Коррупция одинаково угрожает национальной безопасности и России, и Азербайджана, что является неплохим поводом укрепить опробованное временем сотрудничество спецслужб двух государств Сложившаяся в Каспийском регионе ситуация определяется тем, что в этом богатом углеводородными ресурсами регионе пересеклись интересы ведущих мировых держав - России, США, Китая и Европейского Союза. Исторические реалии показывают, что с одной стороны великие державы ищут пути налаживания сотрудничества с представителями региона на дву- и многосторонней основе, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой – в той или иной форме ведут «большую игру», определяемую национальными, геополитическими и геоэкономическими интересами. Без тотального распространения коррупции не было бы ни Буденовска, ни Кизляра, ни взрывов домов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т. д. и т. п. Для России Каспийский регион, в первую очередь Азербайджан, является традиционной зоной национальных интересов. Россия заинтересована в укреплении своих позиций на Каспии и в том, чтобы не допустить здесь доминирования третьих сил. Ее политика направлена на решение трех основных стратегических задач: защита и наращивание собственных позиций на Каспии, сохранение стабильности в регионе, развитие регионального сотрудничества. После «принуждения Грузии к миру», признания Россией и некоторыми странами мира независимости Абхазии и Южной Осетии изменилась геополитическая ситуация не только на Южном Кавказе, но и в зоне Каспия. Своими действиями Россия ограничила влияние США, Великобритании и в целом Запада не только на Южный Кавказ, но и на зону Каспия. Однако, борьба за изменение статуса этого региона не закончилась, наоборот - обострилась. Настолько, что вполне можно ожидать попыток Запада организовать смену власти в странах Каспийского региона на режимы, менее лояльные Москве. В Иране или Туркмении, где сильны властные структуры, сделать это будет практически невозможно, но это вполне может произойти в Азербайджане. Россия, проявляя добрую волю и желая сохранить стабильность в Азербайджанской республике и на всем Южном Кавказе, неоднократно препятствовала определенным, в том числе зарубежным, заинтересованным силам организовать государственные перевороты и ввергнуть азербайджанский народ в пучину кровавых столкновений. В октябре 2005 азербайджанскими спецслужбами был предотвращен государственный переворот, который планировал бывший министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев совместно с бывшим министром финансов Фикpетом Юсифовым, председателем Партии Народного фронта Али Керимли, экс-спикеpом Расулом Гулиевым и другими политиками и бизнесменами. Вряд ли бы история завершилась благополучно, если бы не помощь российских спецслужб. Тогда президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с директором Службы внешней разведки России Сергеем Лебедевым и назвал очень важным сотрудничество спецслужб двух стран. Несколько ранее, в 2002-2003 годах, когда тяжело болел и умер Президент республики Гейдар Алиев, в одном из сопредельных государств был разработан план по вооруженному захвату власти в Азербайджане с участием специально подготовленных и обученных граждан республики, оппозиционных Гейдару Алиеву и не желавших, чтобы преемником стал его сын Ильхам. Штурмовые отряды были сосредоточены в окрестностях Баку и ждали команды на начало атаки на заранее намеченные цели. Буквально за несколько дней до начала штурма и, вероятнее всего, гражданской войны российским спецслужбам удалось вывезти в Москву руководителей запланированного военного переворота и убедить их отказаться от намеченных планов. «Силовики» сопредельного государства были в полной растерянности и не могли понять, каким образом российским чекистам удалось «умыкнуть» из-под их, казалось, полного контроля лидеров оппозиции, а затем убедить их отказаться от запланированного, тщательно засекреченного мероприятия, разоружить и распустить боевиков. Естественно, что российские власти преследовали этим шагом несколько целей. Во-первых, что было самым главным, не допустить гражданской войны. В той мясорубке могло погибнуть множество ни в чем неповинных людей. Во-вторых, не допустить геополитического усиления соседнего государства на Южном Кавказе. В-третьих, лишить США и страны НАТО предлога для ввода в Азербайджан «миротворческих» сил с задачей противодействия экспансии соседнего государства. Как известно, силы НАТО легко входят в страну, но долго уходят, если вообще уходят. Однако, есть вопросы, в которых Россия не в состоянии помочь дружественному государству. Одним из них является коррупция. Если мы можем объединиться в противостоянии подрывным внешним силам, то в борьбе с коррупцией, дестабилизирующей экономическую и общественно-политическую обстановку, каждая страна должна справиться самостоятельно. Оба государства несут от этого зла колоссальные экономические, политические и моральные потери. Речь уже идет об угрозе национальной безопасности. В России питательной средой террора является коррупция. В обществе, где все продается и все покупается, где циничные олигархи бравируют своим презрением к народу, где взятки и откаты являются нормой, подготовить и осуществить материальную сторону теракта не составляет труда. Используя коррупцию, террористы легко приобретают оружие, перемещаются по стране и городам, скрываются, пересекают границы, обеспечивают информационную поддержку, подкупают сотрудников правоохранительных органов. Без тотального распространения коррупции не было бы ни Буденовска, ни Кизляра, ни взрывов домов в Москве и Волгодонске, ни