Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 22 » Пути Ислама: тарикаты
11:21
Пути Ислама: тарикаты

ЗИКР

«О те, которые уверовали!

Вспоминайте Аллаха частым

 упоминанием и прославляйте его утром и вечером!» (Коран 33: 41)

 

 Много раз суфии произносят молитвы, в которых заключено имя Аллаха. Это зикр, на котором основан весь мистический путь мусульман. Так появляется чувство муракаба — сосредоточенность, наблюдение, бдение, — обращение души к Аллаху. (Прим. ред.)

 

 

 

Путь, идущий от Аллаха и ведущий к Аллаху — тарикат. Молитва — оружие тариката.

 

 После XII века в различных областях исламского мира были основаны тарикаты. Буквально слов «тарик» И «тарикат» — это «путь для следования, метод для применения, состояние». Понятие «тарикат» употребляется в смысле «пути развития духовных способностей человека», в целом, эткомплекс нравственных и общественных правил, которым следуют люди, проходящие духовное воспитание под руководством шейха, т.е. наставника, в специальных учреждениях — текке и завия.

 

Целью тарикатов является духовное воспитание, спасение человека от влияния внешних факторов, направление его к собственному внутреннему миру. Тарикат помогает людям в постижении абсолютной истины. В определенной степени, тарикат — это путь, идущий от внешних проявлений шариата к его сущности, его сердцевине.

 

 С одной стороны, тарикаты различаются по форме зикра: поминание Аллаха может происходить про себя, а может совершаться вслух. С другой стороны, системы верований и мировоззрения в тарикатах тоже разные: они могут быть ложными или истинными, суннитскими или шиитскими и т.д. Тем не менее, многие тарикаты, названные по имени основателя или исходя из базовых принципов учения, по своей сути одинаковы или очень похожи.

 

 

МЮРИД и ШЕЙХ

 

 Быть мусульманином — быть человеком, покорным Богу. Быть мюридом, учеником в исламе, —

 значит покорить свою волю Аллаху и своему шейху, наставнику. Тогда можно получить знание о духовном пути и стать «путником». (Прим. ред.)

 

 

 

 

 

 Мы вкратце познакомим читателя с двенадцатью наиболее распространенными в исламском мире тарикатами, их особенностями и основателями. Это тарикаты: Кадирия, Йаса вия, Рифая, Сухравардия, Чиштия, Шазилия, Мавлявия, Бадавия, Десукия, Накшибандия, Халветия и Байрамия. Самые первые тарикаты, в сегодняшнем понимании этого слова, были основаны Абдулкадиром Гейлани и Ахмадом Рифаи.

 

 

 

 

 

 

 

1. КАДИРИЯ

 

 На юго-западном берегу Каспийского моря, в деревне Нейф области Гилан родился Абдулкадир Гейлани — основатель тариката Кадирия. Передается, что родословная Абдулкадира восходит к досточтимому Али. Образование он получил в Багдаде — научном и образовательном центре своей эпохи. После изучения хадис, фикх и литературы, он встал на путь тасаввуфа через Абуль-Хайра Мухаммада бин Муслима ад-Даббаса (ум.1131г). Некоторое время Абдулкадир преподавал тафсир (толкование Корана), хадис, фикх и кыраат (правильное чтение Корана). Однако позднее оставил преподавательскую деятельность в медресе и предпочел отшельничество.

 

Тасаввуф — это духовная школа воспитания души и очищения сердца под руководством истинных наставников, являющихся духовными наследниками Посланника Аллаха (мир Ему). (1)

 

 По преданию, в течение двадцати пяти лет он вел уединенную жизнь, совмещенную с риязат, в развалинах домов в Багдаде и Керхе. Наконец, при посредстве Абу Сайда Мубарака аль-Мухаррими на него была одета хырка шейха, и он, завершив уединение, начал вести наставническую деятельность.

 Проповеди и хутбы Абдулкадира Гейлани оказывали очень сильное впечатление на слушателей. Он является автором около пятидесяти произведений. Самые широко известные из них — это «аль-Гунйа...», «аль-Фатхур-Раббани», «Футухуль-Гайб».

 

 Абдулкадир был крепко привязан к тасаввуфу и ис полнению повелений шариата, касающихся видимых действий че ловека. Он стал продолжателем суннитского тасаввуфа, развитого и систематизированного еще Газали. Тарикат, называемый в его честь «Ка дирия», или же иногда «Гейлания», стал одним из самых широко известных тарикатов во всем исламском мире. Он распро странен в Индонезии, Северной и Центральной Африке, в Сибири. Передается, что Исмаил Руми в разных местах открыл около сорока дергах тариката Кадирия. Известно, что на территории Северной Африки и даже Андалузии этот тарикат, известный под названием «Джелалия», продолжали распространять сыновья Абдулкадира Гейлани.

 

 Вхождение в тарикат Кадирия, как и в случае с другими тарикатами, происходит через принесение мюридом присяги шейху, когда шейх и мюрид берут друг друга за руки, и шейх призывает мю рида раскаяться во всех совершенных грехах. Ежедневная практи ка постигающего путь в этом тарикате состоит обычно из хамдала, пожеланий мира и благословения Посланнику Аллаха (мир Ему), ду'а, таухида и поминания Великого Имени (Аллах). Значительное внимание уделяется риязат. Салики выдерживают сорокадневный пост в уединении таким образом, как это рекомендовал Абдулкадир Гейлани. Так как цепочка преемствен ности Кадирия восходит к Досточтимому Али, зикр у них производится вслух. Айин этого тариката тоже делается в виде «девран». Через год после поступления в тарикат мюрид наде вает головной убор из зеленого материала, разрезанный на восем надцать полос. У Кадирии есть ответвления: Ашрафия, Румия, Халисия, Гарибия, Хилалия, Йафия, Асадия и Акбария.

