ИА REGNUM: В Индонезии в конце мая состоится очередная встреча министров иностранных дел "Движения неприсоединения", на которой ожидается официальное вступление Азербайджана в эту международную организацию в качестве полноправного члена. Это Движение объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. Чем, по-вашему, продиктовано это желание Баку, и что за ним может последовать, прежде всего, в Азербайджане? Я думаю, что азербайджанское правительство начинает определяться с приоритетами военного сотрудничества. По требованию Конституции страны Баку давно должен был определиться с вопросом принятия военной доктрины, которую необходимо было готовить в свете национальных военных приоритетов. Однако до сих пор руководство страны тянуло с этим, но, тем не менее, чувствовался регресс в отношениях с НАТО. И, наоборот, наблюдалось явное сближение с Москвой по ряду аспектов, и в том числе по вопросу сдачи в аренду России Габалинской РЛС. Согласно просочившейся в СМИ информации, в министерстве обороны был даже сформирован отдел по сотрудничеству со структурами НАТО. Это все показывало динамику движения азербайджанского правительства в проводимой им собственной военной политике в свете отображения интересов России. Я думаю, что сейчас в данной ситуации картина проясняется. Вступая в "Движение неприсоединения", Азербайджан хочет сохранить свой нейтралитет в регионе, тем самым, не позволив НАТО укрепиться на Южном Кавказе и, одновременно, не пытаясь злить руководство североатлантического альянса, не вступает в ОДКБ. Все это говорит о желании азербайджанского руководства как-то варьировать между сильными странами, сохранить свой нейтралитет и как бы угодить двум ведущим державам, ведущим военным организациям, чтобы как-то одновременно сохранить лицо и определенный баланс. Вступление в "Движение неприсоединения" политически выгодно правящей команде Азербайджана. На мой взгляд, это оптимально в плане решения собственных задач и поможет сохранить политический баланс в стране. А с точки зрения решения наших государственных интересов, в том числе, и военных, считаю, что этот шаг может быть невзвешенным. В связи с тем, что я не владею полной информацией, касающейся закулисных вопросов решения нагорно-карабахской проблемы, то, думаю, что Азербайджан, потеряв одну пятую своей территории, должен был все-таки определиться с вопросом "на чьей стороне быть". Я хочу напомнить, что НАТО - это единственная организация, парламентская ассамблея которой в официальном порядке выступала несколько раз с заявлениями, поддерживающими территориальную целостность Азербайджана. Ни одна структура в мире пока этого не сделала так открыто, как это сделала парламентская ассамблея стран, входящих в НАТО. Это была хорошая возможность воспользоваться глобальными геополитическими интересами данной структуры. Но, я не знаю, как правительство Азербайджана будет решать вопрос Нагорного Карабаха, так как мы являемся свидетелями того, что Армения оккупировала наши территории не самостоятельно. В этом участвовали российские военные формирования. И на сегодняшний день Россия, состоящая вместе с Арменией в ОДКБ, является гарантом в военных вопросах Еревана. И в этом случае Азербайджан не сможет единолично противостоять российской военной мощи при попытке освобождения своей территории. Мне не известны закулисные детали этой проблемы, но это проблема номер один для Баку, и, конечно, если руководство страны соответственно отнесется к вопросу суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, а также к безопасности своих граждан, то оно должно думать, в первую очередь, не о сохранении собственной власти, а о восстановлении территориальной целостности Азербайджана и обеспечении суверенитета на данной территории. Вступление в "Движение неприсоединения" лишает Азербайджан военного превосходства над Арменией. Это мое личное мнение. Конечно, я еще раз оговариваюсь о том, что я не знаю закулисных вопросов в связи с тем, какова будет реакция Москвы, если Азербайджан начнет в силу создавшейся ситуации освобождать свои территории от оккупационных войск. Я не осведомлен об этом, но если верить официальным документам, то Россия должна будет вмешаться в данный процесс, и это не в пользу Азербайджана. С точки зрения сохранения своей власти и баланса между