Вступление. Вырезка из интервью лезгинского поэта Азиз Алема: «… история лезгин плохо представлена в научных кругах, и часто когда пишут о племенах населявших регион с глубокой древности, не пишут, что это предки лезгин. «А кто они, эти племена? Почему-то чётко и внятно не скажут, что это предки албан, предки нынешних лезгин и лезгиноязычных народов, ибо других аборигенов здесь, на этой земле до нашей эры не было. Они же, эти племена, и образовали мощное государство – Кавказскую Албанию со своей политической системой, с высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. По самым скромным подсчётам античных авторов, у албан было 60 000 пехотинцев и 22 000 конницы. Это довольно внушительная сила!», - напомнил он. Отвечая на вопрос, почему обо всём этом открыто, масштабно и досконально не пишут лезгинские историки, Алем отметил: «Молчат, будто кто-то толокном набил им рот. А ведь лезгинам несладко пришлось и после вторжения арабских, а позже тюркоязычных полчищ. Кавказская Албания потеряла политическую и национальную независимость. Тем не менее, в течение шестисот лет сопротивлялся наш народ насильственной исламизации древней страны Лакз. Увы, были последовательно уничтожены рукописные и культовые памятники. Прерваны всякие связи с соседними народами, ставшими по воле судьбы «неверными». Албанская письменность была окончательно вытеснена арабской письменностью, а тюркский язык постепенно становится языком межнационального общения». Все началось со Страбона. Хотя… «наиболее ранние сведения о населении Кавказской Албании содержатся в книге античного автора 2 века Арриана «Поход Александра», где он сообщает об участии албанов в составе ахеменидской армии против войск Александра Македонского в битве при Гавгамелах в 331 году до Рождества Христова». Сегодня многие исследователи пытаются «удревнить» Кавказскую Албанию и ее обитателей. Некоторые видят в древних албанах, а значит, и в их «потомках» переселенцев из Междуречья, чуть ли не прямых потомков шумеров, хурритов и т.д. Порой фантазии этих исследователей доходят до самого Ноя. Более всех «исследованиями» генеалогического древа Древней Албании занялись совершенно недавно появившиеся «албанцы» - азербайджанцы. Странно, во всех старых учебниках по истории кавказских народов азербайджанцы считались потоками тюрков- огузов. И вот, на те! Оказывается, они, азербайджанцы, прямые потомки древних албанцев! Но оставим пока в стороне эту тему, вернемся к албанам. Главный вопрос, интересующий всех исследователей: что означает слово «албан» (Албания). Очевидно, что термин «албан» состоит из двух корней. Одни считают что это «алп» и «ан», другие считают «алу пан» и т.д. Существует много версий этимологии слова Албан (Албания). «…Название Альба, по мнению некоторых ученых, происходит от кельтского alb - белый. Но наличие этого топонима в названиях некоторых мест не только Европы, но и Кавказа, ставит под сомнение эту гипотезу. Советский ученый Ю.Д. Дешериев тоже не обошел своим вниманием этот вопрос: «Существуют различные точки зрения по вопросу о происхождении наименования «Албания» (в передаче греческих и латинских авторов) и «Алванк» (в армянской передаче) до сих пор остается невыясненным. Осложняется, этот вопрос, казалось бы тем, что такое же название носит страна на Балканах, что этот термин имеется в топонимике Италии и Шотландии. Объяснение происхождения этого термина от латинского albus – «белый» и приписывание римлянам создания этого наименования не обосновано». Н.Я. Марр предполагал, что слово «Албания» обозначает «страна гор». В подтверждение этого предположения указывают на то, что древнее кельтское название Шотландии было «Албания». Кроме того, ссылаются на то, что слово «Альпы» происходит от кельтского alp, alb – «гора», «высокий». По словам Аммиана Мирцеллина, албаны «получили свое имя от гор…». Есть и другие версии. В последнее время бурно обсуждаются две: лезгинская и азербайджанская. «Одним из лучших источников исторических изысканий являются древние мифы и легенды. Есть серьезные предпосылки, что в основе любого мифа в определенной степени скрыта историческая действительность, хотя она при передаче от поколения в поколение видоизменяется иногда до абсурда. Какие-то исторические личности, ставшиеся когда-то великими вождями, защитниками народного значения, в дальнейшем обожествляются, становятся богами. По моему глубокому убеждению, «Алпан», бог огня и справедливости, – это обожествленный наш предок. Алпан имеет свой огонь – «огонь Алпана» (лезг. «цIай алпан», «цIайлапан», «алпандин цIай» ‘молния’), который используется для карательных целей (как у этрусского Тина и пеласгского Зевса), откуда и его функции как «бога огня и справедливости». Значит, «албанцы» это и есть «алпанцы». Это понятно для кавказских албанцев. А как объяснить тогда происхождение балканских албанцев? Так как пока у нас нет ответа на этот вопрос, мы заявляем: «Совпадение названий Кавказской Албании с Балканской Албанией случайное»! Этим все объясняется, но до тех пор пока мы не находим ответа на поставленный вопрос. Рецензия профессора Яралиева на статью Ильхама Гаджимурадова о Кавказской Албании». Автор: Я. А. Яралиев Проф. ин-та ЮЖДАГ, г. Дербент РД РФ. Согласно азербайджанской версии: «..