 

1.  В происхождении слова «тасаввуф» И в определении тасаввуфа не существует единой общепринятой формулировки. Тасаввуф является наукой, основанной не на наблюдениях и умозаключениях, а на практике, поэтому существует много определений тасаввуфа. Каждый суфий дает определение тасаввуфу в зависимости от духовного опыта, который он пережил, и от степени, которой достиг.

 

 

 

2. ЙАСАВИЯ

 

 

Я стал дервишем, зикры шепча день и ночь,

 Кроме Бога я гнал остальное все прочь.

 Мотылек, я не мог жар любви превозмочь,

 И летел на огонь, чтоб сгореть без остатка.

 Соблюдая молитвы, стал божьим рабом,

 В подземелье теперь просветленный мой дом.

 

 Я стал суфием, мне не мечтать об ином,

 Упованья копьем я пронзил вожделенье.

 (Ахмад Йасави. Из «Книги Мудрости»

 в переводе А. Кодара)

 

 

 Тарикат Йасавия сначала распространился в областях Таш кента, Хорезма и Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи), затем — на Кавказе, в Турции и на Балканском полуострове. В цепи преемственности у этого тариката есть связь с еще одним тарикатом — Накши бандия, а также с тарикатом Бекташия. Их линии преемственности пересекаются, и есть мнение, что тарикат Бекташия является ответвлением тариката Йасавия.

НАФС

 

«Я не оправдываю свою душу, — ведь душа побуждает ко злу, если только не помилует Господь мой. Поистине, Господь мой прощающ, милосерд!» (Коран 12: 53)

 

 Борьба с нафсом — один из важнейших этапов исламского пути. Победить нафс — это значит одержать верх над страстными животными свойствами души.

 

РИЯЗАТ

 Чтобы очиститься от дурных качеств нужен риязат — обуздание нафса. (Прим. ред.)

 

 

 

 Этот тарикат был основан мастером тасаввуфа тюркского происхождения Ахма дом Йасави (ум.1166г). Большинство сведений о его жизни носит характер легенды. Ахмад Йасави родился в г. Чимкент-Сайрам, получил религиозное образование в Бухаре, а после смерти своего шейха обосновался г. Йаси в Туркестане и вел там наставническую деятельность. Он сы грал значительную роль в распространении ислама и идей тасав вуфа среди тюркских народов Средней Азии. Самым значительным произведением Йасави, которое дошло до наших дней, является его сборник стихов-наставлений «Диван-хикмет» («Книга Мудрости»).

 

 Йасавия уделяет большое внимание борьбе с нафсом и риязат, берет за основу громкий зикр. Зикр саликов Йасавии «Хайй и Ху» напоминает звуки режущей пилы, поэтому зикр этого тариката прозвали «зикр-и джехри» (громкий зикр). Большое внимание в тарикате уделяется уединению. При вступлении мюрида в тарикат обращают внимание на то, чтобы он обладал умом, расторопнос тью в служении шейху, правдивостью и молчаливостью. Следы и влияние тариката Йасавия и по сей день ощуща ются в тюркских республиках Средней Азии.

 Главы Корана начинаются так: «Во Имя Бога, Милостивого, Милосердного». В каком-то смысле эти слова заключают в себя весь суфизм.

 

 

 

3. РИФАЯ

 

Сынок, расскажу тебе о красоте и в чем она состоит:

 

Существует красота сердца и основа ее — страх перед Аллахом Всевышним.

 

Существует красота разума и основа ее в размышлении.

 

Существует красота духа и основа ее здесь — благодарность.

 

Существует красота в языке и основа ее в предпочтении молчания.

 

Существует красота лика и основа ее в поклонении Богу.

 

Существует красота намерения, проявляющаяся

 в свободе от бесполезных, уводящих от Цели мыслей.

 

Существует красота «нафса», заключающаяся

 в неизменном противоречии ему.

 

Существует красота сокровенного, основа которой — терпение.

 

Существует красота духовного состояния (халь) и основа ее — твердость

 и прямота на Пути Аллаха.

 

Существует красота служения и основа ее — «адаб».

 

Существует красота речи и основа ее в правдивости.

 

Существует красота души и основа ее — свобода от зависти.

 

Существует красота Пути и основа ее в соответствии Шариату.

 И источник всей этой красоты — помощь Божья.

 

 (Из наставлений Ахмада Рифаи своему сыну)

 

Ахмад Рифаи — основатель тариката Рифая — явля ется саидом (потомком Мухаммада (мир Ему). Его вступление на путь тасаввуфа произошло через его дядю Ман сура Батаихи. Однако его истинным наставником стал Али аль-Васити аль-Куреши. После дяди он стал шейхом в его дергах. Рифаи умер в 1182 г. И похоронен в ныне не существующем городе Васыт. Его перу принадлежат такие произведения, как «Хикем Рифая», «аль-Бурхануль-муаяд», «аль-Меджалисус-сания», «Халяту ахлиль-Хакика мааллах».

 

 Тарикат, основанный Рифаи и называемый иногда Батаихия, иногда Ахмадия, но чаще всего — Рифая, считается первым тари катом, возникшим после Кадирия и Йасавия.

