В начале XIX в. наблюдается обновление суфийского течения в Дагестане, что связано с распространением халидийской ветви Накшбандийа. О существовании накшбандийского ордена в Дагестане впервые упоминается в XVII в. Здесь следует отметить, что согласно трудам дагестанских суфийских шейхов обязательным условием правомочности того или иного накшбандийского шейха является силсила — цепь духовной преемственности шейхов, которая восходит к основателю ордена, а через него — к Пророку Мухаммаду. Одна из ветвей (ордена) Накшбандийа, которая имеет своих последователей в Дагестане в настоящее время, проникла в первой четверти ХIХ в. Первым шейхом накшбандийского тариката на Кавказе был Исмаил Кюрдамири, через которого в Дагестане распространились основные ветви этого ордена — собственно Накшбандийа-Халидийа и Накшбандийа-Махмудийа. Сам Исмаил Кюрдамири был преемником известного накшбандийского шейха Зийа ад-Дина Халида ал-Багдади (1778—1827). В дальнейшем Исмаил Кюрдамири через Хас Мухаммада Ширвани сделал своим преемником Мухаммада ал-Яраги (1772—1838), который был первым дагестанцем в цепи последователей тариката Накшбандийа-Халидийа. Один из первых шейхов – этнических дагестанцев был Хасмухаммад Ширвани Дагестани, который родился в 1201г. в с. Хулал в семье алима. В 10 -летнем возрасте Хасмухаммад наизусть знал Коран, а в 15 лет - книгу имама Шафии «Аль-Умму». Он был также знатоком медицины, астрономии, химии, инженерных наук. В 20 лет он достиг совершенства в знании шариатских наук и мог выносить решения шариатского суда. С глубокими познаниями в различных науках у Хасмухаммада появилось сильное желание встать на суфийский путь, и он начал поиски совершенного учителя – «муршидун камила». В то время в Дамаске жил шейх накшбандийского тариката Халид Аль Багдади. Как описывается в книге Аднана Купруси «Золотая цепь накшбандийского тариката», когда Хасмухаммад дошел до Халида аль Багдади, тот ответил ему, что дагестанцы гордый, вспыльчивый народ, и таким он тарикат не имеет права передавать, пока они не очистят от гордыни сердца и не снимут кинжалов с поясов. Хасмухаммад сделал товбу (покаяние) и стал мюридом Халида Багдадского. Тот сказал ученику, что видит впереди у него большое будущее и наставничество. Хасмухаммад воспринял это известие со страхом и удивлением. Тогда учитель сказал ему: «Сынок, возвращайся в Дагестан и через полгода приезжай опять ко мне». Хасмухаммад возвратился домой в глубоких раздумьях, а сможет ли он выполнить поручение учителя, изменить дагестанские традиции, не соответствующие суфизму? Через 6 месяцев, когда он приехал к шейху Халиду Багдадскому в Дамаск, то уже не застал его в живых. По поручению покойного Халида Багдадского шейх Исмаил Курдамири дал Хасмухаммаду иджаза. Исмаил Курдамири и Хасмухаммад Ширвани похоронены рядом в г.Дамаске. Наряду с этой первой цепочкой шейхов тариката Накшбандийа-Халидийа в Северном Азербайджане параллельно развивалась другая ветвь накшбандийского тариката — Накшбандийа-Махмудийа. Исмаил Кюрдамири, кроме Мухаммада ал-Яраги, сделал своим преемником также Мухаммад-Салиха Ширвани. Далее через азербайджанских шейхов Ибрахима Кудкашайни, Йунуса Лалали эта линия доходит до Махмуда ал-Алмали, от которого, собственно, и берет свое название тарикат Накшбандийа-Махмудийа. Махмуд-афанди родился в 1810 г. в с. Алмалы в Северном Азербайджане. В дальнейшем эта цепочка раздваивается, развиваясь параллельно в Дагестане и в Поволжье, а затем обе эти линии Накшбандийа вновь соединяются на шайхе Хасане Хилми ал-Кахи. В Дагестан тарикат Накшбандийа-Махмудийа проник в конце ХIХ в. и частично вытеснил существовавшую здесь ветвь Халидийа. Борьба за влияние и власть еще в последней трети XIX в. расколола братство Накшбандийя на две соперничающие группировки. В полемических сочинениях суфиев борьба между обеими линиями переведена в область споров о правомочности разных суфийских практик. Первая, более ранняя ветвь братства, восходящая через знаменитых шейхов XIX в. Абд ар-Рахмана Согратлинского, Джамал ад-Дина Казикумухского и Мухаммеда Ярагского (ум. 1838/39) к Мавлану Халиду Багдадскому и названная по последнему Накшбандийя-Халидийя, отличается правилами инициации адептов, практикой громкого зикра для начинающих адептов, практикой рабита