Природное миролюбие лезгинского народа издревле проявлялось в его уживчивости с племенами, нашедшими приют в Алпане (Кавказской Албании) — Лезгистане. Терпимость и радушная снисходительность лезгин проистекали из сознания своей силы, ибо великодушие — удел сильных, а не слабых... Две матери есть у каждого лезги: Мать, которая родила, и Мать-Родина. Нынче обе матери изнемогают в слезах, муках и унижениях. На наших глазах иноплеменники на куски раздирают Мать-Родину, унижают и оскорбляют Мать прирожденную. Наша жизнь, особенно в постсоветский период, стала настоящим адом. Против нашей молодежи ведется настоящая, неприкрытая охота, их убивают, сажают в тюрьмы, развращают наркотиками. Самое страшное — практически сейчас вся лезгинская молодежь безработная, некуда приложить силы. Сколько же этих лезгин, особенно молодежи, которые выкинуты из жизни и теперь живут, если это можно назвать жизнью, "тихо" досадуя на жизнь, не добившись ни элементарных условий, ни справедливости? Нас кромсают, уничтожают, по одиночке! Когда же, уважаемые лезгины, мы станем объединяться против произвола и издевательства и дадим бой националистам всех мастей?! Когда же мы перестанем цепляться друг за друга по мелочам на радость врагам?! Когда же интеллектуальный потенциал нашей интеллигенции направим на созидание нашего Лезгистана, на восстановление духовных и материальных ценностей нашего народа?! Нас часто пугают Карабахом. Разве сама наша жизнь не является Карабахом? Разве нас не уничтожают физически и духовно и материально и в Дагестане и в Азербайджане? Сколько в упор расстрелянных, пурнутых ножом, сидящих в тюрьмах за простые провинности, за которых другим и не дают и 15 суток?! А сам Карабах? Там погибло больше лезгинских парней, чем в абхазо-грузинской войне! Очень много гибнет наших парней в обыденной жизни из-за их неустроенности, целенаправленных преследований и убийств! Нас просто "тихо-сапо" уничтожают. Активно выступают против произвола наши матери и сестры в Азербайджане. Однако они не получают должной помощи и поддержки от всего населения Лезгистана. Горе каждой лезгинской матери, потерявшей сына вследствие произвола, должно стать горем всего лезгинского народа, а горе народа — горем каждого лезгина. Но мы должны не только горевать, сетовать на судьбу, а коренным образом изменить положение дел, совместными усилиями покарать преступников и их покровителей. Ни одно убийство не должно быть оставлено без наказания... Тысячи лезгин из Азербайджана сейчас скрываются в районах Южного Дагестана от преследований по политическим мотивам. Они вынуждены скрываться и в Дагестане, поскольку и в южных районах Дагестана свирепствуют сотрудники МВД Азербайджана на основе договора с МВД Дагестана, якобы заключенного для борьбы с экстремистами и насильниками. На основе этого договора они хватают всех, кто им попадает в руки в Южном Дагестане, увозят их в Азербайджан и судят их как преступников или отправляют на Карабахскую войну. Раньше, до распада СССР, для нашей молодежи Россия была отдушиной: она уезжала туда, устраивалась на работу и жила. Теперь и в России стало неуютно жить, поскольку мы тоже вошли в число "лиц кавказской национальности". Беженцам из Азербайджана не оказывается никакая помощь, поскольку представители власти Дагестана, в частности, сотрудники Госкомнаца, не находят их на местах и составляют справки, что в Юждаге нет беженцев. Так и живут эти несчастные: собственный дом, Лезгистан, стал для них чужой, не могут спокойно жить и работать. А нас еще пугают Карабахом! То, что с нами совершают, это хуже Карабаха! На войне с честью можно погибнуть за свою Родину, за свои идеалы. За что гибнет наша молодежь сейчас?! За какую Родину, за какие идеи? Убивают и сажают в тюрьмы лучших наших людей. И все это "списывают" на возросшую криминогенную обстановку в целом на территориях бывшего СССР. Все это так и совсем не так! Я знаю это на примере собственной жизни. За три года (1990-1992 гг.) активной работы в "Садвал" на мою жизнь покушались, на меня оказывали давление, чтобы я отошел от общественной работы в лезгинском народном движении. За указанное время не было недели, чтобы я не подвергался угрозам. Я обращался в официальные органы Дагестана с конкретным описанием места, где происходили эти события. Во многих случаях преступников можно было "вычислить" и