В 1990-1991 гг. мною были предприняты попытки изучения памятников горских евреев на территории Дагестана и Азербайджана. Целью исследования явились, прежде всего, надгробия, синагоги и остатки поселений. Первым этапом работы было ознакомление с исследованиями по этнографии горских евреев. Вторым этапом явилось посещение многочисленных поселений и кладбищ горских евреев в Центральном и Южном Дагестане и в Северном Азербайджане. Это такие поселения, как Рукель (Нуколь; Нукор), Абасава, Мугарты, Марата, Пенджи, Аглаби, Мамрач, Арат, Ханжал-кала, Карчаг, Маджалис и Нюгди-Мюшкюр. Кроме того, в настоящее время значительное число горских евреев проживает в поселке Красная Слобода города Куба в Азербайджане. Во всех перечисленных пунктах мною было зафиксировано на фотопленку большое число еврейских памятников, около 2 тысяч негативов и позитивов. В ближайшее время предполагается издать фотоальбом, в который войдет часть этих материалов. Исследованные нами горско-еврейские поселения в южной части Дагестана в настоящее время покинуты горскими евреями. В поселке Красная Слобода в г. Кубе (Северный Азербайджан), селениях Маджалис и Нюгди горские евреи проживают ныне совместно с мусульманским населением. Почти во всех вышеперечисленных горско-еврейских поселениях не сохранилось следов синагог, училищ и школ горских евреев. Исключение составляют лишь некоторые из них. В начале 20-х гг. ХХ в. начался исход горских евреев из селения Араг, которое находится в Касумкентском районе Дагестана. В 30-е и 40-е годы этот исход еще более усилился, и в 1957 г. последние арагские евреи переселились в г. Дербент. В 40-50-е годы в г. Дербент переселяются и евреи из селения Мамрач, а в конце 50-х гг. их примеру следуют евреи из Ханжал-калы. Сейчас вышеназванные селения пустуют. Из памятников культуры, сохранившихся в этих поселениях, можно отметить здание бывшей еврейской школы в с. Ханжал-кала, а также сохранившиеся надгробия. В таком же состоянии находится и древнее поселение горских евреев Старый Карчаг в Сулейман-Стальском районе. Оно было оставлено местными жителями после революции 1917 г.: мусульманское население спустилось в долину и образовало здесь новое поселение с прежним названием. Все горско-еврейское население, покинув Карчаг, поселилось в г. Дербенте. После ухода жителей из Старого Карчага остались фундаменты жилых помещений, развалины мусульманской мечети и три кладбища - еврейское, лезгинское и азербайджанское. После того как горские евреи покинули свои прежние места проживания, прошло немало времени, но топонимика сохранилась. Так, например, в селении Хели-Пенджи, покинутом горскими евреями в 1928 г., есть места, названные местными жителями «Еврейская скала» и «Джууд-куче» (букв. «Еврейская улица»), что напоминает о живших здесь когда-то горских евреях. Село Рукель Дербентского района (на еврейско-татском языке - Нукор) горские евреи покинули в 1915 г. За исключением древнего кладбища горских евреев, здесь не сохранилось других памятников их культуры. По сведениям раввина махачкалинской синагоги Юно Юсуфова, проживающего ныне в государстве Израиль, выходца из села Рукель, около 200 лет тому назад в Рукеле жил некий рабби Исраиль, лечивший жителей селения от болезней. Он похоронен на рукельском кладбище. Как известно, религия всегда сплачивала еврейский народ и во все века помогала выжить евреям в их нелегкой истории. Заповеди Торы служили как бы путеводителем диаспоры, источником ее жизненной силы. Многочисленные синагоги, объединявшие горских евреев, со временем исчезли, и только отдельные фрагменты строений продолжают служить людям. В настоящее время в поселке Красная Слобода, являющемся духовным центром евреев Кубы, сохранилось несколько синагог горских евреев, но действует только одна. Другая из известных нам синагог находится в полуразрушенном состоянии, третья приспособлена под швейную артель, а четвертая синагога, без признаков разрушения, находится на берегу реки Кудиял-чай. Это грандиозное архитектурное сооружение, выполненное в иранском стиле, представляет собой ценный памятник культуры горских евреев. О синагогах города Дербента можно сказать следующее. За последние 50 лет в Дербент переселились из различных селений горские евреи, и каждый житель принес с собой свои местные традиции, обычаи, свой сельский разговорный диалект. Поселившись в Дербенте, они открыли синагоги, каждая из которых имела своё название. После 1917 г. в Дербенте существовало 11 синагог: Большая и Маленькая синагоги; синагоги «Хивро», «Ханухи», «Огьо», «Мильхочи» (последние названия даны по именам их хозяев - Г.С.); «Эшкенази» (т.е. синагога европейских евреев), слободская синагога, называемая горскими евреями «Нимаз Слободке». Существовали также синагоги с названиями тех селений, откуда пришли их создатели. Это «Орогьи» (Араг), «Мугъорти» (Мугарты) и «Пенджи» (Хели-Пенджи). К 1931 г., по сведениям старожилов города, в Дербенте оставалось еще 7 синагог, затем они все постепенно закрылись, и действующей осталась только Большая синагога. Завершая краткий обзор рассмотренных памятников духовной и материальной культуры, можно сказать, что исследованные мною в период с августа 1990 г. по 1991 г. поселения горских евреев, а также изучение их культовых памятников полностью подтверждают выводы В.Ф.Миллера и И.Я.Черного относительно проживания горских евреев в рассматриваемом регионе еще в эпоху Хазарского каганата, т.е. в VIII-IX вв. н. э. Г.С.Сосунов Народы Дагестана http://jtimes.ru/juhuro/cultura/712-2011-02-04-13-37-02
|