и некоторыми другими чертами. Другая, более многочисленная и влиятельная сегодня ветвь Накшбандийа в честь основателя шейха Махмуда Алмалинского (1810–1877) из Северного Азербайджана XIX в. называется Накшбандийа-Махмудийа. В начале ХХ в. шейх Сайфулла-кади соединил эту линию с учением братства Шазилийа, с наставниками которой он познакомился в Поволжье. С этого времени Шазилийя рассматривается шейхами этой линии как подготовительный этап для тех, кто хочет войти в братство Накшбандийя. Сама ветвь нередко называется Махмудийя-Шазилийа. Ее шейхи отвергают исполнение громкого зикра в Накшбандийя. Однако, поскольку начинающие адепты, как правило, не еще не способны совершать тихий накшбандийский зикр, шейхи Махмудийа поручают им совершение громкого зикра Шазилия, после чего их переводят в Накшбандийа. Шейхи линии Махмудийа являются одновременно шазилийскими шейхами. К числу последних относится прежде всего сам Саид-афанди. Кроме него шейхами обоих тарикатов в Дагестане являются Мансурил Мухаммед Ботлихский (1943 г.р.), Гази-Мухаммед Рамазанов Гимринский (1948 г.р.), Гамбулат Тагиров из Муцалаула и Мухаммед Рабаданов из Нового Костека. За исключением последнего все остальные представители этой линии по национальности аварцы. Мухаммед Рабаданов – даргинец. К шазилийским шейхам этой группировки относятся ученик Саида-афанди кумык Арсланали-афанди (Гамзатов) Параульский ( 1954 г.р.), даргинец Абд ал-Вахид Какамахинский ( 1933 г.р.). К их соперникам кроме упомянутых выше Мухаммеда-Мухтара Бабатова, Мухаммеда-хаджи Гаджиева и самого Ильяса-хаджи принадлежат шейхи Накшбандийя-Халидийя табасаранец Сирадж ад-дин (Исрафилов) Хурикский (1956 г.р.), аварец Абд ал-Вахид (Магомедов) Апшинский (1950 г.р.), кумыки Мухаджир (Акаев) и Пата-Мухаммед из с. Дургели, ректор Исламского университета им. имама аш-Шафии Муртазали (Карачаев) Таркинский (1949 г.р.). Суфийская община по своей природе закрыта для непосвященных, а шейхи зачастую преувеличивают число своих приверженцев. Сторонники суфизма в основном сосредоточены в центре и на севере Дагестана. Центрами суфизма в Южном Дагестане на сегодня, являются Дербент и Табасаранский район. В российской и зарубежной историографии постулируется тезис о том, что суфийское братство Накшбандийа под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, на Кавказе претерпел значительные изменения и трансформировался в новое религиозно-политическое учение – мюридизм, в основе которого лежала идея джихада – сопротивления русскому владычеству на Кавказе. Однако, письменные арабоязычные источники этого периода рисуют обратную картину, вследствие чего, такое устоявшееся мнение требует дополнительной интерпретации. В своих проповедях три первых имама – Гази Мухаммад, Гамзат-бек и Шамиль обращались к населению с требованием отказаться от местных норм социально-правовых отношений – адата и следовать нормам шариата. Но редко какой источник сообщает о том, что в проповедях Мухаммада ал-Яраги или Гази Мухаммада звучали призывы следовать тарикату. Более того, общеизвестен тот факт, что накшбандийский шейх Джамалуддин ал-Гази-Гумуки отказался дать Гази Мухаммаду разрешение вести войну с Россией. И даже когда Мухаммад ал-Яраги разрешил Гази Мухаммаду начать газават, свой поступок он объяснил Джамалуддину тем, что для свержения царского правительства на Кавказе нужны военные полководцы, так как одни муллы и суфийские шейхи ничего не могут сделать. Действительно, со стороны шейха Мухаммада ал-Яраги звучали призывы сопротивления российской экспансии на Кавказе. Но возникает вопрос, насколько эти призывы вести джихад с неверными соотносятся с тем, что писали в своих трудах по суфизму сами накшбандийские шейхи периода Кавказской войны. Анализ этих работ показал, что в их основе лежат духовно-нравственные аспекты: отказ от земных благ, работа над нравственным самосовершенствованием, непричинение зла своим близким, беспрекословно выполнять предписания шариата и муршида. Таким образом, в этих трудах лежит идея большого джихада, который в интерпретации суфиев направлен на борьбу мусульманина со своими пороками и нравственное. Только очистив свое сердце и свои помыслы в суровой борьбе со злом, мусульманин может считать себя вправе поучать других. Автор: Али АЛБАНВИ
|