 

 Тарикат Рифая после Ахмада Рифаи распространился в основном в Средней Азии, в Турции и на Балканском полуострове. Кенан Рифаи, посвятивший Ахмаду Рифаи и движению Рифая объемное произведение, раскрывает в нем методы и прин ципы тариката. Особое внимание в этом тарикате уделяется риязат и борьбе с нафсом. Также в их практике есть два вида уединения для улучшения нравственности, называемые хилафет, продолжительностью сорок дней, и Мухаррамия, который совершается в семь дней месяца Мухаррам. Во время уединения салик держит пост, утром и вечером ест так, как ему велит наставник. Все поклонения, риязат, поступки, сны и действия мюрида находятся под наблюдением наставника.

 Кроме этих двух видов уединения, с первого дня месяца Му харрам практикуется еще одно своеобразное уединение для всех мюридов, которое заключается в том, чтобы быть всегда в состоя нии омовения, держать пост, не спать с женой, не употреблять мяса и предпочитать молчание.

 

 Отличительными внешними осо бенностями последователей Рифая является то, что они носят черную чалму, садятся только на молитвенный коврик, при зикре и айин используют музыкальные инструменты деф и бендир. Кроме того, во время зикра и айин последователи Рифая показывают та кие «чудеса», как прокалывание себя железными стержнями, вхож дение в огонь, жевание стекла, которые они именуют «доказатель ствами». У тариката Рифая есть ответвления: Сайядия, Кайялия, Нурия, Иззия, Фенария и Бурхания.

 

 

 

4. СУХРАВАРДИЯ

 

Тарикат, основанный Абу Хафсом 'Умаром Сухраварди (ум.1234г). Хотя в некоторых источниках основание тариката при писывается дяде Абу Хафса — Абун-Наджибу Абдулкахиру Сухраварди (ум.1166г.), можно считать приемлемыми обе точки зрения. Основные принципы тариката были заложены в книге Абдулкахира Сухраварди «Ада-буль-мюридин», а дальней шее развитие его связано с именем 'Умара Сухраварди, и основой для этого тариката служит его книга «Аварифуль-маариф». Кроме этой книги, у Умара Сухраварди есть и другие произведения. Они посвящены тафсиру (толкованию Корана) и тасаввуфу.

 

 Абу Хафс Умар Сухраварди родом из поселка Сухраварди, на ходящегося в области Зенджан в части Ирана под названием Ирак Аджем. Однако всю свою жизнь, начиная с юношеских лет, он прожил в Багдаде. Там он получил знания о тафсир, хадис и фикх у самых образованных людей своего времени, в первую очередь у своего дяди Абун-Наджиба. Именно от него он узнал о постижении пути. Живший в период основания и распространения тарикатов, Умар Сухраварди встречался с руководителями тарикатов, например с Гейлани, и с такими деятелями тасаввуфа, как Ибн Араби и Ибн-уль-Фарид. Судя по тому, что прижизненно Сухраварди получил в Багдаде ти тул «шейх шейхов» И осуществлял функцию руководства всеми тарикатами и текке Багдада, он был самым уважаемым шейхом своей эпохи. Одним из его мюридов был шейх Сади Ширази, известный своими произведениями «Бостан» И «Поли стан». Тарикат Умара Сухраварди при жизни своего основателя распространился в Ираке, в Сирии и  в Иране, а после его смерти — в Туркестане, в Индостане и в Турции.

 

 

 

5. ЧИШТИЯ

 

Основатель тариката — Муинуддин Хасан Чишти (ум.1236г) — родился в Сиджистане. Поэтому иногда его называют именем «Сиджзи». Муинуддин после учебы в медресе Бухары и Самарканда бродил по городам Балх и Багдад. Там он познакомился с известны ми шейхами своего времени — Абдулкадиром Гейлани, Абу-Наджибом Сухраварди и Наджмеддином Кубра. Некоторое время Чишти вел уединенную жизнь в мавзолее Худжвири. После, став мюридом Абу Исхака Шамия, он обосновался в его деревне Чишт.

 

 Чиштия — самый первый тарикат, проникший на полуостров Индостан и самый здесь распространенный. Этот тарикат сыграл важную роль в принятии ислама населением Индостана и Паки стана и в духовной жизни народов этих областей. Последователи Чиштия раннего периода брали за основу книги «Аварифуль-ма-ариф» Сухраварди и «Кашфульмахджуб» Худжвири.

 

 Чиштия имеет такие базовые особенности, как громкий и тай ный зикр (зикр про себя), контроль — муракаба, сорокадневный пост — чиле, проводимый в уединении, с прослушиванием религиозных песнопений. Письменные источники Чиштия представлены в виде бесед, писем, произведений тасаввуфа, повествований о жизни вы дающихся представителей тариката. Впервые запись бесед начал вести Амир Хасан Сиджзи со слов Назамеддина Аулия. Представители этого братства не придавали особого значения ма териальной собственности, опасаясь, что это может отдалить их от Аллаха, старались не обременять себя имуществом, столь привлекательным для обычного человека. В наставлениях предписывалось обладать тремя качествами: «щедростью, словно море, добротой, словно солнце, и простотой, словно земля под ногами».

 

 Текке тариката Чиштия прославились своим гостеприимством и служением останавливавшимся в них странникам. Хотя идеи един ства бытия («вахдат-и вуджуд») в это время еще открыто не выра жались, шейх братства Чиштия по имени Мас'уд Бекк познакомил тарикат с учением Ибн Араби и Фахреддина Ираки.

 

 Одним из самых влиятельных шейхов этого тариката после Муинуддина Чишти был Низамуддин Аулия. Он основал ответвление Низамия. В его время влияние этого тариката распространилось во все области Индостана. Народ приходил в дергах Чиштия тол пами. Благодаря мюридам и преемникам Низамуддина Аулия тарикат распространился в Бенгалии и в Дакке.

