Лезгины (самоназв.: лезгияр, лезги) — народ Дагестана (336,7 тыс. чел., 2002). Всего в России — 411,5 тысячи человек (2002), в т. ч. в Тюменской области (10,6), Ставропольском крае (5,3), г. Москве (4,5), Краснодарском крае (3,8), Ростовской (3,7) и Астраханской (3,6) областях. За рубежом проживают преимущественно в сопредельных с Дагестаном районах Азербайджана (178 тыс., 1999), небольшие группы имеются в Казахстане, Туркмении и других странах. Говорят на лезгинском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Имеется множество диалектов и говоров, которые делятся на три группы: кюринскую, самурскую и кубинскую. Письменность с X в. на основе арабской вязи. В XV в. распространяется дагестанский вариант арабского алфавита «аджаме». В 1928 г. создается письменность на латинской графике, а с 1938 г. — на кириллице. Литературный язык на основе гюнейского диалекта. Лезгинам наиболее близки по языку дагестанские народы табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, а также некоторые малочисленные народности северного Азербайджана. Верующие лезгины в основном мусульмане-сунниты, имеется немного шиитов (с. Мискинджа). Этногенез Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на востоке Кавказа (государство Кавказская Албания). Уже в античных источниках имеются сведения о кавказском народе «лезги». К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. С XIII—XIV вв. у лезгин возникают небольшие объединения независимых сельских общин («вольные общества»). В XVIII в. часть этих общин входила в состав Кубинского и Дербентского ханств, другая часть образовала в конце этого же столетия самостоятельное Кюринское ханство, общины Самурской долины сохраняли самостоятельность. В начале XIX века все эти территории постепенно вошли в состав России, образовав впоследствии Кубинский уезд Бакинской губернии, Кюринский и Самурский округа Дагестанской области. С 1920 г. кубинские лезгины — в составе Азербайджанской ССР, остальные — в Дагестанской АССР. Традиционные занятия Лезгины равнинной части занимались пашенным земледелием и стационарным скотоводством; в горах — террасным земледелием и отгонным скотоводством. Выращивали ячмень, пшеницу, просо, рожь, кукурузу, рис, бобовые, с XIX в. — картофель, с XX в. — огородные, бахчевые культуры, лен, табак. В животноводстве преобладали овцы, были также козы, коровы, волы, лошади. Традиционные промыслы и ремесла: прядение, ткачество, вязание шерстяных носков, производство ковров (знаменитые безворсовые сумахи), сукна, войлока, кожевенное, кузнечное, оружейное и ювелирное дело (ремесленные центры села Ахты и Икра). Лезгины Азербайджана с XX в. занимаются шелководством. Традиционное жилище Поселения в горах обладали кучевой, нередко террасной планировкой, в равнинной части — разбросанной или уличной. Традиционное жилище — каменное (на равнинах нередко саманное) строение с плоской земляной крышей и внутренним двориком. В горах дома имели два и более этажей, узкие окна-бойницы; на равнине строились одно- или двухэтажные дома. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний — жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведет наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны богатый интерьер гостевой (кунацкой) комнаты, наличие камина и стенных ниш, драпировка стен тканями и коврами. Национальный костюм Традиционная одежда у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, папаха; по праздникам или в дорогу надевались черкеска (чухва) с серебряным поясом, в холодную погоду — башлык, большая овчинная шуба (кавал) или пастушеская войлочная накидка (лит); на ноги — шерстяные носки и войлочные сапоги. Женская одежда состояла из белой нательной рубахи, шароваров и платья, бешмета. На голову надевали чепец или капюшон в виде мешочка для волос (чухта), поверх него — покрывало или платок; на ноги — шерстяные носки с цветным орнаментом, чувяки, башмаки, кожаные калоши. Богаты