Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Май » 30 » Баба-Нуруллах – организатор строительства соборной мечети в Хрюге
14:00
Баба-Нуруллах – организатор строительства соборной мечети в Хрюге

На протяжении многих столетий мечети были и остаются центрами духовной и общественной жизни народов Дагестана. Среди множества дагестанских мечетей есть такие, которые составляют гордость народа. В первую очередь, это сохранившиеся до наших дней старинные мечети, овеянные легендами. Их по праву можно назвать святынями Дагестана. Ведь это не только места поклонения Всевышнему, но и бесценные памятники дагестанской культовой архитектуры, способные раскрыть нам тайны прошлого, рассказать много интересного о нашей истории и культуре. Многие старинные мечети сохранили прекрасные образцы искусства каллиграфии и декоративной резьбы по камню и дереву. 

Многочисленные надписи на арабском языке, высеченные искусными мастерами-резчиками на стенах мечетей и минаретов, предметах интерьера, сообщают уникальные сведения о политической, общественной, экономической, духовной и идеологической жизни народов Дагестана. Наш рассказ посвящен памятнику культового зодчества Дагестана – соборной мечети из горного южнодагестанского селения Хрюг, которое расположено в долине реки Самур.

Старинное лезгинское селение Хрюг (Хурюг; лезг.: «Хуьруьг») расположено на левом берегу Самура, на территории нынешнего Ахтынского района Дагестана, в 12 км к западу от райцентра Ахты. Селение раскинулось у подножия Самурского хребта, на высоте около 1200 м над уровнем моря, у слияния левого притока Ялак-кам с Самуром. Среди плотной застройки старой части села расположена его главная достопримечательность – соборная мечеть с высоким минаретом, который был построен на рубеже XVII-XVIII вв. Еще издали взору путника открывается великолепный вид хрюгского минарета, стройные очертания которого возвышаются над крутым обрывом.

Соборная мечеть Хрюга является уникальным произведением лезгинской архитектуры. Такое определение этому культовому сооружению принадлежит известному ученому – архитектору и искусствоведу С.О. Хан-Магомедову (1928-2011). Вместе с тем, до последнего времени не было известно точное время сооружения этой средневековой мечети. Как и многие другие старые мечети Дагестана, хрюгская соборная мечеть неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. Об этом свидетельствуют арабские строительные надписи в стене фасада и внутри мечети. Самая поздняя строительная надпись датирована 1341 г. хиджры, что соответствует 1922-23 г. В настоящее время в мечети также проходят ремонтные работы. Здание увенчано вытянутым металлическим куполом позднего происхождения. Стены сложены из обтесанных, тщательно подогнанных камней речной породы. 

Перекрытие внутреннего помещения мечети (площадью свыше 200 кв. м) опирается на одиннадцать мощных деревянных столбов. Высота столбов (с подбалками) превышает 4 м, а длина подбалок доходит до 3,20 м (при сечении 42х31 см). Все столбы состоят из двух частей – капители с подбалкой и ствола с шейкой (базы не выделены).

Внутренний зал мечети с внушительными столбами имеет величественный вид. Следует отметить, что каждой из подбалок придана своя неповторимая форма. Орнаментальная резьба на столбах имеет крупные формы и нанесена лишь на наиболее ответственных в композиционном отношении местах (в верхней части столбов, в центре и на концах подбалок). В орнаменте сочетаются варианты трехгранно-выемчатой и плоской резьбы. Шейки отмечены валиками, помещенными на боковых гранях. Для большей выразительности верхней части силуэта шейка столба опущена. Подбалки украшены аркообразными вырезами с валикообразными отростками в вершинах и крючкообразными окончаниями. Концы подбалки на одном из столбов уподоблены силуэту полупальметты. Центр тяжести декора у всех столбов – в верхней части, имеющей увеличенные размеры. Центральное место в декоре столбов занимают крупные резные розетки различной конфигурации.

В центре капители высечена крупная квадратная орнаментальная композиция, состоящая из двенадцати квадратных звеньев, заполненных изящным растительным узором. Центральная ее часть заштрихована вертикальными, горизонтальными и косыми линиями. Под композицией высечена врезная надпись из двух строк, выполненная размашистым арабским почерком «насх» и повествующая о строительстве хрюгской соборной мечети. Это одна из весьма редких в Дагестане позднесредневековых строительных надписей на дереве. Одновременно, это старейшая надпись, из обнаруженных в селении Хрюг. Ее чтение и перевод выполнен арабистом З.Ш. Закарияевым.

 «1) Построил (бана) эту соборную мечеть Хрюга (ал-Хурук) 2) мавлана Баба Нуруллах в [дату] по хиджре пророка, – мир ему, – 1047-й [год]».

Дата по хиджре (мусульманское летоисчисление) соответствует 26.05.1637 – 14.05.1638 г. В надписи мы видим очень редкое для этого времени обозначение даты цифрами. В средневековых арабских надписях Дагестана даты обычно написаны словами. Лишь с XVIII в. цифровое обозначение числительных становится преобладающим.

Согласно надписи, заказчиком (организатором) строительства мечети был представитель местной духовной элиты, на что указывают термины «мавлана» (букв.: «наш господин» – почетный титул мусульманских богословов и ученых) и «баба». Духовные лица очень часто являлись организаторами строительства культовых сооружений. Об этом свидетельствуют данные большого количества строительных надписей Дагестана. 

Вероятно, Баба-Нуруллах был суфием. В этой связи особый интерес представляет термин «баба», употребленный в надписи перед именем. Тюркское слово «баба», помимо основного значения «отец», означало также суфия, религиозного бродячего проповедника, старца-наставника, а также главу обители суфийского братства. Термином «баба» обозначалась вторая ступень в иерархии суфийского братства Бекташийа. Слово является турецким эквивалентом арабского «шайх» и персидского «пир». В этих значениях оно было широко распространено в Османской империи, Восточном Закавказье, Иране и Средней Азии. Употреблялось оно и в Южном Дагестане. 

Таким образом, организатором строительства соборной мечети в Хрюге в 1637-38 г. был представитель местной духовной элиты, очевидно, суфий. О средневековом южнодагестанском суфии по имени Баба-Нуруллах прежде не было известно. Ни в других арабоязычных эпиграфических текстах, ни в рукописных книгах это имя больше не встречается. Судя по всему, Баба-Нуруллах жил во второй половине XVI – первой половине XVII в. Возможно, что он был жителем Хрюга – одного из исторически крупных селений Горного Лезгистана. 

Следует также отметить, что самое раннее в дагестанской эпиграфике упоминание термина «суфий» зафиксировано в надписи на мавзолее шайха Ахмада аль-Калхани в лезгинском селении Гельхен (ныне Курахский район РД).





Али Албанви





Литература:


1)Закарияев З.Ш. Соборные мечети в Хрюге и Мишлеше как выдающиеся памятники истории и культуры Дагестана

 

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 849 | Добавил: KIRIBUBA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024