Пятница, 28.07.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе
18:43
Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе

Кавказский регион как особый ареал постсоветского пространства отличается особой чувствительностью и степенью насыщенности этнополитическими конфликтами Достаточно сказать, что 60 процентов существующих конфликтов на планете приходится на долю Кавказа. Философы, историки, политологи и политтехнологи предложили до сегодняшнего дня множество моделей разрешения конфликтов, начиная от территориального обмена до разнообразных концепций федеративного устройства. Методологическая слабость этих моделей в том, что они не отвечают на нерешенные философские вопросы современности, такие, как международное право и права человека, соотношение морали и элементов политической свободы. Мы уверены в том, что без усвоения научно- теоретических основ этнополитических конфликтов невозможно исследовать пути их разрешения. Если принять во внимание специфику Кавказского региона, то нужно признать, что какое- либо применение европейских клише здесь малопродуктивно. По этой причине следует подходить к данной проблеме с нескольких аспектов: во- первых, с теоретико- познавательного (база данных по этнополитическим конфликтам регионального и общего характера); во- вторых, с мировоззренческого аспекта (формирование определенного взгляда на этнополитические конфликты); в- третьих, с аксиологического аспекта (максимально возможная точная оценка этнополитических конфликтов); в- четвертых, с регулятивного аспекта (возможность воздействия на политические процессы на основе усвоения политических знаний); в- пятых, с прогностического аспекта (раскрытие тенденций развития конфликтов с помощью прогноза).

Известно, что конфликты, действующие на Кавказе, имеют негативное влияние в целом на Кавказский регион и на другие новые независимые государства. По данной причине изучение этой проблемы само по себе важно для Азербайджана. Однако каждый конфликт означает не только столкновение армий, политиков и экономических систем, это также означает столкновение идей, морально- нравственных ценностей.

Можно сказать, что в этнополитических конфликтах отражается конфликт в самом обобщенном смысле слова - это конфронтация сторон, в которых господствуют этнократии и этническое (эмоциональное) видение всех сфер конфронтационного взаимодействия. Этнополитические конфликты, по крайней мере, на постсоветском пространстве имеются двух типов: ярко выраженный, когда сталкиваются две этнократии (например, Азербайджан и Армения) и столкновение этнократии с империей (Чечня и Россия). Хотя следует заметить, что это деление условно, так как в любом этнополитическом конфликте, так или иначе, присутствует та или иная империя. Анализ протекания различных этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве (Кавказе) свидетельствует о том, что различным участникам этих конфликтов не хватает новых идей, нового осмысления конфликтного противодействия. В лучшем случае обыгрываются идеи борьбы до победного конца (с помощью дипломатии или войны). Но, понятно, что в основе этих идей лежат другие, более глубокие ценностные феномены, среди которых есть современные универсальные, современные национальные и индивидуальный уровни ценностного восприятия и понимания своей нации и мира. Поэтому мы считаем, что необходимо ввести в научный оборот всю совокупность понятий ценностно- этического осмысления проблемы конфликтов за исключением индивидуального уровня, который относится к сфере этико- психологического исследования. Одними из значимых в современной философско- этической литературе понятий в последние годы стали понятия глобализации и глобальных ценностей. Один из важнейших вопросов, стоящих перед такой культурой, связан с тем, как человечество выйдет из тупиков глобализации, сохранив нравственные, гуманистические ценности. Некоторые философы утверждают, что из этих тупиков человечество не найдет выхода, начнется регресс гуманистических основ культуры. Если глобализация составляет суть современной эпохи, то она, во- первых, несомненно, влияет на конфликты, во- вторых, войны, терроризм и сепаратизм как средства решения конфликтов превращаются в опасность для мировой, глобальной культуры человечества, и, наконец, в- третьих, коль скоро есть конфликты, то сторона конфликта, которая верно понимает, схватывает суть современных процессов, оказывается в предпочтительном положении.

Мир противоречив и многие из противоречий связаны со столкновениями центростремительных и центробежных сил. В основе любых центростремительных тенденций лежит идея абсолютной, универсальной морали. Но вот, когда возникает вопрос о средствах утверждения абсолюта, начинаются споры о том, что есть центробежные силы, насколько они имеют право на существование. Таким образом, требование современности - поиск универсальных ценностей, способных проторить путь к диалогу между цивилизациями. В основе этого требования - новые технологии, которые превращают мир в единое целое. Эта целостность не отменяет конкуренции, не отменяет того, что какая- то цивилизация вырывается вперед. Дело в том, что отстающая сторона не исключается из диалога, не теряет своего шанса. Многие исследователи уже отмечают, что такие страны, как Индия, Китай достаточно поздно включившиеся в процесс глобализации, тем не менее, в данное время становятся локомотивами глобализационных процессов. Смысл диалога в том, что господствует не цивилизация, а правила ведения диалога, которые превращаются в основную ценность глобальной цивилизации. Естественно, что та цивилизация, которая понимает смысл требования времени, глобальных ценностей получает определенные преимущества в экономике, политике, но и отстающие сохраняют потенциальную возможность понять смысл и требование времени.