Слово «албан» - тюркского происхождения. Алб (Алп) означает по-тюркски «храбрый», «отважный» (например, имя Алп-Арслан – тюрк. «храбрый [как] лев»); аффикс -ан – в древнетюркском языке – показатель множественного числа, в современном тюркском языке не употребляется. Еще один факт в пользу вышеизложенного утверждения: до сих пор у тюркских народов Средней Азии и Казахстана, в частности, туркменов и казахов, сохранился этноним «албан». У туркменов он употребляется как «алпан», у казахов – «албан». Это еще раз доказывает то, что древнее население Кавказа было родственно тюркскому населению современной Средней Азии и Казахстана, а значит, оно было тюркским (или более правильно: древнетюркским). Итак, кавказские албаны, согласно тюркскому языку – «храбрые», «смелые». Отметим еще один интересный факт: античные авторы, упоминая древних албанов, называли их «храбрыми», «отважными». Некоторые скажут - совпадение, но не слишком ли много совпадений получается?» Амир Эйваз. ДРЕВНЯЯ ТЮРКСКАЯ СТРАНА АЗЕРБАЙДЖАН. Однако ни одна из этих версий не может ответить на вопрос: почему же «…Согласно академику Н. Я. Марру, греко-римские авторы под словом «Албания» понимали одновременно и «страну гор» и «гору языков». Историк К. В. Тревер подтверждает, что Албания это «горная страна». Иван Шопен возводил топоним «Албания» к Дагестану.» ? Разумеется, при упоминании версий К.В. Тревера, Н. Я. Мара и И. Шопена тут же в голову приходит ассоциация со словом Дагестан. Ведь так говорят о Дагестане. Но какая связь между Древней Албанией и Дагестаном? Кстати о Дагестане. Вплоть до присоединения (завоевания) Россией территории, входящие в состав современного Дагестана, не были единым государством. Так почему же на протяжении стольких веков вся горная часть (если можно так выразиться, классический Дагестан, то есть без северных районов: Кизлярский, Тарумовский и Какраногайский районы), во всех документах называлась Дагестаном? Да и сама история Дагестана во всех учебниках, в том числе в «Истории Дагестана», начинается как-то странно. До 7-9 веков эти земли назывались Албанией, а затем с окончательным ее распадом неожиданно стали Дагестаном. Может быть, в составе Албании была провинция, или область Дагестан? Так нет же. Ни в одном древнеармянском источнике о Дагестане нету ни слова… Давайте заглянем в «Историю Дагестана» … «…Начало 5 в. – составление Албанского алфавита. 457 г. – выступление одиннадцати дагестанских отрядов во главе с царём Албании Ваче 2 против Сасанидов. Конец 5 в. – распространение христианства и письменности в Албании. 4-5 вв. – под ударами римских легионеров и тюркоязычных варварских племён гуннов Кавказская Албания распалась. 5 в. – на обломках Кавказской Албании образовалось новое государство Серир, ядром которого были аварцы. На равных правах в него также входили лакцы, даргинцы, лезгины и народы Чечни и Ингушетии. 60-70-е гг. 6 в. – завершение строительства Дербентского оборонительного комплекса. Начало 7 в. – возникновение Хазарского каганата со столицей Семендер. 639 г. – арабские войска совершили первое вторжение в Албанию. 642 г. – арабы завоевали Ширван и впервые захватили Дербент, которым в это время правил Шахрияр. Он согласился выплачивать арабам дань. 642 г. – первое появление арабов в Дагестане. До принятия ислама в аулах Дагестана все дела решались по адатам, но с появлением магометанской религии с адатами стал соперничать шариат, т. е. правовая система, основанная на Коране и отвечающая интересам централизованного государства. 722 г. – поход арабского полководца Джарраха ибн Абдаллаха на Дагестан и Хазарию. 726 г. – хазары напали на Дагестан и Албанию…» (Материал взят из книги З. З. Ильясова "Дагестан: цифры и факты"). Совершенно непонятно, откуда изначально взялся термин Дагестан? И почему вдруг «…457 г. – выступление одиннадцати дагестанских отрядов во главе с царём Албании Ваче 2 против Сасанидов.»