Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 4 » Кавказская Албания: исторические этюды
11:12
Кавказская Албания: исторические этюды

Царь Ваче, не знавший компромиссов

В 457 году началось самое продолжительное восстание кавказских албанцев против поработителей. В этом восстании участвовали почти все лезгинские, в том числе и другие дагестанские племена и народы во главе с бесстрашным царем Ваче II.

Свободолюбивые албанцы воспользовались смертью иранского шаха Ездегирда II и беспощадной борьбой за власть между его сыновьями Хормуздом III и Фирузом. У каждого из них была собственная армия. Братья так ожесточились и возненавидели друг друга, что забыли об интересах страны и населения. В результате продолжительной междоусобицы государство ослабло, утратило не только былое величие, но и способность к обороне.

Оценив создавшуюся ситуацию, царь Ваче II, давно мечтавший избавиться от иранского ига, призвал своих подданных взяться за оружие и отстоять независимость родной страны.

Между тем противостояние двух непримиримых принцев достигло высшего накала. Один из полководцев Фируза по имени Рахат Михранид в решающей битве наголову разбил войско Хормузда III, взял его в плен и, недолго раздумывая, умертвил на месте. Уцелевшие воины старшего принца вынуждены были перейти на сторону победителя. После этого сражения Фируз был провозглашен царем Ирана.

Заняв шахский трон, Фируз прежде всего решил вернуть в лоно Ирана отколовшиеся было от него территории, в том числе и Албанию. Узнав об этом, Ваче II наотрез отказался подчиниться Фирузу и начал готовиться к войне. Он разослал своих гонцов в Дербент и к царям, жившим в окрестных горах, с просьбой оказать военную помощь.

Надо заметить, что мать Ваче II приходилась сестрой покойному Ездегирду II, который всю свою жизнь пытался силой насаждать в Албании и на Кавказе в целом религию магов-огнепоклонников. В какой-то мере, несмотря на яростное сопротивление местных народов, это ему удавалось. Но большинство населения по-прежнему исповедовало племенные религии или христианство. Что касается Ваче II, то он был убежденным сторонником учения Иисуса Христа.

Горцы немедленно откликнулись на призыв Ваче II и нанесли большой урон иранским войскам. Убедившись в том, что в одиночку албанцев не покорить, шах Фируз велел разблокировать Дарьяльский проход, контролируемый его войсками, и пропустить на территорию Албании сдерживаемых там ранее тюрок.

Эти многочисленные кочевники быстро распространились по стране, подвергая грабежу и уничтожению все, что ни попадалось на пути. Иранский шах в союзе с тюрками целый год сражался против Ваче II, но так и не смог его одолеть, хотя войско последнего значительно поредело.

Активные боевые действия прекратились, но спонтанные стычки возникали часто и повсеместно. Война приобрела затяжной характер, большая часть страны лежала в развалинах. Убедительной победы не могли одержать ни Ваче II, ни Фируз.

Не видя иного выхода из создавшегося положения, Фируз направил своему противнику письмо, в котором значилось, что он, Фируз, не претендует на земли Албании, но требует возвращения в Иран своей тети (матери Ваче II) и сестры (она была женой Ваче II). Это странное требование аргументировалось тем, что обе женщины являлись огнепоклонницами, а Ваче II якобы пытался силой обратить их в христианство.

Так ли обстояло дело в действительности, неизвестно, однако средневековый албанский историк Моисей Каланкайтукский, описавший эти события, утверждает, что Ваче II воевал не ради богатства и расширения своих территориальных владений, а во имя религии, великого учения Христа. Как известно, многие политические и социальные движения во все времена облекались в религиозную форму.

Получив упомянутое письмо от Фируза, албанский царь повел себя довольно странно. Он отправил свою мать и жену в Иран, а сам решил отойти от мирской суеты, уединившись в безлюдных местах.

Узнав об этом, шах Фируз сильно расстроился и во всех бедах албанцев обвинил своего отца Ездегирда II. Опечаленный таким исходом дела Фируз направил Ваче II еще одно письмо: «Я готов выполнить любое твое желание, только не покидай страну!».

Это послание не возымело должного воздействия на албанского царя. Он оставил себе из отцовского наследства лишь одно село и удалился от людей, став отшельником. Свои дни он проводил в молитвах, созерцании, глубоких раздумьях и вскоре забыл о том, что некогда был бесстрашным, бескомпромиссным царем. Возможно, его одолевала тяжелая ответственность за разрушение собственной страны во время шестилетней войны с иранским шахом.

Узнав об отречении Ваче II, армянский католикос Гивт Арахезский направил ему два пространных послания.