 

 Хотя Чиштия не нашел распространения в Африке и Европе, зато на Востоке он дошел до Малайзии и Индонезии.

 

 

 

6. ШАЗИЛИЯ

 

Основатель Абуль-Хасан Али бин Абдуллах аш--Шазили родился в 1196 г. в Тунисе, в местечке под названием Шазиля. Будучи по своей родословной саидом, он был известен своими способностями к науке. Передается, что из-за пристрастия к науке и чтению научных произведений он даже потерял зрение.

 

 Он странствовал по разным областям и странам и познакомил ся со многими известными и знающими шейхами своего времени. У шейха Абдуссаляма бин Машиша аш-Шазили получил воспитание тасаввуфа и тариката. Умер он в 1258г по пути в хадж в области Хумейсыра в Египте, где и был погребен. Султан Мамлюков этой эпохи построил мавзолей над его могилой. Несмотря на то, что тарикат Шазилия по своему основанию имеет отношение к Джунайду, он все-таки относится к тарикатам, где центр тяжести смещен в сторону вос питания духа. Например, Шейх аш-Шазили проповедовал своим мюридам отречение от всего бренного ради Аллаха, зикр каждый час, каждую минуту, каждый момент времени (посто янное поминание Аллаха). Он не уделял особого значения риязату, уединению, айину и групповому зикру, и наставлял членов тариката претворять функции и дух тариката в своей личной жизни (халвет дер-анджуман).

 

 В отличие от тарикатов, подвергающих своих мюридов воспи танию нафса через риязат и чиле (сорокадневные посты в уедине- нии), последователи Шазилия очень чисто одевались, не отказы вались от пользования мирскими благами и верили, что, совмещая работу и мирские заботы с дополнительными поклонениями, ду'а, поминанием Аллаха и ежедневными чтениями, они смогут достичь истин единобожия. Основой тариката является кредо, которое Хариризаде Камаледдин Эфенди выразил так:

 

«Не надеясь на принятые меры и приложенные усилия, надеяться на Аллаха, в каждом дей ствии и явлении вокруг нас видеть руку Всевышнего Господа».

 

 Сам Шейх Шазили и его преемники старались достичь духовного совершенства, которое описано в книгах «Ихья...», «Кутубуль кулюб», «ар-Риайя». Поэтому в качестве основы тариката Шази лия установлены следующие принципы:

 

1.Во внешнем и внутреннем испытывать страх перед Аллахом;

 

2.Полное следование благородной сунне Досточтимого Пророка (мир Ему) в словах и действиях;

 

3.В моменты счастья и в моменты горя не ждать ничего от людей;

 

4.Полное вручение себя воле Аллаха во всех делах: больших или малых;

 

5.Всегда прибегать к Аллаху: в радости или в горе.

 

Шейх Шазили говорит: «Если кто-то будет читать молитвы, принятые у нас, так, как их читаем мы, тогда то, что происходит в духовном плане с нами, будет и с ними. То, что нисходит к нам, будет нисходить и к ним. То есть, если они будут делать то, что мы гово рим, и будут оказывать нам уважение, мы тоже будем благосклон ны к ним и будем причиной милости». Эти слова показывают, что основным методом в Шазилия является повторение ежедневно читаемых молитв.

 

 В Шазилия больше уважается духовная трезвость, чем духовное опьянение. Поэтому использование музыкальных инстру ментов и религиозных напевов «илахи», которые используются в тарикатах, занимающихся воспитанием нафса для приведения человека в состояние воодушевления и экстаза, в Шазилии почти не встречается.

 

 Шейх Шазили так объясняет границы взаимоотношений с брен ным миром и пути достижения Всевышнего без отрыва от народа: «Также как тело достигает покоя, избавившись от мирских хлопот, также и свой дух избавь от поклонения своим желаниям, от брен ных и преходящих забот, и пусть он достигнет покоя. После этого живи, как хочешь!»

 

 Цепочку преемственности шейхов Шазилия после Абуль-Хасана продолжил Абуль-Аббас аль-Мурси, а после него — Тажеддин Ибн Атауллах аль-Искендерани. Его перу принадлежит книга «Хикем атаи», состоящая из 260 коротких афоризмов. Эта книга и ее автор, получившие большую известность в исламском мире, сыгра ли важную роль в распространении тариката Шазилия.

 

 Сегодня Шазилия — самый распространенный тарикат в Египте. Кроме того, его многочисленные последователи живут в Палестине, Тунисе, Марокко и в некоторых других странах Африки. В последнее время боль шое количество последователей тариката Шазилия появилось и в Европе.

 

 

 

7.  МАВЛЯВИЯ

 

…Для истины иного нет зеркала-

 Лишь сердце, что любовью воспылало.

 А нет там отраженья — поспеши,

 Очисти зеркало своей души.

(Мавляна Джалаледдин Руми «Маснави»)

 

 О том, что истинно верующий не от-

 личается от дикобраза

 Да, дикобраз — создание такое,

 Что впрок порой ему идут побои.

 Все знают: если бить его сильней,

 То глаже он бывает и жирней.

 Мне кажется: душа у грешных нас

 Не что иное — сущий дикобраз.

 Не потому ль, что люди били их,

 Пророки совершенней всех других?