арестовать. Однако уголовное дело ни разу не было возбуждено, хотя я настаивал на этом. Десятки уважаемых людей-лезгин, занимающих определенные должности в Махачкале, приходили и приходят ко мне, чтобы "Садвал" оказывал им помощь от произвола организованных преступников. Основное требование преступников — не проявлять политической активности, не поддерживать "Садвал" и, естественно, вымогательства... Что творят преступники в мундирах в Азербайджане, ярко описано в Обращении женщин-лезгинок к женщинам Мира. Все это, конечно, отражает официальную политику мафиозных руководств Дагестана и Азербайджана в отношении лезгинского народа. Народ, в недавнем историческом прошлом не уступавший по численности армян-скому или грузинскому народам, занимавший почти всю территорию нынешнего Азербайджана и Южного Дагестана, народ, создавший могущественное государство Алпан (Кавказская Албания, IV в. до н.э. — VI в. н.э.) со своей самобытной экономикой и культурой, народ, сохранивший осколочные государственные образования при завоевателях: персах, арабах, татаро-монголах (Ширван, VI — XVI вв., Лакз, VI — XV вв.), народ, восстановивший единое государство практически на всей территории Алпа-на-Лезгистана в XVIII в. (ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского и Фет-Али-хана Лезгинского), этот народ при царской России и Советской власти посредством фальсификации исторических реалий, обмана и геноцида низведен до положения нацменьшинств в Азербайджане и Дагестане. Из нас фактически сделали манкуртов. Кто знает историю нашего народа, его культуру и выдающихся деятелей?! По существу, правительства Азербайджана и Дагестана проводили за советский период в отношении лезгинского народа политику геноцида, используя при этом все имеющиеся в их распоряжении возможности: 1. Конституционное и законодательное ущемление интересов лезгинского народа в политическом, экономическом и культурном областях. 2. Непризнание лезгинского народа коренным равноправным народом Азербайджана. 3. Официальное, на уровне государственной политики, унижение национального достоинства в обеих республиках; принудительная ассимиляция лезгин в Азербайджане и Дагестане. 4. Непризнание за лезгинским народом права владения, пользования и распоряжения землей, приводными и производственными ресурсами на территории его компактного расселения. 5. Разбазаривание лезгинских земель, заселение их тюрками, даргинцами..., присвоение сырья сельскохозяйственной и иной продукции. 6. Расхищение рыбных богатств Албано-Лезгистана турками и некоторыми дагестанскими народами. 7. Хищническая эксплуатация лезгинских земель — вплоть до истощения их природных ресурсов, в том числе Самурского леса, реки Самур, подземных уникальных вод и нарушения природного баланса, которое с закономерностью ведет к экологической катастрофе в этом регионе и невозможности проживания лезгинского народа. 8. Физическое уничтожение национальных лидеров, лезгинской элиты и молодежи в Карабахской войне. 9. Вопреки воле лезгин установление режима государственной границы внутри народа, нарушающей его политическую, экономическую и культурную целостность, сложившуюся тысячелетиями, тем самым делая необратимым уже начавшийся процесс национальной деградации и люмпенизации лезгинского народа и невозможность его сохранения и развития как самобытной этно-хозяйственной и культурной единицы мирового сообщества народов. С развалом СССР и переходом экономики на рыночные отношения положение народа еще более усугубилось. Лезгиноязычные народы и в Дагестане, и в Азербайджане составляют около 30% всего населения, вклад их в создание материальных основ указанных республик еще более значителен, однако в процессе "прихватизации" лезгиноязычные народы не получили в свою собственность даже 1 % приватизированных и акционированных предприятий. Таким образом, народ целенаправленно лишен всяких основ к существованию. Все это сделано насильственными, варварскими методами, используя власть, рэкет и российские деньги. Поэтому мы должны потребовать от руководств Дагестана, Азербайджана и России восстановления справедливости, возвращения нашей доли национального богатства. Многомиллиардные (сотни миллиардов) льготные кредиты, полученные из России, не дошли до лезгинского народа. Только из одного банка Дербента два года назад даргинцы, живущие в основном в Москве, по прямому указанию председателя Верховного Совета Дагестана М.