захвата театра на Дубровке, ни Беслана, ни взрывов самолетов и т. д. и т. п. В Азербайджане назревает сложная, чреватая социально-политическими конфликтами обстановка, причиной которой является коррупция. Масштабность коррупции душит Россию, пагубно влияет на обеспечение национальных интересов, способствует терроризму, значительно понижает рейтинг в международной классификации, заслоняет собой инвестиционную привлекательность страны. Теневая экономика и всепроникающая коррупция создали благоприятную среду для развития организованной преступности. Коррупция разлагает власть и чувствительно «бьет» россиян по карману. В частности, согласно исследованиям фонда «Индем», на преодоление бюрократических препон в сфере бизнеса граждане платят в год в виде взяток 33 млрд. долларов США, незаконные поборы в области медицинского обслуживания составляют около 600 млн., при поступлении в вузы – 500 млн., сотрудникам ГИБДД – 368 млн., судьям – 274 млн. долларов. Общество крайне нуждается в обуздании коррупции, в развертывании сильной государственной политики, в принятии основательной законодательной базы (в том числе закона прямого действия), которая обеспечит защиту прав и законных интересов граждан и организаций. «Мы должны создать мотивацию к правовому, юридически корректному поведению. При помощи нормативных актов, при помощи средств массовой информации, в результате работы институтов гражданского общества. И коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной», - заявил в этой связи президент России Дмитрий Медведев. Сегодня борьба с коррупцией приняла в России поистине всенародный размах. За девять месяцев 2009 года следственными органами РФ зарегистрировано более 42 тысяч сообщений граждан о фактах коррупции, по ним возбуждено 12 426 уголовных дел, что составляет 31,8 процента от общего числа обращений. Около 6,5 тысячи уголовных дел уже направлено в суд. Что касается положения дел с коррупцией в Азербайджане, то здесь будет уместно привести выдержку из доклада Международного Валютного Фонда (МВФ): «И без того ограниченные финансовые ресурсы Азербайджана, включая даже кредиты МВФ, в значительной своей части попадают не по назначению. Все приносящие какой-либо доход коммерческие компании поделены и розданы в управление представителям правящей верхушки. По мнению экспертов МВФ, коррупция в Азербайджане охватила все властные структуры и уже угрожает национальной безопасности. В частности, по этой причине МВФ отложил предоставление стране нескольких траншей по трехлетнему займу на сокращение бедности и стимулирование экономического роста. По оценке МВФ, руководство страны пока не смогло решить ни одной социально-экономической проблемы, а ситуация в стране близка к социальному взрыву. Несмотря на рост добычи нефти и газа в Азербайджане, уровень жизни в стране падает. По мнению представителей Демократического конгресса Азербайджана, это происходит потому, что нефтегазовая политика руководства страны противоречит национальным интересам и ведет к обогащению только находящейся у власти элиты». Ситуация с коррупцией в Азербайджане складывается не менее опасная, чем в России. Нельзя сказать, что власти совсем не принимают мер по борьбе с коррупцией. Несколько лет назад указом Ильхама Алиева было образовано Главное управление по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре республики. В качестве оказания конкретной помощи руководству и прокуратуре Азербайджана по борьбе с коррупцией, озвучим одно «деликатное дело»: нынче в Баку только ленивый и прокурор не знают, что глава Государственного комитета Азербайджанской республики по работе с религиозными образованиями Гидаят Оруджев продает свой только что построенный в престижном районе Баку дом - «всего-то» за 12 миллионов долларов США. Говорят, что на предложение одного иранского предпринимателя купить дом за 11 миллионов долларов Гидаят Оруджев ответил отказом. Будучи езидом по национальности и одним из столпов правящего клана, Оруджев, похоже, как и многие другие чиновники собирает чемоданы. Очевидно, решил, что обстановка в стране ухудшается и ждать дальше нельзя, иначе можно опоздать и не обеспечить себе безбедную старость. Вероятней всего Оруджев двинется в сторону Турции, поскольку Москву он не любит и постоянно ищет русских агентов в своем окружении. Нет особого смысла обсуждать самих руководителей азербайджанской республики, их ближайших родственников и друзей. Как говорит сам Ильхам Алиев: «В Азербайджане все обо всем знают. Республика маленькая». Поскольку в России живет и работает каждый третий азербайджанец, то в Москве тоже все обо всех знают. Давать оценки действиям руководителей – право народа, который их поставил собой руководить. Однако, хочется напомнить, что когда президентом России был ныне покойный Борис Ельцин, и его «Семья» позволяла себе слишком много вольностей с бюджетными деньгами, наша страна находилась на грани развала и полного экономического коллапса. С приходом к руководству Владимира Путина, а теперь Дмитрия Медведева никто не может бросить в их адрес ни слова упрека по вопросам коррупции и злоупотребления властью. Мы все становимся очевидцами мощного экономического и политического возрождения России, улучшения жизни простых людей. В Азербайджане назревает сложная, чреватая социально-политическими конфликтами обстановка, причиной которой является коррупция. Внешние недруги и их внутренние агенты, вне всякого сомнения, попытаются воспользоваться этой ситуацией в своих интересах и нанести непоправимый ущерб национальной безопасности государства. Сергей Кривошеев http://www.evrazia.org/article/1131
|