Пятница, 29.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июнь » 10 » Свадебные обряды народов Южного Дагестана в прошлом и настоящем
11:36
Свадебные обряды народов Южного Дагестана в прошлом и настоящем

Актуальность исследования. В связи с социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, которые происходят в обществе в настоящее время, исследование основных закономерностей и специфики в формировании этнокультурных качеств в различных областях жизни общества, а в данном случае обрядовой культуры в семейном быту у народов Южного Дагестана, которым свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни, известных черт национального характера, проявившихся в национальном своеобразии ее культуры, имеет большое научно-теоретическое и практическое значение.

Формирование этих особенностей закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей, отличительных черт, фиксируемых на основе противопоставления свойств, образов и других особенностей в процессе межнациональных контактов. Этнопсихологические составляющие народа, национальный характер, которые наиболее ярко проявляются именно в обрядовой культуре, находятся в тесном взаимодействии с его духовностью и историей и генетически обусловлены длительным эволюционным процессом. Закономерности формирования и развития национальных черт характера складывались на различных этапах эволюции.' Разделенные пространственно и включенные в разные социально-политические образования, с различной степенью экономического и социального развития, народы Южного Дагестана, однако в сфере не только материальной, но и духовной культуры имели много идентичных, схожих черт с другими народами Дагестана. Процесс интенсивных взаимовлияний характерен и для Южного совокупного массива: лезгин, агулов, рутулов, табасаранцев и цахур, с заметно выступающим преобладанием лезгинского; для цахуров и части табасаранцев, рутульцев и азербайджанского элемента.

Таким образом, можно предположить, что лезгины и азербайджанцы как этносы исторически выступали в значительной степени основой, осью, катализатором некой этнокультурной специфичности, значительной степени обособленности (в рамках Дагестана) совокупного массива - лезгины -агулы - рутулы - табасаранцы - цахуры. Объясняется этот феномен, прежде всего, фактом постоянных многообразных, многоплановых тесных контактов между этими народами. Отсутствие языкового барьера (общая лезгинская подгруппа языков у всех исследуемых народов и владение многими из них дополнительно азербайджанским языком, часто в качестве языка межнационального общения) способствовало интенсивным взаимовлияниям не только в области материальной культуры (что случается часто в этнокон-тактных областях), но и в более консервативной сфере, каковой является духовная культура.

Кессиди Ф.Х. Народ и нация//Философская социологическая мысль. Киев, 1992. № 6.

В силу всего изложенного, мы пришли к заключению, что, несмотря на то, что различным вопросам этнографии народов Южного Дагестана, в том числе и свадебным обрядам отдельных народов, уделено исследователями достаточное внимание, будет весьма актуальным и оправданным исследовать свадьбу и связанные с ней обычаи, процедуры и торжества у лезгин, агулов, рутулов, табасаранцев и цахуров в плане их этнокультурных взаимодействий на протяжении длительного времени, с учетом традиций и трансформационных процессов конца прошлого века. Обрядовая культура народов этой уникальной области горного края в результате контактов двух некогда отличных культур - дагестанской и азербайджанской, в настоящее время органично переплелись и создали на наш взгляд, особую южнодагестанскую культуру, которая, безусловно, получила освещение в данном исследовании.

Хронологические рамки исследования охватывают свадебную обрядность народов Южного Дагестана в основном в XIX - XX вв., хотя большинство описываемых обрядов сохранились и бытуют, в несколько трансформированном виде и в наши дни, т.е. XXI веке.

Объектом исследования являются свадьба и связанные с ней обычаи, обряды, ритуалы, процедуры и торжества у народов Южного Дагестана (лезгин и народов лезгинской группы: агулов, рутулов, табасаранцев и ца-хур) в прошлом и настоящем, ограниченном концом XX столетия.

Цель и задачи диссертации. В соответствии с основной целью, исследовать свадьбу и свадебную обрядовую культуру народов Южного Дагестана во всем их своеобразии в прошлом и настоящем, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Осветить традиционные свадебные обряды и обычаи народов Южного Дагестана, привлекая при этом сравнительный этнографический материал, как по другим народам Дагестана, так и по народам Кавказа, а также показать динамику их развития.