мощными силами в регионе, азербайджанское правительство принимает правильное решение. Но, я опять повторюсь, что если подходить к вопросу общенациональных государственных интересов, то это неправильный шаг, потому что, все-таки, процесс идет к тому, что Азербайджан должен будет когда-нибудь восстанавливать свою территориальную целостность. В этом случае договор, к которому идут представители наших властей, может лишить Азербайджан довольно серьезной поддержки. И надо признать тот факт, что НАТО - это довольно серьезная структура. Я думаю, что Азербайджан не имел права идти в ОДКБ и должен был интегрироваться в структуры НАТО, как это происходило в середине 90-х годов прошлого века. Сегодняшние власти имеют непосредственное отношение к той политике, которая велась в середине 90-х годов, и сегодняшнее отмежевание от Альянса означает, что наше правительство преследует серьезные политические цели, ведь НАТО является не только военной организацией. Это военно-политическая структура, то есть, интегрировавшись в структуры НАТО, Азербайджан должен был принять политические стандарты Альянса, в том числе стандарты демократии в вопросах прав человека. Думаю, что это также сыграло не последнюю роль в принятии решения о вступлении в "Движение неприсоединения". Если этот шаг будет совершен, то это будет сделано, в первую очередь, для сохранения личной власти сегодняшней правящей командой. С другой стороны, это довольно опасное решение с той точки зрения, что завтра необходимо будет решать нагорно-карабахский вопрос. На кого в тот момент будет опираться Азербайджан, я, к сожалению, не знаю, и люди, которые принимают это решение, должны серьезно подумать об этом. ИА REGNUM: Вы упомянули о военной доктрине Азербайджана, которая была принята год тому назад. Там, кстати, насколько известно, не было положения о военном сотрудничестве Азербайджана с Россией, и, наоборот, развитие военного сотрудничества с НАТО было названо одним из приоритетов. А вы говорите о том, что в последнее время сотрудничество с североатлантическим альянсом ослабевает. Как я отметил выше, в нашем министерстве обороны был отдел по интеграции в структуры НАТО. Сейчас его переименовали, и если я не ошибаюсь, то он сейчас называется отделом по сотрудничеству с международными организациями. То есть уже не напрямую с Альянсом. Конечно, в нескольких военных частях были введены показательные стандарты НАТО. Если не ошибаюсь, в общевойсковом училище по сей день наши будущие офицеры занимаются по программе НАТО. Были и другие программы, которые внедрялись в наши военные структуры, но, мне кажется, что сегодня от этой позиции наши власти постепенно отходят. Я думаю, что это довольно серьезная ошибочная линия. Основатель этой линии Гейдар Алиев принимал во внимание то, что в Азербайджане заинтересованы мощные силы. Он мог как-то маневрировать между ними. А такой открытый отход от политики баланса в пользу России, на мой взгляд, не приведет к хорошим последствиям для наших властей. ИА REGNUM: А какие этот шаг может вызвать изменения в геополитике региона? Ведь по соседству с Азербайджаном расположены Турция, обладающая второй по силе армией НАТО, Грузия, имеющая откровенно прозападное правительство, Армения, лавирующая между Западом и Россией, и Иран, у которого с США крайне напряженные отношения. А Азербайджан находится на стадии начала внеблоковой политики. Какие региональные процессы это может вызвать? Я думаю, что в этом случае нужно рассматривать противостояние, в первую очередь, России и НАТО. Данное противостояние существует во всем мире. Те же самые арабские события показывают решимость западных структур установить монополярное силовое управление политикой в мире. Пока в ближайшее время каких-то серьезных потрясений ждать не надо, но, я думаю, что после усмирения, после утряски ситуации в арабских странах, все западное крыло СНГ превратится в арену довольно серьезных политических процессов, и не исключаю, что и военных. Я пока таких серьезных резких шагов не буду прогнозировать. Думаю, что вопрос Беларуси, Молдовы, Армении и Азербайджана стоит на повестке дня не только в структурах НАТО. Это вопрос если не сегодняшнего, то завтрашнего дня и для Евросоюза, и для Европарламента, и для других структур. Я думаю, что передел мира... ИА REGNUM: Беларусь, Молдавия, Армения, Азербайджан?.. То есть программа "Восточного партнерства" Европейского Союза? Да, она реализуется именно для этого. Пока, конечно, здесь наблюдается довольно серьезная консервативность Москвы, и я думаю, что мы должны ожидать серьезных процессов в будущем году в России. С этим будут связаны дальнейшие действия всех западных структур. Я думаю, что противостояние Медведева и Путина, пока существует нерешенность по вопросу определения единого кандидата между этими двумя ведущими политиками России, даст ответ на многие вопросы, в том числе и по региону. Думаю, что Беларусь, Молдова, Азербайджан и Армения - это уже второстепенный вопрос повестки дня мировых сил. И в этом вопросе тянуть лямку или как-то увиливать, уходить от процессов, будет очень сложно. Поэтому азербайджанские власти, в первую очередь, должны создать консолидацию внутри страны. Идти на политические реформы, хоть и маленькими шажочками, но это необходимо делать. Нужно институционально развивать азербайджанское общество, и, в первую очередь, политические структуры. Нужно создавать стабильную почву для этих потрясений. Я думаю, что в этом вопросе проблема сохранения государственности, усиления государственных структур является первоочередной задачей для всех граждан Азербайджана, прежде всего, для политиков. Если правительство в целом будет правильно прогнозировать на ближайшие годы процессы, связанные с регионом, то они осознают необходимость принятия хотя бы маленьких решений, которые можно будет реализовать и в 2012, и в 2013 году. Многое будет зависеть от решения правительства. Я думаю, что идти на штыковую с евроструктурами - это ошибочная политика, которую ведут сегодня в Азербайджане. Буквально на этой неделе в Милли меджлисе обсуждался вопрос в связи с принятой Европарламентом резолюцией. То есть те выражения, которые высказывались в адрес такой серьезной европейской структуры, на мой взгляд, обезличивают наше правительство. Это не достойные выражения, это неверно выбранные эпитеты, которые не делают чести нашим государственным мужам. Нужно поменять политику, нужно как-то поменять тон разговора. Разговаривать с миром таким образом - это тон Саддама Хусейна, это тон сегодняшнего Каддафи. Я думаю, что это не делает чести азербайджанским государственным деятелям, ведь такие заявления делаются на уровне заместителя председателя парламента, на уровне депутатов, на уровне заместителя председателя партии власти. Мне кажется, что это отпугивающая какая-то реакция, но это несерьезное отношение в вопросах налаживания связей со всем миром. Тем более, с такой мощной организацией, как Европарламент. Нужно поменять тон разговора со всем миром и решать проблемы внутренние в свете того, что ожидается в целом в регионе в ближайшие годы. ИА REGNUM: Что вы имели в виду, подчеркивая необходимость подготовки добротной почвы в плане потрясений? То есть в том плане, что Азербайджан как государство должно быть внутри готово к принятию этих решений, которые будут приниматься за пределами нашей страны. То есть необходимо более серьезно отнестись к вопросам прав человека. То есть институционально. Нужно развивать партии. В свою очередь, партии, набравшие необходимое количество голосов на выборах, должны быть представлены в парламенте, в муниципальных органах. То есть властям необходимо ослабить напряжение в обществе. Считаю, что это и будет подготовкой к потрясениям, которые намечаются в регионе. А они неизбежны. Они будут обязательно, и острые углы потрясений, которые будут сопровождать эти процессы, необходимо как-то заранее сглаживать, начиная с сегодняшнего дня. ИА REGNUM: Допустим, Азербайджан вступил в "Движение неприсоединения". Каковы действия России и Запада? Россия будет этим довольна, ведь она была очень обеспокоена. Конечно, это не полное решение проблемы для нее. Москва была заинтересована в том, чтобы Азербайджан все-таки вступил в ОДКБ. Однако, Баку, не угодив натовцам, тем не менее, не ударил грязью перед Альянсом вступлением в ОДКБ, и, одновременно, не угодив России, тем не менее, не вступил в НАТО. Это какое-то срединное решение, более приемлемое для сохранения политического баланса в регионе. И, все-таки, вступление Азербайджана в "Движение неприсоединения" - это выигрыш России. www.regnum.ru/news/polit/1406600.html
|