Встает и другой вопрос: почему же горец XIV - XIX вв. чувствовал себя свободным человеком, не сомневался в этом нисколько и вел себя соответственно, несмотря на жесткую, детальную и всестороннюю адатную регламентацию своей жизни и поведения, в то время как при нынешнем «правовом либерализме» и необязательности исполнения законов то и дело слышишь жалобы (не только на улицах, но и в стенах Государственной думы) на бесправие граждан, отсутствие гарантий их жизни и собственности, неэффективность труда и правозащиты. Не парадокс ли это? Выходит, что при строжайшей и всесторонней регламентации наш предок ощущал себя свободным, а нынешняя вседозволенность и ослабление контроля приводит к обратному результату. Другая сторона того же вопроса: ощущение себя свободным у горца прошлых веков явно связывалось с политической независимостью (или по крайней мере, с полным самоуправлением) его джамаата, между тем как во многих других странах Запада и Востока юридическая свобода человека не имела подобной «опоры». Не означает ли это, что и понятие свободы у тогдашних горцев было свое, не совсем похожее на нынешнее? Рассмотрим эти вопросы в следующих разделах. Пока ограничимся краткими выводами: 1. Природно-географическая среда Нагорного Дагестана, существенно отличаясь даже от соседних стран Кавказа, безусловно, оказывала формирующее влияние на исторический тип общественного поведения своих обитателей (прежде всего через условия хозяйствования). Есть основания относить к «доджамаатскому» периоду такие ее черты, как интенсивность и рационализм в использовании среды и затратах труда, упорство в обороне и защите мест своего обитания (сообща бороться против превосходящих сил противника), своеобразный консерватизм («накопление» вместо «замены»), глубокое чувство самодостаточности и независимости. 2. Хозяйственно-культурный тип любого традиционного общества обуславливает и культурно-психологический об лик (иначе говоря, традиционный тип личности), и тип общественного поведения. 3. Если это так, то и социальные условия, и политико-правовую систему следует также считать аспектами среды. Но в отличие от среды природной эти формирующие факторы историчны: интересующий нас исторический тип личности горца-общинника испытывает их влияние пример, но с рубежа XIV - XV вв., когда завершается процесс перехода к «джамаатскому» типу расселения в Дагестане (XI - XV вв.), образно говоря, тогда и наступает "джамаатское время". 4. Джамаат (суверенная горская территориальная община) - «ключ» к средневековой истории Дагестана, определяющий многие отличительные особенности горского общества (в частности, и исторический тип личности горца-общинника). Это «элементарная клетка» сложного организма средневекового горского общества, содержащая в себе все формирующие его структуру территориально-соседские принципы. Вместе с тем джамаат имеет и достаточно сложное внутреннее строение. Важнейший его элемент, сохраненный от предыдущего исторического периода - это тухум, строящийся на совершенно иных (семейно-родовых) структурных принципах. Таковы главные черты социальной среды формирования традиционного личностного типа. 5. Другим общественно-политическим фактором выступает система адатной регламентации, весьма детальная, нормирующая все уровни и стороны общественного поведения личности (в первую очередь, политические и правовые). Ее нормы постоянно корректируются через народные и джамаатские собрания - вместе с тем они достаточно жестки, общеобязательны и эффективны. Тем не менее, в таких условиях личность ощущает себя, безусловно, свободной (несмотря на регламентацию, в отличие от ощущения бесправия в слабо регламентирующих системах). С другой стороны, основой своей свободы член горской общины считает суверенитет джамаата (выражающийся в политической независимости или полном самоуправлении). http://deg.km.ua/customs5.html
|