женские украшения: серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Сегодня традиционный костюм в основном вышел из употребления. Сохраняются, главным образом в горах, отдельные его элементы (папаха, кавал, сыромятная обувь, носки, платки). Культура питания Основа рациона лезгин — растительная (зерно, бобы) и мясо-молочная пища. Главное повседневное блюдо — хинкал (галушки). Популярны также вареники с различной начинкой, супы мясные (бошбаз) и молочные, жареное мясо (кабоб), шашлык, плов, голубцы (долма), каши, слоеные пироги, халва и др. Народное творчество Лезгинский фольклор разнообразен: эпос «Шарвели», сказания и сказки, пословицы и поговорки, песни и танцы в том числе лезгинский вариант лезгинки). Известно творчество поэтов-ашугов XIX века Саида Кочхюрского, Мазали Али, Кусара Абдулла-ха. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, тар, саз (струнные), зурна, свирель (духовые), бубен (ударные). Праздники Из народных праздников популярны весенний Новый год (яран сувар), праздник цветов (цукверин сувар), праздник урожая, которые сопровождаются играми, спортивными состязаниями и музыкальными зрелищами. В настоящее время отмечается праздник, посвященный эпосу «Шарвели». Неотделимы от национального самосознания и религиозные мусульманские праздники (Ураза-Байрам). Выдающиеся лезгины Из среды лезгинского народа вышли: революционеры Нажмудин Эфендиев (Самурский) и Михаил Лезгинцев (Магомед Гусейнов), академики и ученые Абдусалам Гусейнов и Гаджимет Сафаралиев, главный конструктор атомных корабельных котлов Генрих Гасанов, поэты и писатели Етим Эмин, Сулейман Стальский, Алибек Фатахов, Тагир Хурюгский , Гаджибек Гаджибеков, Шах-Эмир Мурадов, композиторы и музыканты Готфрид Гасанов, Зейнал Гаджиев, Эльза Ибрагимова, скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа, балерина Алла Джалилова, артисты Мураджан и Шамси Кухмазовы, спортсмены-борцы Руслан Ашуралиев и Назим Гусейнов. Лезгины в Красноярском крае До революции лезгины попадали в Сибирь преимущественно в качестве осужденных. Причем Енисейская и другие восточные губернии считались для народов Дагестана очень суровыми для проживания территориями, куда осужденные кавказцы направлялись после неоднократных побегов. В 1897 г. в Ени сей ской губернии проживало всего три человека «с лезгинскими наречиями». И даже спустя четыре десятилетия, к 1939 г., их число составляло только 32 человека. Резкий, почти в 3,5 раза, рост лезгинской диаспоры произошел в 1980-е годы, когда из Дагестана стало прибывать много молодежи для работы в сфере цветной металлургии Норильского промышленного района на севере края и теплоэнергетики на юге региона (Шарыпово). Сложная политическая и экономическая ситуация на Кавказе 1990-х годов способствовала дальнейшему росту лезгинской диаспоры на берегах Енисея. В 2002 году в Красноярском крае насчитывалось уже 2,2 тысячи лезгин, причем половина из них (52 %) проживала в Норильске, еще четверть (26,5 %) в Красноярске и 6,5 % в г. Шарыпово. В целом удельный вес горожан среди лезгин составил 95 % — это самый высокий показатель по краю. В диаспоре численно преобладает мужское население. В 2002 г. на 100 мужчин приходилось 70 женщин. В 1989 г. этот показатель был еще ниже — 59 женщин. Среди других характерных черт отметим высокий уровень владения родным языком (72 %). Представители лезгинского народа активно проявляют себя в сфере предпринимательства. В частности, Союз строителей Красноярского края возглавляет Р. М. Абасов — руководитель крупной строительной фирмы. В общественной жизни региона лезгины участвуют преимущественно через Красноярскую региональную национально-культурную общественную организацию «Страна Гор — Дагестан», образованную в марте 2003 года. Руководители этой организации входят в состав Палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края и Совета мусульман региона. http://www.krskstate.ru/krasnoyarskkray/narod/0/etno_id/105
|