-А. Магомедова получили 850 миллионов рублей. Ведь тогда это были значительные суммы! Таким способом, вся сумма денег, предназначенная для развития Юждага, ушла в чужие руки. Теперь тот же М.-А. Магомедов, используя власть, прикрывает своих сородичей: банки не могут возвратить отпущенные средства инородцам. Зато те крохи кредитов, полученных лезгинами, забирают жесткими методами. В счет кредитов у них отнимают квартиры, машины... Значительная часть населения лезгиноязычных народов, особенно, в горах, в буквальном смысле голодает. Чтобы как-то выжить, они за бесценок вынуждены распродавать все то ценное, что имеется в доме... Все это происходит при полном безмолвии представителей лезгин во властных структурах и в научном мире. Лезгистан дал немало известных людей: политиков, ученых, военноначальников. Многие из них сейчас подчеркнуто индифферентны к политике, часть — традиционно заидеологизированы. Чтобы сохранить честь своего мундира, часть из них готова разложить авангард лезгинского народа — ЛНД "Садвал", работают в угоду националистическим силам Азербайджана, Дагестана ради сохранения своих кресел, своего благополучия. В течение десятилетий кадровый отбор из нашего народа велся не по интеллектуальным качествам, не по профессионализму, а по принципу "чем хуже, тем лучше", по принципу прислужничества, по принципу предательства интересов народа ради своих личных корыстных целей и устремлений. В связи с распадом СССР главнейшей задачей для лезгин стало сохранение этнического и территориального единства. Эта идея в общем воспринимается всеми. Об этом говорит и Постановление Верховного Совета Дагестана, где сказано о "нецелесообразности установления государственной границы по р. Самур", и Заявления Парламента Конфедерации горских народов Северного Кавказа и Конгресса народных движений и партий Дагестана о невозможности проведения государственной границы внутри единого народа, единой этнической территории. Самое главное — лезгинский народ совершенно однозначно не воспринимает такое решение вопроса. Однако интересы влиятельных националистических сил Дагестана, Азербайджана настолько велики, что все сказанное выше в решениях и постановлениях хотят превратить в пустой звук. Уже строят государственную границу по административной границе Дагестан-Азербайджан... Можно привести тысячи и тысячи других примеров произвола, унижения и оскорбления национального достоинства лезгинского народа за советский и постсоветский периоды. Что мы можем противопоставить ярому национализму, разожженному иноплеменниками мафиозных кланов Дагестана и Азербайджана? Только единство в действиях народа и осознанный лезгинский воинственный Дух непокорности произволу! Этот непреходящий лезгинский Дух не раз ломал становой хребет завоевателей: персов, арабов, татаро-монголов, турок... Лезги не нападал на соседние народы Кавказа, но и они (лезги) никогда не были завоеваны ими! Лезги всегда отвечали на добро добром, на зло — справедливостью. Националисты считаются с силой. Сила раскрепощенного лезгинского Духа утихомирит все чрезмерно разгоревшиеся притязания на наши земли, обильно политые кровью и потом наших предков. Нам надо, наконец, вспомнить, что "клин клином вышибают". Пробуждение лезгинского Духа есть безотчетное, врожденное, кровное чувство национального самосохранения, осознанная каждым Лезги общности своей судьбы и исторической судьбы своего народа. Лезгинский Дух не исчез и исчезнуть не может, поскольку преемственность поколений продолжается. Когда народ внемлет Голосу Предков, когда в нем просыпается Родовая Память, тогда народ становится нацией, т.е. единым, слаженным, совершенным организмом. Народ, не знающий своей истории, не имеет и будущего; потерявший память — не может предвидеть. Народ, не осознавший себя нацией, превращается в толпу. Только единство и осознанный Лезгинский Дух поможет нам обрести неущербное, самоцельное, самоценное чувство лезгинского "Я", утвердит нас на нашей священной Земле. Залогом величия может быть только самостоятельность, самостоятельность как человека, так и нации в целом. Беда нашего народа заключается в том, что он долгое время жил без своей государственности, он потерял вкус к тем преимуществам, которые дает самостоятельность и самоопределение. Иметь свою