В начале месяца аналитический центр "Митк" совместно с Институтом востоковедения Национальной Академии наук Армении организовал международную конференцию на тему "Государственность Кавказской Албании и ее этнокультурное наследие". Как известно, любые мероприятия такого рода сразу же привлекают к себе пристальное внимание азербайджанских аналитиков и историков. И на сей раз высказываний было немало. В их числе - интервью Арифа Юнусова, директора департамента конфликтологии "Института мира и демократии" в Баку. Господина Юнусова я знаю лично и не могла не познакомиться с его мнением. Впрочем, увы, ничего нового. Аналитика возмущает почти все: и сам факт проведения конференции, и ее "ненаучный", "политический" характер, и состав участников, и доклады... Юнусов безапелляционно утверждает, что "цель настоящего мероприятия - не проведение научной конференции для выяснения все еще многочисленных "белых пятен" в истории Кавказской Албании. Цель более чем прозаическая и примитивная - проведение идеологического мероприятия против Азербайджана". К тому же Юнусова волнует "албанский вопрос", так как с ним связана его весьма вольная интерпретация истоков карабахского конфликта: он тщится убедить читателей, что "в 70-80 годы прошлого столетия развернулась борьба армянских "историков" вначале за наследие Кавказской Албании, а потом это легло в основу территориальных претензий к Азербайджану". Как говорится, с больной головы да на здоровую. Что ж, давнее высказывание о том что "нет истории, есть лишь историки", не лишено оснований: новейшие изыскания историков открыли, что еще до нашей эры некоторые конкретные историки писали свои труды, выполняя политический заказ и, что называется, "с потолка" брали и факты, и цифры. Сначала наука была элитарной и пыталась познать все. Потом наступил век Просвещения, когда попытались научить мыслить всех. Я вовсе не желаю вступать в бессмысленную полемику с Юнусовым, равно как и с остальным экспертным сообществом Азербайджана, уже давно сделавшим карьеру на политизации и фальсификации истории не только нашего региона, но и смежных исторических территорий и государственных образований. Станислав Ежи Лец говаривал: "Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться". Это высказывание нередко вспоминается мне, когда выпадает случай познакомиться с азербайджанскими историческими изысканиями. Ведь, согласно азербайджанским историкам, азербайджанцы - это прямые наследники и тюрок, и иранцев, и мидян, и еще Бог знает кого. И наследие многих мыслителей и ученых древнего Востока, где не было Азербайджана как нации и государства, в Азербайджане еще со времен СССР волюнтаристски и ничтоже сумняшеся приписывали себе. А в последнее время там увлечены своими якобы общими культурными и антропологическими корнями с норвежцами - новая мода, связанная, надо полагать, с евроинтеграцией, натоизацией, и навеянная нефтяными ассоциациями. Исходя из такой логики, Кавказская Албания, не имеющая ничего общего ни с современным Азербайджаном, ни с генезисом азербайджанцев, - это Азербайджан. Посему Юнусова и возмущает, что "никого из Азербайджана организаторы не удосужились пригласить", и полагает, что проводить конференцию без азербайджанских историков - "это то же самое, что изучать историю, скажем, Англии без английских историков или Грузии без грузин". Перебор, господа... Выходит, историю Ванской или Мушской области армяне должны обсуждать лишь в присутствии турецких ученых, а историю Египта либо вообще не изучать, либо лишь в присутствии арабов, нынешних жителей долины царей. Вернемся к данному конкретному случаю: при чем тут азербайджанские историки? Почему так волнуются азербайджанские историки и эксперты при одном лишь упоминании Албанского царства? Не потому ли, что им самим было бы желательно переписать историю, вернее, обрести ее за счет Кавказской Албании? В отличие от азербайджанских историков, армянские никогда не утверждали, что Кавказская Албания - это часть Армении и не притязали на этнокультурную тождественность (нам и своей хватает), хотя история этой страны теснейшим образом переплетена с армянской. Кавказская Албания, одно из древнейших государств на территории восточного Закавказья (не путать с современной Албанией), впервые упоминается во времена Александра Великого у историка Арриана. Население Кавказской Албании изначально представляло собой союз 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи, таких, как албаны, гелы, леги, утии (удины), гаргары, чилби, сильвы, лпины, цоды. Уже в Iв. до н. э. ее народ вместе с народами Армении и Грузии вел борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье (походы Лукулла в 69-67 и Помпея в 66-65 до н.