Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 5 » Права национальных меньшинств в восприятии Азербайджана
12:21
Права национальных меньшинств в восприятии Азербайджана

Аварцы, цахуры, удины, талыши, ингилойцы, лезгины и другие лезгинские народности на протяжении тысячи лет являлись основными этническими группами государства Кавказская Албания (Агванк, Алуанк – по-армянски). Кавказская Албания являлась одной из развитых в экономическом и культурном отношении стран, в составе которого культура этих народов продвинулась далеко вперед. Аварцы, лезгины, цахуры, талыши и удины в культурном развитии шли в ногу с остальными кавказскими народами.

Тесные отношения народов Кавказской Албании с Великой Арменией являлись одними из наиглавнейших приоритетов внешних политических сношений на Кавказе. В историографии обеих государств есть масса примеров военно-политического сотрудничества между албанскими народами и армянами, например в сфере безопасности и обороны. Нападение на одного из этих государств означало нападение на весь союз кавказских народов – армян, алан (осетин), грузин, народностей Албании.

Есть масса исторических фактов, когда в битвах против персидско-арабских армий под началом армянских военачальников участвовала легендарная аварская тяжелая кавалерия, лезгинские конные стрелки и др. В случаях агрессии с севера, под подчинение албанских королей, аварских, и лезгинских князей (нуцалов) входили армянские тяжелые пехотинцы и трапезундские лучники. Армянские историографы называли народы, которые заселяли регионы Северной Албании «леги» (лернцинер – горцы). Сохранилась информация о том, что лезгинские народы «шахдагской группы» – будухцы, хрызы и хиналуги были отличными охотниками и умело маскировались в лесах.

Согласно материалам историка Мовсеса Хоренаци – одними из ворот Кавказа являлся горный проход Чора в дагестанских горах, который охранялся совместно с армянскими и аварско-лезгинскими боевыми частями. В случае вторжения на Кавказ скифов (скютнер – по-армянски) цари Великой Армении направляли войска из своих северных гарнизонов провинций Арцаха и Утика в качестве поддержки своему союзнику – Албании. Интересен тот факт, что на протяжении тысяч лет границами между государствами Кавказа являлись горные хребты или большие реки, такая как р. Кура – более 2 тысячи лет служившей естественной границей между Арменией и Албанией. Это говорит о единодушном братстве и нерушимом союзе между Арменией и Албанией (1).

Прошли года, на Кавказ на протяжении веков хлынуло большое количество кочевых тюркских народностей, навсегда изменив этнический облик региона.

С XII по XIX вв. численность тюркских народностей (кавказские татары) на Кавказе росло пока 1918 г. впервые за всю историю (в некотором роде инициативой турецких политиков) была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) под руководством пантюркистско настроенной партии Мусават. После распада Закавказского сейма руководство Азербайджанского правительства направилось в Елизаветополь (столица республики с апреля по сентябрь 1918 г.) и начала дожидаться турецкую армию, при помощи которой она планировала войти в Баку. Напомним, что более половины населения территории, на которой мусаватисты провозгласили независимость, составляли не тюркские народы, которые попросту не подчинились мусаватистской республике.

Еще до провозглашения независимости мусаватистами, на территории Бакинской губернии была провозглашена так называемая «Бакинская Коммуна», имевшая свой большевистский государственный строй. На территории Бакинкой губернии проживали десятки разных народов, однако основными этническими группами являлись армяне, таты, лезгины и тюрки. Интересен также и тот факт, что на территории Елизаветопольской губернии в момент провозглашения трех независимых республик, по некоторым данным до половины населения составляли армяне. Через некоторое время в июле турецкая армия захватила Баку, основная часть защитников которой составляли армяне, и устроила массовую расправу лезгин, армян, русских и татов, перебросив правительство АДР в Баку.

Руководство мусаватистской республики также объявило свою власть над Закатальским округом, всей северной часть Дагестанской области, Казахом, Борчало, Шамшадинон, Арцахом (Карабах), Зангезуром и Нахичеваном. В действительности, из всей этой территории руководству Баку подчинялась не более 20% всего того, на что оно претендовало. В Нахичеване, при отступлении в декабре 1918 г., была создана Араксская республика из местных тюрок для борьбы с нахичеванскими армянами, однако она просуществовала не долго и вошла под протекторат Британии, а через некоторое время была передана Республике Армения. Борчало, Шамадин, Зангезур и Казах, имея преимущественно армянское население, фактически подчинялась Еревану, кроме того, в 1920 г. эти территории были признаны международным сообществом как районы Республики Армения. Карабах, имея свой районный совет, также подчинялся Еревану, однако Лигой Наций была признана как спорная территория между Арменией и Азербайджаном.