государственность — это большая созидательная и объединяющая сила. Это великое чувство нашим народом забыто, поэтому он инертен, а семидесятилетний советский произвол и диктат сделали из него послушного раба. Но лезгинский Дух вновь пробуждается. И он свое слово скажет! Административные эксперименты с нашим народом всем известны. Наш народ доведен до крайности. К сожалению, мы плохо умеем управлять законом, правильно использовать его. Сейчас учатся новые лидеры страны, учится парламент, учится и наш народ. Здесь необходима особая трезвость взаимных оценок, нужна новая школа и новый тип взаимодействия власти и народа. Чем быстрее мы откажемся от старой упрощенной формулы, в которой имелись два звена — "всесильный начальник" и "послушный народ" — тем лучше и для власти и для народа. Пока же нас кидает из одной крайности в другую: от холуйства брежневского типа — к бестактному фразерству на митингах, на которых не знаешь, чего больше — неизжитого рабства или элементарного отсутствия культуры. Нам надо беспристрастно разобраться в своих внутренних, политических, экономических, национальных, духовно-нравственных проблемах, острота которых достигла взрывоопасного уровня. Мы должны разобраться — каким должен быть Лезгистан, кто в ответе за сегодняшнее положение дел. Лезгинский народ на всем протяжении своей многовековой истории (IV в. до н.э. — XX в. н.э.) приложил колоссальную энергию, силы и способности в самоотверженной борьбе за независимость, сохранение самобытности и экстерриториальную целостность своей Родины. Лезгинский народ сложился как этнос на исторической территории Кавказской Албании и самосохранился на данной территории. Поэтому лезгины имеют исторически обусловленное преимущественное право на свою территорию. С ней связано и право на жительство, и право на гражданство, и право на получение образования на родном языке, ведение делопроизводства на этом языке, право называться своим собственным именем — лезги и указывать в документах свою национальность. Но главное — это право избирать свою собственную власть, неподконтрольную другим, т.е. право на национально-политическую независимость — суверенитет народа. Национальный суверенитет лезгинского народа выражается в неприкосновенности его этнотерриториальной целостности и неотчуждаемости его прав. Провозглашение национального суверенитета лезгинского народа, являющегося закономерным процессом естественного развития, отрицательно воспринято сторонниками имперского, унитаристского мышления Азербайджана и Дагестана. Идет преднамеренная дискредитация целей и задач лезгинского народа за автономию, идей федерации, самоопределения. В то же время в Дагестане и Азербайджане под шумок унионистских призывов коммунистических демагогов продолжается тихая аннексия лезгинских земель, строительство государственной границы внутри единого народа, что окончательно лишит лезгин самостоятельного этносубъектного существования. Оглядываясь на историю лезгин, мы можем с уверенностью сказать, что наш народ показал себя народом мужественным, воинственным (но не войнолюбивым), честным, трудолюбивым, доверчивым. Об этих качествах лезгин много написано представителями других народов. О высоких моральных качествах нашего народа особенно хорошо знают на Кавказе. Недавно в мои руки попала книга Александра Каландадзе "Водоворот" (Тбилиси, 1976). Книга о грузинском подполье во Франции. Красноармейцы-грузины, попавшие в плен, работали на шахте, готовили совместно с французами восстание. Когда необходимы были твердые гарантии, то грузины требовали друг у друга, чтобы дали "слово лезгина". При этом в сноске сказано: "В Грузии честное слово лезгина исстари считалось самым верным и надежным". К сожалению, наши высокие моральные качества нередко используются представителями других народов против нас же самих. Особенно излишняя доверчивость часто подводит нас. В этом отношении мы имеем массу исторических примеров. Так, Хаджи Давуд, хан Лезгистана, был погублен турками из-за его порядочности и доверчивости. Турки, пригласив его в гости на торжество по какому-то случаю, арестовали и сослали в ссылку на остров в Средиземное море и, по сути дела, погубили тем самым наше государство. Аналогичным образом турки в 1918-1920 годах физически уничтожили лидеров лезгинского народа и захватили власть в Баку. Этим лишили нас возможности