2. Проанализировать изменения, происшедшие в свадебной обрядности в Советский период; выявить соотношение традиций и новых явлений.

3. Провести сравнительный анализ традиционных свадебных обычаев и обрядов у народов Южного Дагестана, определить степень взаимовлияния и взаимопроникновения их свадебных обрядов.

4. Изучить новую структуру и новые социальные функции современных свадебных обычаев и обрядов.

Дополнением в решении поставленных задач исследования послужит, на наш взгляд, попытка раскрыть причины и степень сохранения и исчезновения традиционной обрядности у исследуемых народов.

Целесообразность такого подхода к изучению свадебных обычаев и обрядов представляется очевидной как с точки зрения практической, так и теоретической, т.к. в известной мере открывает возможности для прогнозирования, а следовательно, и управления культурными процессами, что в свою очередь повышает актуальность исследования.

Новизна и практическая значимость диссертации. Работа является первым опытом комплексного изучения свадебной обрядности народов Южного Дагестана в прошлом и настоящем в обозначенных хронологических рамках (XIX - XX вв.) в плане их этнокультурных взаимодействий на протяжении длительного времени, с учетом традиций и трансформационных процессов конца прошлого века.

В научный оборот вводится значительное количество нового материала, главным образом полевого. Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения по этнографии народов Южного Дагестана. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов, при публикации статей и монографий по этнографии народов Дагестана.

Историография вопроса. История семьи и брака является неотъемлемой частью социальной истории человеческого общества. Широко известна мысль К. Маркса, сформулированная им в работе «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», о том, что семья «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество»2.

Огромное значение для изучения семьи, ее структуры,- функции, и, наконец, ее классификации и типологии имеет анализ брака, свадьбы и связанных с ним традиций, обрядов, процедур и торжеств.

Новая эпоха - эпоха научно-технического прогресса, внесла много нового не только в сферу различных семейных институтов и семейно-брачных отношений, но затронула и семейную обрядность, в частности ту область, которая связана непосредственно с жизненно важным циклом: заключением брака, свадьбой, являющихся важнейшим семейным праздником любого народа.

В кавказоведческой литературе, особенно в последние годы, эти вопросы нашли достаточно широкое освещение3. Немалое число работ по интересующей нас теме выполнено и на материалах народов Дагестана, в которых

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 45. С. 254.

3 Из работ на эту тему см.: Инал-Ипа Ш. Очерки по истории семьи и брака у абхазов. Сухуми, 1954; Тер-Сарк'исянц А.Я. Современная семья у армян. М., 1972; Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев в прошлом и настоящем. М., 1973 (канд. дисс.): Ме-ретуков М.А. Свадьба и свадебная обрядность у адыгейцев в прошлом и настояшем//Уч. зап. Адыгейского института языка, литературы и истории. Этнография. Майкоп, 1974. Т. XVII; Он же. Семья и брак у адыгейских народов. Майкоп, 1987; Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа//Кавказский этнографический сборник № VI. М., 1976; Мачабели Н.К. Брачный институт в Картли. Тбилиси: Мецниереба, 1978; Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX - начало XX в. М., 1979; Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Грозный, 1982; Танкиев А.Х. Жанр обряда сватовства зохалол у ингушей//Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985; Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988; и др.

этой теме уделяется значительное место.4 Многие сведения, приведенные в монографиях интересны как сравнительный материал.

