Сегодня всех нас тревожит будущее. Не только дальнее, необозримое, но и завтрашний день.Ощущение нестабильности быитя, отсутствие каких-либо гарантий на будущее отдельной личности или целого народа, предчувствие возможного наступления беды, которую не в силах предотвратить, отравляют повседневную жизнь, и без того нелегкую из=за материальных лишений. Сегодня многие спрашивают: кто остановит разгул сепаратизма, национализма?Кто защитит отдельную семью или народ?Можно ли решить социально-экономические, культурные и другие вопросы, если нет национального согласия, если произвол и диктат стали нормой в межнациональных отношениях? И в этой связи вот какие мысли рождаются при ознакомлении с опубликованным проектом Декларации. В ПРОЕКТЕ ДЕКЛАРАЦИИ о суверинитете Дагестана находим не только несоуразицы типа «мы, народ Дагетсана» ( о каком «народе» идет речь?), но и игнорирование ряда существующих реалий. Может ли » дагестанский народ» привести всех к равноправию и благоденствию каждого из народов Дагестана? Вызывает недоумение и другое: «Территория ДАССР, как единого и неделимого государства, не может быть изменена без волеизъявления народа Дагестанской АССР, выраженного путем референдума».Но кто и когда устанавливал границы Дагестана с сопредельными республиками? В постановлении ВЦИК об образовании ДАССР от 20 января 1921 года, подписанном председателем Президиума ВЦИК М.И. Калининым,читаем: «Точное разграничение ДАССР с независимой Аз.ССР, с Автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР, в спорных случаях территория определяется специальными, назначенными Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР». Такая же запись есть и в Конституции ДАССР, принятой 1921 году. В связи с этим возникает вопрос: была ли необходимость в уточнении и установлении других границ между указанными выше республиками? Ответ опять-таки находим в документах. Приведем некоторые из них. В обращении (опубликовано 24 мая 1917 года) Дагестанского просветительно- агитационного бюро к населению о задачах, стоящих перед Дагестаном, и целях бюро ( бюро - политическая организация, стоящая на платформе большевиков, председателя бюро - Г. Саидов, зам председателя - А. Султанов), говорится : «Наши братья кумыки и кюринцы (лезгины) юыли отторгнуты от нас и отнесены к разным одминистративным центрам...И думается, что наши лозунги соответствуют нашим целям. Вот они :1) демократическая федеративная Российская республика;2) выделение горцев Северного Кавказа, дагестанцев,лезгин Кубинского уезда и горцев Закатальского округа в особую федеративную единицу...» Имеем ли мы право потребовать воссоединения наших исконных земель и создание автономной республики?Вполне,поскольку нет никаких юридических документов, подтверждающих нынешние границы между РСФСР (ДССР) и Азербайджаном. Зато есть документы, подтверждающие необходимость воссоединения единогго народа. Что мы можем и должны делать в наших условиях, в цсловиях произвола властных структур Дагестана и Азербайджана?Опять же мы должны, как и раньше, действовать цивилизованными методами, опираясь на существующие законы и структуры. Они нам позволяют принять ряд кординальных шагов. В области культуры нам надо учить наших детей родному языку, знакомить с историей, литературой, воспитывать уважение к своему народу, его культуре, необходимо образовать культурно-просветительные общества, клубы, организовать встречи с деятелями культуры и науки, распространять нашу литературу, периодику, музыку и т.д. В области экономики следует внедрять аренду, фермерские хозяйства,образовывать кооперативы, хорошо, добросовестно работать и требовать с лезгинским упрямством оплаты по труду. Необходимо составить и осуществить комплексную программу экономического развития региона. В политической области нам следует самоопределиться. Это право нам дается конституцией СССР и об этом сказано в несостоявшемся Союзном договоре. Есть такое положение и в Международных актах по правам человека, признанных и подписанных Советским Союзом. Давайте обратимся к одному важнейшему документу, принятому международным сообществом по правам коренных народов, обязательных к исполнению во всех уголках Земли.Вот что сказано в Декларации принципов, принятых, четвертой Генеральной асамблеей Всемирного населения в Панаме в сентябре 1984 года» (Коренное население.Глобальное стремление к справедливости.Москва 1990) 1. Все коренные народности имеют право на самоопределение. В силу этого права они могут свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое и культурное развитие. 2.Все государства, на территории которого живут коренные народности, должны признать коренное население,их территорию и институты. 3.Коренное население имеет исключительное право на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли и их ресурсы коренного населения, отнятые у него без свободного и компетентного согласия, подлежат возвращению. 4.Коренному населению принадлежат изначальные права на предметы его материальной культуры, включая места археологических раскопок и археологические ценности, рисунки, технологию и произведения исскуства. 5.Коренное население имеет право получать образование на своем родном языке или создавать свои собственные учебные заведения. Языки коренного населения должно уважаться государством в его деловых отношениях с коренным населением на основе равенства и не дискриминации. 6.Не могут предприниматься действия или проводиьься политика, которые могли бы прямо или косвенно нанести ущерб землям, воздуху, воде,морским льдам,животному миру,среде обитания или природным ресурсам без свободногои компетентного согласия соответствующих групп коренного населения. Давайте рассмотрим еще один вопрос,как определяется коренное население в международном государстве.Вот что сказано по этому вопросу в приведенном выше источнике: «Определение коренного населения включает четыре элемента: предшествование(то есть рассматриваемые жители являются потомками людей, населявших какую-либо область до прибытия другого населения); и сознание принадлежности к кореному населению:» Лезгины один из основных коренных жителей Восточного Кавказа, письменная история нашего народа начинается до начала нашей эры.Поэтому наш народ в праве использовать все демократические законные средства для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в собственном доме, на собственной земле, чтобы мог творить и жить во имя своего и других нарордов.Он не требует себе исключительных прав, не претендует на чужие земли, а хочит жить только с чувством собственног достоинства, равным среди равных. На мой взгляд вопрос о создании Лезгинской Автономеной Республики Лезгиния или Алпан (Алупан) является разрешимым. http://wap.lezgi.b.qip.ru/?1-2-0-00000002-000-0-0-1278342900
|