Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 15 » Первый этап распространения Ислама в Дагестане. Арабский город на Каспии
10:08
Первый этап распространения Ислама в Дагестане. Арабский город на Каспии

Многие исследователи распространения Ислама в Дагестане отмечают, что его историю можно разделить на три периода, отличающиеся друг от друга не только направленностью и темпами, но и политическими, социальными, культурными, этническими и экономическими характеристиками.

Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Дагестане

Первый период берет начало в 642 году. Тогда в период правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) мусульманские войска поколения сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословения) и их детей, под командованием Абдурахмана ибн Рабийи (да будет доволен им Аллах) подошли к Дербенту (араб. «Баб аль-абваб» – «Ворота ворот») и близлежащим районам, заняли их и там обосновались.

Данный период охватывает около трех веков от 642 года до первой половины Х в., когда в районе Дербента и некоторых районах Южного Дагестана было обеспечено очень плотное присутствие арабоязычных дуатов (миссионеров) и мухаджиров (переселенцев), которые и являлись первыми и основными носителями исламской религии в регионе.

Дербент на тот момент включал в себя не только, собственно, город и крепость, но и подвластные ему владения, в том числе укрепленные районы – «исламские центры» (араб. «аль-маракиз аль-исламийа»), населенные «борцами за веру» (араб. «гъузат», ед.ч.: «гъази»), узкую прибрежную территорию к югу, вдоль Каспийского моря, вплоть до реки Самур, а также Маскат (лезгинская область Мюшкюр в Северном Азербайджане).

На момент прихода мусульман в приморском Дагестане господствовала могущественная иудейская держава – Хазарский Каганат. Для охраны Халифата от проникновения и набегов хазар вокруг города Дербента на плодородных землях мусульмане-арабы организовали военные поселения и неоднократно устраивали военные походы в целях сокрушения хазарского могущества и местных хазарских ставленников в предгорных районах.

О прежних арабских укрепленных пунктах в Южном Дагестане свидетельствуют названия некоторых и поныне существующих населенных пунктов, таких, как Камах, Мухаммедие, Араблинск, Аглаби, Рукел, Митаги, Марага и т.д. Кроме того, арабы заселили практически весь район переселенцами с исламского Востока. Так историки свидетельствуют о том, что в разные периоды в Дербент и Южный Дагестан были переселены десятки тысяч семей из Ирака, Шама и других исламских регионов.

Сам Дербент, куда были переселены 24 тысячи арабских воинов с семьями, был разделен на кварталы – Палестинский, Дамасский, Хомсский, Кайсарский, Джазирский, Мосульский, в каждом из которых были возведены квартальные мечети с соответствующими же названиями. Кроме них была построена еще центральная мечеть Масджид аль-Джами. Она сохранилась до наших дней и носит название Джума-мечеть. Она является одной из древнейших ныне действующих мечетей в мире.

Подъем Дербента

Таким образом, в первый период распространения Ислама в Дагестане центром исламизации становится именно Дербент – огромный город с богатой культурой и древней историей, а также близлежащие районы Южного Дагестана, находящиеся под непосредственным культурным и политическим влиянием Дербента.

Дербент при мусульманах-арабах превратился в крупный административно-политический, культурный и идеологический центр. Здесь были построены первые в Дагестане и во всей сегодняшней России мечети и медресе. К 733 г. в Дербенте было уже возведено 7 мечетей. Здесь зарождалась первая исламская ученая и культурная элита Кавказа.

Уже в начале VIII в. город превратился не только в главный опорный пункт Халифата на Кавказе и в важнейший военный, политический и идеологический центр. Дербент стал крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла и т.д.), сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д.), здесь проводились значительные строительные работы.

Средневековый Дербент – это крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга. Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы – об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии, Джурджана, Табаристана, Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т.д.

Но при этом необходимо помнить о том, что исторически Дербент возник и развивался как город не дагестанский, хотя находился в окружении земель, населенных народами одной из дагестанских языковых групп – лезгинской. Знаменитая дербентская цитадель «Нарын-кала» – ярчайший образец персидской архитектуры. Она была возведена еще до прихода мусульман как северный форпост Сасанидской Персидской Империи. Само название города «Дарбанд», в переводе с персидского – «запертая дверь».

Также как и мусульмане-арабы, персы в свое время заселили окрестности Дербента и сам город переселенцами из Персии. До сих пор в данном районе проживает народ, известный под именем «таты», говорящий на диалекте староперсидского языка и исповедующий в основном Иудаизм.

Мусульманский полководец Абдурахман ибн Рабийа (да будет доволен им Аллах) при вступлении в Южный Дагестан принимал Дербент именно от персидского правителя города Шахрибираза, который лично прибыл в лагерь мусульман и здесь признал себя вассалом Халифата. После ухода арабов из региона Дербент обычно подчинялся ширванским шахам, а в периоды своей самостоятельности продолжал находиться в сильной культурной и политической связи с Ширваном.

Политическая система Дербента

Причем надо заметить, что Дербент, как не был городом дагестанским в плане политико-административном, не был он дагестанским и в плане политико-культурном. До прихода мусульман-арабов он был чисто восточным, азиатским городом с деспотическим господством правителей и полным редуцированием гражданского, независимого элемента. С того самого момента, как Дербент попал в орбиту Халифата в качестве его северного форпоста, город находился в водовороте политических, военных, административных событий, происходивших в самом Халифате.

Политическая система мусульманского Дербента развивалась под непосредственным влиянием централизованного политического организма Халифата. Она формировалась в духе строгих шариатских концепций господства и подчинения, единоначалия и единой государственности.