Вопросы заключения брака и связанных с ним обычаев и обрядов народов Южного Дагестана в дореволюционной этнографической литературе освещены несколько фрагментарно и поверхностно. Этой теме были посвящены лишь отдельные статьи и небольшие заметки в общих сборниках по Кавказу или по Дагестану5. Необходимо отметить, что большинство этих

4 Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахнбского района//СЭ. 1946. № 2; ее же. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX В.//КСИЭ, 1949. Вып. 8; Гаджиева С.Ш. О семейных отношениях кумыков в XIX веке//УЗ ИИЯЛ. Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1952. Т. IV; ее же. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX -нач. XX вв.//Уч. Зап. ИИЯЛ. 1959. Т. VI; ее же. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала, 1967; ее же. Семья и семейный быт дореволюционного Дагеста-на//Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971. С. 153-166; ее же. Очерки по истории семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв. М., 1979; ее же. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв. М., 1985; ее же. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961; ее же. Дагестанские терекеменцы XIX - начало XX вв. М., 1990; ее же. Дагестанские азербайджанцы XIX - начало XX вв. М., 1999; ее же. Кумыки. Историческое прошлое. Культура. Быт. Книга вторая. Махачкала, 2005. С. 174-189; Алиев Б.Г. Брак и свадебные обряды даргинцев//СЭ. 1953. № 4; Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана в XIX в. КСИЭ. М., 1959. Вып. XXX II; Агаширино-ва С.С. Свадебные обряды лезгин (XIX - начало XX вв.)//УЗ ИИЯЛ, 1964. Т. XII; Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев до XIX В.//СЭ. 1964. № 6; его же. Андийцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Булатова А.Г. Свадьба лакцев в XIX-XX веке. Махачкала, 1968; ее же. Лакцы. Махачкала, 1971. изд. 1; ее же. Лакцы. Махачкала, 2000; Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем. Равнинный Дагестан. Махачкала, 1989; ее же. Традиционные свадебные песни в современной свадьбе кайтагских кумыков//Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала, Даг. ФАН СССР. 1984. С. 92-102; ее же. Табасаранцы (XIX - нач. XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992; ее же. Ботлихцы. XIX - начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993 (в соавт. с ДМ. Магомедовым); ее же. Годоберинцы: Историко-этнографическое исследование XIX - начало XX вв. Махачкала, 1997 (в соавт. с С.А. Лу-гуевым); ее же. Кайтаги. XIX - начало XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Лугуев С.А.. Духовная культура народов Дагестана в XV1II-XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1994 (в соавт. с Б.Б. Булатовым); его же. Беж-тинцы в XIX - начале XX вв.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994 (в соавт. с Д.М. Магомедовым); его же. Дидойцы (цезы). Махачкала, 2000 (в соавт. с. Д.М. Магомедовым); Мусаева М.К. Хваршины. XIX-XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Мусаев Г.М.-С. Рутулы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - нач. XX в. Махачкала, 2001; Исламмагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII - нач. XX в. Махачкала, 2002; Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX - начало XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005;и др.

5 См.: Адаты Южно-дагестанских обществ. Кюринский округ//ССКГ. 1875. С. 13, 14, 18, 72; Адаты Южно-дагестанских обществ. Самурский округ//ССКГ. С. 67; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. С. 179; Памятники обычного права Да-

заметок представляют собой небольшие статьи, многие из которых имеют фактические неточности. Следует упомянуть записки Н.Вучетича о пребывании в Самурском округе в середине XIX в.6 Короткая заметка посвящена описанию отдельных, незначительных фрагментов сватовства, бракосочетания, свадебного веселья в с. Ахты. Несмотря на фрагментарность и отсутствие достаточно полных сведений, заметки Вучетича представляют для нас ценность, поскольку они первые и едва ли не единственные, где так или иначе отображены отдельные стороны свадебной обрядности лезгин.

Другим автором, путевые заметки которого содержат некоторые моменты свадьбы тех же лезгин, был А.Пастухов, побывавший в высокогорных селениях Самурского округа7.

Больших успехов в изучении свадебного обряда исследуемых народов достигла советская наука. В советский период, в начале 20-х годов, в Дагестан была послана комплексная экспедиция. Двое ее участников -Б.Буткевич и Н.Попов - побывали у лезгин Самурского округа и собрали интересный этнографический материал, который, к сожалению, не опубликован и хранится в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН8. Для нас особый интерес представляют записи Бутке-вича, собравшего ценный материал по свадебной обрядности лезгин в ряде сел Самурского округа. Однако они носят характер путевых очерков и представляют собой отдельные фрагменты обрядов. Аналогичными являются и записки Попова, поскольку в них превалируют данные по материальной культуре лезгин, хотя имеется материал и по свадьбе - сведения о свадебной пище, церемонии угощения, свадебном веселье и т.п.

