Перед тем, как перейти к изложению апостольской деятельности в Албании, полезно рассмотреть, на каком религиозном фоне распространялось христианство, и каковы были политические обстоятельства, благоприятствовавшие распространению Евангелия. До принятия христианства албаны, со слов Страбона, «почитают богов – Гелиоса, Зевса и Селену, в особенности же Селену» 85, т.е. солнце, небо и луну. Греческий историк называет албанские божества именами греческих богов. Эти божества были особенно почитаемы не только на Кавказе, но и в Передней и Средней Азии: Михр, Арамазд и Анахит. Анахит, как известно, почиталась божеством земли, воды, растительности, животного мира и женского плодородия. По словам Страбона, в Кавказской Албании имелись особые священные храмовые области, характерные также для Армении и Малой Азии. Описывая эту жреческую область, Страбон сообщает: «…жречествует в ней муж, наиболее уважаемый после царя; он стоит во главе храмовой области, обширной и хорошо населенной, и во главе иеродулов, из которых многие одержимы богом и вещают» 86. Исходя из приведенных Страбоном данных можно заключить, что в Албании имелась одна или несколько особых областей, именуемых «священными» с главным храмом, посвященном особо почитаемому божеству. Управлявший областью верховный жрец занимал второе место в стране после царя и в его подчинении и ведении находились не только земли, но также иеродулы (храмовые люди) 87 и «одержимые богом» со слов Страбона, т.е. одержимые духом прорицатели. Моисей Каланкатуйский сообщает о существовании в Арцахе «различного вида жертвенной службы нечистым идолам», а также «…волхвов, чародеев, жрецов, персторезов и знахарей», «разнообразные секты зломудрого диавола терзали ослабленных людей Агвании» 88 – пишет он . Еще до появления в этой области зороастризма среди албан были распространены политеистические культы, связанные с поклонением силам природы – солнцу, небесным светилам, огню, небу, воде и земле 89. Многочисленные исследования, проведенные азербайджанским историком и археологом Р. Геюшевым, подтвердили утверждения древних авторов о том, что албаны до принятия христианства «поклонялись стихиям природы и разным её явлениям: молнии, небесным светилам (солнцу, луне, звездам), дэвам, т.е. всему пугающему и непонятному для них. В дохристианской Албании в основном бытовала астральная религия и отчасти зороастризм» 90. «Богатый материал, характеризующий дохристианскую идеологию албанов, мы находим и в росписи предметов, на которых наряду с изображением луны и солнца часто встречаются изображения жертвоприношений и древа жизни. Часть этих изображений, вероятно, представляет собой пиктографию жрецов Кавказской Албании» 91. Наконец, при археологических исследованиях учеными обнаружено большое количество керамических фигурок идолов, каменных идолов и каменных изваяний, находящихся на территории современного Азербайджана. Языческие культы древних албан включали в себя помимо животных и человеческие жертвоприношения. Совершение таких жертвоприношений подтверждает археологический материал. Так, например, во время раскопок в Мингечауре археологом Р. М. Ваидовым обнаружен костяк человека, закованного железными кандалами 92. Исследователи предполагают, что жертвоприношения эти совершались по известному обряду: с жертв снимали кожу, отсекали голову, тело жарили на костре, а головы, наполнив соломой, оставляли на высоких ветвистых деревьях в так называемых священных рощах. Человеческие жертвы приносились двояко: иногда жертву умерщвляли, отравляя, или с неё снималась кожа, а после отрубали голову 93. Последний факт представляет особый интерес в связи с повествованием о мученической смерти святого апостола Варфоломея, последовавшей предположительно в 71 году по Р.Х. 85Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4, 7. 86Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4, 7. 87См: Манандян Я.А. Проблема общественного строя доаршакидской Армении. Исторические записки, № 15. Ереван, 1945. С.7. 88Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. кн.I, гл.16-17. 89См. Петрушевский И.П. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Баку, 1930. Т.I. вып.5, С.1624; Ямпольский З.И. Древняя Албания в III-I вв. до н.э. Баку, 1962. С. 40-41; Ямпольский З.И. Древние религии в Азербайджане. Баку, 1958. С.17-19; 90Геюшев Р. Христианство в Албании: автореферат дис. …д-ра ист. наук. Тбилиси, 1976. С. 15. 91Бархударян М. История Албанцев. Тифлис, 1901. С.15. 92См. Ваидов Р.М. Археологические работы Мингечаура в 1950 году. КСИИМК, вып.XVI. М., 1952. С.91-100; Асланов Г.М. Мингечаурское погребение с костяком, закованным в кандалы. Доклад АН Аз.ССР, 1953, т.IX, С.245-249. 93См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. С.151; Ямпольский З.И. Древняя Албания в III-I вв. до н.э. Баку, 1962. С.195 и далее. http://baku.eparhia.ru/history/albania/first_religion/
|