Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2011 » Апрель » 23
Людмила Гатагова Дагестан, являвшийся оплотом мусульманства на Кавказе ещё с XV в. (красно- речивый пример: до 1917 г. в крае насчитывалось до 20 тыс. мечетей, после — не более 2 тыс.), оказался открыт проникновению ваххабизма (учения Мухаммада Абд аль Ваххаба, возникшего в Саудовской Аравии в XVIII в.). Ваххабиты выступают за чистоту ислама, проповедуя ту его разновидность, которая непосредственно восхо- дит к Корану и хадисам (своду высказываний пророка). Движение ваххабитов, по мнению многих аналитиков, угрожает конфессиональной целостности в республике. Оно преследуется властями, однако его влияние и возможности по дестаб
...
Читать дальше »
|
Притчин С. А. К началу 2009 года Москве и Баку в основном удалось преодолеть комплекс проблем, осложнявших долгое время двусторонние отношения. Во-первых, руководство России активизировало работу по урегулированию азербайджано-армянского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, при этом Москва впервые заняла однозначно нейтральную позицию, тогда как ранее старалась поддерживать своего союзника по ОДКБ Армению. Так, 2 ноября 2008 года в Москве при посредничестве президента РФ Д. Медведева прошла встреча президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна[i]. Во-вторых, Баку к 2008 году за счет выхода на заявленную мощность проектов по добыче и транспортировке углеводородов обеспечил себе независимость от российских экспортных маршрутов, прежде всего от нефтепровода Баку-Новороссийск, и использует его в настоящее время качестве резервного основному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В новых условиях, когда отн
...
Читать дальше »
|
Ситуация на Северном Кавказе находится в критической стадии, но это вовсе не означает, что она неразрешима и чревата исключительно катастрофой Россия стоит на пороге утраты Северного Кавказа. Если это произойдет, то станет первым шагом для дальнейшего распада России по принципу «домино». Поэтому данная геополитическая проблема должна решаться в рамках рассмотрения проблем национальной безопасности и целостности России как таковой. Рассмотрим для начала предпосылки, которые сложились в 1990-х годов и продолжают реализовываться сегодня, к тому, чтобы потерять Северный Кавказ. Во-первых, это утрата административного контроля со стороны Федерального центра за счет того, что в 1990-х и начале 2000-х годо
...
Читать дальше »
|
Тимур Дзеранов, Ольга Олейникова В центре северокавказского региона расположена Республика Северная Осетия – Алания. Духовная жизнь населения республики имеет много общих черт, характерных для других субъектов региона. В то же время она специфична, а порой и уникальна. Республика Северная Осетия – Алания многонациональна по своему составу, по данным переписи 2002 года большинство населения это представители титульной нации – осетины (63%). Второй по величине является славянская группа народов (представители русской, белорусской и украинской национальности – 24%). Следующая по численности – вайнахская группа (ингуши и чеченцы – 3%), далее закавказская (армяне – 2,4%, грузины – 1,5% и другие). За последние годы произошли некоторые изменения (отток части русского и осетинского населения, увеличение количества аз
...
Читать дальше »
|
К исламоведам относят себя представители самых разных профессий: источниковеды, работающие над источниками мусульманского вероучения; исследователи мусульманского права; специалисты по мусульманской философии; страноведы, занимающиеся изучением религиозно-политических движений в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и Кавказа; этнографы, изучающие обычаи, быт, материальную и духовную культуру мусульманских народов; политологи, занимающиеся изучением современных процессов в мусульманских регионах России и мира; бывшие сотрудники кафедр научного атеизма, ныне преподающие ислам в высших учебных заведениях; культурологи, специализирующиеся на цивилизационных (институциональных и ценностных) параметрах ислама; мусульманские авторы, пищущие работы по исламу и об исламе; представители официальных духовных организаций мусульман. Российское определение "исламоведение" восходит к западноевропейск
...
Читать дальше »
|
Городище Торпах-кала расположено в 20 км к югу от Дербента, у северной окраины пос. Белиджи, в междуречье Рубаса и Гюльгеры-чая (р. Гюрген) и представляет собой один из крупнейших археологических объектов Восточного Кавказа. Первое упоминание об этом памятнике встречается у Джона Кука (Cook J. 1770. Vol. I, p. 375. Vol. II, p. 363, 364) и Иоганна Лерха (Lerche J.J. 1791. S. 304-305), которые пересекли Приморский Дагестан в 1747 г. в составе посольства князя Голицына в Персию. Д. Кук именует городище Turpocala (тюрк.-араб. Торпах-кала «Глиняная (земляная) крепость»), а И. Лерх – Toprak Kale и Sche-herge (перс. Шехер-гях «Место города»). Оба автора дают сходные сведения, согласно которым городище предстает «царской резиден-цией». Очевидно, именно этот памятник фигурирует в «Истории албан» Мовсеса Каланкатваци (VII в.): в главе II,39 албанский историк сообщает, в частности, о том, что посольство епископа Исраела, напра
...
Читать дальше »
|
К. ХАНБАБАЕВ, зам. председателя Комитета Правительства РД по делам религий, кандидат философских наук Тарикат, как мистический путь, ведущий к Аллаху, состоит из различных стадий "духовного совершенства" (макамат). В разных разветвлениях суфизма количество этих ступеней разное: три, четыре, семь, девять, двенадцать и т.д. В тарикатах, распространенных в современном Дагестане, развита четырехступенчатая стадия суфийского мистического пути. Первая ступень - шариат (закон), требующий точного и ревностного выполнения всех предписаний ислама и мусульманского богословия. Эта стадия является как бы подготовительной к вступлению на путь суфизма, стадией испытания. Вторая ступень - тарика (мистический путь) означает, что человек вступает на пу
...
Читать дальше »
|
А.К. Аликберов С 3 по 6 сентября 2007 г. в Ереване в Национальной Академии наук РА состоялась международная конференция "Государственность Кавказской Албании и ее этнокультурное наследие". Ей предшествовала работа другой международной научной конференции на ту же тему: "Этнокультурное наследие Кавказской Албании", состоявшейся в Баку тремя месяцами ранее, с 21 по 22 мая. Из общего состава участников бакинской конференции, который, судя по информационным сообщениям, был достаточно разнородным, в Ереван приехали Сергей Муравьев (Франция) и Муртазали Гаджиев (Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН). До последнего дня в Ереване ждали прибытия автора албанской сенсации Зазы Алексидзе, директора Института рукописей Академии наук Грузии. Не смогли приехать некоторые известные специалисты по Кавказской Албании, однако они представили свои доклады, которые были озвучены и обсужде
...
Читать дальше »
| |
|
|
|