А.Ю. Шадже Внимание к Кавказу – традиционно в мировой социальной науке. Усиление российского интереса с конца 80-х годов обусловлено стремлением к сохранению своей целостности. Запад, который ранее ограничивался составлением футурологической карты Кавказа XXI века, ныне объявил Кавказ зоной своих геополитических интересов и резко осуждает кавказскую политику России. По существу политика федерального центра на Кавказе базируется на силе и сиюминутных решениях, игнорирующих объективную реальность и региональную специфику. Кавказ по воле российских политиков оказался разделенным дихотомически: на российский (северный) Кавказ и нероссийский (южный) Кавказ. Но Кавказ един и неделим, ибо неделима не только экологическая, но и его социокультурная целостность. Дело в том, что, несмотря на этническое многообразие, народы Кавказа являются носителями ряда объединяющих духовных ценностей. Таковыми называются “кавказская цивилизация”, “кавказское гостеприимство”, “кавказская ментальность” и т.п. Кавказоведы-историки в последнее время предпринимают попытки нового осмысления истории Северного Кавказа. Анализируя обозначившиеся позиции применения цивилизационного подхода к данному региону, В.В.Черноус определяет кавказскую горскую цивилизацию “полиэтничностью, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации” [1]. Однако социокультурные процессы, происходящие на Кавказе, отчасти и на Северном Кавказе, менее изучены в философско-социологическом и культурологическом аспектах. Причем следует отметить складывающееся негативное отношение к кавказской цивилизации. В.А.Авксентьев, аргументируя тезис о том, что Северный Кавказ ныне переживает этап регионогенеза, отмечает, что он (северокавказский регионогенез) “может выступить в перспективе предпосылкой становления общих форм жизни, которые и можно будет обозначить как северокавказская цивилизация” [2]. Что касается Кавказа, то он – «...ареал постоянного кросс-культурного взаимодействия, все рассуждения о существовании некоей “кавказской цивилизации” не выдерживают научной критики» [3]. Есть, однако, и другая точка зрения, которая утверждает существование единой “кавказской цивилизации”, главной характерной чертой которой является интенсивнейшее взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий [4]. Однако напрашиваются исходные вопросы: что Р.Г.Абдулатипов понимает под цивилизацией? Каков (или каковы) существенный отличительный признак понятия “кавказская цивилизация”? Может ли кавказский этикет выступать как основа кавказской цивилизации? Разумеется да, если под цивилизацией иметь в виду общность людей, характеризующуюся данной духовной ценностью. В этом смысле точка зрения философа имеет свой мотив и свою научную аргументацию. Кавказская цивилизация объясняет цивилизационные процессы, происходящие сегодня на Кавказе. Однако она не передает социальный опыт, исторически накопленный кавказскими народами. Это – функция не цивилизации, а культуры, которая хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Культура также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества. Наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта [5]. Поэтому представляется возможным сосуществование двух понятий: “кавказская цивилизация” и “кавказская культура”. Тогда закономерно встает вопрос: насколько правомерно употребление “кавказской культуры?” Этот феномен, встречающийся весьма редко в отечественной науке, исследуется в постановочном плане в лаборатории по проблемам социальной экологии Института экологии горных территорий КБНЦ РАН О.Н.Дамениа, Х.Г.Тхагапсоевым и А.Ю.Шадже. Сотрудники лаборатории обосновывают онтологию социокультурной целостности Кавказа, исходя из длительности совместного проживания в горных и предгорных условиях кавказских народов, общности исторической судьбы, этногенетического родства многих из них и др. Заметим, что некоторые зарубежные коллеги ставят вопросы кавказской идентичности, отмечая, что никому еще до сих пор не удалось концептуализировать эту общность и ввести ее в плоскость политической жизни [6]. “Кавказскость”, по словам Г.Нодия, интуитивно отождествляется с древними традициями гостеприимства, высокоритуалистичным поведением, культом воинственной мужественности [7]. Попытаемся объяснить содержание кавказской культуры, следуя традициям эволюционного направления в культурной антропологии. Прежде всего, соотнесем то понимание “кавказской культуры”, которое заимствовано из работы О.Н.