С самого начала руководство искусственного государства под названием «Азербайджанская Демократическая Республика» начало насильно подчинять себе территории и народы, которые ей не могли принадлежать и подчинятся. Столкновения между вооруженными частями АДР и местным нетюркским населением имели повсеместный характер. Столкновения и массовая резня осуществлялись на территории Равнинного Арцаха (с Гандзака (Гянджа) до селения Кархат (Дагестан)), до селения Агджабет, с Закаталы до Нухи, в районах компактно*от города Шуши проживающих лезгин с границ Дагестана до пригородов Баку, на всей территории Талыша и Муганьской равнины.

Прошли года, на улице 21-й век. В Азербайджанской республике от былых народов скоро не останется и следа. Более того, политика планомерной и насильственной ассимиляции продолжается со стороны тюркского руководства Баку. Итак, талыши, аварцы (джарцы) и лезгины – частично ассимилированы, удины и цахуры, курды, ингилойцы и таты – практически исчезли, будугцы, крызы, гапутлинцы и хиналугцы – исчезли полностью.

По некоторым подсчетам, через 50 – 70 лет Азербайджанская республика станет монолитной страной не только на бумаге, но и в действительности. В Белоканском и Закатальском районах республики до 1995-2001 гг. проживали в большинстве аварцы, однако им не дозволено обучаться в школе на родном языке, в паспорте в разделе «национальность» в обязательном порядке пишется «азербайджанец». Есть сильная миграция неазербайджанского элемента из регионов. Более того, часто закрываются мечети, арестовываются имамы-аварцы или лезгины по национальности, якобы обвиняемые в Ваххабизме (2). С конца Карабахской войны тысячи беженцев направлены в аварские районы для искусственной демоноэтнизации. То же самое происходит в районах населяющих лезгинами и талышами. В самый разгар Карабахской войны, руководство в Баку проводило мобилизацию молодых аварцев, лезгин и талышей, которые очень часто переходили на сторону армян или сдавались без боя, направляя стволы автоматов против их угнетателей – азери-тюрков, для освобождения собственных народов.

Особо острой на данный момент стоит вопрос лезгин и лезгинских групп, а также аварцев, по иронии судьбы оказавшихся разделенными между Россией и Азербайджаном.

Аварцы принадлежат к числу дагестано-нахцев, которые расселены ныне начиная от Дарияльского ущелья до северного берега реки Алазань (Грузия) и вплоть до территорий в северной части Азербайджанской республики, где обитают лезгины, близкородственные им шахдагские племена, хиналугцы и удины. Аварцы являются коренным населением вышеуказанных районов. Они являлись одним из основных народов Албанского царства и также, как и лезги (народы «лезгинской группы языков»), являются ее прямым наследником. Аварцев на протяжении веков . Согласно переписи 1989 г.*называли по разному – джарцы, чшорцы, цорцы численность аварцев в Аз.ССР официально составляло 44.1 тысячи человек. По данным же 1999 г. их численность составила 50.9 тысячи человек (3). Численность аварцев в Цоре (Белокано-Закатало-Кахская зона) на сегодняшний день, согласно аварским источникам, более 153.000 человек. Цахуры, которые являются лезгинской народностью, в большинстве своем проживают в двух этногеографических анклавах. Эти анклавы находятся в Закатало-Кахско-Шекийской зоне, шекийская часть которых практически полностью ассимилировалась. По данным переписи 1989 г., в Азербайджанской ССР их было 13.3 тысячи человек. Численность цахур по данным цахурско-аварских источников примерно 35-40.000 человек, почти половина которых уже не употребляют коренной язык.

Лезгины, аварцы и цахуры по вероисповеданию являются мусульманами-суннитами, в то время как азери-тюркское население АР являются мусульманами-шиитами.

