Людмила Гатагова Дагестан, являвшийся оплотом мусульманства на Кавказе ещё с XV в. (красно- речивый пример: до 1917 г. в крае насчитывалось до 20 тыс. мечетей, после — не более 2 тыс.), оказался открыт проникновению ваххабизма (учения Мухаммада Абд аль Ваххаба, возникшего в Саудовской Аравии в XVIII в.). Ваххабиты выступают за чистоту ислама, проповедуя ту его разновидность, которая непосредственно восхо- дит к Корану и хадисам (своду высказываний пророка). Движение ваххабитов, по мнению многих аналитиков, угрожает конфессиональной целостности в республике. Оно преследуется властями, однако его влияние и возможности по дестабилизации мультиэтнического Дагестана не стоит недооценивать. При всём уважении, оказываемом республиканскими национальными элитами двум мировым религиям, на Северном Кавказе по-прежнему сильны языческие веро- вания, политеистический культ природы. Люди продолжают отдавать дань незатей- ливым языческим праздникам, бережно сохраняя древние культовые места и посещая их в дни праздников. На Северном Кавказе воскресли некоторые обычаи и ритуалы. Характерным примером является чеченский «зикр» (ритуальный танец с регламентированным чере- дованием определённых телодвижений и беспрерывным заклинанием семи имён Аллаха в ритме медитации), исполнение которого вводит танцующих в экстатиче- ский транс. Зикр, исполняемый чеченскими мужчинами, призван стимулировать у них дух воинственности, агрессивность. Возродились в самом архаичном виде явления, возвращающие народы в дикое средневековье, в частности, обычай кровной мести, восходящий к адатам (обычному праву доисламской эпохи). Ритуальные заклания животных, умыкание невест, чрез- мерно пышные свадебные церемонии и похороны и многое другое свидетельствует о весьма поверхностном восприятии древних кавказских традиций (среди которых есть куда как более благородные и более уместные сегодня). Такое ложное понимание этнических традиций лишний раз указывает на очевидную незрелость и зашорен- ность исторического сознания местных народов. Все это как-то не вяжется с реалия- ми конца ХХ века… Помимо религиозной литературы, все последние годы активно выпускались в свет сборники сказок, народных легенд и преданий, пословиц и поговорок. Нема- лую лепту во взаимное ознакомление местных народов с богатым фольклорным на- следием друг друга внёс журнал «Эхо Кавказа». Крупными тиражами переиздавался знаменитый «Нартский эпос», повествующий о «героической эпохе» на Северном Кавказе. В преподавании истории в региональной школе происходили те же процессы, что и в российской: и та, и другая пользовались едиными учебниками, утверждёнными Министерством образования Российской Федерации (это т. н. «федеральный пакет»). Вместе с тем, согласно закону об образовании 1992 г., в республиканских школах предусматривалось преподавание родного языка (в Дагестане, к примеру, семи язы- ков), курса национальной истории, географии родного края и литературы. В школах Адыгеи есть такой предмет, как «Адыгейский этикет», изучаются национальная му- зыка, изобразительное искусство, народные промыслы. В Кабардино-Балкарии пре- подают «Этикет народов Кавказа», а в дагестанских школах — «Культуру и традиции народов Дагестана». Всё это весьма отрадно. Власти Чечни, стараясь быть последовательными в своём обособлении от ос- тальной России, отказались от унифицированных учебников и утвердили собственный, со своей интерпретацией чеченской и чеченско-российской истории (14). В других 262 Людмила Гатагова республиках учителя использовали специальные пособия, а также вспомогательную литературу. Понятно, что трактовки вариативных национальных историй целиком зависели от профессиональной ответственности, интеллектуального уровня и поли- тико-идеологической позиции каждого отдельно взятого преподавателя (15). Отношение правящих политических элит к переосмыслению национальной исто- рии явственно соотносится с характером взаимоотношений республик с федеральным центром. Нетрудно догадаться, насколько далеко в этом смысле шагнула Чечня-Ич- керия, полностью пересмотревшая прежнюю «фальсифицированную историю». Квинт- эссенцией новой трактовки является «четырёхсотлетняя (! — Л.Г.) бескомпромиссная антиколониальная борьба за независимость чеченского народа». Это — спущенная сверху версия, добросовестно воплощаемая в жизнь профессиональными (или не очень) исполнителями. В некоторых случаях «социальный заказ» совпадает с мнениями авторитетных учёных, которых трудно заподозрить в умышленном искажении фактов. Осенью 1995 г. на страницах газеты «Северная Осетия» было _____опубликовано интервью с ве- дущим историком республики профессором М.М. Блиевым под красноречивым заго- ловком — «Союз Осетии с Россией был продиктован взаимным нормальным, здоро- вым интересом». Учёный доказывал, что при включении Осетии в состав Империи имел место двусторонний договор, выгодный для обеих сторон. Россия получала доступ к горнорудным месторождениям, а Осетия в лице России — надёжную защи- ту и возможность для осетин вернуться на равнину, откуда они были вытеснены в горы пять веков назад. Слишком суровые условия жизни в горах фактически по- ставили этнос на грань вымирания. В 40-х гг. ХVIII в. население Осетии составляло 200 тыс. человек, а уже к 80-м гг. следующего столетия его численность возросла в несколько раз (16). Общим для всех республиканских лидеров и элит является стремление опереть- ся на «веский» исторический аргумент для решения своих нередко сиюминутных политических задач. Причём пожелания официального характера, адресуемые исто- рикам, обычно выглядят вполне умеренными. Другое дело — исторические разделы программных документов оппозиционных (либо, псевдооппозиционных) партий и движений. Свободные от условностей, они не отягощены ни политическими, ни эти- ческими запретами и оттого вольны высказываться без обиняков. Иногда и выражая истинную позицию властей… Выше уже говорилось о Конфедерации народов Кавказа, нацеливающей народы региона на общую государственность. Историческое обоснование этой идеи базиру- ется на эфемерной генетической общности, а в качестве реального образца указыва- ется т. н. Горская республика 1918 г. Две оппозиционные организации в Ингушетии — Народный совет Ингушетии и партия «Нийсхо» (впоследствии запрещённые президентом) в своём историческом разделе документально обосновывали права ингушского народа на Пригородный район Северной Осетии — отталкиваясь, разумеется, от удобной для выстраивания системы доказательств точки отсчёта. Из 139-ти общественных организаций Дагестана в 1994 г. около 25% имели ха- рактер мононациональных объединений (17). И каждое выражало конкретно-истори- ческие интересы своего этноса. К примеру, лезгинское движение «Садвал» ставило целью бороться за воссоединение лезгинского народа, часть которого с распадом СССР оказалась за границей Российской Федерации. А лакское движение «Казику- мух» боролось за спасение умирающего родного языка и сохранение за лакцами зе-263 мель, до депортации населённых чеченцами-аккинцами. Общественно-политическая организация «Адыге-Хасе» выступала за «восстановление исторической справедли- вости» в отношении черкесов-адыгов, едва ли не больше всех пострадавших от Кав- казской войны. Движение «Адамон Цадис» в Осетии в своих уставных документах предусматривало борьбу за объединение двух Осетий — Северной и Южной. Памя- туя, что в прошлом осетин не было прецедента, идеологи движения опустили термин «воссоединение», провозгласив лозунг «Один язык, один народ, одна республи- ка» (18). Национальный Совет балкарского народа ставил своей целью полное и все- стороннее восстановление в правах незаконно репрессированного балкарского народа, в т. ч. возмещение морального ущерба. Карачаевское движение «Алан», озабоченное теми же проблемами, что и родственные им балкарцы, выступало за всяческое сбли- жение двух этносов. Экстремистски настроенные движения подобно «Конгрессу народов Чечни и Дагестана», возглавляемому Ш. Басаевым, сегодня используют квази- историческую риторику в целях политической дестабилизации, развязывания «боль_____- шого джихада». Национальные истории в советском и постсоветских государствах. /Под редакцией К. Аймермахера, Г. Бордюгова. Предисловие Ф. Бомсдорфа. Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХ, 2003. — 432 с.
|