Дербент представлял собой единое политическое образование по всем законам исламской политико-административной доктрины, с более-менее полным воплощением норм и положений Ислама во всех сферах жизни горожан (за исключением некоторых нарушений в отправлении власти самими правителями, что было свойственно и самому Халифату периода династического правления).

При этом, располагаясь на окраине исламского государства, Дербент вынужден был существовать в условиях периодического ослабления политико-административных связей с центром Халифата, периодических смен правящих династий и претендующих на него политических сил. Город переходил из рук в руки. На него то претендовали амиры династии Хашимидов, то раисы из династии Аглабидов, то ширван-шахи, то сельджукские султаны.

Кроме того, серьезной внутренней политической силой города являлась торгово-ремесленная аристократия. Ремесленники Дербента были объединены в торгово-ремесленные корпорации – гильдии, во главе которых стояли начальники – раисы. Торгово-ремесленная аристократия Дербента в X-XI веках обладала фактической властью в городе, и влияние ее на политическую жизнь было столь огромно, что раисы неоднократно изгоняли из города не устраивавших их амиров. Об этом сообщается в дербентской хронике XI века «Тарих Баб аль-абваб».

Результатом нахождения Дербента в сфере влияния крупных держав Востока, а затем и мощного централизованного Исламского государства стало формирование в этом персидско-арабском городе социально-политической системы и отношений, почти не отличающихся от государственных образований Халифата, Турции и Ирана.

Светоч Ислама

Однако уже к Х-ХI веку Дербент становится полиэтническим и многокультурным городом, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, представители дагестанских народов, осетины и др. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии.

Примечательно, что на дербентском этапе исламизации Дагестана первыми, как правило, становились мусульманами городские жители. Исламские власти предоставляли купцам, торговцам и ремесленникам большие льготы и послабления, стимулируя их деятельность и твердые поступления в казну от них в виде налогов.

Становилась мусульманами и городская знать, за которой в этом случае оставлялись права на ее земельную собственность. Принятие Ислама давало новообратившимся-неофитам целый ряд привилегий экономического и социального характера.

Таким образом, персидско-арабский Дербент превратился для Дагестана в, своего рода, ворота, через которые началось взаимодействие местной и арабоязычной культур. Этот традиционно недагестанский город открыл первый доступ дагестанцам к Исламу и духовным ценностям, созданным народами, входящими в состав обширного, простирающегося от Средней Азии и до Пиренейского полуострова Халифата.

Естественно, сегодня еще очень сложно нарисовать сколько-нибудь полную картину уровня духовной жизни, состояния науки, культуры и идеологии в Дагестане того периода. Слишком обрывочны исторические сведения и недостаточны дошедшие до наших дней памятники материальной культуры и местной письменной литературы.

В то же время, анализируя, то, что сохранилось, стало достоянием исследовательской мысли, можно сделать вывод о том, что мусульманский Дагестан уже на дербентском периоде распространения Ислама довольно быстро включился в общеисламский культурный процесс. Об этом свидетельствует тот факт, что в средневековом Дагестане широко были известны имена и труды выдающихся мыслителей и ученых Ирана, Сирии, Египта, Ирака, Турции, Йемена, Средней Азии и Закавказья.

Как в семейных, так и в примечетских библиотеках во множестве были представлены книги и рукописные трактаты Абу Хамида аль-Газали, Махмуда аз-Замахшари, Абу Мухаммада аль-Касима аль-Харири, Абдурахмана Джами, Джалал-уд-Дина аль-Махалли, ибн Хальдуна, аль-Фараби, ибн Рушда, ибн Сины, абу Исхака аз-Заркави, Абу-ль-Фадля ибн Хаджара, Нассир-уд-дина Туси, аль-Баттани, Закарийи аль-Казвини, аль-Хорезми, аль-Ардабили, Улугбека и других ученых.

В XI веке в Дербенте теолог и суфий Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди завершил свой уникальный труд под названием «Базилик истин и сад тонкостей», который был обнаружен недавно и стал предметом пристального изучения ученых. Этот капитальный религиозный трактат, представляющий собой суфийскую энциклопедию, является важнейшим источником по истории Ислама на Кавказе, в Иране, Ираке, Аравии и других областях Халифата.

Письменные источники донесли до нас имена многих шейхов, нескольких десятков ученых – выходцев из Дербента, которые постигали науки в ведущих научных центрах Халифата, в том числе в знаменитом медресе ан-Низамийа в Багдаде, и получили признание и известность в образованных кругах исламского мира.

В то же время исламская мысль, литература и интеллектуальные изыскания дербентских ученых и мыслителей отличались элитарностью, некоторой оторванностью от нужд и духовных запросов жителей горной части Дагестана, поскольку большая часть горцев на тот момент еще пребывала в язычестве и была весьма далека от духовно-интеллектуальных достижений дербентского общества.

Таким образом, горцы Дагестана были просто не в состоянии усвоить достижения исламской мысли и науки соседнего Дербента в одночасье. Знакомство с Исламом и исламским наследием начиналось с самого простого, понятного и легкого для восприятия элемента духовной культуры – религии, религиозного мировоззрения, обрядовой практики и некоторого свода правовых норм, касающихся бытовых и социальных вопросов. Более глубокое знакомство горцев с культурным и научным наследием Ислама начинается позже, на втором этапе исламизации, когда основным носителем Ислама в Дагестане становятся коренные народы.

Руслан Курбанов, обозреватель журнала «Смысл», к. полит. н.

http://www.islam.ru/pressclub/histori/derag/

Просмотров: 1139 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024