторые известные учёные ХVII–ХVIII вв., в частности Дамадан аль-Мухи (из сел. Мегеб Андалалского союза сельских общин; ныне Гунибский район Дагестана). Этот факт подтверждается записью в колофоне сочинен ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 784 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 07.03.2017 | Комментарии (0)

Несколько лет назад в селение Гурик Табасаранского района, что располагается в Южном Дагестане, дагестанскими учёными была обнаружена коллекция Восточных рукописей, связанная с именами известных представителей мусульманской интеллигенции Дагестана, шайхов накшбандийского братства – Сейида Ахмад Хамди Хусамудина ар-Рукали (1848–1925), его духовного наследника – Зия-уд-Дина Йусуфа-Хаджжи аль-Курихи (1860–1932) и внука Ахмада Хусамудина аль-Курихи (ум 2002). 

Коллекция Зия-уд-Дина Йусуфа-Хаджи аль-Курихи, считавшаяся одной из богатейших в Южном Дагестане, ныне включает 121 рукопись и старопечатную книгу (всего около 200 единиц описания), большое число документов и памятников эпистолярного жанра. Дагестанский исследователи в первую очередь отмечают ее тематическое разнообразие: суфизм, мусульманское право, грамматика арабского языка, логика, поэтические тексты, хронологические и актовые записи по истории Дагестана, ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 735 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

Шайх-Баба ибн Гульахмад ад-Дагестани родился в селе Маграка близ Дербента (год рождения не известен). Его дед Шайх-Курбан был этническим турком. Младенцем, осиротев во время Русско-турецкой войны, он был усыновлён дагестанцем Шайх-Махмудом (прадед которого Шайхшам происходил из Сирии). 

Будучи религиозным деятелем Шайх-Баба принимал активное участие в антиколониальной борьбе имама Шамиля, за участие в Дербентском восстании был сослан на каторжные работы в Пермь, затем на воль ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 823 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 22.11.2016 | Комментарии (0)

В тасаввуфе (суфизме) мистический путь (тарика) подразумевает множество стадий (макам), которые должен пройти суфий (салик). Краткая схема прохождения суфийского Пути (ат-тарика) сводится ко следующему: идущий по Пути познания Бога переходит из одного «состояния» (ал-хал, мн. ч. ал-ахвал) в другое, от одного «привала» (ал-манзила, мн.ч. ал-маназил) к другому, от одной «стоянки» (ал-макам, мн. ч. ал-макамат) к другой, пока не достигнет «стоянки» «прибытия» к Богу (ал-вусул) и «соединения» с Ним (ал-васл, ал-висал), «растворения» в Нем (ал-фана) и «пребывания» в Нем (ал-бака). «Нахождения» Бога, или «встречи» с Ним (ал-ваджд) достигает также «находящийся в состоянии мистического экстаза» (ал-ваджид ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 1117 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 21.05.2016 | Комментарии (0)

Роль суфийских наставников в истории антиколониальных движений

«Все великие мистики—бунтари. Религиозный человек — бунтарь: у него нет другого выхода. Религия и бунт — две стороны одной медали. Революционер — это тот, кто хочет изменить общество, кто хочет изменить правительство, кто хочет изменить структуру: экономическую, политическую, религиозную. Революционер не духовен. Его не волнует изменение себя самого. Революционер живет в иллюзии. Все революции не удались, полностью провалились. Бунтарю не важна структура общества, государства, правительства.  Для него важно его собственное существо. Он индивидуален. Революционеры образуют партии. Бунтарь один; он сам себе революция. Куда бы он ни пошел, революция струится вокруг него. Само его существование — преобразующая сила», - именно эти строки известного ... Читать дальше »

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 3042 | Добавил: KIRIBUBA | Дата: 03.03.2015 | Комментарии (0)

« 1 2 3 4 5 ... 135 136 »
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024