Исламский призыв (даваат), который последние десятилетия реализовывался на территории Российской Федерации, невозможно назвать организованным, заблаговременно подготовленным процессом, который протекал в соответствии с четким видением проблем, целей, приоритетов, наиболее эффективных методов развития в современных условиях. Вместо данного, процесс даваата приобрел характер хаотичный, непоследовательный, служащий интересам великого множества узкомыслящих групп, а никак не интересам эффективного развития Ислама в Российской Федерации. Надо честно признать, что ни российские мусульмане, ни официальные исламские организации на момент коренного перелома общественно-политической ситуации в стране оказались не готовы к организованной религиозно-просветительской работе в новых условиях. Когда мы говорим о новых условиях, то имеем в виду не только постперестроечную российскую реальность, когда мусульмане бывшего СССР в одночасье оказались в условиях непривычной для себя свободы отправления религиозных обязанностей. Мы имеем в виду коренную и революционную трансформацию прежних социальных, политических, идеологических, интеллектуальных и других привычных схем функционирования человеческого общества в глобальном масштабе произошедших на рубеже второго тысячелетия. Мир изменился и продолжает меняться не просто стремительно, но со взрывной скоростью. Продолжать на сегодняшнем этапе в исламской работе ограничиваться системой духовных управлений, системой исламского образования, подготовки и рекрутирования новых кадров, которые были выстроены в Российской Федерации в царские и советские годы — значит обречь себя на полное поражение в современном мире. Кроме того, другая часть мусульман, в лице организованных по сетевому принципу джамаатов «салафитской» направленности, оказавших на процесс исламского призыва в Российской Федерации наибольшее воздействие со времен удушения исламской мысли в первые годы власти Советов, тоже не могут дальше так развиваться (например, на Северном Кавказе они уже располагаются в конфликте со всеми и вся). Мы — единая умма, и нам надо решать свои проблемы сообща. Сегодня под угрозой оказалось само понятие исламского призыва. Мы предлагаем выделить 2 вида угроз исламскому призыву, существующие на современном этапе — угрозу внешнюю и угрозу внутреннюю: 1. Внешняя угроза исходит от исламофобской пропаганды современных СМИ и откровенно антиисламской социально-политической позиции ведущих современных держав (США, «Израиль», Британия) и других влиятельных сил. Сюда можно отнести и информационно-идеологическое наполнение современных СМИ, и активность по навязыванию всему остальному человечеству западно-израильского видения мира, и атавизмы советского мышления, и негативный настрой многих наших сограждан и государственных институтов. 2. Внутренняя угроза исходит от самих мусульман, в недостаточной степени просвещенных, организованных и мотивированных на совместную активность по исламскому призыву. Сюда же относятся группы и джамааты стихийного призыва, своей несогласованной, невыверенной, импульсивной, порой, экстремальной активностью искажающие мнение об Исламе и на длительный период портящие условия для призыва. Если 1-й вид угрозы приводит к порождению недоверия и страха перед Исламом в массовом сознании, то 2-й вид, через агрессивную активность исламского призыва, эти страхи дает подтверждение и закрепляет на очень далекую перспективу. Безусловно, затронутые проблемы нуждаются еще не в одном, а в десятках и сотнях исследований. Мы же здесь пытаемся вынести на суд читателя следующие положения, которые, как нам кажется, должны быть полностью реализованы в условиях сегодняшней Российской Федерации. В этом нам видится выход исламского призыва на качественно новый уровень: 1. Широкое распространение исламских знаний и исламского образования в среде российских мусульман; 2. Пробуждение социальной активности мусульман (попечение над малоимущими и сиротами, больницы, детсады и школы и т.д.), стимулируемой предписаниями Корана и Сунны о ежедневном усердии на пути Аллаха; 3. Раскрепощение сознания мусульман и его открытие для новейших научных достижений и технологических разработок; 4. Соединение исламских положений о призыве, закрепленных в Коране и Сунне, с современными технологиями и методиками бесконфликтного информационно-идеологического влияния на общество; 5. Учет при планировании долгосрочных перспектив в призыве наличия тенденций глобального масштаба конфликтности и вооруженного противоборства, увязывающегося с противостоянием мира Ислама и мира Запада. 6. Обязательное выстраивание организованного призыва к Исламу в масштабах страны на принципах добровольности, поиска наиболее выгодных условий и моделей. Руслан Курахви, к. полит. наук . http://www.vsesmi.ru/news/628757/1338552/
|