При разговоре с молодыми кавказцами о проблемах самого Кавказа необходимо не просто перечисление дежурных фраз и казенных выражений. Нам, молодым специалистам, чьи сердца переполнены болью за свой регион, за свою родину, необходим живой поиск ответов на самые острые вопросы, вызовы и угрозы.Я представлюсь. Меня зовут Руслан Курбанов. Я выходец из Дагестана, по национальности лезгин. Журналист, кандидат политических наук. Один из сопредседателей Российского конгресса народов Кавказа, помощник Максима Шевченко – руководителя Рабочей группы по Кавказу в Общественной палате России, старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа Института Востоковедения РАН… Историческая память Прежде всего, нам нужно понять, чем отличается Кавказ не только от остальных частей Росси, но и от других регионов мира. Существует теория, что горные территории они как-то предельно концентрируют, спрессовывают дух, характер, культуру людей, который здесь живут. И что сегодня самые узловые точки евразийской цивилизации как раз приходятся на три горных региона - Балканы, Кавказ и Афганистан. Кавказ из этих трех регионов по многим параметрам – наиболее яркий, специфичный и сложный. Для этого региона, очень маленького по площади, характерна предельная концентрированность исторической памяти и наследия, потому что на этом клочке земли рушились империи, разбивались геополитические амбиции, провозглашались какие-то невероятные великодержавные проекты. Земля эта тысячелетиями пропитывалась кровью… И тысячелетиями выковывался характер местных горских народов… Эти народы ценой крови и жизней многих поколений доказали свое право на существование и на обладание этими землями. Это касается и коренных и пришлых народов, которые в жесточайшей исторической конкуренции отвоевали себе право называть кавказцами и существовать в этом предельно сконцентрированном социальном пространстве. Специфика духа Кроме истории, Кавказ отличается предельной концентрированностью человеческого духа. Жить здесь для человека не знакомого с кавказской спецификой достаточно сложно. Потому что общество кавказское оно предельно жесткое. Оно диктует каждому представителю каждого народа – вайнахского, дагестанского, черкесского – как нужно вести себя мужчине, как нужно вести себя женщине, как нужно вести себя отцу и матери, как нужно вести себя молодому. Здесь предельно плотно в твою жизнь входят родственники, соседи, твои друзья… И ты не можешь им отказать во внимании. Поскольку ты нагружен разного рода обязательствами перед народом, перед Богом, перед государством. Если ты родился вайнахом, черкесом, карачаевцем, аварцем, лезгином, ты уже родился с грузом обязательств, с грузом ответственности на своих плечах. Ту эмансипированность и отвязность по отношению ко всему обществу, которая характерна для западной молодежи, кавказец себе не может позволить. Но именно это жесткое давление общества, рода, семьи, именно эта несвобода кавказца внутри своего общества делает его предельно свободным в отношениях с любым внешним окружением. Свобода и стойкость Именно эта внутренняя жесткость кавказского общества делает каждого кавказца невероятно стойким перед лицом любых внешних угроз. Это такой социальный скелет, такая жесткая внутренняя косточка, которой уже практически не осталось у большинства современных западных народов. Подобную свободу и стойкость в отношениях с внешним миром кавказец получает по причине того, что ему предельно понятен его смысл жизни, его роль в этом мире, его цели, задачи, кодекс чести и поведения. Все то, с чем он родился на этот свет и приобрел в кавказском обществе. Именно поэтому он не так подвержен и даже выходит из подчинения всем остальным системам, идеологиям. Потому что у него есть собственный смысл и кодекс, проверенный поколениями его предков. И ни одна другая держава, культура, народ не могли подчинить Кавказ до тех пор, пока культурно-смысловой и культурно-политический вектор этой державы не совпадал, хотя бы частично, с культурным и смысловым вектором самого Кавказа. И именно в этом несоответствии, несовпадении личностного, эмоционального, исторического, культурного векторов кавказцев и того вектора, который навязывался Кавказу в истории теми или иными державами, и рождались все исторические трагедии Кавказа. Культурный баланс И при этом, при всей