Воскресенье, 25.06.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 17 » НАПЕВЫ КУРАХ-ДЕРЕ
18:39
НАПЕВЫ КУРАХ-ДЕРЕ

Подлинная культура, настоящее искусство не могут принадлежать тому или иному району, отдельному народу, будь он большой или малый, древний или молодой, потому что духовные достояния принадлежат всем и каждому, кто соприкасается с ними, кто воспринимает их сердцем и душой. Однако необходимо отметить, что национальная культура и искусство имеют свои корни, место и время рождения, границы распространения. И они, все-таки, кому-то принадлежит. Есть своя культура — духовная и материальная — и у лезгинского народа.

Каждое поколение на протяжении веков вносило в эту казну свою лепту, искорки таланта, мастерства, вдохновения, придавая ей новый колорит, добавляя свежие краски, вкладывая глубокий смысл, совершенствуя формы. Свое весомое слово сказали в этом деле и выходцы из Курахского района. Во всех областях культуры и искусства они проявили себя как настоящие таланты, мастера своего дела, ценители прекрасного. Об этом свидетельствуют факты, исторические, археологические находки, великолепное наследие, которое дошло до нас.

Во многих селах района обнаружено большое число памятников старины (Кочхюр, Курах, Гелхен, Шимихюр, Штул, Хвередж, Усуг, Кири, Хпедж, Цилинг, Капир). Остатки керамики, обломки кремневых вкладышей, каменные орудия (сельскохозяйственные и боевые), очаги ремесленничества. У населения Курах-дере широко бытовали различные изделия из железа, кожи, дерева. Украшения из бронзы, серебра, золота отличались высоким художественным мастерством. В некоторых селах предпочтение отдавалось кузнечному, кожевенному, оружейному делу.

Мастера обрабатывали металлы, минералы, создавали великолепные изделия из железа, меди, стекла. В селах развивалось и искусство ковроделия. Наличие исходного материала для получения шерсти и естественных красителей (марены), а также ряд других обстоятельств обусловили то, что во многих населенных пунктах ковроткачество стало одним из основных занятий женской части населения. Ковры мастериц сел Кири, Курах, Капир, Кочхюр, Хпедж, Ашар, Кукваз, Урсун отличались оригинальностью, удивительными узорами, яркими красками.

Они приобретали всемирную славу до распада СССР ковроткаческие цеха оставались в сел. Кири, Капир, Курах. Вам ведомо, когда песня, музыка стала необходимой потребностью для души человека? Возможно, пока нет ответа этому вопросу, как нет и специальных исследований. Видимо, с рождения человека в его душе родились и песня, и музыка, и печаль.

Сегодня без музыки и песни нельзя представить человека. И в минуты, когда сердце человека сжимает печаль, и в минуты вдохновения, и когда человек влюбляется, в душу человека вселяется песня. Музыка и песня с незапамятных времен звучала на земле лезгинской, а потом полетела по всем странам. Почему я пришел к такому выводу? Лезгины поистине созданы для искусства. Приходи в гости в любой аул и спроси первого попавшегося кунака. Он или искусный ашуг, или потомственный музыкант, который играет или на бубне, или на свирели, гармони, либо художник или поэт.

К сожалению, многие иные таланты, как преданные забвению в прекрасном саду плодоносящие деревья, высыхают в самый период цветения, потому что некому о них заботиться. Вот почему сотнями будущие талантливые композиторы, певцы, музыканты, художники затухают в самом начале поприща. Хочу раскрыть наглядным примером случай, когда за спиной чувствуется надежный тыл, чем это оборачивается для таланта. Как-то «Лезги газет» напечатала статью об участнике международного конкурса пианистов, проходившем в Голландии, капирце Курбанове Тамерлане. Пианиста такого высокого ранга в Стране гор пока нет. Не достиг бы он таких сияющих вершин в искусстве, если бы рядом с ним не было родной матери. Только родная мать поощряла и способствовала развитию музыкальных способностей сына.

Сегодня она вдвойне рада: мастерство Тамерлана высоко ценят и в России, и музыкальные авторитеты всего мира, его сравнивают с выдающимися пианистами мира. Поистине такого виртуозного мастера-пианиста доныне не было на Кавказе. Мы в свою очередь желаем Тамерлану дальнейших успехов на музыкальном поприще. К сожалению, не у всех родителей есть возможности создавать для своих детей условия по развитию их музыкальных способностей. Но все же быстрое, естественное течение бурной музыкальной реки остановить никто не посмеет. Курахские горы дали миру одаренных музыкантов.