На протяжении всего советского периода, так же как и население Нагорного Арцаха, аварцы и лезгины при помощи писем и митингов пытались довести свое слово до Москвы, требуя воссоединить их районы с Дагестанской АССР, где проживали их братья по национальности. Общественно-политические круги лезгин и аварцев регулярно отправляли письма в ЦК КПСС с просьбами воссоединить районы лезгин, аварцев и цахур с Дагестаном, или же создать автономные края.

В выпуске ежемесячника «Известия ЦК КПСС» от 10 октября 1989 г. (стр.162-163) была опубликована перечень просьб трудящихся по вопросам межнациональных отношений, из них мы выделим следующие:

1. Передать Нагорно-Карабахскую автономную область Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Авторы этого предложения обосновывают ее тем, что армяне, составляющее большинство населения области, ущемлены в своих правах, не имеют нормальных условий для социально-экономического и культурного развития. При этом в письмах граждан армянской национальности содержится ссылка на историческую принадлежность Нагорного Карабаха к Армении.

2. Передать Шаумянский район Азерб. ССР в состав Нагорно-Карабахской автономной области.

3. Предоставить автономию лезгинам, проживающим в ряде северных районов Азербайджанской ССР, либо передать эти районы в состав Дагестанской АССР. Есть также предложения образовать отдельную Лезгинскую АССР на базе районов Дагестана и Азербайджана, в которых преобладает лезгинское население.

4. Предоставить автономию талышам, проживающим в Азербайджанской ССР, в связи с тем, что они, как утверждается в письмах, «подвергаются насильственной азербайджанизации, лишены возможности обучатся на родном языке, развивать национальную культуру».

Как видим, проблема лезгин и талышей была практически той же что и армян Арцаха.

Провозгласившая свою независимость 30 августа 1991 г. Азербайджанская республика заявила о правопреемничестве не Аз. ССР, а АДР, которая в действительности не являлась суверенным и легитимным государством, так как у азербайджанского правительства тогда не было политической самостоятельности. 29 октября 1919 г. руководство АДР подписали с руководством Турции военный союз, согласно которой Азербайджан, согласно статьи Х, примечания «Б», фактически принимала протекцию Османского правительства. В договоре в частности говорилось: Азербайджанское правительство обязуется не заключать какое бы то ни было соглашение с внешними Государствами без ведома и одобрения Оттоманского правительства». Несмотря на это, Бакинское руководство неоднократно обращалось с просьбой принять ее в Лигу Наций. В связи с этим 6 и 9 декабря 1920 г. Пятый комитет Лиги Наций представил свой отчет Ассамблее Лиги Наций, в котором четко выражалось отрицательное отношение по вопросу обращения АДР о принятии в Лигу Наций. В отчетах фигурировали следующие обоснования: «Азербайджанская ДР, судя по всему, не имеет стабильного правительства, власть которого распространялась бы на всю его территорию»; «Существуют территориальные споры с Грузией и Арменией» (4).

Третьим вопросом было то, что границы АДР на которые претендовали мусаватисты, полностью не соответствовали действительности. Лезгины и аварцы до 1920 г. даже не подозревали, что их деревни и районы в 1918-1920 входили в состав республики под странным названием «Азербайджан», считавшие себя подданными России, и считающие себя таковыми до сих пор. Дело в том, что территории аварцев и лезгин с середины 1917 года и до 1920 года (когда Дагестан был оккупирован РСФСР и объявлен автономной республикой) входила в качестве автономной единицы в состав Горской республики, хотя на неё претендовали Грузия и Азербайджан. Летом 1918 года азербайджанцами, проживавшими в Закатальском округе, где они составляли тогда лишь 25% населения (65% – аварцы), был создан так называемый «Национальный совет», который принял решение «объединить» округ с мусаватистской республикой. Этот акт вызвал сильное возмущение в Дагестане, жители которой тогда были заняты борьбой с генералом Деникиным и его «добровольческой армией» (5).

Англичане, которые контролировали Кавказ после турецкой капитуляции 1919 г., не признали земли аварцев территорией Азербайджана, в связи с чем генерал Томпсон запретил азербайджанцам трогать территорию Закатальского Округа и Кубинского уезда (земля лезгин и лезгинских племен). Дело в том, что они являлись, по мнению английского правительства составной частью «новой» (белой) России.