сложности кавказской культуры, Кавказ породил уникальную модель этнического и религиозного баланса. Такого обилия языков как на Кавказе, вы где-нибудь вряд ли найдете. Один только Дагестан говорит на сорока языках, сформировавшихся именно в этом горном краю. К примеру, в Дагестане есть языки, на которых разговаривают только в одном селе… Всего-навсего пятьсот человек… Кроме того, в горах Кавказа веками сосуществовали Ислам, Христианство, Иудаизм и даже остатки язычества. Даже сама исламская традиция Кавказа невероятно разнообразна, богата. В религиозной культуре Кавказа на протяжении последних веков присутствовали несколько направлений традиционного Ислама – суфизм, обрядово-бытовые формы Ислама, школы мусульманских правоведов, интеллектуальное реформаторство и даже собственная, кавказская версия фундаментализма. Этим невероятным разнообразием и характеризуется Кавказ. Но есть некоторые особенности, которые не позволяют Кавказе выйти на более широкое политическое пространство, не позволяют ему Кавказу реализовать во все полноте весь свой потенциал. Это ограничители кавказской культуры, ограничители географического, культурного и социального расширения кавказской цивилизации… Кавказская цивилизация Я не ошибся. Кавказ при всей своей сложности, при всей своей проблемности, при всем своем богатстве языков, культур, традиций, породил уникальную цивилизацию. Я смело говорю о том, что в этом мире родилась и до сих пор существует кавказская цивилизация, отличающаяся своими характеристиками. И уникальность этой цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромное преимущество перед своими конкурентами. Но, к сожалению, сегодняшняя российская политическая элита не использует преимущество пребывания Кавказа в составе нашей страны. Она Кавказа боится и ведет себя с ним зачастую, как с пугающим ее диким, но свободным зверем. Трусость, малодушие и предательство некоторых представителей этой элиты привело к тому, что истинный Кавказ, Кавказ воли, духа и чести сегодня вместо социального, культурного и технологического рывка, вместо обогащения всей российской культуры, затравлен и загоняется в некую социальную и политическую резервацию. Да и что говорить о российских чиновниках, если сами кавказцы не знают всех своих преимуществ, всех своих возможностей в реалиях современного мира… Столкновение с империей История взаимодействия Кавказа и России началась намного раньше Кавказской войны, к которой мы постоянно возвращаемся в своей памяти. До Кавказской войны были десятилетия и столетия взаимоотношений кавказского народа с русским, которой уже тогда селился по берегу Терека и Сунжи. И я вас уверяю, что никаких цивилизационных или национальных проблем тогда между русскими и кавказцами не было. Да были случаи столкновений, пролития крови за землю… Да тогда умыкали женщин и скакунов друг у друга… Но все это было естественно для Кавказа. Все это было в ритме кавказской жизни. Русские люди, которые селились на Кавказе, они начинали жить в ритме этого края. Иначе и быть не могло, потому что выжить в соприкосновении с такой мощной культурой было невозможно, без того, чтобы не стать частью кавказского мира. Именно так и появились кавказские казаки. Проблемы на Кавказе начались, когда на него была наложена имперская политическая матрица. Когда императоры России, начиная с Петра I, пытались привести Кавказ в такое математическое соответствие с имперской и великодержавной логикой существования страны. Когда попытались добиться того, чтобы здесь все было построено, как на плацу в Петербурге, чтобы горцы дышали строго в соответствии с императорской волей. Но этого не случилось. Кавказ сопротивлялся этой убийственной логике на протяжении столетий. Еще более чудовищной катастрофой для Кавказа обернулось то, что российские самодержцы 18-19 веков подошли к нему с логикой подавления и подчинениям, с которой они до этого подходили к Персии, Турции и государствам Закавказья. Это логика сработала тогда, когда империя подавляла сопротивление дагестанских ханов и кабардинских князей. Жителям их земель было, в принципе все равно кому подчиняться – хану или «белому царю». Но как только сопротивление ханов и князей было сломлено, и они присягнули на верность российской короне, на политическую и военную авансцену вышли вольные общества Кавказа. Островки