 (Мавляна Джалаледдин Руми «Маснави»)

 

 

 Тарикат, основанный Мавляной Джалаледдином Руми (ум.1273г). Мавляна родился в 1207 году в городе Белхе. Его отец Бахауддин Велед (ум.1231г) был известен как «султан уче ных». В 1213 году Мавляна и его отец Бахауддин направились по Багдадской дороге из Белха в Хиджаз. Затем в Караман, затем в Конью, где, в конце концов, и обосновались. Первым учителем Мавляны был его отец. А потом — один из его преемников — Бурханеддин Мухаккик Тирмизи. Став учителем и проповедником в медресе, Мавляна в 1244 году встречается в Конье с Шамсом Тебризи. После этой встречи в его сердце возгорается огонь любви к Аллаху. Мавляна, который к этому времени благодаря своему отцу уже был последователем тариката Кубревия, через Шамса Тебризи вступает на путь влюбленных в Аллаха (тарик шуттар). После знакомства с Шамсом Мавляна под ружился с Салахуддином Зеркубом. Хусамеддин Челяби говорит, что этот человек стал источником и вдохновителем Мавляны для написания его великолепного произведения «Маснави».

 

 Кроме «Маснави», Мавляна написал «Фихи мафих», «Диван Кабир» И другие произведения. Эти книги одни из самых читаемых произведений в исламском мире. Тарикат Мавлявия после Мавляны был продолжен шейхами, имеющими титул «Челяби». Государственные служащие (их в народе звали «власте линами пера»), образованные и знакомые с искусством люди, в осо бенности, проявляли большой интерес к тарикату Мавлявия. С момента своего основания и до сегодняшних дней он остает ся одним из самых распространенных тарикатов. Начиная с Коньи и Стамбула, в Дамаске, Халебе, Каире, Бурсе, на Балканах и Крым ском полуострове и во всех других более-менее значительных цен трах Османского государства во все периоды существовали дергах, и вели свою деятельность последователи тариката Мавлявия.

 

 

 Османские султаны проявляли большой интерес к Мавлявия, иногда опоясывались мечами от Челяби. Были среди них и после дователи Мавлявия, например, Селим III. Центр тариката Мав лявия находится в городе Конья. В тех местностях, где распространен тарикат Мавлявия есть Мавлявихане. Они больше, чем текке и завия других тарикатов. Причина этого — в необходимости помещения большого размера для прослушивания религиозной музыки принятым в этом тарикате способом. Дергах Мавлявия были не только образовательными центрами, где читали «Маснави», совершали зикр и слушали религиозные напевы, но и были местом, где упражнялись в таких видах искусства, как музыка и каллиграфия.

 Двумя самыми главными особенностями Мавлявия являются сема (прослушивание духовной музыки) и чиле (пост, совмещенный с уединением). Сема — это айин (прослушивание религиозных напевов и духовной музыки) тариката Мавлявия, который сопровождается вращательными движениями, кружением слушающих (напоминает своеобразный танец). При этом часто используются музыкальные инструменты: нэй (вид флейты) и кудум (тамбурин).

 

 Ней, свойства которого в первых восемнадцати стихотворениях «Маснави» сравниваются со свойствами совершенного человека, приобрел в Мавлявия особое значение.

 

 Чиле (пост, совмещенный с уединением) в Мавлявия выдер живается в течение 1001 дня. Дергах Мавлявия, в которых занима ются этой практикой, получили название «аситане». Тех, кто помогает совершающим чиле, называют «чилекеш», тех, кто совершил чиле — «закончившими чиле», а тех, кто прервал чиле, не завершив его до конца, называли «сломавшими чиле». Дервиши, завершившие чиле, имели право на титул «Деде».

 

 Мавляна и тарикат Мавлявия занимают важное место в исто рии культуры. Надо отметить, что последователями этого тарика та часто становятся люди с хорошим образованием. Мавляна был человеком очень широких взглядов, его личность вызывает интерес на протяжении всей истории существования тариката. Вскоре после закрытия текке в Турецкой Республике мавзолей Мавляны был преобразован в музей.

 Мавлявия, в отличие от других тарикатов, не имеет ответвлений и филиалов. Есть только два течения внутри него — Веледа и Шамса. Течение Шамса преисполнено любовью, воодушевлением и экстазом. Течение Веле да, внесенное сыном Мавляны, отличается большим аскетизмом.

 

 

 

8. БАДАВИЯ

 

 Основатель тариката Бадавия — Ахмад Бадави — родился в  Марокко. Некоторое время он занимался изучением явных наук, знал наизусть Коран, получил образование в фикхе. Затем, почувствовав интерес к тасаввуфу, сначала посетил могилы Абдулкадира Гейлани и Ахмада Рифаи. Его наставником был Бадреддин Хасан Магриби, и после присяги шейху, дальнейшую свою жизнь Ахмад Бадави провел в местечке Танта. Могила его тоже находится там.

 

 

 Тарикат Ахмада Бадави иногда называют по его имени — «Ахмадия», иногда по добавлению к его имени — «Бадавия». Другое название «Сутухия» появилось благодаря обычаю среди последователей этого тариката во время риязат смотреть на солнце до покраснения глаз. Иногда Бадавия упоминается как ответвление Рифая или Шазилия, однако, так как его основатель являлся одним из четырех великих аулия, а сам тарикат имеет ряд особенностей, мы вправе считать его самостоятельным. Бадавия и последователи это го тариката оказали значительное влияние на религиозную жизнь Египта. Участие дервишей и последователей Бадавия в войнах против крестоносцев повысило авторитет этого братства среди на рода. Бадавийя является в Египте самым распространенным та рикатом после Шазилия. Однако за пределами Египта он не смог найти особого распространения.

 

 Так как цепь преемственности в Бадавия восходит к досточтимому Али, а его основатель считается первым предво дителем тариката, употребившим понятие «свет Мухаммада» (нур Мухаммада), Бадавия, хоть и неявно, но несет в себе традиции алевитской школы.