Дамениа. Центральное понятие в его концепции, раскрывающее особенность кавказской культуры в отличие от западной и восточной, – архетип. В подсознании человека западной культуры отсутствует некоторая самодостаточность. Своими действиями он стремится к совершенствованию, восполнению ее, обращаясь к внешнему миру. В восточной культуре аналогичное наблюдается в менталитете человека. Он ищет полноценность своего бытия не во внешнем мире, а в самом себе. В кавказской же культуре человек доволен собой и миром, не ощущает потребности в поиске совершенного бытия. Человек демонстрирует наличное бытие [8]. Действительно, при выделении существенных признаков культуры внимание традиционно акцентируется на образцах поведения человека, регуляторах социального взаимодействия, так как через них проявляется неповторимость культуры. Представляется, что одним из существенных видов социокода, который регулирует жизнедеятельность человека в кавказской культуре, является этничность. Кавказская культура достаточно статична по сравнению с динамичной европейской. Этим в определенной мере и объясняется, что этничность еще не утратила своей актуальности и значения. Напротив, она выступает как базисная ценность данного культурного феномена и поддерживает его бытие. Этническая принадлежность воспринимается “кавказцем” не как одна из иерархических ступеней бытия, а как высшая его ступень. Этничность – это категория не только личностной идентичности, но и социальной. Она отождествляется с такими ценностными категориями, как истина и честь, справедливость и мудрость. Данный феномен формирует особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. В этничности “кавказец” видит некую идеальную модель своей жизнедеятельности. Она является имманентным регулятором деятельности, поведения и общения индивида в кавказской культуре. Это реально действующий феномен. Заметим, что социальные и экономические факторы оказывают незначительное влияние на содержательные компоненты этничности. Даже в зрелом индустриальном обществе, как отмечает один из западных лидеров современной прикладной социологии Р.Инглегарт, “наиболее ключевые, рано усвоенные ее (культуры. – А.Ш.) аспекты мало подвержены изменениям [9]. Этничность в кавказской культуре, являющаяся сущностью особого рода, не только не изменилась; только с ее помощью можно объяснить психологические и философско-культурологические универсалии кавказских народов. Однако этничность не абсолютна в строгом смысле слова. Она не подавляет личностное “я” и не отрицает сознательного действия субъекта. Человек самореализуется через этничность в кавказской культуре (в отличие от человека в европейско-американской культуре). “Европеец” предполагает трансэтническую идентификацию, а для “кавказца” этничность выполняет важную функцию в личной, социальной и политической жизни. Сознание человека направлено на принципы, идеалы и нормы, обозначаемые этничностью, которая обеспечивает человеку идеальное совершенство. Духовное (душевное) состояние “кавказца” коррелируется с этнической идентичностью. Для него этничность наполняется ценностным содержанием, становится его интенциональной сущностью. Ценностно-ориентированное поведение, определяемое принадлежностью к этнической общности, является специфическим признаком человека в данном культурном феномене. В этой ипостаси этничность выступает как ценность, активно влияющая на жизненную ориентацию человека. В Кавказском регионе, в силу его полиэтничности, не исключается существование единой социокультурной целостности – кавказской культуры. Здесь нет попытки мифологизировать или абсолютизировать культурное прошлое Кавказа. Кавказская культура, проявляющаяся в единстве многообразных этнических культур, – достаточно сложное историко-культурное явление, не тождественное ни с западной, ни с восточной культурами. Литература 1. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога //Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 154-167. 2. Авксентьев В.А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе //Этнические процессы накануне XXI века. Материалы научной конференции (15-20 сентября 1998 г.). Ставрополь, 1998. С. 11. 3. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе // Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе: Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999 г.). Ставрополь, 1999. С. 19. 4. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 56. 5. См.: Степин В.С. Культура //Вопросы философии. 1999. № 8. С. 61-71. 6. Коппитерс Б. Введение. Грузины и абхазы // Путь к примирению. М., 1998. С.14. 7. Нодия Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Путь к примирению. М., 1998. С. 32. 8. Дамениа О.Н. К проблеме идентификации кавказской культуры //Вестник АГУ. Майкоп, 1998. № 1. С. 57. 9. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999. С. 252. 14 апреля 2000 г. КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 22 – 23 декабря 1999 г. в ИППК при РГУ при поддержке Института “Открытое общество”, Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации и Ассоциации “Северный Кавказ” прошла Всероссийская научно-практическая конференция “Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия”. В программу конференции было включено более 100 докладчиков, представлявших вузы и научно-исследовательские учреждения из 17 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Волгограда, Грозного, Майкопа, Махачкалы, Нальчика, Саратова, Ставрополя и др. Предлагаем вниманию читателей часть наиболее интересных докладов*, прозвучавших на конференции, а также обмен мнениями по проблеме “Кавказская цивилизация: миф или реальность?” [1] Шадже Асиет Юсуфовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, старший научный сотрудник лаборатории по проблемам социальной экологии Института экологии горных территорий Кабардино-Балкарского научного центра РАН.
|