восстановить нашу власть, наше государство. Случай гибели абрека-лезгина из-за своей порядочности и доверчивости описывает А. Бестужев в известной повести "Аммалат-бек" Абрек Шемардан со своей группой берет в плен русского офицера и Аммалат-бека под Дербентом. За освобождение абреки требовали выкуп. После небольших переговоров Аммалат-бек говорит: "Попались, так нечего делать: лишь бы ты не заложил беспутной цены за выкуп... Корми да пои нас хорошенько, так присягу даю и честью моей заверяю, мы не задумаем ни бить тебя, ни бежать от себя". Однако Аммалат-бек тут же отступил от своей клятвы и обманным путем убил Шемардана... Такими примерами полна и нынешняя наша жизнь. Думаю, что никто не забыл, как два года тому назад председатель Верховного Совета Дагестана М.-А. Магомедов публично обещал назначить прокурором Дагестана лезгина, а затем, когда мы поверили и успокоились, назначил на эту должность своего соплеменника. А совсем недавно также уверял восстановить справедливость — назначить мэром города Дербента лезгина (после майских событий в Дербенте). Мы опять поверили и успокоились, а он вновь нарушил свое слово... И после всего этого мы, лезгины, еще обращаемся к нему за решением каких-то проблем лезгинского народа! Не пора ли нам опомниться, уважаемые лезгины?! Обращаясь к соотечественникам, хочу сказать: требуйте решения вопросов и проблем, стоящих перед нашим народом. Но не будем забывать древней пословицы: "На бога надейся, но сам не плошай". Не жди, что кто-то будет решать проблемы твоего народа за тебя или без тебя, учи своего ребенка родному языку, воспитывай в нем уважение к родному народу, его культуре, истории, памяти предков... Не жди, когда сосед начнет это делать, делай сам, исходя из того, что если ты не будешь беречь свой народ, то никто во всем огромном мире не будет этого делать. Помни, что от тебя одного зависит судьба твоего народа, и у тебя появится сила, уверенность в благородстве и успехе твоего дела. И тогда сосед тоже последует за тобой, а за ним пойдет и другой. Наше дело правое, потому что истинное и святое, поскольку нет ничего истинное и святее родной матери, отца, а народ — это наши матери и отцы, они нам дают жизнь, родной язык, мораль, имя, т.е. все то, что делает нас людьми. Не признавая, не уважая их, мы отрываем себя от корней, перестаем понимать, где верх, где низ, что такое плохо и что такое хорошо, и начинаем считать, что нет на свете ничего более достойного, чем наш желудок, и наполнению его отдаем всю свою жизнь... Вспомним Гасана Алкадари, поэта, ученого и патриота, который писал более 100 лет тому назад: Проснитесь, лезгины! Иные пришли времена, Но братья-лезгины никак не очнутся от сна... Пускай обучаются грамоте горские дети! Кругом оглядятся, подумают сами о многом. ...имя человека пристанет ли раболепствующим? На рассчитывай, сынок, легко и просто заслужить звание человека. Если, как в старых сказках, девы устремятся на тебя, Жертвуй жизнью, сынок, мгновенно, не колеблясь. Будет ли сыто сердце счастьем собственного лишь сына, Когда несчастлив народ, обойден свободой и правдой... Пусть его слова станут той кровью, которая будет двигать наши сердца и наши действия, давать пищу нашему разуму, пусть они станут лучом света, освещающим нашу дорогу. Наши предки дорогой ценой отстояли нашу землю, сохранили народные традиции, богатый фольклор, сберегли нашу материальную и духовную культуру. Что же мы оставим детям, внукам? Рабство в новых формах? Что мы им скажем? Не сумели защитить землю, собственный народ, упустили шансы на достойную жизнь из-за функционеров, берегущих свои кресла, из-за тех, кто не ведает, где его народ и продает его интересы. Каждый из нас должен, обязан думать о будущем нашего народа, защищать его интересы, содействовать сохранению и приумножению того, что передано нам предками. Мы должны объединиться и действовать в рамках международных законов о правах человека и зависимых народов, поскольку сейчас эти правовые акты признаны всеми государствами. Если мы сейчас не примем чрезвычайных мер, то мы все погибнем от произвола и унижений. Этот беспредел необходимо остановить! Для этого всем нам необходимо осознать: 1. Без серьезной организации нам не решить ни одну проблему. Такая организация у нас есть — это МО ЛНД "Садвал". В данных условиях нам необходимо укрепить "Садвал", очистить ее от позеров, прихлебателей, крикунов, пустозвонов и т.