 В книге Бадави «Весайя» перечисляются особенности этого тариката, среди которых тщательность в следовании Корану и Сун не, постоянство зикруллах в сердце, красный цвет хырки и чалмы, которые носят последователи тариката.

 

 Хотя в основе Бадавия лежит постоянное поминание Аллаха в сердце, со временем последователи тариката стали со вершать и громкий зикр, сидя или стоя. Явление, когда в процессе зикра, входя в экстаз, дервиши продолжали зикр обнявшись, получило название «мяч Бадави».

 Как проявление постоянного поминания Аллаха в сердце, шейх во время принятия присяги мюрида, после традиционных во просов-ответов и наставлений, просил его несколько раз повторить следующее: «Аллах со мной. Аллах смотрит на меня. Аллах мне свидетель».

 

 В образовании и развитии тариката Бадавия значительную роль, после Ахмада Бадави, сыграл его преемник Абдулал (ум.1332г).

 

 Вот уже на протяжении столетий в Египте сохраняется тради ция в последнюю неделю месяца Зульхиджа собираться в честь празднования дня рождения Ахмада Бадави. В торжествах участвуют сотни тысяч людей, среди них представители всех тарикатов. Проводится зикр и совершаются религиозные песнопения, повсеместно царит оживление и радость.

 Самые развитые ответвления тариката Бадавия: Селамия, Фергания, Инбаия, Мунавия, Сутухия и Бейюмия.

 

 

9. ДЕСУКИЯ

 

 Основан Бурханеддином Ибрагимом бин Абиль-Междом Десуки (ум.1277г). Он родился и большую часть своей жизни провел в Южном Египте в городе Десук, там же он получил и начальное религиозное образование, включая знание Корана наизусть и постижение пути Рифая через своего отца. Кроме того, через наставника Нажмеддина Исфахани он получил знание о пути Шазилия. Часто Десуки упоминают под псевдонимом «Абуль-айнейн». Он вел уединенную жизнь почти двадцать лет, а после смерти отца по настоянию своих мюридов он прервал отшельничество и начал наставническую деятельность. Личность Десуки весьма загадочная, в нем сочеталась строгость следования шариату с веселым и жизнерадостным характером.

 

 Тарикат Десукия уделяет особое внимание громкому зикру и риязат. Кроме того, к главным принципам тариката относятся тща тельность в соблюдении шариата и усвоение прекрасных нрав ственных качеств избранных рабов Аллаха. На начальном этапе развития этого тариката прослушиванию религиозных напевов (сема) уделялось мало внимания, однако, позже поминание Аллаха и религиозные напевы стали практиковаться стоя. Во время зикра часто по вторяют: «Йа, Даим» (О, Постоянный). Обычно приверженцы Десу кия носят зеленые одежды. Этот тарикат самый распространенный в Египте после Шази лия и Бадавия. Есть у него последователи и в странах Персид ского залива. Кроме того, он распространен в Судане и Северной Аф рике. Часто по имени шейха его называют «Бурхания». По методам, адабу и цепи преемственности Десукия похож на тарикаты Рифая, Сухравардия и Шазилия. Есть также мнение, что Десукия является ответвлением Бадавия.

 

 

 

 

 

10. НАКШИБАНДИЯ

 

 «Признак очищения глубин сердца раба Божье-

 го от всего, кроме Бога, в том, что он может ис-

 толковать ошибки верующих как добрые дела».

 (Шейх Бахауддин Накшибанди)

 

«Если ты любишь своего Бога, то знай, что

 твое сердце есть зеркало Его лица. Ког-

 да ты смотришь в сердце свое, безусловно,

 видишь Его лицо. Твой царь находится во двор-

 це твоего тела, и ты не удивляйся, если уви-

 дишь престол Бога в частице своего сердца».

 (Шейх Бахауддин Накшибанди)

 

Мухаммад Бахауддин Накшибанди Бухари (ум.1389г) — знаменитый «Шах Накшибанд», родился в селении Каср вблизи Бухары. С младенческих лет он рос в атмосфере тасаввуфа. Его отец был мюридом одного из шей хов тариката «хаджаган» — Хаджа Мухаммада Баба Саммаси (ум.1339г). Одиннадцать основных принципов та риката Накшибандийя были сформулированы Абдулхаликом Гуджувани. Эти принципы следующие:

 

1.Внимание к времени (вукуф замани):

 Давать себе отчет о каждом проведенном мгновении и о каждом состоянии (халь). Благодарить Аллаха за время и состояние, проведенное в присутствии Аллаха, раскаиваться за время, растраченное в небрежении об Аллахе. Другими словами, в состоянии «кабз» продолжать просить прощение у Аллаха, в состоянии «бает» продолжать благодарить Аллаха. Салик должен знать ценность времени, должен обращать внимание на каждый вдох-выдох, сохранять чувство муракаба (подконтрольность). Понятия часа и времени сходны с километровыми отметками на пути духовного развития.

 

2.Внимание к «количеству» (вукф адади):

 Во время зикра нужно уделять внимание «количеству», избегать рассеянности сознания и добиваться концентрации его в одной точке. Несмотря на то, что «количество» имеет большое значение во время зикра, главное, конечно же, не количество, а состояние. Даже если количество зикра мало, сердце должно быть в присутствии Того, ради Кого совершается поминание (зикр). Осознание ценности количества, считающееся первой ступенью тайного знания, препятствует проникновению в сердце бренного и преходящего.

