Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2018 » Февраль » 03
В конце прошлого года, в востоковедческих кругах, произошло знаменательное событие. Международным фондом иранистики, в г. Москва, при поддержке Культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран был издан персидский текст «Дербенд-наме» («История Дербента») ‘Али-Йара ибн Казима с переводом на русский язык. Работа была выполнена в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН старшим научным сотрудником отдела литературы П.М. Алибековой (род. 1961). Ею осуществлен перевод персидского текста на русский язык, написано предисловие. Комментарии к тексту и библиография составлены П.М. Алибековой совместно с востоковедом-тюркологом, автором переводов на русский язык тюркоязычных текстов «Дербенд-наме» Г.М.-Р. Оразаевым (род. 1947).
Для тех, кто не знаком близко с историей региона, заметим, что южнодагестанская историческая хроника «Дербенд-наме» —
...
Читать дальше »
|
Джабариты (от араб. ал-джабр — букв. «принуждение»; «джабрийа» — «защитник божественного предопределения») — представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, утверждают, что человек не самостоятелен в совершении поступков (фи‘л), он не обладает свободой воли (ирада), и перед ним нет никакого выбора (ихтийар), так как действует по «божественному принуждению» («джабар» — «принуждение»). По их мнению, Создатель всего сущего и есть Творец (Мукаввин) всех людских поступков и происходящих событий без исключения. Согласно джабаризму, жизнь человека строго запрограммирована и подобна движению небесных тел по заранее и точно определённым орбитам. Первым представителем этой школы был ад-Джаад ибн Дирхам (казнён в 742/43 г.), который согласно мусульман
...
Читать дальше »
|
Основными проблемами, связанными с трактовкой воли в каламе, были вопросы о понятиях человеческой и божественной воли и об отношении между ними. В том и другом случае воля прямо связывалась с понятиями «могущество» (кудра) или «способность» (истита‘а), означавшими способность произвести определённое действие. Му‘тазилиты считали волю Бога «находящейся» или «существующей» в нем «вне места». Бог как обладатель такой воли описывается, как «желающий», что означает наличие «желаемого» Богом, т. е. вещей. Воля Бога, направленная на вещи, трактовалась как их непосредственное создание и отличалась большинством му‘тазилитов от его воли, направленной на действия людей, что было связано с признанием автономии человеческого действия. В последнем случае воля Бога выражена как приказание (’амр) или запрет (нахй), т. е. в форме Закона. Она д
...
Читать дальше »
|
В мусульманской доктрине утвердился догмат о Божьем предопределении (кадар) и представление о предначертании всех судеб на небесной «Святохранимой скрижали». В духе этого догмата истолковывается и коранический стих:
«Воистину, Мы абсолютно все сотворили определённо [то есть все имеет свои размеры, границы, сроки, обстоятельства, последовательность, которые выстраиваются и устанавливаются в соответствии с мудростью Творца и Его изначальной осведомлённостью]» («Ал-Камар», 54:49).
Согласно исламскому взгляду на мир, предустановление и предопределение обозначают божественную детерминированность всех тайн мироздания. Все явления, происходящие в мире, включая человеческие действия, предопределены причинами этих явлений, их следованию принципу каузальности. Калам (спекулятивное богословие) воспринимает общеис
...
Читать дальше »
| |
|
|
Календарь |
« Февраль 2018 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
|
|