Суббота, 16.12.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Апрель » 5 » Культ святых в современной духовной культуре лезгин
08:11
Культ святых в современной духовной культуре лезгин

Культ святых – почитание объектов, предметов, сверхъестественных существ и связанная с

ним совокупность обрядов, ритуалов, праздников, жертвоприношений на современном этапе за-

нимает немаловажное место в духовной жизни лезгин.

Культ святых у лезгин представляет собой конгломерат различных древних представлений,

языческих и мусульманских персонажей и святых мест. Смешение, наслоение разных эпох на-

глядно проявляются в обрядах и ритуалах, в магических действиях, совершаемых верующими при

поклонении святыням.

Как и во всем мусульманском мире, лезгины почитают общемусульманские святыни. Это – в

первую очередь, поклонение черному камню Каабы. Последнее десятилетие XX – начало XXI в.

характеризуется резким ростом числа лезгин, совершающих хадж в Мекку (вспомним годы со-

ветской власти, когда паломничество в Мекку было исключительно редким явлением). Верующие

накапливают средства, порой отказывая себе в самом необходимом, чтобы совершить хадж, неред-

ки случаи спонсирования поездок материально обеспеченными лезгинами, считающими это бо-

гоугодным делом. Паломничество в Мекку поднимает престиж человека и его семьи. Паломники,

побывавшие в Мекке, получают почетную добавку к имени – «хаджи». Они пользуются всеобщим

уважением, с ними советуются во всех семейных начинаниях, их приглашают на все важные со-

бытия в семье (на свадьбы, рождения детей, мавлиды и др.).

Все большую популярность в народе приобретают региональные и локальные святыни.

Известным не только среди лезгин, но и по всему Дагестану и сопредельному Азербайджану

региональным культовым центром остается Эренлер (Шалбуздаг), на который, говоря словами

С.М. Саидова, – «… в рамках периферийной исламской традиции… перенесены функции и до-

стоинства более значительных исламских святынь» (1). Исследователь религиозных верований

народов Дагестана И.А. Макатов пишет, что «… еще в прошлом (XIX – М.Р.) веке мусульманское

духовенство объявило о том, что семикратное восхождение на Шалбуздаг и поклонение его святы-

ням равноценно совершению хаджа в Мекку» (2).

На Шалбуздаге сосредоточен целый комплекс святынь – мавзолей (пир) шейха Сулеймана,

камни Фатимы – дочери пророка Мухаммеда, камни со следами копыт Дюльдюля – коня Хазрата

Али (полководца пророка Мухаммеда), расколотая надвое скала, которая играет роль чистилища,

озеро с чистой и прозрачной водой – «ТIурфандин уьр» («Озеро Тайфуна»), обладающее чудодей-

ственной силой, направленной на прекращение засухи и т.д.

Паломничество на Шалбуздаг в последние годы, с легализацией ислама, получает невидан-

ный ранее размах. В городах и районах республики появились организаторы групп паломников,

которые рассказывают им о благодатной силе святыни, обеспечивают их транспортными сред-

ствами. Интенсивно возрастают пожертвования верующих. Достаточно сказать, что за счет их по-

жертвований построена мечеть на Шалбуздаге, отреставрированы и приспособлены под жилые

помещения естественные гроты, где паломники могут проводить часы отдыха.

Все большую популярность среди лезгин приобретает паломничество к святыне мусульман-

шиитов «Кьасум утагу» («Дому Касума»). Обряды, связанные со святыней, входят в комплекс

обрядов, посвященных дням траура по убиенным в Кербале в 61 хиджры (в 680 году по новому

летоисчислению) мученикам Хусейну, Касему (Кьасуму), Аббасу и другим.

Функционируют и сохраняют популярность среди верующих и ряд других локальных свя-

тынь – пиров лезгин (святого Агъакиши буба, шейхов Абдурахмана, Сафара, Гасана, Мурада,

Араз-буба, Джалил-буба и других).

Ритуал посещения святынь в основных своих чертах стереотипен по последовательности

исполнения обрядов и действий. Это, прежде всего, круговые движения (обход) вокруг святилищ,

затем молитвы с изложением просьбы, подвязывание лоскутков или платков к памятникам, дере-

вьям или кустам около них, жертвоприношения (скотом, продуктами питания, носильными ве-

528

щами и т.д.), прием святой земли. Эти действия, характерные для ритуалов на святых местах, у

всех народов, исповедующих ислам, как отмечает Г.П. Снесарев, «генетически восходят к весьма

архаичным, в значительной степени еще первобытным религиозным представлениям и культам.

Круговые обходы святилища заставляют вспомнить о сакральном значении круга и круговых дви-

жений в целом в ряде ритуалов древности. Прикосновение к могиле святого, подвязывание лоску-

тов к кустам, прием святой земли и т.д. – не что иное, как стремление приобщиться к сверхъесте-

ственной силе фетиша, установление контакта с объектам культа» (3).

Анализ источников и полевого материала убеждает, что, хотя культ святых у лезгин, как и

у других народов Дагестана, сформировался на почве языческих верований, последние органично

вплетены в общую мусульманскую канву. Ислам с его гибкостью идеологии основательно ниве-

лировал чуждое его догматике.

Литература:

1. Саидов С.М. Культ святых в Дагестане. Махачкала, ИПЦ ДГУ. 2000, с. 13.

2. Макатов И.А. Культ «святых» – пережиток прошлого. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1962,

с. 9.

3. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Сред-

ней Азии. М., Наука, 1983, с. 36.

Ризаханова М.

Республика Дагестан (РФ)

Просмотров: 482 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017