 

3.Внимание к сердцу (вукуф калби):

 

 Бывает двух видов:

 а) совершающий зикр каждую секунду думает об Аллахе, не дает возможности проникнуть в сердце чему-либо, кроме Аллаха;

 б) направленность совершающего зикр к своему сердцу. То есть, обращаясь во время зикра к участку сердца, расположенному под левым соском и напоминающему стеклянный эллипсоид (шишку), обеспечить присутствие в этом кусочке сердца поминания об Аллахе. Так же, как мы, направляясь к Каабе, обращаемся к вездесущему Аллаху и открываем свои руки перед Ним с мольбой, так и, обращаясь во время зикра к своему сердцу, мы способствуем наполнению его проявлениями Всевышнего.

 

4. Осознание Аллаха в каждом вдохе-выдохе (хуш дардам):

 Сохранять присутствие Аллаха в каждом вдохе-выдохе, не позволять себе ни одного вздоха в небрежности к Аллаху. Дыхание без небрежности наполняет сердце присутствием Аллаха.

 

 В Накшибандия основой развития является дыхание. При вдохе и выдохе, и паузе между вдохами нужно остерегаться небрежности в отношении Аллаха, остерегаться забывания Аллаха. Это считается проявлением имени «альХайй». Тот, кто защитит подобным образом свой нафс, избавляется от страха перед будущим и от сожаления о прошлом.

 

5. Направленность взгляда на ступни (назар бер-кадам):

 Направление взгляда на носки ступней. Если ходить, осматриваясь по сторонам, влево и вправо, внимание рассеивается, сердце наполняется преходящим. Тот, кто концентрирует взгляд на носках своих ног, сохраняет себя и от взглядов на запретное, и от заня тости преходящим, потому что завеса в сердце возникает от внимания к окружающему без необходимости. Глаз является шпионом сердца. То, что видит глаз, занимает сердце. Глаз, как фотокамера, направляет отснятые кадры в сердце. Архивируемые там отпечатки, в большинстве своем, бесполезны и отвлекают сердце от главного — поминания Аллаха.

 

 Направленность взгляда на ступни есть проявление скромности, воспитанности. Это соответствует сунне Досточтимого Пророка (мир Ему).

 

6. Путешествие к своей истинной сущности (сафар дер-ватан):

 Движение от сотворенного мира к Творцу. Избавление салика от дурного характера и человеческих слабостей и направление к овладению качествами ангелов, путешествие к своей истинной сути. Сюда же относится и странствие человека, ищущего наставника, с целью найти себе шейха. Досточтимый Ибрахим (мир Ему) сказал: «Я иду к моему Господу...», — эти слова именно о внутреннем духовном путешествии такого рода. В тасаввуфе к такому духовному путешествию относятся все действия, направляющие человека от сотворенного мира к Творцу.

 

7. Уединение среди людей (халвет дер-анджуман):

 Состояние одиночества, несмотря на общение с людьми. Одиночество среди толпы, пребывание с Господом, находясь среди людей. Этот принцип можно описать как: «Руки направляются за прибылью, душа направляется к Любимому». Занятость души и сердца Истинно Сущим, в то время как тело и внешние действия обращены к сотворенному миру. Для осуществления этого состояния салик должен посвятить себя полностью зикру в истинном значении этого слова, чтобы даже среди самого большого скопления людей он не слышал ничего кроме поминания Всевышнего Господа, чтобы ни что не могло отстранить его от зикруллах. Таким образом, перед саликом открывается истина аята: «Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему»

 

8. Повторение языком (йад-кард):

 Зикр языка вместе с сердцем. Означает совершение зикра языком салика, достигшего степени подконтрольности (муракаба). Так как сердце связано с матери альными объектами, то от их грязи оно пачкается. При совершении зикра языком сначала очищается от грязи язык, затем — сердце. Таким образом, салик поднимается от степени контроля к степени наблюдения божественных проявлений (от муракаба — к мушахада). При повторении таухида для достижения состояния са мозабвения, а также при уроке муракаба язык фиксируется к нёбу, дыхание задерживается и зикр совершается сердцем.

 

9. Избавление от посторонних мыслей (баз-гешт):

 Согласно этому принципу необходимо прогонять все посторонние мысли и воспоминания, которые невольно приходят на ум во время зикра. Особенно при совершении зикра с целью са мозабвения и растворения себя в Господе; после остановки дыхания этот принцип выражается в словесной формуле: «Илахи анта максуди ва ридака матлуби» (О, Аллах! Только Ты мне нужен, и только Твоего довольства взыскую).

 

10. Препятствование проникновению бренного в сердце (нигаш-дашт):

 Означает «сохранение». Этот принцип осуществля ется через препятствование проникновению всего бренного и преходящего в дом сердца, являющийся местом божественных проявлений. Другими словами, это отключение воображения. Нет необходимости говорить, насколько это трудная задача.

 

11. Удержание в памяти (йад-дашт):

 Это понятие, которое можно еще описать как удержание взора или глубокое понимание, означает возврат к Аллаху и удержание этого состояния без повторения языком его имени. Это достижение высшего предела в зикре, вхождение в состояние присутствия Господа и достижение степени «шухуд».

 Шах Накшибанд был суфием ханафитского мазхаба. Самыми важными предметами в его тарикате были беседа (сохбет) и духовная связь с шейхом (рабита).

 

 Беседа (сохбет), о которой он сказал: «Наш путь — это бесе да», и духовная связь (рабита), которую можно выразить как «пребывание с шейхом и при его отсутствии» являются двумя основами, которым в этом тарикате уделяется гораздо больше внимания, чем в других тарикатах. Со времени своего основания Шахом Накшибандом вли яние тариката Накшибандия постепенно расширяется на территории Туркестана, Турции и Индии. Благодаря преемникам Шаха Накшибанда Мухаммаду Парса (ум.1419г) и Аляуддину Аттару (ум.1400г) тарикат распространился в Междуречье.