Одним из таких является Зейнал Гаджиев. Он родился в с. Курах в семье крестьянина Гаджи. В 1937 году его арестовали и с семьей отправили в Архангельскую область. А 14-летнего Зейнала родичи спрятали и потом отправили в город Баку к родственникам. Там он поступил в ФЗУ. Окончил его, потом учился в музыкальном училище. Три года работал артистом оркестра в Азербайджанском государственном театре оперы и балета им. Ахундова. для горского паренька эта была просто мечта. Там же работали мастера своего дела, известнейшие музыканты, артисты. Театр дал ему возможность познакомиться с шедеврами восточной музыки, фольклора. В те годы в театре ставили такие всемирно известные шедевры классики как «Кариб и Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Кероглы», «Фархад и Ширин» и др. Молодой музыкант не уходил бы оттуда, но началась война. Все переменилось. 3. Гаджиев полтора года служил в РККА. Потом его забрали в оркестр ансамбля народного танца СССР, руководимый И. Моисеевым. Одновременно он проходил и службу. С ансамблем он обслуживал почти все фронтовые зоны, госпитали. Их песни, танцы очень нужны были солдатам, раненным.

Так получилось, что после войны дагестанец остался в Узбекистане. Несколько лет он проработал музыкальным руководителем Узбекского циркового коллектива. Само собой, вдалеке от родины он тосковал. В такие минуты его утешало одно - игра на таре, родная сердцу музыка, песни. Иногда он замечал, что играет что-то новое, незнакомую до сих пор мелодию. Он понимал, что в душе создается новая музыка и пальцы выводят на таре эту же музыку.

Оставив работу, в 1947 году он поступил на композиторское отделение Казахской государственной консерватории. Прошло три года. Узнав, где находится Зейнал Гаджиев, бывший музыкант Игорь Моисеев забирает его к себе в ансамбль. Он опять становится солистом ансамбля народного танца СССР. По обоюдному согласию курахец должен был продолжать учебу в Московской консерватории. Но постоянные гастроли во все концы страны и за рубеж не позволили ему завершить учебу в консерватории. Подошел 1957 год, который перевернул жизнь молодого музыканта на 180 градусов. Об этом периоде и о дальнейшем творческом пути Гаджиева вспоминает народный артист Российской Федерации, лауреат государственных премий, бывший художественный руководитель государственного танцевального ансамбля «Лезгинка» Иосиф Матаев.

Много лет они работали вместе и Матаев очень хорошо знал Гаджиева. В Москве проходил очередной Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Там приняли участие дагестанские ребята, мастера искусств, наши композиторы. Когда узнали, что в ансамбле Моисеева работает дагестанец и он там имеет авторитет, Наби Дагиров и другие ближе познакомились с Зейналом. И сразу же его пригласили в ансамбль песни и танца Дагестана. Тогда и я работал там солистом.

Сразу все не получилось, вмешалось правительство Дагестана. З. Гаджиева приняли на работу, ему предоставили квартиру. Они сделали очень благородное дело, вернув сына на свою землю. Этого никогда не забывал Зейнал Гаджиев и с первых дней приезда он включился в работу и создал огромное количество песен, мелодий к танцам. Крылатой стал его первая песня «Самур -Девичи канал». . От мала до велика пели ее тогда. В Дагестане она стала популярна как «Катюша» в России.

Очень прекрасно пела его песни «Колыбельная», «Дагестан» Рагимат Гаджиева. Проработав в этом коллективе несколько лет, Зейнал перешел в танцевальный ансамбль «Лезгинка» Особое воплощение в области композиторской деятельности он проявил себя в «Лезгинке». Вся программа ансамбля состояла из произведений Зейнала Гаджиева. И всегда его относили к числу композиторов - демократов. Поскольку он писал музыку к аварским, даргинским, кумыкским, лакским, татским танцам, обрабатывал фольклор, народные песни.

Об этом говорят одни названия его произведений: «Дагестанская колыбельная», «Хасавюртовский вальс», «Унцукульцы», «Кумыкский вальс», «Кайтаги», «Даргинский танец», «Праздник в горном ауле», «Партизаны», «Дагестанская тачанка», «Приезжайте в Дагестан», «Первая лезгинка», «Танец с кувшинами», «Красавицы», «Зурначи», «Каспий» и т. д. Он написал танец «Астархош» в сопровождении вокала. Эта песня стала классикой татского музыкального искусства. С огромным успехом она проходила обкатку в Америке, Англии, Турции, Тайване, во всех странах арабского Востока.