Среди широкого круга исследователей, написавших о том или ином аспекте свадьбы и свадебных обрядов интересующих нас народов, следует, прежде всего, назвать Л.Б. Панек, которая оставила ценные сведения о свадебных обрядах рутульцев9.

Особенно результативным и ценным является исследование С.С. Ага-шириновой, которая посвящена свадебным обрядам лезгин в XIX- начале XX в.10 Некоторые сведения о свадебных обрядах лезгинской группы народностей (лезгин, агулов, табасаранцев, цахуров и рутульцев) содержатся в

гестана XVIII-X1X в. М.: Наука, 1965. С. 26, 29, 30; Сведения из известий грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России//СМОМПК. Т. 22. С. 50-51 и др.

6 Вучетич Н. Четыре месяца в Дагестане // Кавказ. 1864. № 72; его же. Поездка в Самур-ский округ // Записки для чтения за апрель-июль. СПб., 1869. СЛ 75-212.

7 Пастухов A.B. Поездка по высочайшим селениям Кавказа и восхождение на вершину горы Шах-Даг// Кавказ.!893. № 73,74.

8 Буткевич Б. Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. // РФ ИИАЭ. Ф.5. Оп. 1. Д.49; Попов Н.П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции 1925 года в Дагестане // Там же. Д.42.

9 Панек Л.Б. Материалы по этнографии рутульцев. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1722.

10 Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX - начале XX века//Уч. зап. Института истории, языка и литературы. Даг. Фил. АН СССО (далее: Учен. Зап. ИИЯЛ). Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1964. Вып. XII.

монографии М.М. Ихилова11. Отдельные стороны семейной обрядности, в том числе и элементы свадебного обряда лезгин, отражают работы Г.А.Гаджиева12. Специальная глава посвящена свадебной обрядности лезгин в серьезном научном исследовании Б.Р. Рагимовой.13 Лезгинам посвящена небольшая брошюра Т. Титовой, в которой также рассматриваются семейные обряды, в том числе и свадьба'4. Отдельный параграф посвящен вопросам брака и свадебной обрядности табасаранцев в работе коллектива авторов Б.Б. Булатова, Гашимова М.Ф., Сефербекова Р.И.15

В последние десятилетия появился также ряд специальных статей или глав в общих монографиях, посвященных проблемам семьи и семейного быта, свадебным обычаям и обрядам лезгинской группы народностей16. Отдельные вопросы истории традиционной семьи и брака у народов Дагестана (в том числе и у народов Южного Дагестана) были предметом изучения известного этнографа-кавказоведа С.Ш. Гаджиевой.17

Таким образом, в течение двух столетий появилось всего несколько хотя и далеко не полных, но очень интересных и в определенной мере уникальных описаний брака, свадьбы, свадебных обычаев и обрядов лезгин, табасаранцев, агулов, рутулов, цахуров. Однако, вся эта информация при всей ее исторической значимости, не освещает всех сторон рассматриваемого нами вопроса и не воспроизводит в законченном виде такой сложный социальный институт как брак и связанные с ним обычаи и обряды. В целом, имеющийся в наличии материал, совершенно недостаточен для каких-либо более или менее широких выводов и обобщений. В основном он ограничивается описанием в той или иной форме, определенных структурных элементов свадьбы, некоторых ритуалов. Соответственно, судить об эволюции свадебных обрядов по имеющимся материалам при всей их значимости

11 Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Махачкала, 1967.

12 Гаджиев Г.А. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984. С.82-93.; его же. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.,1991 и др.

13 Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина XIX - нач. XX вв.). Де-пон. в ИНИОН РАН. М„ 1991.

14 Титова Т. Лезгинская семья. Казань, 1996.

15 Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев в XIX -XX веках. Махачкала, 2004. С. 140-160.