д. Чем больше в "Садвал" будет честных, умудренных опытом, решительных людей, тем быстрее мы решим стоящие перед нашим народом проблемы. В каждом селе, в каждом населенном пункте должны функционировать первичные организации "Садвал", которые в первую очередь должны решать местные проблемы. Мы все должны осознать, что в жизни лезгинского народа "Садвал" — не случайное явление. Оно выросло из самого народа как выразитель его заветных чаяний и надежд. Так давайте же совместными усилиями наладим его работу так, чтобы "Садвал" оправдал эти надежны народа! "Садвал" — единственная общественно-политическая зарегистрированная организация, на которую официально возложено решение всех вопросов, касающихся лезгинского народа, включая вопросы воссоединения и самоопределения, вопросов, связанных с политическим, социально-экономическим и культурным развитием народа. Поэтому мы очень бережно должны относиться к "Садвал". 2. Все лезгиноязычные народы восходят к одному корню — каспиане-алпаны (албаны) — лезги (леки). Они близки как пальцы на руках. Ни одна часть народа лезги не в состоянии в отдельности выйти из кризиса, бороться против произвола. Лезги-единый народ. Где бы мы ни находились, мы должны помогать друг другу, помогать своей Родине. Каждый из нас должен думать о судьбе народа, помогать ему, да и народ должен думать о судьбе каждого лезги, защищать его интересы, где бы он ни жил. Нашим девизом должно быть правило: "Народ — за каждого лезги, каждый лезги — за народ!" 3. Коммунистическая идеология глубоко осела в нашем народе. Она столь же привлекательна, сколь и обманчива. Обманчива потому, что осуществить ее на практике невозможно. Нам необходимо отречься от нищенской уравнительной психологии. Все мы должны стремиться быть богатыми. В этом деле мы должны помогать друг другу, а не препятствовать появлению богатых людей. При этом каждый из нас не должен останавливаться на достигнутом: если ты посвятил себя врачебному делу, то следует стремиться быть самым выдающимся врачом, если ученым — выдающимся ученым, бизнесменом — самым активным и преуспевающим и т.д. При этом свою профессиональную деятельность необходимо сочетать с политической. Без активной политической деятельности каждого мы ничего существенного не добьемся. 4. За годы произвола против лезгинского народа наиболее активная и дееспособная часть его оказалась за пределами Лезгистана, в основном в России, Средней Азии, на Украине и т.д. В результате, строим, создаем, умножаем богатство Туркмении, Казахстана, Киргизстана и многих других республик, а сами сидим и скорбим у разбитого корыта. Многие лезгины укоренились за пределами Лезгистана. Но теперь и в указанных регионах бывшего СССР лезгинам стало не сладко. Часть из них возвращаются. Местным органам в Лезгистане необходимо максимально помогать возвращающимся: в получении земли, в строительстве дома, в организации собственного дела и т.д. В принципе, возвращаться на Родину следовало бы всем. Лезгины располагают огромной территорией, равной двум-трем Дагестанам. Когда мы уезжаем, то наши ме- ста занимают иноплеменники. Ради этого нас и выдавливают из Лезгистана. Я понимаю, что людям в возрасте трудно сорваться с обжитого места и переехать, если даже последнее является его родиной. Конечно, старое дерево невозможно пересадить на новое место. Но ведь возможно переселить на родину своих детей. Это крайне необходимо. Будет еще лучше, если они возвратятся на родину со своим делом, с достаточными средствами. А таких много, им следует глубоко подумать о своей судьбе, о судьбе своего народа, о судьбе своей Родины. 5. Лезгинский народ ни в Азербайджане, ни в Дагестане не является ни национальным меньшинством, ни малочисленным народом. На огромной территории Восточного Кавказа, равной двумтрем Дагестанам, лезгинский народ был и остается одним из крупнейших народов Кавказа со своей богатой историей, экономикой и культурой. В Азербайджане, отчасти и в Дагестане на значительной территории среди части лезгинского населения насильно поменяли язык. Но это не значит, что лезгины перестали быть лезгинами! Нам необходимо вернуть на всей территории Лезгистана лезгинские названия топонимов (названия местностей), ойконимов (названия сел, местностей, городов), гидронимов (названия рек, озер), урбонимов (названия крепостей, улиц, ворот, площадей, базаров), а также национальность. Нам не следует более писать в паспортах обезличенное "азербайджанец"! 