К исламоведам относят себя представители самых разных профессий: источниковеды, работающие над источниками мусульманского вероучения; исследователи мусульманского права; специалисты по мусульманской философии; страноведы, занимающиеся изучением религиозно-политических движений в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной Азии и Кавказа; этнографы, изучающие обычаи, быт, материальную и духовную культуру мусульманских народов; политологи, занимающиеся изучением современных процессов в мусульманских регионах России и мира; бывшие сотрудники кафедр научного атеизма, ныне преподающие ислам в высших учебных заведениях; культурологи, специализирующиеся на цивилизационных (институциональных и ценностных) параметрах ислама; мусульманские авторы, пищущие работы по исламу и об исламе; представители официальных духовных организаций мусульман. Российское определение "исламоведение" восходит к западноевропейскому islamology ("исламология" – от islam «ислам» и logos «наука»). Западная "исламология", отпочковавшаяся как светская научная дисциплина от полемического направления христианской теологии, тем и отличается от российского исламоведения, что в огромной массе своих работ относится к исламу как к чужой религии. К меньшей степени это относится к некоторым западным академическим школам, в частности немецкой, которая создала большую часть лучших трудов, посвященных исламу. Исламоведение – это все же наука, посвященная исследованию ислама, а не исламская наука. Работы, написанные исламскими учеными, скорее принадлежат к исламской традиции, чем к исламоведению, поскольку они представляют собой развитие мусульманской духовной традиции. Один и тот же автор может выступать и как исламовед, и как исламский ученый, в зависимости от того, на основе какой методологии написана его работа. При этом, как правило, среди исламоведов мало исламских ученых, и наоборот: редко кому удается органично сочетать столь различные методологии исследования. В базовой для ислама арабо-мусульманской духовной традиции существует большое число терминов, обозначающих многообразие религиозных наук, но среди них нет термина, эквивалентного определению исламоведения как светской науки; слово илм "наука" заменяется в ней более нейтральным дирасат "изучение". В то же время в исламе словом илм обозначаются исламские религиозные науки: наука о хадисах (илм ал-хадис), науки, посвященные изучению различных аспектов догмата единобожия (улум ат-таухид), и даже суфийская наука (илм ат-тасаввуф). Иначе говоря, внутри научного исламоведения и исламских богословских школ "наукой" считаются исключительно собственные дисциплины. На уровне общественного сознания сохраняется разделение между научным (интеллектуальным) и религиозным (духовным). На практике такое разделение реализуется следующим образом: представители научного исламоведения не участвуют в богословских дискуссиях; они исходят из того, что личная вера - внутреннее дело индивида. Исламоведы уважительно относятся к духовному наследию и традициям всех богословских школ ислама и других религий, считая их составной частью культурного достояния человечества. Исламские ученые исходят из того, что истинными, соответственно, представляющими духовную ценность, является только то, что относится к их собственной религиозной традиции. Они не выходят за рамки традиций своей богословской школы и предписаний своего мазхаба. Они защищают собственные традиции от нападок со стороны оппонентов не только вне ислама, но и внутри него. Определение научного исламоведения также неоднозначно. У него необязательно материалистическая основа, но и необязательно идеалистическая: философская проблема первичности материи или сознания каждый исламовед определяет сообразно своему мировоззрению. Исламоведение в России делится на академическое и вузовское, но это также довольно условное разделение. Если возвращаться к истокам, первоначальному смыслу научной дисциплины, изучающей ислам как целостную религиозно-философскую систему, то исламоведение прежде всего предполагает изучение и анализ письменных источников ислама, что невозможно без знания сакрального языка Корана - арабского, рукописной традиции, истории, палеографии, навыков текстологической работы и многого другого. Специфика исламоведческой работы связана с изучением доктрин, учений, исламских традиций, школ, течений и направлений на основе оригинальных письменных источников, без политологических, художественных или публицистических вымыслов и рассуждений. В России эта научная дисциплина по-настоящему только возрождается, поэтому большинство исламоведов выступают также и в качестве историков, политологов, филологов, представителей других наук. В отличие от религиозной традиции, исламоведение обходит стороной вопросы, связанные с истинностью той или иной веры, вероучения, избегает оценок к категориях положительного – отрицательного, прогрессивного – регрессивного, хорошего – плохого. Оно учитывает все мусульманские традиции, но проверяет факты, изложенные в одних источниках, на основе критического анализа и сопоставления данных других источников, с тем чтобы эти традиции были представлены без искажений. Исламоведы не пропагандируют, не приукрашают, но и не оспаривают догматические утверждения исламских школ, течений, направлений, поскольку это выходит за рамки их научных задач: они лишь выявляют из источников факты и констатируют их, приводят все точки зрения, чтобы максимально точно, насколько это позволяют делать источники, воссоздать реальную историческуе картину. Исламовед может быть верующим человеком, в том числе верующим мусульманином, но личная вера индивида, его личные симпатии и антипатии остаются его частным делом. В работе он руководствуется не установлениями сакральных текстов и религиозной традиции, не священными преданиями и заветами духовных авторитетов, а методологией и методиками исследования, выработанными в рамках своей научной дисциплины, строгими научными принципами, призванными обеспечить объективность исследования. Оставаясь равноудаленными от всех школ и течений ислама, исламоведы оказываются вне рамок религиозно-философской и идеологической системы ислама. В этом, возможно, не только преимущество, но и основной недостаток объективистского подхода исламоведения: он существенно сужает сферу применения результатов исламоведческих исследований непосредственно в исламской среде, поскольку для глубоко верующего человека важно не только содержание, но и форма подачи материала, духовные и мировоззренческие ориентиры автора, соответствие материала публикации букве и духу мусульманской традиции. А.К.Аликберов http://islamica.ru/index/articles/?uid=120
|