Для ногайцев он сделал подарок танец «Ай лунай», рутульцам «Масха». Всех перечислить нельзя. Дело в том, что вся его музыка пронизана духом народного фольклора. Почти нет такой Музыки, которая бы не влилась в душу. Всем произведениям композитора присущ особый мелодизм. Никого не оставлял равнодушным. Наши артисты всегда говорили, что под музыку Зейнала Гаджиева и мертвые будут танцевать. Этот простой, замечательный человек, композитор всегда был в творческих поисках. Другим я его не помню. В настоящее время в репертуаре ансамбля «Лезгинка» 80 процентов танцев Зейнала Гаджиева.

Как мне сказали и Иосиф Матаев, и жена композитора Фатима, в последние дни он работал над заказом «Лезгинки». Он писал хореографическую сюиту «Прерванная песня». До конца оставалось еще чуточку, но завершить «Прерванную песню» он не смог. Зато он оставил очень много песен. Зейнал Гаджиев сотрудничал и с лезгинским госдрамтеатром им. С. Стальского, сочинял музыку к спектаклям, задушевные лирические песни на слова поэтов Т. Хрюгского, А Саидова, Ш.-Э. Мурадова, И. Гусейнова, Б. Салимова.

Его песни «Зибейда», «Беневша», «Красавица», «Не удивишь», «Маяк Саимат», «Дочь садовода», «Без тебя», «Песня влюбленных», «Маинат» постоянно звучит по радио и люди слушают их с удовольствием. Потому что музыка Гаджиева пленяет каждого. Спектакли с его музыкой воспринимались зрителями на бис. «Фундугбег», «Саяд», «Теща», «Етим Эмин», «Легенда о любви», «Следы на стекле» имели очень огромный успех у зрителей. Зейнал Гаджиев весь свой талант, энергию, время посвятил искусству Страны гор. Свою самую первую песню гор он посвятил родному Кураху, всю творческую жизнь Дагестану. Как сказал один ценитель-поклонник, по жилам танцев «Лезгинки» течет кровь наших предков. Правильно.

Ведь музыку же к тем танцам создавал неустанный Зейнал Гаджиев. Тогда и ему хвала, что в мелодиях наших танцев слышен зов предков. Да, много сделал он, чтобы обогатить культуру, искусство республики. Внутреннюю культуру каждого из нас. Не секрет ведь, когда на сцену выходят танцоры «Лезгинки» и звучит задушевная быстрая, ритмичная музыка к их танцам, каждая точка организма воспринимает музыку как бальзам, ноги сами двигаются в такт музыке, сердце стремится ввысь. Забывая обо всем мы рукоплещем артистам. И в то же время не задаемся вопросом, а кто творец этой музыки? Многие считают, что у наших танцев нет автора, что они общедагестанские. Да, это так. Но у каждого произведения есть и свой автор. Успех «Лезгинки падает и на долю покойного Зейнала Гаджиева. Он один из счастливейших людей на земле, потому что при его жизни его музыка стала народной.

Для творца, я думаю, это великая честь. Этим, наверное, он и гордился. Потому что Зейнал Гаджиев скромно жил, плодотворно творил, и его мало кто знал. Но зато его песни слушали многие, его танцы воодушевляли тысячи и тысячи людей. И в республике, и за рубежом. Мне кажется, он всегда останется с каждым дагестанцем, как живой. В 60-е годы среди мастеров народного песенного творчества ярко выделялись Габибуллах Мансуров, Магомед Гюлметов, Абидат Назаралиева, кочхюрский парень Айдунбег Камилов, куквазец Рачаб Сафаров. Их голоса и песни и поныне в золотом фонде Дагестанского радио. В их творчестве заметное место заняли народные песни. Хотя прошли многие годы, к их голосу прислушиваются и сегодня. Словно бальзам на душу принимают слушатели их певучий голос. Сегодня на их место претендуют молодые таланты: Кахриман Ибрагимов, Роза Максумова (Курбанова), Лариса Меджидова, Исмаил Исмаилов, Таибат Саркиева, Эльмира Исаева...