Согласно конституции Грузии принятой Учредительным Собранием Грузии 21 февраля 1921 года, Закатальский округ странным образом (без ведома аварцев) входил в состав Грузии. В частности статья 107 конституции гласит «Неотделимым частям Грузинской республики – Абхазии (Сухумская область), мусульманской Грузии (Батумский край) и Закатале (Закаталская область) предоставляется автономное правление в местных делах». То есть Закатальский округ вплоть до установления советской власти в Грузии номинально входил в состав Грузии, являясь её автономной единицей наравне с Абхазией и Аджарией, в то время как Южная Осетия таким статусом не обладала. В том же 1921 году, 21 апреля, вся власть в Грузии согласно собственному декрету «об организации Власти» перешла в руки Революционного Комитета Грузинской ССР. Таким образом, власть перешла в руки Советов, которые вскоре аннулировали прежнюю конституцию демократического правительства, а заодно и совершили позорный с точки зрения грузин акт – отказались от претензий на Закатальский округ, перешедший теперь уже фактически в состав Азербайджанской ССР (6). Азербайджанизация Закатала проводилась кровопролитными событиями, в результате которых тысячи аварцев, цахур и ингилойцев были убиты или изгнаны.

Таким образом, мусаватистское, а затем и советское руководства в Баку единолично «разрисовывали» свои карты по своему усмотрению, забыв о «маленькой» детали, что во многих районах, которые они видели в составе собственного шовинистского государства, отнюдь не населены тюркоязычным элементом. Кроме того, эти народы никогда не намеревались принять подданство Баку. Так и произошло, вместо того, чтобы решить эти вопросы по волеизъявлению народов (самоопределение – согласно конституции СССР было дозволено), которые в некотором смысле имели больше прав, чем азери-тюрки, поскольку в отличие от последних, эти народы являлись исконно коренными, их права были забыты и брошены на милость руководства Баку.

По некоторым данным, до революции в лезгинонаселенных районах Азербайджанской республики проживало около 500.000 лезгин и иных представителей лезгинских народностей. Принимая во внимание тот факт, что с 1916-1917 гг. по 1989 г. численность всех народов проживающих в Аз. ССР должна была увеличиться в три раза, тем не менее, надо констатировать, что коренные народы Аз. ССР не только не увеличились, но и фантастическим образом уменьшились в 5-8 раз. Лишь тот факт, что во время переписи 1926 г. общая численность азери-тюрков была чуть больше 1.200.000 человек, а после голода в 1930-х, после Отечественной войны по данным 1988 г. до 7.000.000 (!!) говорит о реальной национальной политике Азербайджана.

По данным лезгинского народного движения «Садвал» и культурного центра «Самур», число лезгин и лезгинских народностей Аз.ССР по данным 1988-89 г. было более 300.000, человек.

Согласно договорам 1809 и 1812 гг. лезгины, удины, аварцы вошли в состав Российской империи, а в 1813 г. по Гюлистанскому договору к России присоединились также Лезгистан (в договоре – «весь Дагестан»), имевший в своем составе основную часть Кубинского ханства, город и окрестности Нуха, Ахты, и Джаро-Белоканские земли. В 1846 г. была создана Дербентская губерния, соединившая в своем составе все лезгинские и татские территории, включивший в свой состав Кусары, Куба и селение Сумгаит (7). Также был создан Джаро-Белоканский округ, где подавляющая часть населения составляли аварцы. Через несколько лет в 1861 г. территория Дербентской губернии разделилась на две части, создав Дагестанскую область и Бакинскую губернию, границей которых стала река Сакур. Закатальский округ вошел в состав Тифлисской губернии. В итоге получилось так, что в те времена лезгины, аварцы, цахуры и удины полностью входили в состав Российской империи.

