Празднование 29 октября в Турции главнейшего национального праздника – 87-й годовщины провозглашения Республики и одновременно -избрания Мустафы Кемаля (Ататюрка) президентом Турецкой республики показало, что в нынешней политической обстановке как правящая власть, представленная с 2002 г.происламской Партией справедливости и развития, так и значительная часть общества страны далеки от взаимопонимания между собой в окончательном определения пути развития республики. Официальные торжества традиционно начались в столице государства утром перед Мавзолеем Ататюрка. Это величественное здание утром посетили все - и руководство страны во главе с президентом Абдуллахом Гюлем и премьер-министром Тайипом Эрдоганом, и лидеры политических партий, и руководство Вооруженных Сил во главе с начальником генерального штаба. Правда, как заметили журналисты, политические лидеры – соперники подчас отводили глаза друг от друга, чтобы не подойти и пожать руку. А на традиционный официальный прием в президентском дворце не прибыли представители военной верхушки во главе с начальником генштаба армейским генералом Ышыком Кошанером, не было лидера оппозиционной Народно-Республиканской партии Кемаля Кылычдароглу, также не отозвался на приглашение лидер Демократической партии Хюсаметтин Джиндорук, в свое время - председатель Великого Народного Собрания Турции. Премьер-министр Т.Эрдоган обратил на это внимание окружающих –«президентский дворец – место официального приема, и представителям Вооруженных Сил следовало быть здесь, а не устраивать свой прием в Доме Армии». Как бы в ответ на это Х. Джиндорук заявил, что он осознанно не ответил на приглашение, поскольку считает, что президент А. Гюль действует не как глава Республики, а как дублер главы правящей партии. Hurriyet.29. 10. 2010 В ряде аналогичных случаев не обнаружилось должного взаимопонимания и у провинциальных властей. На праздничном приеме у губернатора Эрзинджана, по сообщению газеты Радикал, женам председателя муниципалитета и руководителя местного отделения правящей партии ПСР, пришедшим в платках, хозяин приема предложил подняться в зал, который был этажом выше зала общего приема, где женщины были без платков. Там он через некоторое время и поздравил с праздником всех, кто там был. Что это – свидетельство сохранения раскола в правящей элите страны? С одной стороны имеется влиятельная, но ныне оказавшаяся в обороне светская политическая верхушка, включая генералитет. Эта часть элиты традиционно исходит из кемалистских принципов построения общества, одним из них значится светскость, конкретное понятие которой формулируется в текстах конституций, содержащих неизменное положение о «вечном» сохранении т.н. «революционных законов». Они традиционно перечислены и в действующей Конституции 1982 г. Речь идет о статье 174: «Никакое положение Конституции не должно рассматриваться и истолковываться таким образом, что Конституции противоречат действующие в день принятия Конституции всенародным голосованием положения нижеуказанных законов о реформе, направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации и отстаивание светского характера Турецкой Республики: 1) Закон об унификации образования - N 430 от 3 марта 1340 года (1924 года) (т.е. о светском характере образования-Н.К.) 2) Закон о головных уборах N 671 от 25 ноября 1341 года (1925 года); 3) Закон о запрещении дервишеских орденов и обителей, упразднении ряда сторожек при гробницах дервишеских званий - N 677 от 30 ноября 1341 года (1925 года); 4) Положение Закона об актах гражданского состояния - N 743 от 17 февраля 1926 года о регистрации брака государственными служащими и положение статьи 110 названного Закона; 5) Закон о принятии международной системы мер - N 1288 от 20 мая 1928 года; 6) Закон о принятии и применении турецкого алфавита - N 1353 от 1 ноября 1928 года; 7) Закон об упразднении обращений и титулов, подобных 'эфенди', 'бей', 'паша', - N 2590 от 26 ноября 1934 года; 8) Закон о недопустимости ношения некоторых видов одежды N 2596 от 3 декабря 1934 года. Источник: Turkiye Сumhuriyeti Anayasası– Конституция Турецкой Республики. Ankara, TİKA, 2004, c.209 (перевод на русский яз. – издателя) Что касается другой стороны, это - новые власти страны, получающие на парламентских выборах неоднократно с конца 2002 г. поддержку большинства избирателей (около 60%) и претендующие на построение в стране, как они провозглашают, нового, демократического общества, причем на принципах полной свободы религии от государства, свободы отправления веры в условях построения нового гражданского общества.