Народный артист Дагестана Абдурашид Махсудов на сцене театра и кино создавал и продолжает создавать яркие, впечатлительные образы, этот цилингский парень поднял национальное искусство на более высокие вершины. Правда, талантливые музыканты и певцы были почти, что во всех аулах и ныне они здравствуют, созидают. Курахский район издревле богат искусными музыкантами. Начиная от Саида (Кочхюр) и задолго до него в аулах, словно орлиные гнезда прикрепленные к скалам, народные устады играли на чунгуре, кеманче, свирели, зурне и других народных музыкальных инструментах. К сожалению, многие имена преданы забвению. Нам необходимо хотя бы о современных народных умельцах написать, чтобы память о них для грядущих поколении осталась.

Одним из современных искусных гармонистов является и Исамудин Ахмедов, народный артист РД из селения Урсун. Он в свое время обучался у азербайджанских устадов. Слушать мелодии Исамудина — это настоящий праздник для души. Особо надо говорить о музыкантах аула Шимихюр. Еще в 1947 году музыканты (зурначи) этого села Гусейнов Хизри, Гусейнов Исмаил и Хидирнабиев Рамазан стали участниками фольклорного ансамбля в Москве, удостоены звания лауреатов.

А в 20-е годы во всем округе прославился канатоходец Фетяли из того же аула. И в наши дни ашуг, зурнач Гусейн Исмаилов, канатоходец Хидирнаби Гасретов приносят жителям района радость. Гармонисты, кларнетисты, бубнисты в нашем регионе хотя встречаются на каждом шагу, таристов очень мало. Но все же искусный тарист капирец Бинетов Рамазан свою творческую судьбу долгие годы соединил с оркестром народных инструментов Гостелерадио «Дагестан». В народной памяти как талантливый тарист остается и покойный капирец, учитель по профессии Шамхалов Шихверди. Он не только обучал искусству играть на таре своих учеников, но активно выступал в составе участников художественной самодеятельности, стал участником республиканских фестивалей, смотров.

Выпускник Азербайджанской консерватории Ремиев Женнет в настоящее время обучает молодежь в Дербентском музучилище искусству играть на кларнете. Когда речь идет о самодеятельных музыкантах Курахского района, невольно вспоминается о двух аулах: о Кимихюре и Хпедже. Эти аулы отличаются от других в первую очередь тем, что они богаты музыкантами и певцами.

В Кимихюре как зурначи были известны Нурали и Эмирали Нуралиевы, Ашим Акимов, в Хпедже Казихан, Килинж Казихановы, Магомед Саркиев, Гаджибек Гаджибеков. Их имена были известны далеко за пределами района. Как известно, Кимихюр расположен рядом с Кочхюром, Хпедж находится выше Кураха. Несмотря на расстояние между ними музыканты обоих аулов часто собирались вместе, они организовали состязания перед джамаатом, получали призы - благодарность от народа.

Кроме зурначей в этих аулах были и гармонисты. В Кимихюре Мамедали Агабалаев, Нурмагомед Алиев, Агабала Агабалаев, Хидирнеби Османов, Керемали Акимов. В Хпедже — Магомедэмин Нежнедилов, Вели Асланов, Играмудин Апаев, Рамазан Рамазанов. Что касается бубнистов, их в обоих аулах было предостаточно. В настоящее время на поприще искусства кимихюрцы и хпеджцы достигли больших успехов. В роду Агабалаевых предпочитают профессию отцов и прадедов. Руководитель ансамбля «Ая кам» Агабалаев не только в Дагестане известен, его имя повторяют и среди лезгинской диаспоры в Турции. Его брат Магамдали и сын тоже являются музыкантами. А Мелик избрал себе стезю художника. Чего стоит одно имя хпеджца Кахримана Ибрагимова?

Ради национальной музыки и для ее развития он трудится, не покладая рук. Вслед за ансамблями «Ая кам», «Ким», который он создал в Южном Дагестане и на Кубинской стороне образовались с десяток ансамблей. Композитор, музыкант создал также детский танцевальный ансамбль «Соколенок», который получил статус государственного. Все начинается с малого, сложное складывается из простого. В истоках великого и сложного дела музыкального воспитания человека должны лежать простые народные мелодии, а также песни, и написанные специально для детей, близкие по своему национальному звучанию музыке народа и строго родного языка.