э.). В 116г. Траян, ненадолго превратив Армению в римскую провинцию, "дал албанам царя". Однако вывод римских войск из Армении вернул албанам относительно независимое положение. Бедствия, которым подверглась Армения в IIIв. из-за персидских нашествий, заставляли многих армян искать временного прибежища в Албании, что способствовало социально-экономическому развитию этой страны. В III-Vвв. н. э. складываются феодальные отношения, ускорившие утверждение здесь христианства как государственной религии. Албанская церковь, возглавлявшаяся автокефальным католикосом (первым католикосом был умерший в 596 Абас), была тесно связана с армянской. На соборе 705г. была заключена церковная уния между двумя церквами, и албанский (Агванский) католикосат стал подразделением армянской церкви. Агванский католикосат просуществовал до 1836г., а армянский язык оставался богослужебным языком удин (потомков албанов) до конца ХХ века. Единственным же известным языком самой Албании является агванский, иначе "гаргарейский", письмо для которого было создано Месропом Маштоцем после христианизации этой страны. По данным современной лингвистики, агванский был предком современного удинского языка. В эту эпоху получила развитие албанская письменность, созданная изобретателем армянской письменности Месропом Маштоцем в начале Vв. Впрочем, армянский язык - язык двора и церкви - мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. В Vв. Кавказская Албания была одним из активных участников антисасанидского восстания (450-451), руководимого армянским князем Варданом Мамиконяном. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхала (современный Казах), который служил тогда летней столицей албанских (а ранее армянских) царей. Увы, в 461г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована. В 552г. в Восточное Закавказье вторглись племена савир и хазар. В VII-VIII веках через территорию Албании, сменяя друг друга, проходили хазары и арабы, боровшиеся за контроль над регионом. А с массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XIв.) идет тюркизация Кавказской Албании. Большая часть населения была мусульманизирована Халифатом. Албания, как государство, отошла в лоно истории, а ее народ растворился в других этносах, в том числе армянском, удинском и других. Основным подробным научным источником по истории Албании (др.- арм. Алуанк, нов.-арм. Агванк) является "История страны Алаунк", принадлежащая перу армяно-албанского историка, уроженца области Утик Мовсеса Каганкатваци (Каланкатуаци). Новые научные изыскания по истории Албанского царства немногочисленны и тем самым ценны вдвойне. Но именно научные! А то, что на упомянутой конференции армянским ученым приходилось говорить и об азербайджанских поползновениях на историческую науку, так это вовсе не по причине "ненаучной" позиции армян. Исследования по Кавказской Албании в Азербайджане, на территории которого расположены основные археологические памятники этой древней страны, мягко выражаясь, сильно политизированы (достаточно назвать фамилии главного "албановеда" академика Зии Буниятова и его молодой ученицы и последовательницы Фариды Мамедовой). Вот почему Юнусов и говорит о конференции как о попытке "нанести удар вообще по азербайджанской науке". Ничто так не похоже на истину, как тщательно продуманная ложь, доступная по форме. Такая ложь более походит на истину, чем сама истина. Несомненно, азербайджанскими экспертами и историками движут "добрые" побуждения. Но добрые дела фанатика имеют злые результаты, ангажированная политизация науки не даст добрых плодов. Творить добро прекрасно: но для этого надо, во-первых, знать, что это такое; во-вторых, уметь отличить его от зла; в-третьих - уметь вовремя остановиться. Тимур АЙТБЕРОВ, профессор Дагестанского государственного университета - Проблема Кавказской Албании имеет чисто научный и политический аспекты. В наше время стало очевидно, что на территории Кавказской Албании как первого албанского царства, существовавшего в эпоху Аршакидов, так и второго царства, созданного при помощи выходцев из Армении уже на развалинах Арабского халифата, сейчас существует Азербайджанское государство, в котором ведется политика уничтожения местных коренных дагестанских народов. В конце XIX века в Закатальском округе аварцы составляли более 50% населения или порядка 40 тыс. человек, в 1914 году их численность составляла 52 тыс. человек. По итогам же переписи населения 1926г. число аварцев сократилось до 15 тыс. Рубен САФРАСТЯН, директор Института востоковедения НАН РА - Проведение симпозиума является своеобразным приглашением к началу серьезной исследовательской работы по различным аспектам проблемы Кавказской Албании. Закономерно, что такая инициатива исходит из Армении, поскольку именно армянский этнос дал сильнейший политический и духовный импульс для генезиса албанской государственности, и именно армянская историографическая традиция сохранила основной комплекс сведений об этом государстве. Со стороны Азербайджана со все возрастающей настойчивостью предпринимаются попытки перенести различные ненаучные аспекты нашей реальности в историческую действительность. Проведение исторического исследования по Кавказской Албании позволит постепенно свести на нет подобный подход к исторической действительности, тем более, что эта государственность требует серьезного и объективного исследования. Это процесс совместного поиска истины, в ходе которого, в результате столкновений различных подходов и мнений, создаются основы для достижения более глубокого понимания исторической действительности. Надеемся, что к этому процессу в дальнейшем присоединятся и ученые из Азербайджана. Шушан ХАТЛАМАДЖЯН, Институт гражданского общества и регионального развития http://karabah88.ru/history/azerbaidjan/02.html
|