После советизации Кавказа, границей между РСФСР и Азербайджанской ССР было решено считать бывшее административное разграничение между Дагестанской областью и Бакинской губернией, то есть рекой Самур. Это решение окончательно разделило лезгинский народ на две части. Правовой основой для решения этого вопроса (т.е. воссоединения лезгинского народа), кроме Гюлистанского договора, согласно которой лезгинский народ и народности вместе с территориями вошли в состав России, а не Азербайджана, являются резолюции съездов народов Дагестана и постановление ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г., согласно которой населенные лезгинами территории Аз.ССР, объявились спорными территориями. Тогда был поставлен вопрос об их последующем воссоединении с Дагестанской АССР. В первую очередь были приняты во внимание огромное количество жалоб, просьб и коллективных писем лезгин и лезгинских народностей Аз.ССР. Несмотря на это, ни РСФСР, ни Азербайджанская ССР не сделали ровным счетом ничего для осуществления изменения границ. Более того, с этого времени советское руководство в Баку, понимая, что у лезгин, аварцев и цахур, в отличие от кавказских татар (азербайджанцев с 1930-х), развиты культура, языки, государственное мышление. Элита этих народов в впервые 10-илетие советской власти арестовывалась без каких либо веских причин, изгонялась. Словом всяческим образом ущемлялись права этих людей, а ведь это были советские граждане. В период репрессий тысячи и тысячи аварцев, лезгин и цахур, а также талышей, были расстреляны, депортированы, а основная часть элиты – замучено в тюрьмах Баку, Кировабада, Ленкорани. Ущемление всех прав представителей этих народов продолжалось до 1991 г., а «ускоренным» образом и с большей жестокостью продолжилась и после объявления независимости республики, которая до сих пор считает себя светским государством исповедующая европейские демократические ценности. Впрочем, как азербайджанцы уважают права человека и нацменьшинств местные народы знают не понаслышке.

В законе СССР «о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик СССР» говорилось, что автономные образования союзных государств СССР имеют равные права с союзными государствами в вопросе выхода из состава СССР. В законе, которым воспользовался народ Нагорного Карабаха, говорилось: «За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе СССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».

Что касается прав иных народов Аз.ССР (кроме тюрок), которые, к несчастью не проживали в своих автономных областях и не имели хоть какие-то политико-правовые институты, то по этому поводу в том же законе той же статьи говорится: «В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».Итак, как видим, основным критерием для выхода из состава СССР является государственный или же региональный (локальный) плебисцит, то есть референдум.

Так что же случилось с голосами сотен тысяч лезгин, аварцев, цахур и талышей? Ничего не случилось! Референдума как таковой и не было! Ни регионально-этнического, ни всеобщего. Однако до того самого решения о восстановлении государственности АДР должны были состояться два референдума – всеобщий государственный и регионально-этнический, которых так и не было проведено, следовательно, был нарушен закон СССР в составе которого в этот момент находился Аз.ССР. Иными словами решение Бакинского советского руководства о восстановлении независимости АДР 1918-1920 гг. является не легитимным, поскольку были нарушены элементарные права человека – право выбора и участия на всеобщем голосовании.

Став членом ООН в конце 1992 г, официальный Баку обязался подписать все постулаты и конвенции, принять нормы европейского права. Соответственно, представители АР подписали и приняли всеобщую конвенцию ООН о правах человека, принятую 10 декабря 1948 г. Баку также принял законодательство ООН принятую в 1970 г., а также конвенцию о принципах международного права, где говорится: «Создание независимого и суверенного государства, вход в состав суверенного государства или право объединения с ней, или проявление свободной воли народа для достижения какого либо политического статуса является осуществлением права народа на самоопределение» (8.63). И самый важный факт: став членом ООН, руководство не могло не принять Декларацию Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981 г. о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (резолюция 36/103), где прямо возложена обязанность на все государства мира «в полной мере поддерживать право народов на самоопределение, свободу и независимость, равно как и их право вести с этой целью политическую и вооруженную борьбу».

Как мы видим все эти обязательства и декларации для руководства АР являются пустым местом, более того, некоторые вышестоящие руководители страны циничным образом отрицают межнациональную проблему в стране как токовой, всячески уверяя, что все народности АР «счастливы считать себя азербайджанцами» и буквальным образом «полностью интегрированы с доминирующим тюркским этносом» являясь как бы составной частью т.н. «азербайджанской Уммы». Сразу можно подумать – конечно, если нацменьшинства не в состоянии учить собственный язык и литературу в школах, не имеют культурные центры, не публикуется литература на родном языке, не развивается культура, создаются массы проблем из-за не «стандартной» (т.е. не тюркской) национальности. Одновременно, всяческим образом унижается народ на разных социально-бытовых уровнях. Кроме того, изменяется демографическое состояние в районах компактного проживания нацменьшинств. Постепенно, вырастающее поколение разговаривает лишь на тюркском и называет себя «азербайджанцем». Мало кому известна созданная членами ООН в Страсбурге в 1992 г. Европейская хартия языков территориальных и нацменьшинств, согласно которой, контролируется культурное развитие нацменьшинств-членов ООН. Оказывается, в нормальных странах школы и высшие государственные учреждения для национальных меньшинств не только есть, но и всяческим образом поддерживаются государством! Иной вопрос доволен ли той или иной этнос своей этнополитической ситуацией. Для этого народ сам решает насколько поднять свой политический статус – создать автономию, или же выйти из состава того или иного государства. К несчастью для многих, здесь действует субъективный фактор: с одной стороны вопрос испанских и французских басков «нельзя иметь собственную страну», хотя Баския является этнополитической автономией. С другой стороны – вопрос косовских албанцев, оказывается, этот бывший административный район Югославии при помощи плебисцита может стать республикой – субъектом международного права.