16 См.: Курбанов К.Э. Брак н свадебные обряды цахуров в XIX - начале XX ве-ка//Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974. Вып. V. С. 131-150; Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев//Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1986. С. 29-46; Рагимова Б.Р. Общинное регулирование брачных норм у самурских лезгин//Там же. С. 119-126; Ризаханова М.Ш. Формы заключения брака и свадебная обрядность мискинджинцев// Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в. С. 127-139; ее же. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и инновации)//Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 56-70.

17 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1985. С. 143-270.

можно лишь в самых общих чертах. Трансформация же свадебного обряда народов Южного Дагестана, происшедшая в течение советской эпохи, до сих пор не получила отражения и анализа в этнографической литературе. В частности, на протяжении XX в. не появилось ни одной работы, специально посвященной свадьбе народов Южного Дагестана, которая была бы монографическим исследованием, отобразившим изменения свадебного обряда.

Таким образом, в нашем распоряжении, как нам кажется, нет сколько-нибудь полного совокупного исследования тех аспектов темы, которые избраны нами для анализа. Рассмотрение же свадебных обычаев, их эволюции у нескольких, близких по ряду характеристик, народов, представляет несомненный интерес. Соответственно, это позволяет проанализировать отношение молодежи этих народов к браку, семье, к традициям в целом.

Свадебные обычаи и обряды народов Южного Дагестана содержали непреходящие эстетические и эмоциональные ценности - народные песни,

народную музыку, танцы, маскарадные представления, шутки и др.

Создавая новую свадебную обрядность, размышляя над ее развитием, мы сегодня должны учитывать, прежде всего, эмоционально-эстетический аспект воздействия на молодежь, а также ее воспитательное значение.

Методологическая основа данной квалификационной работы базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования, признающего полиценгричность всемирно-исторических процессов, исторического детерменизма - взаимообусловленности событий, их последовательности во времени и пространстве. Методологической и теоретической базой исследования послужили труды российских и дагестанских этнографов: H.A. Кислякова, Н.П. Лобачевой, Г.А. Сергеевой, Я.С. Смирновой, С.Ш. Гаджиевой, С.С. Агашириновой, Б.М. Алимовой, А.Г. Булатовой и др., которые в разное время занимались исследованием вопросов брака, семьи и связанной с ними обрядовой культуры отдельных народов.

Методы и формы сбора информации. Основным источником для написания настоящей квалификационной работы послужили полевые этнографические материалы, собранные диссертантом в 2000 - 2007 гг. в районах проживания лезгин, агулов, рутулов, табасаранцев, цахуров.

При определении населенных пунктов для этнографического обследования учитывалась степень освещенности темы, как в современных, так и дореволюционных источниках и литературе. Выбирались районы и населенные пункты, сведения, по обрядности которых либо отсутствуют вовсе, либо фрагментарны и малочисленны. Кроме того, проводилась полевая работа с информаторами и в тех населенных пунктах, подробное описание свадеб которых нам оставили современные авторы (лезгины, рутулы, табасаранцы). В рамках исследования необходимо было увидеть, что же пред-

18 См.: Лезгийрин фольклор. Сост. А. Гаджиев. Махачкала, 1941; Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971; Поэтика фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1981; и др.

ставляет собой свадьба этих народов через 45 (лезгины), 20 (табасаранцы), 10 (рутулы) лет, какова сохранность традиций в свадебном сценарии и отношение к ним самих жителей.

Материалы, относящиеся к традиционной свадьбе, изучались нами параллельно с материалами, характеризующими новые свадебные обычаи и обряды. Это позволило, как нам видится, результативно, на научной основе проанализировать современное состояние свадебной обрядности.

Сбор материала проводился методом этнографического опроса старожилов, путем непосредственного наблюдения, а также устного опроса, с социологическим уклоном.

В результате, обследованием было охвачено 58 сельских населенных пунктов. Для сбора сравнительного материала мы пользовались изданными монографиями, статьями о других народах Дагестана, Кавказа и др.

При сборе полевого этнографического материала в качестве информаторов отбирались старожилы исследуемых селений (см.: список в приложении). Для этнографического описания и анализа современной свадьбы мы посетили множество свадеб в разных районах и селах Южного Дагестана.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе этнографии Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН и на Ученом совете Института. Основные ее положения отражены в опубликованных научных статьях.

