На прошедшей Международной книжной ярмарке во Франкфурте Азербайджан среди прочих своих изданий представил альбом “Памятники Западного Азербайджана”. Этот глубоко научный труд стендисты едва не силой всучивали посетителям своего раздела. И неспроста, ведь в качестве “Западного Азербайджана” там представлена вся нынешняя Армения со всеми ее историческими и архитектурными памятниками. Альбом на французском языке издан в прошлом году Министерством культуры и туризма, автор некий Азиз Алакбарлы. На обложке три памятника: античный храм в Гарни, ереванская Гей-Мечеть и крепость Амберд. Разброс большой, концептуальный — обозначены, по мысли автора, главные координаты памятников “Западного Азербайджана”. Азербайджан же, в целом — это, как всем уже известно, колыбель цивилизации. Чтобы кто-нибудь ненароком не запутался в сторонах света, в альбоме помещена карта Армении, то есть, по мнению агрессивного Алакбарлы, Западного Азербайджана, предмета его исследований. Впрочем, это не его убогая идея. Альбом предварен двумя текстами, как бы эпиграфами. Один, отмеченный 18 декабря 1997 г., принадлежит перу Гейдара Алиева: “В течение двух последних веков из-за политики этнической чистки и геноцида, целенаправленно реализуемой против азербайджанцев на Кавказе, наш народ испытывал трудности и лишения, переживая национальную трагедию. Азербайджанцев изгоняли с территорий, которые ныне называются армянскими, с земель, которые исторически и этнически принадлежат азербайджанскому народу. Наш народ подвергали массовому уничтожению, тысячи исторических и культурных памятников разрушены”. Стареющему родителю, некогда члену политбюро СССР и президенту Азербайджана, вторит 29 декабря 2005 года Алиев-младший, тоже президент. Мысли, конечно, те же, по наследству. Так что всем людям азербайджанской науки ярко светит путеводная звезда, к которой нужно стремиться. И стремятся закусив удила. И получается радужная картинка: народ изгнали, уничтожили, тысячи памятников разрушили, и вот надо же — столько шедевров уцелело... Сильный духом народ, живучий. Альбом занятный, если не сказать смешной. Идиотский. Автор, например, утверждает, что “после завоевания русскими Иревана и Ордубада, согласно Туркманчайскому договору 1828 года, ситуация коренным образом изменилась. После создания буферного государства армян-христиан... Россия в 1828-1829 гг. организовала переселение огромного числа армян на территории, принадлежащие Ирану, а также Турции (1830). Трансмиграция, принявшая более интенсивный характер в последующие годы, сопровождалась давлением на турецкую популяцию”. Вот такие и подобные глубокие мысли. Азербайджан освоил высоты мировой науки. Подлинным достижением самодостаточного Азиза Алакбарлы является обнаружение древнейших турок, которые стали авторами наскальных рисунков в Зангезуре и прочих местах Армении. Как он определил этническую принадлежность скалописцев, в книге нет ни слова. Турки же, по его мнению, расставили по кругу камни в Караундже и сотворили доисторическую обсерваторию. Они же были строителями крепости Тейшебаини, которую мир по простоте душевной считает урартской. Как и Эребуни. Так и пишет, мол, “Эребуни — древняя турецкая крепость”. Как и Гарни, говорит, по древнетурецки “Гаргар”, стало быть, и храм тоже турецкий. Этот глубоко научный метод действует безотказно. Берет Азиз-изыскатель любой полюбившийся объект, отуречивает название — и чудом рождается древнетурецкий исторический или архитектурный памятник. Параллельно шустрый Азиз обнаруживает еще один удивительный народ — “армано-турок христиан”. Это они построили “Шакагат”, “Учкилиса” — т.е. “Эчмиедзин” или “Гирмизиванг” — церковь Кармравор в Аштараке. Бред у малого крепчает, наверняка он в процессе создания альбома не раз и не два припадал к живительному источнику знаний от отца и сына Алиевых. Поэтому не ограничивается собственно Арменией и обращает свой орлиный взор в сторону Ани, где и вовсе все создали те же “армано-турки христиане”, например, “Гаргаванг” — Гагкашен. Интеллектуальный потенциал автора безграничен. Так, он утверждает, что знаменитый некрополь в Норатусе — это “турецкое кладбище”. Но почему на картинке хачкары? Впрочем, и этому есть объяснение. Это кладбище “армано-турок христиан — ветвь ислама в этом регионе”. Азиз Алакбарлы при этом ни словом не вспоминает хачкары в Джульфе, уничтоженные с ведома высшей власти. Правда, то кладбище они называли албанским. Ученый муж обнаруживает еще один этнос — “албано-турок”. Эти и вовсе построили все то, что не построили “армано-турки христиане”. Агарцин, Хоранашат, Арич и далее длинный ряд армянских шедевров. “Сагмасаванг” возвели уже просто “турки-христиане”, без участия “арманов”. Тогда почему срыли в пыль сотни “албанских” церквей, монастырей и хачкаров Нахичевана? “Герчай”, то есть Гегард, и вовсе “турецкий монастырь с элементами мусульманской турецкой архитектуры”. Этот параноидальный бред подкреплен кроме упомянутых царских эпиграфов также отзывами величайших ученых Азербайджана — сплошь докторами и академиками, которые взахлеб превозносят достоинства альбома. Вот один только: “...Памятники Западного Азербайджана отражают особый колорит национального искусства и быта этой древней земли. ...Историю нельзя фальсифицировать, ибо надписи на камнях говорят сами за себя. ...Памятники на территории исторической Иреванской губернии, которая с древнейших времен была родиной тюрко-огузских племен, принадлежащих к азербайджанской народности”. Дремучая галиматья? Разумеется. Но мы-то что? Чем и как мы отвечаем на этот восхитительный наукообразный бред, возведенный на государственный уровень? Какие книги и прочую литературу мы показываем и дарим во Франкфурте, Москве и прочих выставках, не обязательно книжных? Есть ли у нас в достаточном количестве литература для специалистов и, главное, не для специалистов, на иностранных языках, где бы коротко и ясно была бы представлена история Армении и ее культуры. Что издает по госзаказу наше Министерство культуры в перерывах борьбы с армянским театром? Сказать, что подобной литературы нет, было бы неверно, речь не о сугубо научных трудах, а о популярных. А Музей армянской архитектуры? Он мается в небольшом помещении, без стационарной экспозиции, и показать наше наследие заезжему гостю целая проблема. Между тем шустрые соседи, явно опьяненные нефтяными парами, сил и средств не жалеют, стремясь сдуру доказать, что весь регион был вотчиной то ли “армано-турок”, то ли “армано-турок христиан”. Совсем ребята запутались. Например, монастырь “Ганлиджа” — Мармашен — говорят, построили “турки-христиане”, а монастырь “Кечарус” — Кечарис “армано-турки”. Тонкая игра в науку. Пока определяли, небось все остатки разума расплескали. Самое смешное, что нигде в книге не упомянуты в качестве зодчих-строителей сами азербайджанцы. Они-то где были в то славное время, когда огузы и прочие каракоюнлу стучали молотками и возводили христианские церкви — остается тайной. Право, забавные у нас соседи. Дети природы, одним словом. “Халва, халва” — беспрерывно причитают они, уверенные, что во рту станет сладко, а вокруг все древнее и еще древнее. Не хочется думать, что все, кому попалась эта бредовая книга, дураки, но все же... Карэн МИКАЭЛЯН http://karabah88.ru/history/azerbaidjan/35_armano_turki.html
|