Уже 3 года официальный Баку заявляет, что «если население Нагорного Карабаха согласится вернуться в состав Азербайджана, то она получить высший статус автономии как республика Татарстан РФ», следует вопрос – армянам значит можно, а аварцам, лезгинам, талышам нельзя?

В соответствии с принципом права наций на самоопределение народы-нацменьшинства Азербайджанской Республики сами, без всякого давления с какой бы то ни было стороны, вправе решать свою судьбу, определять свое государственное, политическое и экономическое устройство, что можно сделать, скажем, путем референдума. Но никакие референдумы не могут быть проведены под дулами автоматов азербайджанских солдат. Если лезгинский, аварский или талышский народ захочет жить в составе АР – это его неотъемлемое право. Если затем аварцы, лезгины или талыши захотят выйти из состава АР – опять-таки они имеют на это все права. Но, это должен быть свободный, самостоятельный выбор нацменьшинств АР.

Более того, поскольку нет четких границ проживания на территории АР, так как лезгины, аварцы и талыши в некоторых районах живут не компактно, т.е. с инонациональным населением (имеется ввиду доминирование тюркского населения) они также могут и должны иметь право и возможность самим выбрать свою судьбу.

Вот это и есть право нацменьшинств АР на самоопределение. Право это потому и является фундаментальным демократическим принципом, что дает возможность решать свою судьбу самому народу, а не передает решение этой судьбы в руки правительства, президента, парламентариев, партий, церкви, фюрера, наконец.

АР, как член Совета Европы, взяла на себя обязательство принять «Закон о национальных меньшинствах», однако и сегодня нет такого закона, который обеспечил бы конституционные гарантии прав и свобод, культурной автономии нацменьшинствам страны (8). Есть отдельные законы и подзаконные акты, которые в действительности не решают основные проблемы, в некотором роде всячески ущемляя права нетюркских народов. Данную ситуацию в Азербайджане по отношению к нацменьшинствам можно сравнить с ситуацией евреев в оккупированной Польше.

Одним из неопровержимых фактов являются события в Цоре (аваронаселенные районы (Белокан, Закатал, Ках)) в 2001 г., когда после сноса азербайджанскими вандалами памятника Имаму Шамилю начались гонения на аварскую интеллигенцию и перспективную молодежь, в результате которого было убито до 120 аварцев, а тысячи вынужденно покинули свои родные края. Несмотря на это, некоторые сыны аварского народа под руководством Гаджи Магомедова организовали оборонительные бои и даже смогли захватить склад с оружием в старой крепости Закатала, внеся панику в ряды батальона регулярной азербайджанской армии, расквартированного в крепости. Однако самооборона была плохо организована и была сразу же подавлена. Вместе с 120 аварцами погиб и Г. Магомедов, а более 30 его сторонников до сих пор томятся в различных тюрьмах республики (9). Официальная пресса сразу же начала называть их «ваххабитами» и «террористами», однако мало ли кто вспомнил о государственном терроре Баку против своих же нацменьшинств. Назвать борцов за свободу «ваххабитами» и «террористами» одна из самых дешевых способов запутать общественное мнение, в действительности же лжепропаганда Баку давно уже раскрыта.

На сегодняшний день в этих районах господствует криминал и бесчинства «воров в законе», азербайджанцев по национальности, которые имеют все права на репрессии против местного аварского и цахурского населения. Со дня независимости АР по сегодняшний день только на социально-бытовом уровне убиты десятки (если не сотни) аварцев и цахур. Так, согласно материалам частного расследования одного из корреспондентов дагестанской газеты «Черновик», с 1991 по 1996 год в Закатальском и Белоканском районах было убито около 185 человек – аварцев по национальности (10).