Структурно диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и списка информаторов, а также специального приложения (фотоальбома и нотных записей фольклорных текстов).

В Заключении отмечается, что изложенный материал позволяет сделать некоторые обобщения и выводы:

Свадебный обряд устойчивее других элементов народного быта сохраняет исторически сложившиеся особенности этнической культуры. У всех исследуемых народов свадебная обрядность представляла собой яркое, самобытное явление народной культуры и отличалась большой сложностью и разнообразием.

В XIX - начале XX вв. в свадебной обрядности исследуемых народов сохранились многие традиционные черты, обусловленные сохранением патриархальных черт семейного уклада, прочностью семейно-родственных связей.

В процессе исторического развития и изменения образа жизни народов Южного Дагестана, в XX веке изменился социальный смысл свадебного торжества. Изменения произошли как под влиянием объективных факторов (социально-экономические и культурные преобразования), так и под влиянием субъективных причин (рост образования молодежи, изменения характера и содержания их труда, рост социальной активности молодых людей, изменение потребностей, интересов) и, наконец, под влиянием серьезной, целенаправленной, соответствовавшей духу времени, воспитательной работы среди молодежи в XX веке.

Процесс перестройки свадебных обрядов проходит под воздействием целого ряда самых различных по характеру факторов: социально-демографических, социально-культурных, социально-экономических.

Современная свадьба у народов Южного Дагестана, с одной стороны имеет ряд традиционных элементов, которые органически вошли в ее структуру (сватовство, обручение) и устойчиво в ней сохраняются, несмотря на некоторые изменения их функций, с другой - наблюдаются тенденции упрощения этапов свадебной обрядности, исключения из свадебного торжества увеселительных мероприятий (маскарадные представления, скачки, преграждение дороги, ряженые, шуточные песенные соревнования), которые являлись яркой чертой свадебной обрядности еще в середине XX века, и замена их образцами массовой современной праздничной культуры.

Однако процесс формирования новой обрядности не должен носить стихийный характер. В этом плане широкие возможности открываются именно у этнографов, которые, изучая как традиционный, так и новый быт, культуру и обряды, с учетом растущих духовных потребностей народа, могут предложить обряды, праздники и их художественное оформление, отвечающие современной эстетике.

Современная свадебная обрядность лезгин, агулов, рутулов, табасаранцев, цахуров, включает в себя множество элементов, характерных не только для народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья, но и других народов России и Ближнего Зарубежья. Этот процесс взаимопроникновения культур составляет важнейшую специфическую особенность современного обрядового комплекса и образа жизни в целом.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения в следующих публикациях:

1. Хадирбеков Н.Б. Свадебные обряды лезгин Карчагской долины (конец XIX - начало XX века)// Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2008. № 30. С.82-87 (в соавторстве).

2. Хадирбеков Н.Б. Особенности свадебного обряда народов Южного Дагестана в традиционном и современном обществе//Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып. 3. С. 93-95.

3. Хадирбеков Н.Б. Современные свадебные обряды лезгин (на примере поселка Белиджи) // Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып. 3. С. 95-98.

4. Хадирбеков Н.Б. Специфика свадебного обряда лезгин в дагестанском обществе//Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Северокавказская научно-практическая конференция. 15 октября 2003 г. Махачкала, 2004. С.453.

5. Хадирбеков Н.Б. Лезгинские свадебные обряды//Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Северокавказская научно-практическая конференция. 15 октября 2003 г. Махачкала, 2004. С. 741

Выдержки из автореферата диссертации

Год: 2009

Автор: Хадирбеков, Нариман Бубаевич

Тема диссертации:

Свадебные обряды народов южного Дагестана в прошлом и настоящем (XIX-XXвв.)

кандидат исторических наук Количество cтраниц: 218

http://www.referun.com/n/svadebnye-obryady-narodov-yuzhnogo-dagestana-v-proshlom-i-nastoyaschem

Просмотров: 2949 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024