горской демократии Это были общества, которые не знали ханов, не знали князей, жили вольной жизнью и дышали полной грудью. Это были островки особенной, специфичной, горской демократии. Дело в том, что на Кавказе не существовало централизованного государства. Народы Кавказа жили вольными самоуправляющими общинами, в рамках которых они выбирали себе правителей на определенный срок. В горских обществах существовал уже принцип разделения властей. Судебная, законодательная и исполнительная власть были разделены. Именно этим объясняется политическая устойчивость горских обществ, тем, что горцы веками жили по одной из самых улучшенных моделей устройства собственной жизни. И именно эти вольные общества составили основу многолетнего кавказского сопротивления колонизации. Естественно, история брала свое, естественно процессы феодализации шли. Тем не менее, в горах Кавказа до сих пор сохранились эти осколки демократического быта. Если Вы поедете в горы, то увидите, что во многих аулах глава администрации должен в решении проблем села или района за помощью обращаться к влиятельным старикам или к религиозным лидерам. И одного слова религиозного авторитета достаточно, что бы все население этого села проголосовало за того кандидата, которого он скажет. Никакая партийная агитация, никакие попытки правового просвещения в таких общинах не работают, если к этим попыткам не подключены горские авторитеты – представители народа. Горская элита Так вот пройдя через кровавую Кавказскую войну, когда российские генералы, отбросившие на юг Персию, покорившие Закавказье, таким же образом хотели покорить Кавказ, российская военная элита начала осознавать невозможность покорения Кавказа только силой. К Кавказу начали применять другие методы. Включение горцев в состав российской элиты, в состав российского дворянства, предоставление горцам свободы в делах местного самоуправления, свободы вероисповедания. Горцев долгое время не брали в солдаты, потому что вольный кавказский горец долго не мог вписаться в российскую палочную армейскую систему… Тем не менее, когда для горцев в рамках российской армейской системы были созданы отдельные ниши – дагестанский, кабардинский, ингушский, чеченский полки с собственными знаменами, наградами, полковыми имамами, горцы показали свою отвагу и мощь в защите не только Кавказа, но и всей страны от общего врага. Кроме того, на Кавказе до революции появилось целое поколение интеллектуалов, получивших образование в лучших университетах Петербурга, Сорбонны и Парижа. Рождение кавказской военной и интеллектуальной элиты является свидетельством того, что имперская Россия нашла формат, нашла модель интеграции горских обществ в состав более широкого общероссийского пространства. Пленение России Кавказом Но не только Кавказ менялся под влиянием российской культуры, но и сама Россия менялась под мощным влиянием кавказкой культуры. Целый народ родился на соприкосновении русского народа и горцев - казаки. Именно через перенятие кавказских идеалов чести, свободы, совмещение их с русской культурой привело к появлению кавказского казачества. Россия настолько была очарованна Кавказом, что сам император расхаживал и фотографировался в кавказской черкеске. Я не знаю других примеров, где страна-победитель, считающая себя более развитой по сравнению с побежденным народом, настолько очаровывается и перенимает культуру побежденного народа. Это говорит о том, что и Россия и Кавказ нашли модель сосуществования, несмотря на все разногласия, на всю кровавую Кавказскую войну в ходе, которой были уничтожены целые племена. Как это произошло, к примеру, с черкесами. Несмотря на все это, на то времена модель сосуществования России и Кавказа, более или менее, сложилась… Как грянула очередная катастрофа. Советская модель Я говорю об Октябрьской революции и гражданской войне. Что удивительно, кавказские народы первыми поддержали эту революцию. Потому что Ленин вернул горцам Кавказа все их права, свободы и земли, отобранные царской властью. А Сталин лично прибыл на Кавказ, чтобы объявить, что советская власть не против шариата и оставляет горцам право жить по тому закону, по которому они считают нужным. И в то же самое время, революция и новый строй обернулись чудовищной трагедией для горцев, когда началась насильственная коллективизация, индустриализация