В одном из них приводится отрывок из Евангелия от Матфея: «И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

Затем католикос Гивт добавил: «Бедняку легко совершить подобный поступок, но такому царю, как ты, — невозможно. Твои действия достойны Бога».

Вот только вопрос: был ли этот католикос настолько искренен, источая медовую похвальбу на фоне постоянно продолжавшегося соперничества между албанской и армянской церквами?

Миссия святого Елисея

В 487 году царем Кавказской Албании стал Вачаган III Благочестивый. Он был сыном иранского шаха Ездегирда II и сестры албанского царя Ваче II. Вероятно, прозвище Благочестивый он, помимо прочего, получил из-за того, что позаботился о мощах святого Елисея, который был учеником Фаддея, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа.

Эта история подробно описывается в сочинении «История агван» известного албанского летописца Моисея Каланкайтукского.

Однажды Иисус Христос собрал своих апостолов и велел им идти в разные страны и города с целью распространения христианства. Фаддей обязан был обратить в веру Христа население восточных стран.

Напутствуя апостолов, Иисус Христос, как значится в Евангелии от Матфея, сказал:

— Вот я, посылая вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища и поведут вас к правителям и царям за меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Христианский храм в местечке Киш

Выслушав наставления вероучителя, апостол Фаддей направился на Восток и во время проповеди среди армян попал в руки местного царя Санатрука и после скорого суда принял мученическую смерть. Свидетелем этого преступления, как утверждает автор «Истории агван», был его ученик Елисей.

Гибель Фаддея поразила его, и он поспешил вернуться назад, разыскал апостола Иакова и все ему рассказал. Иаков смиренно воспринял весть о смерти своего сподвижника, долго успокаивал и увещевал Елисея, укрепляя его дух. Он убедил Елисея в том, что необходимо продолжить дело, начатое Фаддеем, и предложил ему вновь отправиться на Восток.

Елисей повторил путь своего учителя и через Иран, вдоль западного побережья Каспийского моря, достиг местности Мюшкюр, населенной язычниками. Проповедуя слово Христа, он добрался до большого города Чора, вблизи Дербента, и решил там остаться.

Вокруг него начали собираться люди, которые с интересом слушали необыкновенные рассказы пришельца о Сыне Божьем, творимых им чудесах, едином Творце всего сущего, новой вере.

Оставив в Чоре своих приверженцев, Елисей вместе с тремя наиболее преданными учениками из числа местных жителей направился в горы. Путь их лежал в селение Сурхари, отождествляемое с нынешним высокогорным лезгинским аулом Зрых. Однако по пути их догнали родственники упомянутых учеников, обращенных в христианство, и в результате стычки один из юношей погиб. Двое других, поддавшись уговорам родственников, ушли с ними, покинув своего учителя.

Огорченный Елисей направился в селение Киш, что недалеко от Шеки, построил там церковь и принес бескровную жертву. Моисей Каланкайтукский утверждает, что именно Кишский храм стал основным центром распространения христианства в Кавказских горах и на Прикаспийской равнине.

Из Киша Елисей направился в лезгинское село Яргун, что на правом берегу Самура в его среднем течении, переправился через реку и дошел до селения Гельмец, в окрестностях которого располагалось большое капище местных язычников. Елисей пытался проповедовать среди них, но дорого заплатил за это — собственной жизнью. Его убили, а тело бросили в какую-то яму.

После этого прошло некоторое время, а сколько именно летописец не уточняет, и вот как-то одному из вновь обращенных местных христиан явился сам убиенный Елисей. Благочестивый муж под наваждением отправился к той самой яме, куда бросили тело Елисея. Пришедшие с ним люди достали из ямы множество костей и, не зная, что с ними делать, всю ночь провели в бдении. А на рассвете задрожала земля, поднялся сильный ветер, разметал кости в разные стороны, и на месте остались лишь мощи Елисея.

Вдруг человек по имени Степанос, христианин из селения Урекан (предполагают, что это лезгинское селение Хрюг), выхватил из кучи костей череп Елисея и ускакал на коне. Толпа бросилась за ним, но тут с неба опустилась черная туча, и все вокруг покрылось мраком. Потрясенные увиденным люди собрали все кости, понесли их в Хрюг и положили рядом с черепом.

Спустя много лет царь Вачаган III Благочестивый, знавший об этой истории, велел построить вблизи Гельмеца часовню над той ямой, откуда были извлечены мощи святого Елисея. Один из придворных Вачагана III в религиозном рвении стал прислуживать у часовни и там же умер.

Это сообщение Моисея Каланкайтукского является свидетельством того, как распространялось христианство среди лезгин и народов Кавказа в целом.

Автор: Фарид АЙСАР

http://gazeta-nv.ru/content/view/2360/199/

Просмотров: 891 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024