 Любовь к учению Ибн Араби и понятие «вахдат-и вуджуд» (единства бытия), присущие шейхам тариката Накшибандия, трансфор мировались благодаря Имаму Раббани в идею «вахдат-и шухуд» (единство восприятия). Стараниями Абдуллаха Дехлеви и его пре емника Мавляны Халида Багдади (ум.1826г) Накшибандия превратился в XIX веке в самый распространенный тарикат в исламском мире.

 

 Айин (поминание Аллаха) в тарикате Накшибандия называется «Хатм хаджеган». При его совершении обращается особое внимание на тайность исполнения, не допускается присутствие посторонних лиц.

 

 В тарикате отдается предпочтение внутреннему зикру, «зикру про себя». Цепочка преемственности тариката составляет путь «сыддыкия», восходящий к досточтимому Абу Бакру.

 

 

 

11. ХАЛВЕТИЯ

 

Так как руководитель этого тариката 'Умар Халвети (ум.1397г) придавал осо бое значение уединению («халвет»), и передается даже, что он сорок раз выдерживал пост, совмещенный с уединением, этот путь получил название «Халветия». Большую роль в распространении этого тариката на Кавказе и в Турции сыграл Сайд Йахья Ширвани (ум.1464г), наделенный титулом «пир сани» (второй руководитель). Халветия, несмотря на иранское происхождение, в пери од Османского государства был самым широко распространенным тарикатом в Стамбуле, в Турции и на Балканах. У Халветия есть более тридцати отделений-филиалов. Однако, в основном, эти от ветвления группируются по четырем основным направлениям: Рушания, Джемалия, Ахмадия и Шамсия.

ЗИКР ТАУХИДА (Единобожия)

 

 Ля иляха илля Ллах

 

 Нет Бога кроме Аллаха

 

 

 

 Кроме уединения, в тарикате Халветия большое значение уделяется также зикру «асма саб'а» И зикру таухида (Ля иляха илля Ллах). Для очищения сердца нужно отдалиться от всего бренного и заниматься поминанием великого имени «Аллах». Для постижения пути в этом тарикате большую роль играли толкования снов.

 

 На сегодняшний день в Египте продолжают свою деятельность филиалы этого тари ката: Демирташия, Гюнеймия, Херевия, Симнания, Алвания и Шубравия. Заметна деятельность филиалов Халветия в Европе и в Америке, в особенности ответвления Джеррахия.

 

 

 

12. БАЙРАМИЯ

 

 Считается, что этот тарикат, основанный Хаджи Байрамом Вали (ум.1429г), объединил принципы тарикатов Халветия и Накшибандия. Еще при жизни основателя определились основные принципы тариката Байрамия, и он повсеместно распространился в Анкаре, Бурсе и Эдирне. То, что Хаджи Байрам Вали занимался земледелием и держал скот, добывая себе таким образом средства к существованию, служило стимулом для его мюридов и последователей к занятию ремеслами и искусством. Хаджи Байрам Вали ввел традицию ношения низкого головного убора белого цвета, состоящего из шести полос. К макушке этого головного убора пришивается пуговица, похожая на розу, символизирующая поступление Хамудуддина Аксарая в дергах тариката Баязида в Дамаске.

 

 В Байрамия, также как и в Халветия, был принят громкий зикр имен Всевышнего. Однако в течении Меламия-Байрамия есть, кроме этого, и тайный метод зикра, называемый «ожидание души».

 В основе Байрамия лежат три главных положения: «Притяжение Аллахом (джазба), любовь и божественные тайны». Произ ведения Акшамседдина, считающегося самым великим шейхом этого тариката после Хаджи Байрама Вали, сыграли важную роль в сохранении основополагающих принципов этого тариката.

 

 Область его распространения охватывает, в основном, турецкие области в Анатолии и на Балканах. У Байрамия есть три дочерних тариката: Шамсия, Меламия, Джалветия. Сам тарикат Байрамия продолжил свое суще ствование в виде Шамсия и его дочернего подразделения — Химметия. Хотя Шамсия и Меламия являются двумя подразделениями одного тариката, с точки зрения цепи преемственно сти они находятся на противоречивых позициях. Меламиты, пред почитающие тайный зикр, относят цепь своей преемственности к цепи Халветия, в котором принят громкий зикр, а предпочитающие громкий зикр последователи Шамсия считают, что их цепь преем ственности соединяется с цепью преемственности Накшибандия.

 

 Хотя тарикат Джалветия и является частью Байрамия, с течением времени он приобрел черты самостоятельного течения. Основателем Джалветия является Азиз Махмуд Худай (ум.1628г). Бывший одним из самых влиятельных шей хов Османской эпохи, Азиз Махмуд Худай вступил на путь тариката после получения серьезного образования и степени преподавателя в медресе. Ему принадлежит авторство около тридцати произведений. Число его мюридов исчисляется сотнями тысяч. При его жизни и после его смерти тарикат распространился в Стамбуле, Бурсе и на Балканах. Этот тарикат, значительное внимание в котором уделяется зикру таухида (Ля иляха илля Ллах) и борьбе с нафсом, вызывал интерес и у ученых, и у госу дарственных деятелей. Такие выдающиеся авторы тасаввуфа, как Бурсалы Исмаил Хакки (ум.1725г), получили воспитание этого тариката. У тариката есть ответвления: Хаккия, Фенаия, Селамия и Хашимия. Только в Стамбуле действуют около тридцати его тарикатов.

 

 

 

 Хайдар Юсуф

 

http://www.imperia-duha.ru/article_13.html

 

 

Просмотров: 2448 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024