Процессы межцивилизационного взаимодействия и цивилизационной самоидентификации - это одна из сложных для анализа проблем. Если ранее в каждой культуре стремление к гомогенности (однородности) составляло суть ее выживания, то в наши дни гетерогенность становится необходимым моментом выживания. Однако этот поворот не происходит вдруг, выжившие до сегодняшних дней цивилизации потому и выжили, что были готовы к различным вариантам развития. Свою роль в готовности цивилизации к различным вариациям в прошлом играли мировые религии, которые объединяли с помощью божественного Абсолюта подвластные им различные этнокультурные образования.

Мы считаем, что разрешение конфликтов лежит не только в плоскости взаимодействий наций, но и в плоскости мышлений, логик, моралей. Мы выше отмечали, что век глобализации эту проблему из философско- этической и эпистемологической превратил в политическую (метаполитическую). Это означает, что политика разрешения конфликтов в XXI веке нуждается в философии этике, которые только и способны дать новые ценностные подходы для того, чтобы конфликты получили основу разрешения.

В трудах европейских и российских исследователей утверждается мысль о том, что одним из источников этнических конфликтов является национальный экстремизм. Эта идеология пытается обосновать культурное, религиозное и прочие преимущества одной нации над другой. Национальный экстремизм, как правило, старается использовать объективные трудности и манипулировать политическими, экономическими и социальными проблемами. Эта идеология часто поднимает голову именно в переходный период либо в периоды ослабления государственности. Анализируя этнополитические конфликты, мы пришли к следующим выводам:

1. Кавказ, можно сказать, занимает промежуточную позицию, позицию разлома между цивилизациями. Обширная часть этой зоны тяготеет к России и остается ее своеобразной провинцией. Армения является очевидным подтверждением этого. Другая часть же склоняется к интеграции с Европой и приобщения к передовым нравственным ценностям. Вместе с тем, здесь наличествуют и происламски настроенные силы. Подобная ситуация питает в явной или латентной форме конфликты.

2. В каждом регионе посредническая миссия сталкивается со специфической реакцией новых независимых государств. Каждая сторона конфликта пытается склонить на свою сторону посредников и понятие компромисса понимает как поражение противной стороны. Тем не менее, компромисс возможен лишь в результате взаимных уступок.

3. Стабильность на Кавказе зависит от степени его интегративности. Более интегрированный Кавказ имеет большие шансы на приобщение к ненасильственным технологиям.

4. Большая опасность заключается в том, что этнополитические конфликты постепенно меняют свое содержание и превращаются в идеологические. Другими словами, создается совершенно новая ситуация, когда новые поколения грузин и абхазов, русских и чеченцев, армян и азербайджанцев смотрят друг на друга только через призму образа врага и этот критический фактор превращает Кавказ в зону насилия и нестабильности.

Мы убеждены в том, что карабахскую проблему может решить экономическая модернизация Азербайджана при условии, если будут учтены и взяты на вооружение общечеловеческие морально- этические ценности через призму факторов этнополитических конфликтов. Стабильное, экономически растущее государство и общество, следующее законам, может стать настолько привлекательной реальностью, что армянские сепаратисты, отказавшись от требований суверенитета и спекуляции на тему прав человека, могут отдать преимущество и предпочтение совместному проживанию двух народов в рамках единого государства. Но в то же время мы понимаем, что решение проблемы проходит не только через экономические интересы, необходимо найти общие нравственные ценности, делающие возможным консолидацию.

Говоря о перспективах разрешения этнополитических конфликтов и проектах постконфликтного периода, нельзя не отмечать и о роли мер, ведущих от конфронтации к интеграции в полиэтнической среде. Эти меры и проекты имеют весьма положительные: 1)участие и сотрудничество представителей противостоящих сторон в совместных проектах; 2)определенная ревизия стереотипов «образа врага»; 3) прояснение некоторых моментов в распространяемой дезинформации; 4)повышение уровня доверия и веры; 5) повышение способности общения и коммуникации в этнических группах посредством тренингов; 6) создание в рамках проекта условий для более серьезного и масштабного сотрудничества посредством диалога.

Следует отметить, что полному успеху в осуществлении такого рода проектов мешают некоторые факторы. Среди них - 1)неблагоприятная политическая ситуация и этническая изоляция; 2)повышенные экспектации от проектов и, одновременно, разработанность их на недолгий временной срок.

Конечно, остановить исторический прогресс невозможно и сколько бы ни был труден этот путь, будущее за диалогом и толерантностью.

Мы больше чем уверены в том, что этика межнациональных отношений должна опираться на конструктивный диалог. В то же время без уважения к другому мнению, иной мысли и позиции, без совместного поиска истины конструктивный диалог невозможен. К сожалению, толерантность и конструктивный диалог с трудом пробивают себе дорогу. Часто под маской патриотизма скрывается махровый национализм. Общество должно подняться на более высокие ступени развития для приобщения и аккумуляции этики межнациональных отношений. Важно подчеркнуть, что этика должна участвовать в становлении гуманистических взаимоотношений, в утверждении общечеловеческих ценностей. С участием именно этической науки должна разрабатываться философия и культура мира, а рациональная философия мира должна победить иррациональную философию войны и противостояния.

http://www.automobul.ru/politics/some-moral-aspects-of-ethno-political-conflicts-in-the-caucasus.html

Просмотров: 386 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017