Шейх накшбандийского тариката Абдулла Эфенди аль Курихи Народы проживающие на землях современного Южного Дагестана одни из первых в регионе приняли ислам, тем самым заложив крепкий фундамент, для трансляции в последующем исламских традиции в регионе, веры ислама - религии мира и добра. Одним из таких религиозных светил своего времени, несомненно, был шейх накшбандийского тариката Абдулла Эфенди аль Курихи. Которому суждено было стать наставником и духовным проводником в мире исламских знаний на пути к Всевышнему – шейху Сиражутдину Эфенди аль Хурики (1954-2011). Абдулла Эфенди Курихи родился в 1886 году в Табасаране, в селении Гурик, в семье труженика - земледельца. Его отец Абдурагим сын Сефера пользовался большим авторитетом среди жителей региона - как знаток шариата и к нему обращались за советом в любых жизненных ситуациях. Абдулла Эфенди был единственным сыном и опорой Абдурагима. Он, не раздумывая, отдал своего сына в медресе Юсуфа Хаджи Курихи. Став алимом, Абдулла Эфенди с большим желанием и упорством стал изучать исламские науки и богословие. За безупречную веру в Аллаха и за усердное следование сунне Пророка. Абдулла Эфенди быстро снискал уважение у своего духовного наставника – Юсуфа Хаджи Курихи, а также среди изучающих ислам и мусульман региона. С возрастом у Абдулла Эфенди шариатские знания лишь углублялись. Удивляли всех его разум, все нарастающие знания. За это шейх Юсуф Хаджи, полюбил его как сына и отдал ему в жены свою любимую дочь - Сарат. После завершения своей учебы у выдающего ученого арабиста, устаза, шейха накшбандийского тариката – шейх Юсуф Хаджи Курихи, мюрид Абдулла Эфенди стал общаться с выдающими учеными - арабистами того времени. Он посещал их для усовершенствования своих знаний, иногда, преодолевая при этом большие расстояния. Каждый из этих ученых передавали ему то, что ему так было нужно - сокровенные тайны ислама и шариатские знания. У некоторых ученых - арабистов он пребывал целыми годами. Когда в 1917 году в России произошла Октябрьская революция, большевики стали преследовать и уничтожать алимов и шейхов ислама, Очень много хороших людей и исламских ученых, не доходя до высылки Сибири, погибали по дороге. Верующим запрещалось: молиться, поститься, уплачивать Закат и совершать другие хорошие шариатские деяния. Шейх Юсуф - Хаджи Курихи и его ученик Абдулла Эфенди на себе испытали всевозможные атеистические гонения. Народ, не выдержав эти бесконечные гонения и обескровливание общины, 1934 году в Табасаране поднял восстание. Произошли серьезные вооруженные столкновения с коммунистическим режимом. Применив регулярные войска, их восстание было подавлено большевиками. Оставшихся в живых и всех раненных повстанцев, их семьи, большевиками были расстреляны в холмах местности Сталин - чюллер. Шейх Юсуф Хаджи Курихи, мудро заметив, что Ислам в регионе может быть уничтожен на корню, позвал к себе Абдулла-Эфенди и сказал ему: « Надо подчиниться нынешним законам, ибо, в народе ни останется никого, кто сможет сохранить религию Ислам». Еще в 1920 году, Абдулла Эфенди получил разрешение от своего Устаза на исламский призыв и стал распространять веру. В 1932 году Шейх Юсуф Хаджи Курихи ушел в мир иной и вся ответственность за сохранение и распространение ислама в регионе лег на хрупкие плечи своего ученика Абдулла Эфенди. НКВД, а позже и КГБ через своих осведомителей, стали контролировать каждую саклю. Те семьи, в которых сохранялся поклонения Всевышнему Аллаху становились объектами всеобщего преследования народа неверного во главе с атеистической знатью. Было запрещено омовение покойников, ритуальное погребение усопших и т.д. Когда началась Великая Отечественная война, трое сыновей Абдулла Эфенди стали на защиту Отечества. Двое из них геройски сражаясь, погибли на фронте, один вернулся домой с многочисленными ранениями. Послевоенные годы продолжалось наступление атеизма и преследование верующих коммунистическим режимом. Благодаря Абдулла Эфенди, в те лихолетья, хоть и была немногочисленной мусульманская община, в тайне совершались пятничные и другие религиозные службы. Начав свой исламский призыв с 1920 года, к 1970 годам шейх Абдулла Эфенди имел бесчисленное количество мюридов от Кубинского округа и до Астрахани. Шейх Абдулла Эфенди проживал в своем селении. В 1970 году к нему явилась делегация мусульман, которые предложили ему для исламского призыва переехать в святой и вечный город Дербент, что им было принято. Шейх Абдулла Эфенди знал много языков в совершенстве, владел поэтическим пером. Проживая в городе Дербенте, он в своем доме открыл исламский центр непрерывного образования. Чтобы получить широкие исламские знания к нему мог придти любой желающий. По индивидуальной программе у него обучалось большое количество способной молодежи с различных районов и городов. В 1989 году Абдулла Эфенди тяжело заболел. Он позвал к себе Сиражутдина Эфенди и дал ему разрешение на исламский призыв. Умирая, Абдулла-Эфенди завещал Сиражутдину Эфенди открыт Исламский Университет в городе Дербенте. Шейх Абдулла Эфенди аль Курихи, прожив достойную жизнь, умер в возрасте 103 лет, ныне покоится в древнейшем историческом кладбище - Кирхляр. Его могила является местом зиярата его многочисленных мюридов и мусульман. Одним из выдающихся его учеников являлся шейх Сиражутдин Эфенди Хурикский. Статья написана по материалам различных интернет ресурсов Автор: Али АЛБАНВИ http://www.proza.ru/avtor/albanvi
|