Уже произошли значительные перемены и в другом направлении – ограничено участие военной верхушки в политике и прежде всего в политическом руководстве страны, в Совете национальной безопасности, что приветствовалось большинством турецкого общества и западными союзниками. Более того, на некоторых из военных, в основном отставных, наброшен некий судейский невод, сеть, именуемая заговором Эргеникон. Эта сеть – набор предположений, подозрений, официально предъявленных обвинений, в которой они уже не один год весьма прочно запутаны и конца этих судебных разбирательств пока не видно. Тем не менее подозреваемые и некоторые осужденные стараются выбраться из таких сетей и оправдаться, и насколько это возможно, протестуют, аппелируют к общественности. Правда, не всегда идет речь о поддержке военной верхушки большинством общества –сразу же следует оговориться, что поводы во время переворотов турецкие военные давали, так и в перевороте 1960 г., и особенно в перевороте 1980 г, основные и весьма жестокие удары наносились ими все же по левым силам – тогда- популярной была ссылка на «угрозу коммунизма». Произошел также и некий завуалированный переворот, названный впоследствии «мерами 28 февраля» (1997 г), когда генеральское большинство в Совете национальной безопасности «мирно» принудило тогдашнее правительство во главе с исламистом Н. Эрбаканом уйти в отставку, сумев привлечь к этому С.Демиреля, в то время президента страны. Сейчас в некоторых турецких СМИ совершенные военным руководством перевороты и соответствующие его действия именуются фашистскими. Новая власть, используя ныне периодические парламентские и местные выборы, через предлагаемое ею новое законодательство ведет поиск мер, как правило, осторожный, каковые могут быть инструментами их новаторства и обществено-политического обновленчества. Речь идет прежде всего о новом толковании понятий светскость, секуляризм, гражданское общество - при пересмотре государственной идеологии, при переоценке множества давних и недавних событий, действий прежних властей, прежде всего военных, включая таких жестоких, как казнь через повешение осенью 1961 г. премьер-министра А.Медереса. Более того, после принятия на недавнем всенародном референдуме (12 сентября 2010 г.) предложенных властью (и одобренных ЕС) поправок в действующую конституцию, руководство страны заявило, что при всех таких поправках действующая ныне конституция остается продуктом военного переворота 12 сентября 1980 г.и они предложат новую конституцию, полностью демократическую, если, как они надеются, их поддержит на будущих парламентских выборах летом 2011 г.большинство избирателей. Каким же представляется гражданское общество по тезисам ПСР и по проектам будущей конституции? Предположительно, оно будет отлично от европейского. В конкретных положениях пока трудно найти отличия, но кое о чем можно предположить, тем более что в подготовке этого документа намерена принять и «Платформа Абант»- организация известного религиозного джемаата Ф. Гюлена, активно рекламируемая газетой Заман. По сообщению этой газеты, специально по указанному вопросу уже прошло первое заседание названной «платформы». Что касается понятия «гражданское общество» в понимании умеренных исламистов, в турецких СМИ можно встретить предположения, что наряду с имеющимися традиционными институтами гражданского общества –партиями, профсоюзами, всевозможными конфедерациями, ассоциациями и союзами (в т.ч. частного сектора) и другими, важной составляющей гражданского общества по ПСР могут оказаться религиозные ордена, джемааты и т.п. Такие свободные, независимые от государства религиозные образования и сообщества в Турции уже немалое время действуют в стране и некоторые из них чрезвычайно влиятельны, более того они активно помогали ПСР прийти к власти.При этом постороннему наблюдателю трудно понять, как они могут легально существовать, если действует один из упомянутых выше кемалистских законов – закон о запрете тарикатов. Как известно, такие явления религиозного «орденства» и даже сектанства встречались и встечаются в разных странах и разных религиях (католический орден иезуитов в прошлом, современная японская секта Аум Синрикё, действовавшая и в России; в США, Канаде Евросоюзе и других странах она причислена к числу террористических групп) Эти организации «с двойным дном» отличаются стремлением с помощью тайно накопленных немалых финансовых средств как можно глубже внедриться в разные слои общества какой либо страны, стать популярными, сохранив при этом закрытость своей структуры и «непопулярные» истинные цели и виды своей деятельности. Часто они начинают с привлекательных лозунгов и обещаний, затем трансформируются в секты с «двойным дном», активно влияющие на политическую жизнь страны. В Турции лидером в этом смысле можно рассматривать джемаат Ф.Гюлена. Что за истинная структура у этой общины, в соответствии с каким законом она действует в Турции – выяснить трудно. Один турецкий автор, который был близко знаком с этим джемаатом, в 2002 г. был убит неизвестным преступником. Он писал в своей книге, что по финансовым возможностям джемаат Гюлена способен «купить почти каждого и почти всё». О благотворительности джемаата, о школах Гюлена по всему миру – в странах Европы, Азии, (включая СНГ) Африки, можно узнать много. Но найти официальные, предусмотренные законодательством данные, отчеты об источниках финансирования джемаата, всех его расходах и т.п.невозможно. Каков устав джемаата, кто его члены? Мы находим чаще всего в его роскошных изданиях лишь хвалебные высказывания о величии, исключительности этой личности, причем в такого рода восхвалениях активно и напористо участвуют и некоторые российские востоковеды. Кстати, появились сообщения, что т.