Среда, 18.10.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Апрель » 4 » Путь покаяния и джихад Мухаммада аль-Яраги
12:52
Путь покаяния и джихад Мухаммада аль-Яраги

Путь покаяния предписан всем мусульманам. Но при этом каждый отдельный случай уникален. Тем более он уникален и поучителен, когда его проходит крупнейший ученый и наставник, каковым являлся муршид накшбандийского тариката, кадий и шейх Мухаммад сын Исмаила из лезгинского аула Вини-Яраг, что в Южном Дагестане.

Его целью стало непременное духовное очищение, исцеление своего сердца от мирских соблазнов и болезней. А путем духовного самосовершенствования и прихода к покаянию стал суфизм накшбандийского тариката. Размышления о собственной жизни производят коренную эволюцию во взглядах и мироощущении Аль-Яраги. Он становится аскетичным, предается самосозерцанию, подвергает ревизии и внутреннему анализу всю свою предыдущую жизнедеятельность.

Мысли и чаяния размышляющего шейха подводят его к совершенно непонятным соплеменникам действиям. В нем как бы говорит внутренний голос совести. Мухаммад аль-Яраги отказывается от имущества, раздает свое «добро» односельчанам. Он проповедует аскетичность в быту, отказывается от щедрых подношений, которые брать не гнушаются традиционные муллы. «Он проводил время исключительно за чтением Корана, соблюдая пост и молясь…», - писал о нем Боденштедт.

Это преобразование личности кадия – главного судьи Кази-Кумухского ханства – Мухаммада сына Исмаила приводит в Яраг массы людей, жаждущих посмотреть на «странного» муллу. Он отказывался от традиционных поборов, от поедания и присвоения закята (обязательное пожертвование верующих). «Я каюсь, – простите меня, а если хотите, дозволяю - возьмите все мое имущество и разделите между собой», - заявлял он аульчанам.

«Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов, - сказал шейх. - Я потреблял плоды вашего поля, я обогащался за счет вашего добра, но имаму не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за то вознаграждение, которое обещано Аллахом. Я не соблюдал этих заповедей и сейчас совесть обвиняет меня в грехах. Я хочу искупить свою вину, испросить прощения у Аллаха и у вас, вернуть вам все, что я брал ранее. Подходите сюда: все мое имущество должно стать вашим! Берите его и делите между собой».

Вот он - путь покаяния великого шейха. Этот беспримерный поступок, яркий эталон мужества и порядочности ставит ярагского кадия на одну ступень с другим величайшим ученым ислама XI-XII веков - Абу-Хамидом ал-Газали. Современники его называли «Худжатуль - Ислам» - «довод Ислама», который, живя при дворе халифа и являясь ректором исламского университета, неожиданно пересмотрел свою жизнь и удалился от мира для самоочищения, оставив все ее блага за границей своей души.

Итак, эта проповедь главного кадия возымела очень большое влияние на массы простого народа. Аль-Яраги стал популярен, но свою речь он подготовил не чтобы добавить себе политических очков. Искреннее устремление шейха не подлежит сомнению. Этой проповедью устаз Мухаммад призвал народ к покаянию. Начав с себя, шейх объявил о необходимости духовного джихада – как борьбы каждого мусульманина со своими пороками и грехами.

В этом заключалась суть его духовного учения о свободе личности. Говоря о свободе, Мухаммед аль-Яраги в первую очередь подразумевал свободу или освобождение от засилья грехов в человеческой душе. Для этого необходимо было сделать шаг к осмыслению всего жизненного пути и покаянию за совершенные прегрешения. Покаяние как бы предоставляло совести заговорить на языке праведности и стать провозвестником веры и свободы.

Учение Мухаммада аль-Яраги оказало большое влияние на всю последующую историю Северного Кавказа, произвело воздействие на умы и взгляды людей. Призыв муршида к покаянию был очевиден. – Необходимо объявить войну всем низменным устремлениям своей души, стремиться к довольствию Всевышнего и укреплять свою душу верой и постоянным очищением своего нафса – биологической природы, эго.

Другой аспект философии Мухаммада аль-Яраги – это новый подход к осмыслению роли служителей Ислама. Люди по-новому начали смотреть на имамов и кадиев. Теперь они осознали всю порочность мулл, поедающих закят и подвигающих народ не к очищению, а к обогащению своих бездонных кошелей, и проводивших политику духовной и денежной эксплуатации. Общество отвернулось от продажного «духовенства», жестоких ханов и подняло на Кавказе знамя освободительного джихада.

Несмотря на то, что это знамя поддержали имамы Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад, Хамзат-бек и Шамиль, которые под его сенью полвека бились с царизмом, основная суть этого джихада заключалась в другом. А именно в первоочередной направленности против собственных грехов, болезней сердца, протии всего порочного и недозволенного в собственной жизни. А уже потом очищенные и раскаявшиеся сердца обращали его острие против тиранов и деспотов в лице продажных мулл, ханов и колонизаторов.

Галбац Дибиров

http://www.islam.ru/pressclub/histori/putodaj/

Просмотров: 294 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017