Пятница, 23.06.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Март » 15 » Исма’ил Куллари – «лезги» переписчик
10:34
Исма’ил Куллари – «лезги» переписчик

Прочитав книгу дагестанских учёных-историков «Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв.» (2011) за авторством Т. М. Айтберова (род. 1947) и Ш. М. Хапизова (род. 1979), наткнулся на любопытный перевод, одного  исторического документа под названием «Сведение о переписке книги в сел. Агчай Елисуйского султанства» за 1809 год. 

Данный документ, полученный авторами из сел. Шалиб Чародинского района, написан каламом, почерком насх. Последний представлен, при этом, в своей закавказской разновидности, которая, возникла, по мнению исследователей, под влиянием персидских почерков. В документе (перевод текста ниже) упоминается и имя переписчика «презреннейшего из учеников Исма’ила Куларского», судя по его нисбе выходца из с. Куллар и проживающего на момент переписки в с. Агчае, ныне Кахского района Азербайджана.

Перевод документа: «Завершена переписка данной книги тринадцатого числа месяца джумада ал-ахир 1224/1809 года рукой Исма’ила Куларского (Къуллари) — презреннейшего из учеников, являющегося как бы пылью, которую оставили ноги учёных. Проживает этот Исмаил в Агчае (Агъ-чай), в квартале именуемом Колодалар (Къолодалар — «Голодинцы») у Хусайна Латиф-оглы. Завершил же он переписку этой книги во время учёбы (букв. «находясь на службе») у доброго паломника Хаджи-’Абд Аллаха-Эфенди Нухинского (Нухави), пребывая в мечети Хаджи-Шамсудина». 

Голодинцев упоминаемых в тексте, авторы идентифицируют «предположительно переселенцами из крупного аварского сел. Голода, расположенного на горном хребте в 6 км севернее г. Закатала». Однако при попытке географической локализации родного для переписчика населённого пункта (Къуллари), у авторов видимо возникли сложности. Дело в том, что в данном регионе существуют несколько сел с аналогичными названиями, причём по обе стороны границы. Так в Южном Дагестане, в Дербентском районе располагается село Куллар — на реке Гюльгерычай, в 43 км к югу от города Дербент, на границе с Магарамкентским районом. Образовано это село было путём переселения в данную местность 30 семей рабов из Дербента. Отсюда и название «Куллар» — в переводе с тюркского «Рабы». В середине 1950-х годов в село были переселены жители лезгинских сел Шимихюр и Тител Курахского района. 

В свою очередь, в Азербайджанской республике, в преимущественно авароязычном Белоканском и лезгинском Кусарском районе также существуют села с аналогичным названием. Так, например в Кусарском районе село расположено в дельте реки Самур, близ Самур-Апшеронского канала, на Кусарской равнине. Что касается самого села Агчай, то оно, по мнению части историков, являлось в прошлом лезгино-цахурским поселением, преимущественно выходцами сел Сюгют и Хиях (оба Рутульский район). Резюмируя, отметим, что приведённые факты, безусловно, не позволяют однозначно говорить об этническом происхождении переписчика, но в  тоже время позволяют существенно сузить круг поисков.





Али АЛБАНВИ

 

https://www.proza.ru/2017/02/03/157

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 179 | Добавил: KIRIBUBA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
http://forum-informacje.com.pl/index.php?topic=100

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017