В Махачкале на Родопском бульваре 17 мая прошел митинг, собравший более 200 человек. Возможно, участников акции было бы еще больше, если бы не заявление первого замминистра юстиции Дагестана Хайбуллы Малачилова от 16 мая о том, что информация о санкционированном митинге по защите интересов дидойского народа не соответствует действительности. Хорошо, что в России акции волеизъявления граждан не зависят только от мнения чиновников. Между тем участники митинга ничего сверхъестественного не требовали, ограничившись естественными желаниями представителей любого этноса. Речь шла о языке и письменности, культуре и истории. Единственное специфическое требование дидойского народа – придание им статуса репрессированного народа – вытекает из ошибок самого государства. К слову, одним из организаторов митинга является жительница поселка Шамхал Халисат Гамзатова – дочь известного патриота дидойского народа Магомеда Гамзатова (Гево-Магомеда). Напомним, 15 декабря он выступил перед грузинскими парламентариями со следующими словами: «Мы репрессированы с 44-го года. Наши дома сожгли, уничтожили все. Мы требуем компенсаций для репрессированных. Я приехал в Грузию для того, чтобы отсюда сообщить миру, как с нами обращаются». После возвращения на родину Гево-Магомед продолжил свое дело – встречался с людьми и представителями республиканской власти, но 4 февраля его нашли мертвым. Митингующие развернули плакаты: «Уважаемые депутаты Народного собрания Республики Дагестан! Почему, на основе архивных материалов 1944–1957 годов, вы до сих пор не придали дидойцам статус репрессированного народа Дагестана?»; «Уважаемое руководство Дагестана! С 1957 года дидойцев лишили родного языка. Исправьте ошибку прошлых лет и верните дидойцам их письменность, историю и культуру!». В них – годами аккумулировавшиеся проблемы и боль целого народа. Почему представителям одного из дагестанских народов и сегодня приходится доказывать руководству республики обоснованность своих претензий? Почему государство остается безучастным к судьбе вымирающего народа? Разве не власть в апреле 1944 года насильственно переселила дидойский этнос (46 аулов) в Веденский район Чечни с ликвидацией района и сожжением аулов? Кто виноват в принятии решения бюро Дагестанского обкома КПСС от 11 января 1957 года, в соответствии с которым в школах дидойских населенных пунктов в систему образования в качестве родного ввели аварский язык? Может быть, при Всесоюзных переписях населения 1959, 1979 и 1989 годов кто-нибудь интересовался мнением дидойцев, когда их включили в состав аварцев? Понятно, что двойное насильственное переселение за 13 лет (в Чечню и обратно) и более полувека сознательной ассимиляции с другим этносом не могут пройти бесследно – дидойцы теряют свою самобытность, язык и культуру. Даже несмотря на то, что основы письменности (буквари, учебники первых годов обучения дидойскому языку, словари) созданы. Нужно только утвердить алфавит дидойского языка и получить статус письменности. Нельзя сказать, что органы власти не принимают решения по дидойским проблемам – в Постановление Правительства Дагестана №142 от 24 мая 2004 года включили пункт 12 «Разработка и реализация Целевой Государственной программы "Возрождение культурного наследия дидойского народа на 2004—2014 годы"». Правда, все осталось только на бумаге. Неужели голос вымирающего народа и на этот раз останется всего лишь гласом вопиющего в пустыне? Раджаб КАМИЛОВ http://gazeta-nv.ru/content/view/6085/109/
|