? Откуда они взялись, эти дагестанские отряды? Ведь не было в описываемое время объединенного государственного образования под названием Дагестан. Ни у древнеримских и древнегреческих историков, ни у армянских историков и у арабских историков тоже мы не встречаем, что среди областей, провинций, гаваров Древней Албании была область под названием Дагестан. Если честно, то как объединенная республика, государственное образование, Дагестан появился лишь в двадцатых годах 20 века, и то на условиях автономии. Конечно, исторические процессы на этой территории происходили, но в таком случае писали бы с оговоркой «на территории современного Дагестана». Так нет же. Во всех документах, которые относятся к средневековью, читаем – Дагестан. Немаловажное сообщение из википедии: «С массовым переселени¬ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) происходит тюркизация региона. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остается только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате.» Именно с этого времени исчезает в истории название Албания. Можно смело предположить, что название Древней Албании, которую армяне называли Агванией, Алуанк, арабы – Арраном, тюрки-огузы перевели на свой язык – Дагестан – Даг –гора, стан – страна. Конечно, можно возразить, а какое это имеет отношение, и какие на этот счет доказательства? Но вот вопрос, почему же римляне и греки, вовсе незнакомые с тюрками, называют Албанию также «страна гор»? А еще интереснее, почему же Дагестан, так же как и древнюю Албанию, называют еще «горой языков»? Кажется, ответ прост: в Древней Албании, как и в Дагестане, было много разноязычных племен и народностей. Но позвольте, таких стран, где говорят на многих языках много, в том числе и те, территория которых гористая. Но ни одно такое государство, кроме Дагестана, да и Древней Албании, никто не ассоциирует с горой языков. Многие исследователи считают, что этноним албан надо искать в языках автохтонных народностей Кавказа. Ведь, как известно, Моисей Хоренский сообщал: "… Месроп при помощи их (албанов) создал письмена гаргарского, говора, богатого гортанными звуками". Изобилием гортанных и горловых звуков и сегодня могут «похвастаться» коренные народности Дагестана. В том числе и национальности лезгинской языковой подгруппы: лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы и т. д. Но вначале определимся, кто такие гаргары? О том, что народности Южного Дагестана, в частности лезгиноязычные, являются прямыми потомками Древней Албании ведется много споров. Но вот что пишется в википедии: «…население Кавказской Албании — албаны (не путать с балканскими албанцами и представителями казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги (лезгины), утии (удины), гаргары (рутульцы), чилби, сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племен распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современногоДагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Как видно из этого отрывка, под племенами гаргаров подразумеваются рутульцы. Конечно, это вызовет массу споров. Тем более, на место потомков древних гаргаров претендуют многие народности. Например, ингуши считают себя также потомками гаргаров. В качестве доказательства приводя самоназвание ингушей – «галгай». Но пока оставим в стороне этот спор. Об этом расскажем более подробно в другой работе. Исследователями Древней Албании мало изучены народности предполагаемых потомков этой древней страны, народностей лезгинской подгруппы. По сути, в качестве народности для изучения из всей группы лезгиноязычных народов выбраны только удины. Но на сегодня вряд ли можно говорить о том, что удины сохранили свой древний язык. Сильному влиянию других языков, более всего тюркскому, простите, азербайджанскому, подверглись также лезгинский и цахурский языки. Рутульцы, которые не имели такого тесного соседства ни с армянами, ни с азербайджанцами, ни с грузинами, сохранили в своем языке многие древние слова, которые могли иметь непосредственное отношение к Древней Албании. И вот при помощи данного языка лезгинской подгруппы попробуем разгадать извечную загадку. Для начала разберемся с первой частью слова Албан. Что могло означать слово Ал, или Эл? Вот что пишется в теонимических словарях. «[О КОРНЕ ЭЛЬ-АЛЬ: Эль, аль, оль — «божество», «бог», «владение». Корень этот чрезвычайно древен и присутствует во всех окрестных языковых семьях. В семитских языках слово эль, иль, аль — значит «бог» (эло’им — «боги»), «владыка». Аля, Эля — «богиня». В тюркских — это слово (эль, иль) означает максимальное владение, полное владение, империю, весь мир, божество. В индоевропейских языках оно тоже значит «бог». До позднего времени Ирий (рай) в греческом обозначался словом «элисий» (божественный), в латинском — «элизиум». Отсюда имя Елисей и «Елисейские поля», означающие рай, элисий. Сарматское мужское имя Ильяс (иль-ас) — «владетель асов», или «владыка ас». Имена: Ал — Алин (Алина); Оля, Ольга, Олег. Цвет алый («божественный»).» Вывод: слово «ал» или «эл», а может, это слово звучало и как «ьал», по сути на древних кавказских языках ( и не только) означало –«власть», владеть», «владение». (К примеру, слово, а ныне имя элдар, а во многих языках и «алдар» означало – обладающий властью. Первая часть «ал» или «эл» - власть, вторая часть «дар» - обладать. Слова с окончанием слова "дар" – каламдар (писарь)– калам –перо, дар – обладать, хьукумдар(законодатель) – хьукум (закон), дар – обладатель, хьылымдар ( ученый, мудрец) – хьылым (мудрость) дар – обладать и т.