6. Наша молодежь оказалась в исключительно трудном положении. Она безработная, ее развращают наркотиками и алкоголем, ни за что сажают в тюрьмы, убивают... Необходимо принять экстренные меры для спасения молодежи, дать ей возможности работать и зарабатывать. Для этой цели многие возможности мы не используем или используем очень плохо. Это, к примеру, служба по найму в российских войсках, дислоцированных в южном Дагестане, таможня и т.д. В указанных структурах до 80% должна служить лезгинская молодежь... Во всех населенных пунктах необходимо создавать спортивные площадки, спортивные секции; все культурные учреждения должны быть отданы молодежи. Для выполнения вышеуказанных задач каждый государственный служащий и коммерческие структуры до тех пор, пока найдем средства, должны выделять 5% из своего заработка. Сбор и расход этих средств должны быть поставлены под строгий общественный контроль. 7. Необходимо срочно прекратить распри внутри народа: местным администрациям и правоохранительным органам вести работу так, чтобы проблемы у жителей не возникали. Любые вопросы необходимо решать на основе российских законов, местных обычаев и намуса. Необходимо выдвигать и ставить в руководство районов и населенных пунктов людей не запятнанных коррупцией, патриотов, которые служат народу, а не высокому начальству. Предателей и прислужников (при наличии конкретных фактов) общим джамаатом осудить, не оставлять у них властных функций. Для борьбы с организованной преступностью, распространителями наркотиков и т.д. во всех населенных пунктах организовать группы защиты, официально оформить их, согласно закона. Там, где их невозможно регистрировать, организовать такие группы на общественных началах. Используйте их для защиты населения и отдельных лиц, производственных помещений, имущества и скота... Всем, кто подвергается вымогательствам, шантажу, преследованиям по политическим мотивам и т.д. составить "досье" на этих лиц, негласно разместить эти материалы в нескольких местах, например, у друзей. В случае чего никто из преступников не уйдет от ответственности. Нам необходимо подготовить и выпустить книгу о геноциде против нашего народа. Все факты произвола и целенаправленных убийств необходимо описать и передать руководству "Садвал". 8. Лезгинский народ никогда не ходил с протянутой рукой. Он всегда зарабатывал на жизнь сам. Более того, за наш счет жили и живут многие другие народы. Поэтому подумаем, кто пользовался и пользуется нашими природными богатствами (рыбные богатства, источники воды, пастбища, сельскохозяйственная продукция)? Пора все это поставить на службу своего народа. По самым скромным подсчетам ежегодно Азербайджан должен нам платить за нашу воду (питьевую и техническую) 300-400 миллиардов рублей. Каждый день иноплеменники на наших таможнях кладут в карманы до миллиарда рублей. А рыбные богатства? Так берите их в свои руки! Тогда появятся средства не только на модернизацию хозяйства, но и на помощь неимущим слоям населения, на создание условий для молодежи и т.д. Историю народа делают личности, поддержанные народом. Никакая выдающаяся личность ничего не добьется, если не получит поддержки народа. Народ также ничего не добьется без выдающихся лидеров, без соответствующей организации (народного движения, партии и т.д.). Эти простые истины нам всем следует осознать, понять и использовать в практической жизни. Десятилетиями деятельность лезгинской интеллигенции жестко контролировалась, многие из них подверглись гонениям, необоснованным репрессиям, ибо жрецы "старой и новой" политики понимали и понимают, что, сведя на нет интеллигенцию, выдающихся лидеров народа, можно свести на нет и сам народ. Отсюда и проистекают целенаправленные убийства лезгинских лидеров, выдающихся лезгинских деятелей. При необходимости избиения какого-либо должностного лица-лезгина, ученого, работника культуры или любого им неугодного человека, всегда на них натравливались лезгины. К сожалению, таких "патриотов" — лезгин часто находили. Глубоко уверен, что никогда с нами никто и ничего не сумел бы сделать, если мы сами не помогали им в этом. Нам следовало бы это знать. Хватит нам цепляться друг за друга и тянуть народ назад. Давайте будем смотреть на жизнь шире и глубже, давайте помогать друг другу, прекратим всякие интриги, будем двигаться вперед. Давайте попробуем претворить в жизнь этот тезис и мы все увидим, что жизнь наша коренным образом изменится. Когда задумали что-то делать, не надо об этом "кричать" на каждом углу, а необходимо без шума, по-деловому выполнять! Многие наши планы рушатся из-за такого "крикливого" подхода. Нам необходимо восстановить наши исконные производства: овцеводство, ковровое дело, керамическое и ювелирное искусство, шелководство, производство натуральных красителей (марены) и др. Мы располагаем прекрасными условиями для курортного дела и туризма... Необходимо перейти на более рентабельное производство сельскохозяйственной продукции. Консервные заводы необходимо модернизировать, производить в них продукцию нужную и конкурентоспособную на мировом рынке. Одним словом, нам необходимо много делать и переделывать. Но самое главное — нам необходимо переделать самих себя! Рыночные отношения — это реальность. Нам всем необходимо пробудиться от спячки. Времена беспечности, праздности и коммунистических мечтаний прошли безвозвратно. Мир свободных рыночных отношений — это не театр увеселений, игры и забав, а мастерская по претворению в жизнь навыков, способностей и творчества. 10. Особо мне хочется обратиться к лезгинской молодежи. Вы — наше будущее, судьба Лезгистана находится в ваших руках. Об этом знают националисты, поэтому против вас организована настоящая охота: вас развращают наркотиками, алкоголем, лишают вас жизненных условий, сажают в тюрьмы практически ни за что, уничтожают разными способами (натравливанием друг на друга, в Карабахской войне и т.д.). Мы должны совместно противостоять этому произволу, быть на высоте. Готовьте себя к лишениям, к настоящей и честной борьбе, ибо свобода так просто не дается. Помните призыв великого лезгинского поэта Ильяса Низами: "До каких пор будешь склонять свою голову перед низкими людьми? До каких пор будешь подручным бесчестья?.. Чтобы не ударили кулаком по твоей голове, подними свои плечи высоко, как утесы. Против деспотов надо быть как шиповник, надо быть храбрым молодцом, чтобы ты мог свободно обнимать букет роз, держи оружие наготове, как шипы, охраняющие розы... Когда ты вступаешь в борьбу, пусть сердце твое будет сердцем льва; смелость — залог победы. Благодаря своей отваге лев выходит победителем из своих схваток". Вы сейчас строите свое будущее и будущее ваших детей. Будьте достойны славных поколений лезги, которые сумели сохранить для нас нашу Родину, нашу культуру и образ жизни. Мы — лезги, а они никогда ничего и никого не боялись! Лезгины! Отцы и матери, братья и сестры! Никогда еще наш народ не оказывался в таком сложном и опасном положении, как сейчас. Над нами навис домоклов меч открытого геноцида и сведения на нет лезгинского народа как такового. Никто, ни стар, ни млад, не имеет права быть безразличным к происходящим событиям. Только наше единство и совместные действия помогут нам преодолевать тяжелые последствия советского и постсоветского периодов, вернут нам лицо нашей нации. Наш народ несколько напуган прежними неудачами и репрессиями, но думаю, что народ, который пережил римское, иранское, арабское, татаро-монгольское, турецкое и другие нашествия и при этом вписал в эти эпохи немало героических страниц, народ, имеющий древние государственные традиции, несмотря на все препятствия сохранивший и развивающий свой родной язык, культуру, народ, известный своим трудолюбием и настойчивостью, конечно, найдет в себе силы и организованность для создания условий дальнейшего национально-культурного и политического развития. Мы хотим одного: быть народом, оставаться лезги, быть хозяином на своей земле, где наши предки жили тысячелетиями. Мы вправе использовать все законные средства для того, чтобы наш народ чувствовал себя уверенно в собственном доме, на собственной земле. Мы не требуем для себя исключительных прав и привилегий, не претендуем на чужие земли, а хотим жить с чувством собственного достоинства, быть равным среди других народов. Верю, что общими усилиями мы обязательно это достигнем! Председатель Международной организации ЛНД"Садвал", профессор Абдурагимов Г.А. http://forum.hayastan.com/index.php?s=246eec0d2995dcfbaeb806339707e76f&showtopic=36906&mode=threaded
|