В регионе действует неписаное правило, что «всеми делами в крае руководят азербайджанцы» и «сожыточными людьми также должны быть только азербайджанцы». Та же самая ситуация и в Южном Лезгистане: сотни активистов «Садвала» и «Кусар» находятся в тюрьмах, их судьба не известна. 8 лезгинских лидеров были убиты с 1995 по 2005 годы

Кроме того, основная часть лезгинской и аварской молодежи проходит военную службу на прифронтовой полосе в самых активных местах, в то время как азери-тюрки служат в Закатале, в Кусары или в Хачмазе. Однако проблема оказывается более острой, чем казалось в начале. Оказывается, уже много лет так называемая Академия Наук АР ведет активную компанию по азербайджанизации (т.е. тюркизации) древних историко-культурных памятников лезгов (лезгин и лезгинских народностей, т.е. цахур, хиналугцев, будухов, рутульцев) и аварцев, а значит албанских. Кроме того, активным образом присваивается история этих древних народов, в результате которого азербайджанская молодежь прямым потомком Албанского наследства считает себя, что и является абсурдом. Официальный Баку в эти последние годы всяческим образом пытается также раздробить и внести противоречия между лезгинами и лезгинскими народностями с одной и между аварцами и лезгинами с другой стороны. К примеру, всем известный и утвержденный научный термин «лезгинская группа языков», некоторые азербайджанские ура-историки, а также несколько «журналистов» в Дагестане предлагают заменить на «табасаранскую группу», хотя предложить называть аварскую группу языков «гинухской» (аварское племя в 2 тысяч человек) они пока что боятся. Однако всему свое время. Мало того, что официально численность аварцев в Азербайджанской республике уменьшено более чем в двое, им не позволяется иметь прессу на родном языке. Нет и общественных организаций, аварцы не имеют своего свободного бизнеса, нет прав на учебу на родном языке, а уже о знании собственной истории нет смысла и говорить. Несмотря на это, в Дагестане издаются материалы и исследования господ Г. Гамзатова, Т. Айтберова и др., однако они очень малочисленны и практически не попадают в руки обычных аварцев Цора. В 1992 г. был издан указ президента АР «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской республике», в действительности же, этот указ остался лишь на бумаге. В аваронаселенном Белокано-Закатало-Кахском крае изо всех школ лишь 10 имеют часы по изучению аварского языка и то 1-2 часа в неделю.

Комитет по правам человека ПАСЕ, специальная комиссия по правам человека ООН, организация «Международная амнистия» и Хельсинкская группа по правам человека едины во мнении: ситуация в Азербайджане с правами человека худшая среди всех других стран бывшего СССР. «Судьи, которых назначил президент Азербайджана, не имеют гарантий независимости, а пытки и угрозы стали обычным явлением. В Азербайджане от 200 до 700 политзаключенных». Самих представителей нацменьшинств АР в изгнании численность аварцев и лезгин, которые подверглись репрессиям из-за собственных политических взглядов более 1300 человек, половина которых умерла в различных тюрьмах Азербайджана. Необходимо также отметить, что в тюрьмах АР в качестве политзаключенных находятся более двадцати граждан Российской Федерации аварцев и лезгин по национальности. Некоторые из них были незаконно схвачены на территории Дагестанской республики и тайно переправлены в Азербайджан.

В международном праве существует точка зрения, согласно которой между принципами территориальной целостности и нерушимости государственных границ и принципом права наций на самоопределение вообще нет противоречий, поскольку принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ лежат в сфере межгосударственных отношений, то есть, направлены против попыток одного государства изменить в одностороннем порядке границы с другим государством в свою пользу и аннексировать часть территории другого государства. То есть внутренние конфликты (конфликты «центра», «метрополии» с «автономистами», «сепаратистами») вообще не подпадают под действие этих принципов. В отношении с нацменьшинствами на Кавказе, казалось бы специально, ставится вопрос о противоречивости двух принципов. В этом случае необходимо найти суть и причины отделения некоторых компактно проживающих этнических меньшинств от того или иного государства (например, Грузии и Азербайджана). В этом плане на «вершину айсберга» ставятся попытки ущемления того или иного этноса попыткой насильственной ассимиляции, попытками использовать ту или иную народность для достижения собственных корыстных целей (к примеру, азербайджанизация карабахской истории и народа).