Сборник песен Кахримана Ибрагимова первая попытка решения этой задачи, предпринятая лезгинским музыкантом, композитором со специальным образованием, первый опыт создания школьного песенного репертуара на основе лезгинской поэзии и интонаций лезгинской народной музыки. Уроженец селения Хпедж известен в республике как автор многих популярных лезгинских песен и как талантливый исполнитель. Он окончил Дербентское музыкальное училище и имеет большой опыт работы с детьми. Он учитель музыки в гимназии пос. Белиджи, руководитель детского вокально-танцевального ансамбля «Кард». Его произведения широко звучат в программах республиканского радио и телевидения, они вошли в репертуар основных национальных творческих коллективов, многих исполнителей-солистов.

Лучшие песни К.Ибрагимова записаны на авторском диске, находятся в золотом фонде Дагестанского радио. За большие заслуги в развитии музыкального искусства республики ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан», он неоднократный . лауреат многих престижных творческих конкурсов. Творчество К. Ибрагимова естественно, непринужденно и прочно связано с фольклором.

Народная песня, как родная речь, с детства воспринята и усвоена им, и интонации лезгинской музыки — это для него необходимая и единственная возможная форма высказывания. У него живой интерес к национальному народному искусству. Но, опираясь на народную традицию, К.Ибрагимов привносит в мелодию своих песен элементы нового, характерного, прежде всего для современной дагестанской песенности, для российской песни вообще.

Радостные, жизнеутверждающие эмоции, энергия маршевой поступи и подвижно-национальных ритмов песен Кахримана Ибрагимова соответствуют оптимистическому содержанию и поэтическим образам текстов. Сегодня Ибрагимов автор более 200 музыкальных произведений. Хпеджцы сегодня разбросаны везде и повсюду, но везде, где бы им не пришлось жить и работать, они сохраняют верность музыке и песне.

В Дербенте трудится кларнетист Алимирзе Сулейманов (ВИА «АЯМ»), в Белиджах певец Нажмудин Нежведилов (ВИА «Белиджи»), в Аладаше песенник, ашуг Исмаил Исмаилов (ВИА «Берекат»), в доме культуры Курахского района певцы Таибат Саркиева, Ражидин Исмаилов, гармонист Мустафа Асланов, в Дербенте музыканты Муъмин Муъминов, Мартин Алахвердиев... Кто из вас не слышал песню «Курахские горы». И ее автор самодеятельный композитор, музыкант хпеджец Тайиб Магомедов.

Радует душу и то обстоятельство, что родившие и выросшие в курахских горах устады музыки, когда у них выросли крылья, улетели по весям страны, и где бы им не пришлось жить, там же на своих крыльях поднимают национальное искусство.. Это кочхюрец Казибег Курбанов который в Касумкенте возглавляет ансамбль «Рычал». Хюрехюрская девушка Лариса Меджидова солистка ансамбля «Шахдаг» в Кусарах, махачкалинский курахец Али Гадисов, будучи виртуозным кларнетистом в составе ансамблей «Лезгинка» и «Молодость Дагестана» побывал во многих странах мира.

Песни Керима Камилова из Ашага-Мака воодушевляют и млад, и стар. Штулец Гаджи Гаджиев руководит ансамблем «Штул» в Белиджах. Хпеджец Айдунбек Мирзеханов, икринец Шафудин Саруев создавали незабываемые образы на сцене Лезгинского муздрамтеатра. Художник капирец Агамирзоев Джавид прославленный мастер кисти, его имя перечисляют среди устадов мирового ранга. Оперная певица из с. Кири Нурия Исабегова стала ведущей солисткой дагестанского театра оперы и балета, Эмиргамзаева Гюльнара из Гелхена работает оперной певицей в США.

Известность приобретает художник-краснодеревщик Аслан Абдулаев (Курах). Музыкальной грамоте обучают юных капирцев профессиональные музыканты Дженнет Ремиев, Насир Ашурбеков. По стопам заслуженного артиста РД Рамазана Бинетова идут талантливые музыканты Жанбулат Валаев, Динамудин Азимов.

На музыкальный майдан изо дня в день стекает одаренная молодежь. Воодушевленные курахскими горами, их целительным воздухом, ароматом цветов, журчаньем родников, люди не могут жить без музыки и песни. Весьма сожалею, пока у нас в республике нет таких богатых спонсоров, учреждений и организаций, которые бы открыли им вперед путь-дорогу. Если бы нашлись такие сердобольные за музыку и песни рыцари, упомянутые в нашем рассказе многие имена оставили бы заметный след и в мировом искусстве.

Просмотров: 1008 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017