д.). Отголоски того, что слово Ал (алан, ьалан) воспринималось как власть, сохранились и в народных сказках, эпосах. Например, в сказках многих народностей Дагестана и до сих пор можно услышать такое: «.. и тогда падишах издал Ьалан…», то есть повелел, изъявил свою волю. С первой частью слово албан, с со словом «ал», мы уже разобрались. Что же могло обозначать слово бан? Возвращаясь к древним римлянам и грекам - так откуда же им стало известно, что на территории древней Албании позже появится территориальное объединение, которое в обиходе будет называться «страной гор»? Только лишь в том случае, что и тогда она называлась также. Выше, как было указано, мы уяснили, что первая часть названия Албания – АЛ, (могло звучать и Ьал, и Хьал, и Эл, армянские историографы не могли воспроизвести на письме эти звуки, так как их не было в армянском алфавите) означало «владеть» «повелевать», «владения» и т.д. Производные одного и того же корня, что в конечном счете соответствует тюркскому корню слова Дагестан – «СТАН». Вторая часть слова Албания, следуя логике, должно быть связано со словом гора. Но этого слова нет в крупных этносах современного Дагестана, как нет и в соседних языках. Но если этого слова нет в современных языках, то это не означает, что его не могло быть в древнее время. К примеру, на языке самого крупного на Юге Дагестана этноса лезгинов слово гора звучит как «даглар», в множественном числе «дагларар». Нетрудно догадаться что это слово, заимствованное из тюркского языка. С той разницей, что в тюркском языке гора звучит как «даг», а во множественном числе как «даглар». Возникает вопрос. Как же звучало это слово«гора» по-лезгински до появления на Кавказе тюркских племен? Ответа пока, увы, нет. В некоторых малочисленных народностях Южного Дагестана, правда, есть свой аналог слова «даг» - «сыв», «сув», «сувар». В современном рутульском языке слово «гора» звучит как и у соседей - «сыв», но и до сих пор наряду с этим словом употребляется и слово «бан» - гора. И если связать между собой два слова Ал – владетели, владения, и Бан – гора, мы получим слово «страна гор», более известное сегодня как Дагестан. Этим и объясняется столь странное исчезновение в конце первого тысячелетия (в 5-9 веках) территориального объединения, государства Албания (страны гор) в связи с массовым заселением земель, принадлежавших Албании, тюрками-огузами, что, как следствие, вело к тюркизации этого региона, и появлением, как бы из ниоткуда, территориального образования Дагестан, что по сути переводится также как и Албания - «страна гор». (Может быть, это всего лишь совпадение. В рутульском языке и сегодня слово «ал» означает: на, наверху, верх и т.д. И если перевести с рутульского на русский словосочетание ал бана, мы получим словосочетание - «на горе».) И последний абзац. А причем же здесь «гора языков»? Ведь Древнюю Албанию кроме того, что называли «Страной гор», называли еще и «горой языков». К Дагестану выражение «гора языков» имеет отношение лишь образное. Ну, а если Дагестан и вправду является «правопреемником» Древней Албании, то и ответ надо искать там же, в языках потомков древних албанцев. Если мы уже выяснили, что слово «бан» - это гора, то следуя логике что-то общее должно быть с первой частью названия албан, то есть с частью «ал» или «эл». «Ал»-«бан» - страна гор. Слово «язык» у рутульцев, как и у всех лезгиноязычных народов, звучит как «чъел». Игра слов. Схожие по звучании слова «эл» и «чъел». В первом случае это Элбан – страна гор, во втором случае это чъелбан (точнее чъил(ды) бан) –гора языков. Лезгинский вариант «чъаларин бан». Окончание «ды» в рутульском языке и «арин» в лезгинском языке могло только подразумеваться, но в произношении звучать могло как « чъалбан». Когда-то кочевые племена тюрков огузов завоевав Древнюю Албанию стерли из памяти ее обитателей исконное название этой страны. Албания (страна гор) стала Дагестаном что по сути означает одно и то же, но на тюркском языке. Сегодня потомки тех самых тюркоязычных народов (азербайджанцы) хотят отнять у нас, у аборигенов Древней Албании, и нашу Родину, выдавая себя потомками наших предков, (в основном народностей лезгиноязычной группы) древних албанцев. Фазил Дашлай 2011 г. http://www.proza.ru/2011/03/23/1139
|