Основываясь на вышесказанное, необходимо отметить, что права человека (права личности) рассматриваются в современном международном праве как права если не приоритетные, то, по меньшей мере, равные правам нации (народа). Согласно мнению эксперта Центра новой социологии А.Тарасова, права нации (народа) – в частности, право на самоопределение – суть всего лишь коллективные права человека. Следовательно, покушения на право нации (народа) на самоопределение – это массовые нарушения прав человека (11). Это значит, что руководство АР и ее предшественники осуществили и осуществляют колоссальное количество нарушений прав человека (в данном случае – нации), во время которых имели место целенаправленное, хорошо спланированное истребление этно-конфессиональных меньшинств республики, насильственная ассимиляция, насильственная депортация или же «смешивание» с азери-тюркским элементом.

Те или иные договоренности время от времени, в зависимости от выгодности нарушаются большими или малыми державами. Как известно, в Уставе ООН закреплены право наций на самоопределение и понятие территориальной целостности. Но последнее, когда это кому-либо необходимо, нарушается. В частности, уже давно нарушено Хельсинское Соглашение 1975 года: распался Советский Союз, нет Югославии, Чехословакия разделилась. То есть указанное Соглашение кануло в Лету. Несмотря на это, вопросы Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, а также не самоопределившихся иных угнетенных кавказских народов до сих пор остаются не решенными. Однако реальность понятна – народ хочет отделения, борется за свое существование, а мини-империи «отпускать» их не хотят, пытаясь «решить» вопросы насильственной ассимиляцией.

Подобные дебаты ведутся практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году Хельсинское Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй Мировой войны. С другой стороны, Конвенция ООН о Гражданских и Политических Правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный Суд \\International Court of Justice\\ также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер \\Marc Weller\\, сотрудник Кембриджского Университета \\University of Cambridge\\ называет этот парадокс «ловушкой самоопределения». Несмотря на это, нужно быть чуточку наивным и продолжать борьбу за права своего народа. Лезгины, талыши, аварцы и цахуры АР после победоносной войны за выживание армян Карабаха поняли это и продолжают борьбу.

Забавно то, что руководство Азербайджанской республики больше остальных заявляет о праве самоопределения народа, заявляя о правах крымских татар, азербайджанцев в Борчалы и в Дербенте, турков-киприотов и азербайджанцев, проживающих на территории Ирана, руководствуясь принципом «мне можно, другим нельзя».

В заключение лишь добавим, что для малых народов есть 3 пути, один из которых спасительный – путь самоопределения. Остальные два – насильственная ассимиляция или уничтожение путем геноцида. Баку выбрала второй путь для своих нетюркских граждан, и если эти народности не проявят активности, то в скором будущем им о первом пути (спасительном) можно будет забыть.

*Шуши – единственный город Нагорного Карабаха до конца 1920 гг., население которого, после захвата азербайджано-большевистскими войсками в 1920 г. преимущественно составили азери-тюрки.

*Цор – историческое название аваронаселенных регионов ныне входивших в состав АР, «Цор» означает Закавказье на аварском языке.

1. Мовсэс Каланкатуаци, История Страны Алуанк, стр. 28, Ереван, 1984г.

2. Религия и Демократия, http://reldem.iatp.az/durum/azer/default.aspx?lg=2.

3. Алексеев М, Казенин К., Сулейманов М., Дагестанские народы Азербайджана, «Европа», Москва, 2006, с. 5.

4. Цит.по: Мелик-Шахназарян Л., Хачартян А., Нагорно-Карабахская Республика в свете международного права, Ереван, 2006, с.10.

5. Шахбанов М., Доклад о состоянии аварцев Цора (Закавказья), краткий очерк истории.

6. там же.

7. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004 гг.), Москва, 2006.

8. Касумова Сара, Зороастризм в Азербайджане- http://www.realazer.com/mag/_m4/m9.htm

9. ИА REGNUM – www.regnum.ru/news/145662.html, 14.08.2003

10.ЧIараса ХъахIа-БацIазул Маркъо, Геноцид аварцев в Азербайджане, http://www.chernovik.net/2004/22/st_12.htm

11.Тарасов А., Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип - www.nz-online.ru/index.phtml?aid=5010163

Эдуард АБРАМЯН

(Ереван, Армения)

http://realcaucasus.org/94

Просмотров: 979 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024