и борьба с Исламом. Горские народа Кавказа, вчерашние самые ярые сторонники революции, стали самыми заклятыми врагами советской власти. Упорнее всего сопротивлялись насаждению новых законов коммунистической власти именно те народы, которые первыми поддержали эту революцию. Эта трагедия обернулась депортацией целых народов с Кавказа. Советской властью были предприняты попытки сломать духовный ритм Кавказа… Сжигались великолепные научные труды и трактаты на арабском языке, уничтожались имамы и шейхи, народы Кавказа были насильственно оторваны от арабского алфавита и сначала посажены на латинскую графику, а потом уже на кириллицу. Ни один другой народ Советского Союза, имевший собственный алфавит, ни армяне, ни грузины, ни народы Прибалтики не были оторваны от своего алфавита, кроме мусульманских народов Кавказа, Поволжья и Средней Азии. Бездуховная, неверующая политическая система начала чудовищный эксперимент в попытке разворота уникальной цивилизации, кавказской цивилизации, совершенно в другую сторону: от Бога – к неверию, от прежней воли – к лагерной сталинской системе, от горской этики – к нормам советского коммунального общежития. Новая катастрофа Опять-таки, несмотря на все эти эксперименты и катастрофы, кавказцы в рамках советского общества смогли найти тончайшую грань, по которой они прошли и выжили в рамках новой системы, сохранив свой дух, честь и этику. В рамках этой системы, несмотря на весь ее богоборческий характер, горцам удалось породить новое поколение кавказской элиты: кавказцы – академики, кавказцы – космонавты, кавказцы – генералы... Горцы и на фронтах Отечественной, и в мирном строительстве, и в науке, и в медицине доказывали свои конкурентные преимущества, доказывали, что они обладают уникальнейшим потенциалам. Но не успела сложиться эта модель сосуществования кавказцев и остальной части страны, как грянула новая катастрофа – развал Советского Союза. И привычный для кавказцев мир рухнул в одночасье. Земли Кавказа вновь обагрились кровью. Поскольку самые кровавые конфликты случились именно по самым уязвимым границам прежнего, общего мира. Осетия и Ингушетия, Карабах, Грузия, Абхазия, Чечня, Дагестан... Именно народы Кавказа, который столь болезненно и мучительно привыкали сначала к одной системе – царской, потом к другой – советской, больнее всего ощутили крах единой страны, крах этого общего мира. Поиск новой модели Оттого народы Кавказа после краха СССР начали судорожно искать, на что опереться в дальнейшем продвижении вперед. И самыми близкими для Кавказа вещами оказалась, как и прежде – этнос и Ислам. Однако, огромному сожалению, за десятилетия кровавых экспериментов над Кавказом, горцы потеряли очень важную свою черту – предельную сдержанность, проницательность и мудрость в том, что касается мира, войны и пролития крови. Оттого в пост-советский период Кавказ в своем искреннем порыве вернуться к основам собственной культуры и цивилизации – горской этике и Исламу, столкнулся с огромным количеством провокаций со стороны тех, что целенаправленно провоцировал горцев на конфликты между соседними народами и государством. И первая чеченская война, и вторая чеченская война и вторжение в Дагестан, нападение на Нальчик, и сегодняшнее уничтожение кавказцами друг друга – все это является результатом цепи чудовищных провокаций, на которые попались многие кавказцы, особенно молодые. Пройдет много десятилетий прежде, чем политические лидеры республиканские, региональные и федеральные осознают, во что они ввергли регион… Прежде чем найдутся люди готовые пожертвовать своим положением, своим временем, не боясь попасть под политические удары, для того, чтобы спасти свою страну, свой регион… Но я еще раз хочу повторить, что, несмотря на прежние ошибки и трагедии, Кавказ до сих пор сохранил в значительной степени свою уникальность, энергетику и потенциал развития. И еще раз – уникальность кавказской цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромные преимущества перед своими конкурентами. И настоящий расцвет Кавказа и России наступит только тогда, когда этот факт осознает, как московский чиновник, так и каждый горец… Руслан Курбанов, из лекции для участников Кавказского форума российской молодежи «Лучше вместе», Домбай, 2010 http://rcnc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3911&Itemid=9
|