н. «платформа Абант», давно известная как детище сторонников Гюлена, займется и подготовкой предложений по новой конституции. Здесь уместно поставить вопрос – не станет ли прежнее гражданское общество Турции с таким своим прежним изъяном, как засилье военщины, военные перевороты, уже в новое «гражданское общество», в котором будет присутствовать тоталитарный диктат орденов и джемаатов с их миллиардами и полубогами-лидерами ? Светские оппоненты умеренных исламистов, отмечая очередную годовщину провозглашения в 1923 г. Турецкой Республики, не готовы согласиться с их утверждениями о некой ущербности этой созданной кемалистами республики. Оздемир Индже пишет в газете Хюрриет по поводу утверждения на одном из каналов турецкогоТВ профессора-богослова о том, что республиканский режим в Турции оказался несостоятельным и что понятие республика еще не означает демократия – «есть Исламская республика Иран, есть Ливийская Джамахерия», и т.д. В ответ автор приводит перечисленные нами выше статьи Конституции, которые при Кемале установили светские демократические принципы.И напоминает, что против светскости шла постоянная борьба. «Если они не выполнялись, виновными следует считать тех руководителей страны, которые приходили к власти начиная с 1950 г. и до настоящего времени, причём более всего виновата власть ПСР». «Да, эта республика ранена, обессилена, подвергнута нападкам…Над ней, над республиканизмом, республиканцами издеваются, их унижают», См.Hurriyet 29.10.2010. Такова нынешняя картина внутренних тенденций развития страны, поощряемая партией умеренного ислама и во многом остающаяся неясной.В то же время её лидеры убеждают общественность станы, что они верны памяти Ататюрка, его принципам,его заветам, верны светскости – так. как они её понимают. Об этом, в частности написал президент Турции в почетной книге памяти во время упомянутого выше посещения Мавзолея Ататюрка, отметив при этом, что «Турецкий народ полон решимости сохранять фундаментальные ценности Республики и продолжать её демократическое развитие». Что касается внешних тенденций и прежде всего вступления в ЕС, нынешняя власть подчеркивает, что такое стремление совсем не означает полной идеологической, духовной интеграции в западное общество. В принципе такая обособленность в форме некой восточной либо исламской цивилизации понятна – западное общество со своей духовной жизнью не является образцом и мерилом справедливости, демократизма и моральных устоев.И все же Европу настораживает, что несмотря на заявления о равноправном взаимодействии цивилизаций, у некоторых турецких мигрантов в Европе наблюдается некое одностороннее стремление – прийти на заработки в Европу со своим уставом, что естественно; но спустя время с этим своим уставом не вернуться обратно домой, а расположиться с ним в Европе уже навсегда. Т. е. европейскую цивилизацию постепенно преобразовать в восточную – на принципах ислама, на принципах того гражданского общества, которое следует формировать в Турции. Но какова на такого рода устремления реакция например, немцев – ведь турецких мигрантов в Германии насчитывается не менее 2-х млн.? Президент Германии Кристиан Вульф в своем недавнем выступлении в турецком меджлисе (18 октября) повторил свое высказывание о том, что Ислам стал частью Германии, но с другой стороны и Турция таким же образом должна принять христианство как часть Турции. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,6127725,00.html 19.10.2010 Одна из немецких газет писала в этой связи - Вульф смог в Турции жестко подчеркнуть, что жизнь проживающих в Стамбуле и Анатолии христиан далека от безопасности. Как раньше, так и сейчас религиозная свобода в Турции остается лишь на бумаге. В начале 20 века в стране проживало 20% христиан, сегодня в Турции мусульман 99%. Если Анкара намерена сблизиться с Европой, ей следует остановить изгнание христианского меньшинства. Deutsche Welle Turkiye. 20.10.2010.О провале политики мультикультуры в Германии заявила и г-жа Меркель. Да и в самой Турции о победной поступи мультикультуры пока говорить не приходится. Ныне третья либо вторая по величине партия Турции – националистическая на востоке Анатолии провела демонстративно обряд пятничного моления в мечети Фетхие (ранее армянский храм ) в Ани, близ границы с Арменией. Её лидер Девлет Бахчели в присутствии двух тысяч сторонников напомнил о сельджукском султане Альпарслане, который в 1071 г одержал победу над византийцами. Он заявил – надо будет, мы снова овладеем Анатолией. Соответствующая фотография появилась крупным планом в турецких СМИ. Milliyet.com.tr/2010/10/02/ Конечно. не такие, а иные жесты с турецкой стороны, общества, партий могут способствовать построению в Европе мультикультурного общества с участием Турции - например вернуть для моления христианам не только Турции (их очень мало), но и паломникам из Европы да и всего мира доступ в прежние византийские, армянские храмы, объявить Храм Святой Софии в Турции принадлежностью всех христиан мира, и т.п. Безусловно, такого рода решительные, смелые шаги будут с удовлетворением восприняты всей мировой общественностью и ускорят процесс приема Турции в ЕС. Н.Г. Киреев
|